Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:37, реферат
Итак, вы заинтересовались возможностью быстрого, качественного, легкого - насколько это вообще возможно - написания вашей диссертации, диплома, курсовой или любой другой академической работы, которая, как вам кажется, испортит вам немало крови.
Сейчас трудно найти какие-либо справочники, пособия, пакеты документов (кроме, конечно, весьма сухих и кратких методичек, составленных в вашем же вузе), посвященных тому, как облегчить ваш труд, а порой даже свести его на нет.
ВВЕДЕНИЕ
ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ЭТА КНИГА И ЧЕМ ОНА ХОРОША
1. КАК ПИСАТЬ ЛЮБЫЕ РАБОТЫ
2. С ЧЕГО НАДО НАЧИНАТЬ
2.1. ТЕМА РАБОТЫ
2.2. УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ
3. ОТКУДА И КАК БРАТЬ ЛИТЕРАТУРУ
3.1. КАК ПОПЫТАТЬСЯ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БИБЛИОТЕК
3.2. КАК ОБРАЩАТЬСЯ С БИБЛИОТЕКАМИ
4. ОТКУДА И КАК МОЖНО СПИСЫВАТЬ
4.1. КАКИЕ БЫВАЮТ РАБОТЫ
4.2. КАКИЕ БЫВАЮТ КНИГИ
4.3. КАКИЕ ЕСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
4.4. КАКИЕ БЫВАЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
5. ЧТО МОЖНО И НУЖНО ДЕЛАТЬ С ТЕКСТОМ, ИЛИ КАК ДОВЕСТИ РАБОТУ "ДО УМА"
5.1. КАК РЕДАКТИРОВАТЬ
5.2. КАК ОФОРМИТЬ
6. КАК СДЕЛАТЬ РАБОТУ ЗА ТРИ ДНЯ
7. ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ НЕ ПИШЕТСЯ
8. КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ В НОЛЯХ
1. БОРЬБА С СОБОЙ
2. БОРЬБА С ЭКЗАМЕНАТОРОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ.
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВСЕХ, КТО ПИШЕТ ДИПЛОМНЫЕ, КУРСОВЫЕ, КОНТРОЛЬНЫЕ, ДОКЛАДЫ, РЕФЕРАТЫ, ДИССЕРТАЦИИ
2003
Степаненко С. Е. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. – 5-е изд. – М., Бэст, – 2003. Электронное издание.
ВВЕДЕНИЕ
ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ЭТА КНИГА И ЧЕМ ОНА ХОРОША
1. КАК ПИСАТЬ ЛЮБЫЕ РАБОТЫ
2. С ЧЕГО НАДО НАЧИНАТЬ
2.1. ТЕМА РАБОТЫ
2.2. УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ
3. ОТКУДА И КАК БРАТЬ ЛИТЕРАТУРУ
3.1. КАК ПОПЫТАТЬСЯ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БИБЛИОТЕК
3.2. КАК ОБРАЩАТЬСЯ С БИБЛИОТЕКАМИ
4. ОТКУДА И КАК МОЖНО СПИСЫВАТЬ
4.1. КАКИЕ БЫВАЮТ РАБОТЫ
4.2. КАКИЕ БЫВАЮТ КНИГИ
4.3. КАКИЕ ЕСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
4.4. КАКИЕ БЫВАЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
5. ЧТО МОЖНО И НУЖНО ДЕЛАТЬ С ТЕКСТОМ, ИЛИ КАК ДОВЕСТИ РАБОТУ "ДО УМА"
5.1. КАК РЕДАКТИРОВАТЬ
5.2. КАК ОФОРМИТЬ
6. КАК СДЕЛАТЬ РАБОТУ ЗА ТРИ ДНЯ
7. ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ НЕ ПИШЕТСЯ
8. КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ В НОЛЯХ
1. БОРЬБА С СОБОЙ
2. БОРЬБА С ЭКЗАМЕНАТОРОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ЭТА КНИГА И ЧЕМ ОНА ХОРОША
Итак, вы заинтересовались возможностью быстрого, качественного, легкого - насколько это вообще возможно - написания вашей диссертации, диплома, курсовой или любой другой академической работы, которая, как вам кажется, испортит вам немало крови.
