Содержание письма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:37, реферат

Описание работы

Итак, вы заинтересовались возможностью быстрого, качествен­ного, легкого - насколько это вообще возможно - написания вашей диссертации, диплома, курсовой или любой другой академической работы, которая, как вам кажется, испортит вам немало крови.
Сейчас трудно найти какие-либо справочники, пособия, пакеты документов (кроме, конечно, весьма сухих и кратких методичек, со­ставленных в вашем же вузе), посвященных тому, как облегчить ваш труд, а порой даже свести его на нет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ЭТА КНИГА И ЧЕМ ОНА ХОРОША
1. КАК ПИСАТЬ ЛЮБЫЕ РАБОТЫ
2. С ЧЕГО НАДО НАЧИНАТЬ
2.1. ТЕМА РАБОТЫ
2.2. УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ
3. ОТКУДА И КАК БРАТЬ ЛИТЕРАТУРУ
3.1. КАК ПОПЫТАТЬСЯ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БИБЛИОТЕК
3.2. КАК ОБРАЩАТЬСЯ С БИБЛИОТЕКАМИ
4. ОТКУДА И КАК МОЖНО СПИСЫВАТЬ
4.1. КАКИЕ БЫВАЮТ РАБОТЫ
4.2. КАКИЕ БЫВАЮТ КНИГИ
4.3. КАКИЕ ЕСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
4.4. КАКИЕ БЫВАЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
5. ЧТО МОЖНО И НУЖНО ДЕЛАТЬ С ТЕКСТОМ, ИЛИ КАК ДОВЕСТИ РАБОТУ "ДО УМА"
5.1. КАК РЕДАКТИРОВАТЬ
5.2. КАК ОФОРМИТЬ
6. КАК СДЕЛАТЬ РАБОТУ ЗА ТРИ ДНЯ
7. ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ НЕ ПИШЕТСЯ
8. КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ В НОЛЯХ
1. БОРЬБА С СОБОЙ
2. БОРЬБА С ЭКЗАМЕНАТОРОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ПИСЬМЕ~1.DOC

— 588.00 Кб (Скачать)

2.2. УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ

Избрав или самостоятельно сформулировав тему, не торопитесь бежать ее раскрывать. Эту тему вы сначала должны утвердить. Для этого необходимо встретиться с тем (и только с тем) преподавателем, который будет оценивать вашу работу. Преподаватели практически всегда расходятся друг с другом в своих мнениях относительно не толь­ко научных, но и иных проблем, поэтому разговаривать о работе с кем-либо другим совершенно бессмысленно. Не разговаривать же во­обще ни с кем также нельзя по целому ряду причин:

1) субъективное мнение преподавателя — это самое важное, что определит оценку за вашу работу, и это мнение надо знать, причем знать заранее;

2) тема работы сама по себе не раскрывает всех требований к ее содержанию; многие из них вы получите именно из уст препо­давателя:

3) преподаватель должен знать, что вы заинтересованы в нем, в его мнении, в его советах, поэтому вам нужно хотя бы раз и лучше в самом начале работы показаться ему на глаза.

Беседа с преподавателем может протекать как приватно, так и в виде групповой консультации. Для диссертаций, дипломов и курсо­вых необходим только первый вариант: для остальных работ предпо­чтительнее второй.

Беседуя с преподавателем, постарайтесь выяснить у него как мож­но больше, поскольку вполне возможно и весьма желательно, что до кон­ца работы вы с ним больше не встретитесь. Если свои указания пре-

лучить их от него в письменном виде или записывать их у него на глазах, поскольку преподаватели часто забывают о своих первоначаль­ных требованиях и затем требуют нечто совершенно противополож­ное. Попытайтесь вытянуть из преподавателя все, что поможет вам в работе, но только это. Данное условие основано на том, что получае­мые указания, с одной стороны, позволяют сузить поле вашей дея­тельности и уменьшить затраты времени и сил, но с другой - ограни­чивают вашу свободу. Среди весьма желательных сведений следует выделить список необходимой литературы и примерный план работы.

