Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:37, реферат
Итак, вы заинтересовались возможностью быстрого, качественного, легкого - насколько это вообще возможно - написания вашей диссертации, диплома, курсовой или любой другой академической работы, которая, как вам кажется, испортит вам немало крови.
Сейчас трудно найти какие-либо справочники, пособия, пакеты документов (кроме, конечно, весьма сухих и кратких методичек, составленных в вашем же вузе), посвященных тому, как облегчить ваш труд, а порой даже свести его на нет.
ВВЕДЕНИЕ
ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ЭТА КНИГА И ЧЕМ ОНА ХОРОША
1. КАК ПИСАТЬ ЛЮБЫЕ РАБОТЫ
2. С ЧЕГО НАДО НАЧИНАТЬ
2.1. ТЕМА РАБОТЫ
2.2. УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ
3. ОТКУДА И КАК БРАТЬ ЛИТЕРАТУРУ
3.1. КАК ПОПЫТАТЬСЯ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БИБЛИОТЕК
3.2. КАК ОБРАЩАТЬСЯ С БИБЛИОТЕКАМИ
4. ОТКУДА И КАК МОЖНО СПИСЫВАТЬ
4.1. КАКИЕ БЫВАЮТ РАБОТЫ
4.2. КАКИЕ БЫВАЮТ КНИГИ
4.3. КАКИЕ ЕСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
4.4. КАКИЕ БЫВАЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
5. ЧТО МОЖНО И НУЖНО ДЕЛАТЬ С ТЕКСТОМ, ИЛИ КАК ДОВЕСТИ РАБОТУ "ДО УМА"
5.1. КАК РЕДАКТИРОВАТЬ
5.2. КАК ОФОРМИТЬ
6. КАК СДЕЛАТЬ РАБОТУ ЗА ТРИ ДНЯ
7. ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ НЕ ПИШЕТСЯ
8. КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ В НОЛЯХ
1. БОРЬБА С СОБОЙ
2. БОРЬБА С ЭКЗАМЕНАТОРОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Избрав или самостоятельно сформулировав тему, не торопитесь бежать ее раскрывать. Эту тему вы сначала должны утвердить. Для этого необходимо встретиться с тем (и только с тем) преподавателем, который будет оценивать вашу работу. Преподаватели практически всегда расходятся друг с другом в своих мнениях относительно не только научных, но и иных проблем, поэтому разговаривать о работе с кем-либо другим совершенно бессмысленно. Не разговаривать же вообще ни с кем также нельзя по целому ряду причин:
1) субъективное мнение преподавателя — это самое важное, что определит оценку за вашу работу, и это мнение надо знать, причем знать заранее;
2) тема работы сама по себе не раскрывает всех требований к ее содержанию; многие из них вы получите именно из уст преподавателя:
3) преподаватель должен знать, что вы заинтересованы в нем, в его мнении, в его советах, поэтому вам нужно хотя бы раз и лучше в самом начале работы показаться ему на глаза.
Беседа с преподавателем может протекать как приватно, так и в виде групповой консультации. Для диссертаций, дипломов и курсовых необходим только первый вариант: для остальных работ предпочтительнее второй.
Беседуя с преподавателем, постарайтесь выяснить у него как можно больше, поскольку вполне возможно и весьма желательно, что до конца работы вы с ним больше не встретитесь. Если свои указания пре-
лучить их от него в письменном виде или записывать их у него на глазах, поскольку преподаватели часто забывают о своих первоначальных требованиях и затем требуют нечто совершенно противоположное. Попытайтесь вытянуть из преподавателя все, что поможет вам в работе, но только это. Данное условие основано на том, что получаемые указания, с одной стороны, позволяют сузить поле вашей деятельности и уменьшить затраты времени и сил, но с другой - ограничивают вашу свободу. Среди весьма желательных сведений следует выделить список необходимой литературы и примерный план работы.