Сейчас трудно найти какие-либо справочники, пособия, пакеты документов (кроме, конечно, весьма сухих и кратких методичек, составленных в вашем же вузе), посвященных тому, как облегчить ваш труд, а порой даже свести его на нет.
Существует немало книг о том, как писать школьные сочинения, сдавать вступительные экзамены, как поступать абитуриенту в тех или иных проблемных ситуациях, а вот литературы о том, что делать студентам и аспирантам, когда они сталкиваются с необходимым и не самым радостным этапом своей учебной деятельности, как ни странно, вы не найдете. Чем же хороша эта книга, кроме того, что она не имеет себе подобных, и чем она может вам помочь?
Во-первых, приведенные здесь сведения не являются теоретическими и абстрактными. Книга возникла из реального опыта автора, семь лет успешно писавшего сотни рефератов, докладов, контрольных, курсовых, дипломов и диссертаций по всем гуманитарным дисциплинам в такие московские вузы, как Московский государственный университет им. Ломоносова (МГУ), Университет международных отношений (МГИМО), Российский университет дружбы народов (РУДН), Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Институт стран Азии и Африки (ИСАА), Московскую юридическую академию (МГЮА), Московский экстерный государственный университет (МЭГУ). В этой книге описаны проблемы, с которыми вы столкнетесь, и даны пути их реального решения. Общих рассуждении не будет: будут лишь советы, — что и как надо делать.
Во-вторых, в этой книге собрана и систематизирована вся необходимая информация, связанная с написанием академических работ. Вы можете последовательно, шаг за шагом следуя рекомендациям, потратив на это минимум времени и сил.
В общем, эта книга предназначена для всех тех, кто сталкивается с необходимостью писать тексты для их проверки и оценки в академической системе, т. е. в системе, объединяющей в себе образование и науку. Каждый раз, когда возникает такая необходимость, перед студентом или аспирантом встает совершенно новая задача, требующая, конечно, индивидуального подхода. Однако, как и во всем другом, здесь возможны обобщения, позволяющие выработать универсальный подход, годный на все случаи академической жизни.
Представляемая здесь версия такого подхода опирается главным образом на опыт общения с общественными и гуманитарными дисциплинами, однако может быть полезна и для «технарей», «естественников» и «точников», во-первых, потому, что им также часто приходится писать отчетные работы на социальные и гуманитарные темы, а во-вторых, потому, что и в их «точных» сферах существуют те же проблемы, решаемые теми же способами.
Следует обратить особое внимание на тот факт, что нижеследующие советы и указания будут полезны не только для «халявщиков», думающих только о том, как бы ничего не делать, но и для серьезных учащихся, стремящихся получить хорошее образование и любящих учиться.
Эти указания представляют собой, так сказать, комплексный рецепт того, как можно написать абсолютно любую работу быстро, качественно, спокойно и без излишнего труда. Кем бы вы ни были, как бы вы ни относились к академическому процессу, все написанное в этой книге будет полезно вам, облегчит вашу жизнь и избавит вас от многих и многих неприятностей.
А как убедиться в том, что все это правда? Нет ничего проще. Достаточно лишь взглянуть на оглавление или бегло пролистать книгу, чтобы понять: вы держите в руках то, что вам нужно.
Удачи вам!
Прежде чем начать разговор о том, что следует предпринимать для написания той или иной письменной работы, сначала просто необходимо определиться в своем отношении к той системе, в которой вы обучаетесь и действуете.
Развитие цивилизации требует огромных жертв. Вопиющим примером такой жертвы являются студенты и прочие учащиеся, стонущие под прессом академической машины, выжимающей из них все соки и непрерывно требующей от них демонстрации своей увлеченности учебно-научным процессом в форме всевозможных отчетных письменных работ.
Студент (и иной учащийся) постоянно попадает в ситуацию, когда в экстремальных условиях своей жизни, под угрозой всевозможных наказаний, в жестко ограниченные сроки он вынужден приступать к процессу писания чего-то такого, о чем он не имеет ни малейшего представления и к чему вообще неизвестно как подступиться.
Так вот - из этой книжки вы узнаете, как всегда выходить из любой подобной ситуации с наименьшими потерями.
Страдания миллионов студентов, павших жертвами современной системы образования, не прошли даром — их горький опыт собран и обобщен, для того чтобы последующий подобный опыт был наименее неприятным и наиболее безболезненным.