Преподаватели любят развлекаться, задавая студентам темы, по которым совсем нет или почти нет литературы на русском (а иногда и вообще ни на каком) языке. Задают также темы провокационные, рассчитанные на не ориентирующихся в предмете людей, или просто нелепые, по которым вообще ничего нельзя написать. Одной журна­листке-первокурснице преподаватель однажды задал тему по исто­рии древнерусской литературы о летописце Пимене. Пришлось пе­рерыть все существующие книги по этой самой древнерусской лите­ратуре, прежде чем выяснилось, что преподаватель либо что-то пере­путал, либо просто пошутил, назвав в качестве реального летописца, чьи произведения надо было разбирать, героя пушкинского «Бориса Годунова». То есть надо было писать работу о книгах летописца, ко­торого никогда не было, но которого придумал Пушкин. Чтобы из­бежать подобных ситуаций, надо стараться взять с преподавателя хотя бы минимум названий книг, касающихся избранной темы. Причем названия эти желательно брать полностью — с инициалами авторов и годами издания, иначе вы надолго застрянете у первого же ящика библиотечного каталога.

Все возможные требования преподавателя к содержанию будуще­го текста желательно получить именно в форме примерного плана, чтобы потом не было необходимости переставлять отдельные части вашей работы, наполовину ее сокращать или дописывать новые час­ти. В то же время план, который раскрывает общее представление преподавателя о вашей работе, должен быть именно примерным, что­бы вам потом не приходилось притягивать найденные вами материа­лы и родившиеся у вас мысли за уши к жестко заданной схеме.

Во многих случаях большинство сведений о темах работ и при­мерных способах их раскрытия можно найти в специальных мето­дичках, которые выдаются либо непосредственно преподавателем, либо кафедрой, либо учебной частью. Некоторые вузы такого рода методички не разрабатывают и не издают, однако, например, в Юри­дической академии они есть и их использование обязательно.

Утверждение тем курсовых, дипломов и диссертаций необходи­мо и на чисто формальном уровне: здесь требуется официальное со­гласие научного руководителя и специальное решение кафедры. Од­нако даже после такого формального утверждения темы не считайте, что ее формулировку уже никак нельзя будет изменить. Тему любой работы в процессе ее написания всегда можно хотя бы чуть-чуть под­править, чтобы она в наибольшей мере соответствовала получающе­муся у вас содержанию. Не вы должны приспосабливаться к теме, но тема должна быть приспособлена к вам.

Между тем, существуют и такие формальные требования, с кото­рыми вы ничего не можете поделать и которым вы должны следовать абсолютно беспрекословно. Речь идет о требованиях к оформлению работы (см. 5.2). В отношении дипломных и курсовых работ каждый вуз предъявляет ряд требований, большая часть из которых универ­сальна для любого вуза, о специфике же речь пойдет ниже. Требова­ния к рефератам, докладам, контрольным и т. п., как правило, опре­деляются каждым отдельным преподавателем.

Получив таким образом все необходимые сведения, точную тему, а также все индивидуальные и корпоративные требования препода­вателей, вы можете приступить к работе.

И первое, что необходимо в связи с этим сделать — найти необхо­димую литературу. О том, как и где это нужно делать, вы узнаете из следующей главы.

 

 

 

3. ОТКУДА И КАК БРАТЬ ЛИТЕРАТУРУ

3.1. КАК ПОПЫТАТЬСЯ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БИБЛИОТЕК

3.2. КАК ОБРАЩАТЬСЯ С БИБЛИОТЕКАМИ

3.2.1. Какие бывают библиотеки и как в них попасть

3.2.2. РГБ (Ленинка) и ИНИОН

3.2.3. Как работать в каталогах

 

Если вы можете написать академическую работу без использова­ния литературы, вам можно поставить памятник при жизни. Если же нет, то обращение к пояскам необходимой литературы, вполне веро­ятно, столкнет вас с такими трудностями, преодоление которых мо­жет навсегда лишить вас охоты что-нибудь когда-нибудь читать или что-нибудь когда-нибудь писать. Во избежание подобных последст­вий прочтите нижеследующее.

 

3.1. КАК ПОПЫТАТЬСЯ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БИБЛИОТЕК

Не все любят ходить в библиотеки, да и не всегда это целесооб­разно. На эти случаи существуют следующие методы отказа от посе­щения библиотек.

Все ходимое купить невозможно. Однако целый ряд книглучше все-таки купить, потому что они могут быть полезны постоянно, и все время бегать за ними в библиотеку неразумно. К таковым книгам относят­ся, например, базовые справочники, словари или энциклопедии, ба­зовые учебники, законодательные акты, труды классиков в той или иной сфере и т. д.