Преподаватели любят развлекаться, задавая студентам темы, по которым совсем нет или почти нет литературы на русском (а иногда и вообще ни на каком) языке. Задают также темы провокационные, рассчитанные на не ориентирующихся в предмете людей, или просто нелепые, по которым вообще ничего нельзя написать. Одной журналистке-первокурснице преподаватель однажды задал тему по истории древнерусской литературы о летописце Пимене. Пришлось перерыть все существующие книги по этой самой древнерусской литературе, прежде чем выяснилось, что преподаватель либо что-то перепутал, либо просто пошутил, назвав в качестве реального летописца, чьи произведения надо было разбирать, героя пушкинского «Бориса Годунова». То есть надо было писать работу о книгах летописца, которого никогда не было, но которого придумал Пушкин. Чтобы избежать подобных ситуаций, надо стараться взять с преподавателя хотя бы минимум названий книг, касающихся избранной темы. Причем названия эти желательно брать полностью — с инициалами авторов и годами издания, иначе вы надолго застрянете у первого же ящика библиотечного каталога.
Все возможные требования преподавателя к содержанию будущего текста желательно получить именно в форме примерного плана, чтобы потом не было необходимости переставлять отдельные части вашей работы, наполовину ее сокращать или дописывать новые части. В то же время план, который раскрывает общее представление преподавателя о вашей работе, должен быть именно примерным, чтобы вам потом не приходилось притягивать найденные вами материалы и родившиеся у вас мысли за уши к жестко заданной схеме.
Во многих случаях большинство сведений о темах работ и примерных способах их раскрытия можно найти в специальных методичках, которые выдаются либо непосредственно преподавателем, либо кафедрой, либо учебной частью. Некоторые вузы такого рода методички не разрабатывают и не издают, однако, например, в Юридической академии они есть и их использование обязательно.
Утверждение тем курсовых, дипломов и диссертаций необходимо и на чисто формальном уровне: здесь требуется официальное согласие научного руководителя и специальное решение кафедры. Однако даже после такого формального утверждения темы не считайте, что ее формулировку уже никак нельзя будет изменить. Тему любой работы в процессе ее написания всегда можно хотя бы чуть-чуть подправить, чтобы она в наибольшей мере соответствовала получающемуся у вас содержанию. Не вы должны приспосабливаться к теме, но тема должна быть приспособлена к вам.
Между тем, существуют и такие формальные требования, с которыми вы ничего не можете поделать и которым вы должны следовать абсолютно беспрекословно. Речь идет о требованиях к оформлению работы (см. 5.2). В отношении дипломных и курсовых работ каждый вуз предъявляет ряд требований, большая часть из которых универсальна для любого вуза, о специфике же речь пойдет ниже. Требования к рефератам, докладам, контрольным и т. п., как правило, определяются каждым отдельным преподавателем.
Получив таким образом все необходимые сведения, точную тему, а также все индивидуальные и корпоративные требования преподавателей, вы можете приступить к работе.
И первое, что необходимо в связи с этим сделать — найти необходимую литературу. О том, как и где это нужно делать, вы узнаете из следующей главы.
3.1. КАК ПОПЫТАТЬСЯ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БИБЛИОТЕК
3.2. КАК ОБРАЩАТЬСЯ С БИБЛИОТЕКАМИ
3.2.1. Какие бывают библиотеки и как в них попасть
3.2.2. РГБ (Ленинка) и ИНИОН
3.2.3. Как работать в каталогах
Если вы можете написать академическую работу без использования литературы, вам можно поставить памятник при жизни. Если же нет, то обращение к пояскам необходимой литературы, вполне вероятно, столкнет вас с такими трудностями, преодоление которых может навсегда лишить вас охоты что-нибудь когда-нибудь читать или что-нибудь когда-нибудь писать. Во избежание подобных последствий прочтите нижеследующее.
Не все любят ходить в библиотеки, да и не всегда это целесообразно. На эти случаи существуют следующие методы отказа от посещения библиотек.
Все ходимое купить невозможно. Однако целый ряд книглучше все-таки купить, потому что они могут быть полезны постоянно, и все время бегать за ними в библиотеку неразумно. К таковым книгам относятся, например, базовые справочники, словари или энциклопедии, базовые учебники, законодательные акты, труды классиков в той или иной сфере и т. д.