Прежде всего каждому следует знать, что бояться нечего, потому что эта пресловутая академическая машина уже давно пережила себя и пришла к саморазрушению. И каким бы смелым ни казалось подобное утверждение, — оно подтверждается опытом.
Многие думают, что, чтобы написать какую-либо работу (особенно, например, диплом), надо день и ночь сидеть в библиотеке и месяцами в творческих муках рождать мысль, которую потом необходимо будет кропотливо оформлять научным стилем я робко подавать на суд строгих специалистов. Все это не так.
Не надо так думать и бояться писать что-либо по следующим причинам.
Во-первых, все у же написано. Сотни тысяч деятелей науки за всю ее историю уже так или иначе охватили все сферы, интерес к которым может вменяться в обязанность учащемся. За редким исключением, от вас никто и никогда не может потребовать сотворить что-то новое. Можно ставить сто против одного, что то, что от вас требуют написать, уже существует. Остается лишь это найти, списать, грамотно отредактировать и оформить.
Объективный опыт показывает, что девяносто процентов преподавателей и иных столпов современной академической машины находятся в глубоком неведении относительно содержания сотен и тысяч текстов и исследований, даже непосредственно касающихся их епархии. Опять же, за редкостным исключением, нынешние преподаватели не в состоянии реально и объективно оценить вашу писанину. Почти нет тех, перед кем стоит испытывать страх и ради кого имеет смысл стараться. Они могут оценивать ваши старания, вашу прилежность, ваши манеры, вашу осведомленность об их достижениях, ваше почтение к ним, посещаемость вами их лекций и т. п., но не то, что вы написали, как самостоятельное проявление научной мысли. Большинство студентов приходит в свой вуз, как в храм науки, где они под руководством мудрых, благородных и опытных ученых будут вести строгий и независимый поиск истины, творить новые мысли и решать вековые проблемы. Ничего этого нет. А есть достаточно жестко организованное сообщество больных самолюбии, вымещающих свою нереализованность на несчастных учениках. Вот это и следует учитывать тому, кому выпало горе писать отчетный труд под руководством какого-нибудь из современных деятелей науки (см. 4.4. «Какие бывают преподаватели»).
И наконец, развитие научной мысли (имеется в виду социальная и гуманитарная мысль), окончательно преодолев все условия для содержательного обновления (ее содержание вообще уже невозможно контролировать ввиду неисчислимых трудов миллионов начетчиков и т. п.), привело к настолько детальной разработке формальных требовании к академическим работам, что их написание регламентировано чуть ли не для каждой страницы. Учащемуся уже почти не нужно думать, чтобы написать работу; он должен строжайшим образом следовать запросам своих академических учреждений - и никто к нему не придерется.
Таким образом, если вы будете не спать ночами, часами корпеть над научными томами, каждый день ходить в библиотеку, чтобы изучить великое научное наследие, каждьж день ловить своего преподавателя, чтобы получить его бесценные указания, стараться, вкладывать свою душу в научное творчество, дрожать в ожидании авторитетных оценок ваших трудов, вы не добьетесь ничего, кроме неприятностей. Вы много потеряете, и вас никто не оценит. Поэтому бросьте все это и прочтите предлагаемую вам книгу — она облегчит вашу задачу и, возможно, ваши лучшие годы не будут так сильно омрачены придирчивыми домогательствами вашей alma mater.
Те, кто все же еще хочет (или может) позволить себе иллюзии по поводу состояния и целей современного гуманитарного образования и стремится создать нечто, что составит гордость современной науки, сможет также найти в этой книге массу полезных практических советов, позволяющих ему не зависеть от бесчисленных мелочей, которые способны испортить жизнь кому угодно и отбить охоту к учебе даже у самых искренних любителей поучиться.
Итак, получив самое общее представление о том, где вы находитесь и с кем имеете дело, и столкнувшись с необходимостью заложить начало своей работе и написать что-либо, перед вами встает вопрос; с чего надо начинать?
Всякая беда лишь тогда касается человека, когда он о ней узнает. К сожалению, о том, что со студентом случилась беда и от него потребовали что-то написать для проверки, сам студент часто узнает слишком поздно, когда времени на раздумья остается совсем мало. Поэтому действуйте как можно быстрее.