Во-вторых, есть огромный массив информации, не хранящейся в библиотеках. Прежде всего, бурно развивается техника, предостав­ляя учащимся новые возможности. Новым источником списывания стали сегодня электронная почта и рынок CD-Rom — компакт­ных электронных носителей информации. Заглянув сегодня в один из разделов Интернета или купив специальный CD-Rom, вы може­те качать оттуда рефераты, доклады, а то и более серьезные работы по самым разным предметам. К сожалению, эти источники доступ­ны пока очень немногим — тем, у кого есть компьютеры с дисково­дами для CD и доступ в Интернет, и, главное, тем, кто умеет всем этим пользоваться.

Для большинства же учащихся единственным внебиблиотечным скопищем информации остается великое множество студенческих трудов, никому ненужных и пылящихся на кафедрах, по требованию которых писались многочисленные курсовые и дипломы, а иногда и рефераты. Все эти работы нужны вам.

Все кафедры в Москве как минимум дублируются. Даже экзотич­ные африканские языки изучаются сразу в трех вузах: в Институте стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ, в Университете междуна­родных отношений (МГИМО) и Российском университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы (РУДН). О более изучаемых предме­тах и говорить нечего. По любой теме вы сможете найти диплом или курсовую в другом вузе.

Для того чтобы получить нужную вам работу, необходимо вос­пользоваться имеющимися у вас связями в данном вузе. Если у вас есть хотя бы один знакомый студент оттуда, он имеет право на ка­кое-то время получить любую хранящуюся на кафедре работу. Если же со связями вам не повезло, то необходимо приватно пообщаться с лаборанткой кафедры (но только с нею); вероятно, придется ее задобрить — коробкой конфет, бутылкой или не очень значительной денежной суммой.

Теоретически, полученную таким образом работу вы можете спи­сывать абсолютно спокойно, не боясь, что вас уличат в плагиате. Однако на самом деле здесь существует иная опасность.

Иногда можно рекомендовать, например, без оглядки использовать дип­ломную работу, защищенную в каком-нибудь Калужском педагоги­ческом институте (теперь они все называются университетами), для решения ваших проблем в МГУ. Более того, даже в пределах Моск­вы дипломы бывают весьма неодинаковыми по качеству. Например, редкий диплом из Московского педагогического университета им. Н.К. Крупской (МПУ) мог бы быть защищен в МГУ. Если же качество работ из второстепенного вуза будет чуть выше, сразу же должно возникнуть подозрение, что работа начисто и грубо списа­на. Хотя, в общем, всегда бывают исключения и неожиданности, и гениальное произведение можно встретить где угодно.

Поэтому, обеспечивая себе легкий хлеб и используя работы дру­гих студентов, будьте бдительны — учитывайте соотношение требо­ваний их вузов с требованиями вашего вуза и старайтесь использо­вать работы уровня не ниже, чем ваш.

Конечно, наиболее безопасно в этом смысле использовать рабо­ты вашего же заведения, однако эти работы, скорее всего, хорошо зна­комы вашим преподавателям. Хотя известны случаи, когда на неко­торых кафедрах студентам, просрочившим подачу своих дипломных работ, ихдобрые научные руководители давали работы предшествен­ников этих студентов для списывания и легкого редактирования. Однако на такую чудесную доброту преподавателей, в принципе, на­деяться не стоит.

И еще. Вы можете очень долго мотаться по разным вузам, но так и не найти нужной вам работы, если ее тема слишком специфична. Зная это, а также учитывая особую требовательность вашего препо­давателя, не стоит тратить время на заранее обреченные на неуспех поиски. В этом случае вам придется-таки пойти в библиотеку и вос­пользоваться накопленными там сокровищами человеческого знания.

3.2. КАК ОБРАЩАТЬСЯ С БИБЛИОТЕКАМИ

Любой человек, принадлежащий академической системе, рано или поздно сталкивается с необходимостью работы в библиотеках. Поэтому данный раздел полезен всем без исключения и содержит наиболее полную и детальную информацию о том, как сориентиро­ваться в выборе библиотеки и, что наиболее важно, как себя вести в самой библиотеке, чтобы не потерять слишком много времени. Если вы не сможете усвоить основных принципов и приемов работы с ка­талогами, заказами, правильным заполнением требований и т.п.