Во-вторых, есть огромный массив информации, не хранящейся в библиотеках. Прежде всего, бурно развивается техника, предоставляя учащимся новые возможности. Новым источником списывания стали сегодня электронная почта и рынок CD-Rom — компактных электронных носителей информации. Заглянув сегодня в один из разделов Интернета или купив специальный CD-Rom, вы можете качать оттуда рефераты, доклады, а то и более серьезные работы по самым разным предметам. К сожалению, эти источники доступны пока очень немногим — тем, у кого есть компьютеры с дисководами для CD и доступ в Интернет, и, главное, тем, кто умеет всем этим пользоваться.
Для большинства же учащихся единственным внебиблиотечным скопищем информации остается великое множество студенческих трудов, никому ненужных и пылящихся на кафедрах, по требованию которых писались многочисленные курсовые и дипломы, а иногда и рефераты. Все эти работы нужны вам.
Все кафедры в Москве как минимум дублируются. Даже экзотичные африканские языки изучаются сразу в трех вузах: в Институте стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ, в Университете международных отношений (МГИМО) и Российском университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы (РУДН). О более изучаемых предметах и говорить нечего. По любой теме вы сможете найти диплом или курсовую в другом вузе.
Для того чтобы получить нужную вам работу, необходимо воспользоваться имеющимися у вас связями в данном вузе. Если у вас есть хотя бы один знакомый студент оттуда, он имеет право на какое-то время получить любую хранящуюся на кафедре работу. Если же со связями вам не повезло, то необходимо приватно пообщаться с лаборанткой кафедры (но только с нею); вероятно, придется ее задобрить — коробкой конфет, бутылкой или не очень значительной денежной суммой.
Теоретически, полученную таким образом работу вы можете списывать абсолютно спокойно, не боясь, что вас уличат в плагиате. Однако на самом деле здесь существует иная опасность.
Иногда можно рекомендовать, например, без оглядки использовать дипломную работу, защищенную в каком-нибудь Калужском педагогическом институте (теперь они все называются университетами), для решения ваших проблем в МГУ. Более того, даже в пределах Москвы дипломы бывают весьма неодинаковыми по качеству. Например, редкий диплом из Московского педагогического университета им. Н.К. Крупской (МПУ) мог бы быть защищен в МГУ. Если же качество работ из второстепенного вуза будет чуть выше, сразу же должно возникнуть подозрение, что работа начисто и грубо списана. Хотя, в общем, всегда бывают исключения и неожиданности, и гениальное произведение можно встретить где угодно.
Поэтому, обеспечивая себе легкий хлеб и используя работы других студентов, будьте бдительны — учитывайте соотношение требований их вузов с требованиями вашего вуза и старайтесь использовать работы уровня не ниже, чем ваш.
Конечно, наиболее безопасно в этом смысле использовать работы вашего же заведения, однако эти работы, скорее всего, хорошо знакомы вашим преподавателям. Хотя известны случаи, когда на некоторых кафедрах студентам, просрочившим подачу своих дипломных работ, ихдобрые научные руководители давали работы предшественников этих студентов для списывания и легкого редактирования. Однако на такую чудесную доброту преподавателей, в принципе, надеяться не стоит.
И еще. Вы можете очень долго мотаться по разным вузам, но так и не найти нужной вам работы, если ее тема слишком специфична. Зная это, а также учитывая особую требовательность вашего преподавателя, не стоит тратить время на заранее обреченные на неуспех поиски. В этом случае вам придется-таки пойти в библиотеку и воспользоваться накопленными там сокровищами человеческого знания.
Любой человек, принадлежащий академической системе, рано или поздно сталкивается с необходимостью работы в библиотеках. Поэтому данный раздел полезен всем без исключения и содержит наиболее полную и детальную информацию о том, как сориентироваться в выборе библиотеки и, что наиболее важно, как себя вести в самой библиотеке, чтобы не потерять слишком много времени. Если вы не сможете усвоить основных принципов и приемов работы с каталогами, заказами, правильным заполнением требований и т.п.