2.1. ТЕМА РАБОТЫ
2.2. УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ
В принципе, нет такой работы, которую нельзя было написать за три-четыре дня (кроме, пожалуй, диссертаций, на которые может понадобиться, скажем, неделя). Некоторым известным мне людям приходилось писать черновик диссертации в сто пятьдесят стандартных машинописных страниц и на незнакомую для них тему именно за этот срок. Надо только знать, как это сделать.
Если вы оказались в курсе о постигшем вас несчастье, постарайтесь не ограничиваться знанием о самом этом факте и узнать как можно больше о том, что именно вас ждет и что от вас хочет ваш преподаватель или научный руководитель.
Прежде всего необходимо выяснить тему работы.
Незнание четкой формулировки темы работы часто приводит к самым плачевным последствиям. Люди тратят массу времени и сил, а в конце концов выясняется, что они писали не о том, что требовалось. Поэтому приступать к работе можно тогда и только тогда, когда вы абсолютно ясно и отчетливо видите ее тему.
Первым делом попытайтесь не допустить, чтобы вас вынудили взять какую-то определенную тему.
Например, тему диссертации или диплома вы определяете самостоятельно и можете сделать это так, как вам удобно. Научный руководитель и кафедра могут оказывать на вас давление, с тем чтобы название вашей работы соответствовало их вкусам. В этом случае следует пойти на компромисс: претензии преподавателей достаточно мелочны и не идут дальше формы, которую можно подправить, не изменяя содержания. Например, одна студентка писала диплом на тему о переходе Польши от социализма к капитализму под названием «Крушение тоталитаризма и победа прогрессивных сил в Польше». На ее кафедре засели отчаянные коммунисты, и ей пообещали, что она не защитится. Тогда, по совету друзей, она переименовала свою работу следующим образом: «Роль социально-политических противоречий в современном кризисе польского общества». Тему благожелательно утвердили; содержание можно было оставить, хотя излагать его пришлось в идеологически нейтральном тоне.
Темы менее серьезных работ (курсовые, рефераты, доклады и т.п.) формулировать самостоятельно студентам, как правило, не дают. Зато часто дают списки уже сформулированных (в самом общем виде) тем. Не допускайте, чтобы выбор из такого списка делал за вас преподаватель. Сделайте это сами.
Конечно, при этом перед вами встанет проблема выбора, а вы можете не знать, чего именно вы хотите. Понятно, что нужно выбирать тему, в которой вы наилучшим образом ориентируетесь, которая наиболее вам близка, по которой вы уже что-то писали, читали, по которой существует необходимое количество литературы и т. п. Однако может быть и так, что ни одна из предложенных тем не греет вашу душу. Здесь существует ряд универсальных критериев, проверенных на опыте:
1) старайтесь выбрать тему, по которой не может быть много (или вообще не может быть) источников на иностранных языках (это, естественно, не касается тех, для кого иностранные языки не проблема);
2) выбирайте тему как можно более общую, отвлеченную и теоретическую («глобальную») — такие темы наиболее безответственны, в наименьшей мере требуют чтения специальной литературы и, что самое важное, позволяют избежать проведения каких-либо эмпирических исследований (это самое страшное и тяжелое в социологии, психологии, экономике и т. п.);
3) выбирайте тему, которая в наименьшей мере знакома тем людям (или тому человеку), которые будут читать вашу работу, - это может существенно снизить энтузиазм проверяющих;
4) пишется работа другим человеком в той же группе или на той же кафедре, - сравнение вам ни к чему;
5) выбирайте тему, которая идеологически нейтральна и, по возможности, не имеет отношения к современным научным дискуссиям.
Узнав тему работы, обязательно выясните, писал ли что-нибудь на эту же тему кто-либо из преподавателей вашего учебного заведения. Если вы не знаете фамилии и специализацию ваших преподавателей, то постарайтесь узнать их и проверить наличие соответствующих произведений по библиотечным каталогам. Обнаружение подобных произведений поможет вам, во-первых, избежать списывания, в котором вас могут уличить люди, узнавшие собственный текст либо текст своего ближайшего коллеги, а во-вторых, включить в свой текст цитатку, которая будет несомненно приятна вашему преподавателю (кому же не приятно, когда его цитируют).