Настоящее издание, в отличие от первого, не содержит конкрет­ных сведений о времени работы библиотек. Дело в том, что сегодня эта информация бесполезна, поскольку библиотеки даже на протя­жении текущего года неоднократно меняли режим своей работы и продолжают это делать (как, впрочем, и правила обслуживания). Поэтому наиболее разумно будет накануне посещения библиотеки позвонить туда и узнать самую необходимую информацию о ее рабо­те в ближайшие дни (когда и какие фонды работают, в каких объемах можно делать заказы в течение дня и т. п.).

Библиотеки представляют собой очень сложную систему с огром­ными возможностями. Однако никто не объясняет студентам, как ориентироваться в этой системе и как использовать ее возможности. Сделать это попробуем мы.

3.2.1. Какие бывают библиотеки и как в них попасть

В данном разделе мы рассмотрим только московские библиотеки и только те из них, в которых можно найти литературу по социаль­ным и гуманитарным вопросам.

Существуют также специальные технические библиотеки, одна­ко автору не приходилось с ними сталкиваться. Отсутствие инфор­мации о них будет компенсировано сведениями об универсальных библиотеках, в качестве примера которых служит самая главная уни­версальная библиотека — Российская государственная библиотека (далее - Ленинка или РГБ).

Из всего многообразия библиотек нас будут интересовать только те, в которых можно найти научную литературу, то есть научные биб­лиотеки.

Научные библиотеки бывают универсальные и специальные, пуб­личные и ведомственные.

В универсальных библиотеках собрана литература по всем сфе­рам человеческих интересов. В специальных библиотеках собрана литература лишь по отдельным сферам или группам сфер. Например, в библиотеке Института научной информации по общественным и гуманитарным наукам РАН (далее - ИНИОН) собрана, соответст­венно, лишь литература по общественным и гуманитарным вопро­сам. Книги о размножении мышки-полевки в условиях вечной мерзлоты вы здесь не найдете.

Публичные библиотеки общедоступны, тогда как в ведомствен­ные могут попасть только люди, принадлежащие к данному ведомст­ву либо получившие от этого ведомства специальное разрешение.

Напри­мер, новейшие книги, которых нет вЛенинке, вы скорее всего може­те найти в ИНИОНе, тогда как отсутствующие в РГБ старые книги скорее всего найдутся в Исторической библиотеке.

Для того чтобы попасть в библиотеку, надо в нее записаться и по­лучить соответствующий читательский билет. Когда вы идете запи­сываться в библиотеку, прихватите с собой сразу все необходимые документы, чтобы не ездить туда двадцать раз. В подавляющем боль­шинстве библиотек существует стандартный набор необходимых для записи документов:

1) паспорт;

2) студенческий или аспирантский билет либо диплом о выс­шем образовании или об ученой степени;

3) две-три фотографии (лучше 3 х 4);

4) в некоторых случаях, в частности, для большинства специаль­ных и ведомственных библиотек, а также для архивов, необходимо также отношение с кафедры, заверенное ее заведующим, вашим на­учным руководителем или кем-то из администрации (деканом, зам-деканом, проректором, начальником лаборатории и т. п.).

Обычно на кафедрах есть готовые бланки подобных отношений, и их легко заполнить. Если же их нет, отношение можно составить на простом листе бумаги, но тогда на нем обязательно следует поста­вить факультетскую печать в соответствующей канцелярии. Как имен­но составить текст отношения, вы можете узнать у лаборантки вашей кафедры или у вашего научного руководителя.

Вот пример отношения для работы в некотором закрытом храни­лище:

Кафедра отечественной истории исторического факультета МГУ просит допустить к работе над материалами библиотеки такой-то (архива такого-то) студента (аспиранта) Иванова Ивана Ивановича для работы над темой "Политические аспекты раскола Русской церкви в XVII веке".

Заведующий кафедрой Петров Л. Н.

На таком отношении стоит также поставить визу вашего научно­го руководителя. В наши дни отношение можно представлять не только от академических учреждений, но даже от частных фирм и вообще от любых организаций. Однако при этом пользование библиотекой будет платным.

Информация о работе Содержание письма