Настоящее издание, в отличие от первого, не содержит конкретных сведений о времени работы библиотек. Дело в том, что сегодня эта информация бесполезна, поскольку библиотеки даже на протяжении текущего года неоднократно меняли режим своей работы и продолжают это делать (как, впрочем, и правила обслуживания). Поэтому наиболее разумно будет накануне посещения библиотеки позвонить туда и узнать самую необходимую информацию о ее работе в ближайшие дни (когда и какие фонды работают, в каких объемах можно делать заказы в течение дня и т. п.).
Библиотеки представляют собой очень сложную систему с огромными возможностями. Однако никто не объясняет студентам, как ориентироваться в этой системе и как использовать ее возможности. Сделать это попробуем мы.
В данном разделе мы рассмотрим только московские библиотеки и только те из них, в которых можно найти литературу по социальным и гуманитарным вопросам.
Существуют также специальные технические библиотеки, однако автору не приходилось с ними сталкиваться. Отсутствие информации о них будет компенсировано сведениями об универсальных библиотеках, в качестве примера которых служит самая главная универсальная библиотека — Российская государственная библиотека (далее - Ленинка или РГБ).
Из всего многообразия библиотек нас будут интересовать только те, в которых можно найти научную литературу, то есть научные библиотеки.
Научные библиотеки бывают универсальные и специальные, публичные и ведомственные.
В универсальных библиотеках собрана литература по всем сферам человеческих интересов. В специальных библиотеках собрана литература лишь по отдельным сферам или группам сфер. Например, в библиотеке Института научной информации по общественным и гуманитарным наукам РАН (далее - ИНИОН) собрана, соответственно, лишь литература по общественным и гуманитарным вопросам. Книги о размножении мышки-полевки в условиях вечной мерзлоты вы здесь не найдете.
Публичные библиотеки общедоступны, тогда как в ведомственные могут попасть только люди, принадлежащие к данному ведомству либо получившие от этого ведомства специальное разрешение.
Например, новейшие книги, которых нет вЛенинке, вы скорее всего можете найти в ИНИОНе, тогда как отсутствующие в РГБ старые книги скорее всего найдутся в Исторической библиотеке.
Для того чтобы попасть в библиотеку, надо в нее записаться и получить соответствующий читательский билет. Когда вы идете записываться в библиотеку, прихватите с собой сразу все необходимые документы, чтобы не ездить туда двадцать раз. В подавляющем большинстве библиотек существует стандартный набор необходимых для записи документов:
1) паспорт;
2) студенческий или аспирантский билет либо диплом о высшем образовании или об ученой степени;
3) две-три фотографии (лучше 3 х 4);
4) в некоторых случаях, в частности, для большинства специальных и ведомственных библиотек, а также для архивов, необходимо также отношение с кафедры, заверенное ее заведующим, вашим научным руководителем или кем-то из администрации (деканом, зам-деканом, проректором, начальником лаборатории и т. п.).
Обычно на кафедрах есть готовые бланки подобных отношений, и их легко заполнить. Если же их нет, отношение можно составить на простом листе бумаги, но тогда на нем обязательно следует поставить факультетскую печать в соответствующей канцелярии. Как именно составить текст отношения, вы можете узнать у лаборантки вашей кафедры или у вашего научного руководителя.
Вот пример отношения для работы в некотором закрытом хранилище:
Кафедра отечественной истории исторического факультета МГУ просит допустить к работе над материалами библиотеки такой-то (архива такого-то) студента (аспиранта) Иванова Ивана Ивановича для работы над темой "Политические аспекты раскола Русской церкви в XVII веке".
Заведующий кафедрой Петров Л. Н.
На таком отношении стоит также поставить визу вашего научного руководителя. В наши дни отношение можно представлять не только от академических учреждений, но даже от частных фирм и вообще от любых организаций. Однако при этом пользование библиотекой будет платным.