Роль семейных традиций в формировании нравственных качеств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.

Содержание

Введение
Глава 1 Нравственные нормы как основа воспитания
1.1 Семья и ее роль в воспитание детей
1.2 Нравственная педагогика у казахов
1.3 Сущность нравственного воспитания
Глава 2 Роль семейных традиций в формировании нравственных качеств
2.1 Общая характеристика понятия «традиция»
2.2 Семейные традиции казахов
2.3 Элементы этнопедагогики в воспитании детей
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

     В начале ХХ века выдающиеся казахские  педагоги-просветители А.Байтурсынов, Ж.Аймауытов, М.Жумабаев, М.Дулатов, Х. Досмухаметов в своих психолого-педагогических трудах раскрыли значение этнопедагогических идей, их роль в воспитании молодежи, в формировании национальной школы. М.Жумабаев в учебнике «Педагогика» (1922) обосновал научные основы народного воспитания: «Каждый воспитатель в своей деятельности должен опираться на народное воспитание…Особенно ему следует хорошо знать истоки домашнего воспитания». Сегодня в педагогической науке в альтернативе термина «народ» применяется термин «этнос». «Этнос» (в переводе от греч.) - означает племя, народ. Выделение этнопедагогики в самостоятельную отрасль педагогической науки способствовало целостному изучению традиционного народного воспитания, основы которого закладывались веками в семье, сохранившем свою самобытность, обычаи и обряды, исторические корни и родной язык.

     В научных трудах Г.Н.Волкова, А.Э.Измайлова раскрыты научные концепции народной педагогики. В исследованиях В.Х.Арутюняна, М.Г.Колодезниковой, Р.М.Пашаевой, М.И.Стельмаховича определены идеи  воспитания и обучения в устном народном творчестве, раскрыты формы, методы и средства воспитательной работы народа, отраженные  в семейно-бытовых и общественных традициях, национальном искусстве, поэтическом творчестве. Анализ опыта использования элементов этнопедагогики в воспитательном процессе позволяет выявить следующие прогрессивные стороны: во-первых, этнопедагогика поддерживает взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур. Для изучения народных традиций отдельно взятой нации надо познать ее вековую традиционную воспитательную систему. Без учета национальных особенностей каждого народа, приемов традиционного воспитания детей в семье невозможно воспитать истинного гражданина, любящего свою Родину. «Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность» - писал великий русский педагог К.Д.Ушинский. Во-вторых, каждый народ – есть великий педагог, а все великие педагоги придерживались принципа народности. Неповторимую сущность народного воспитания, характерную для конкретного народа обозначил К.Д.Ушинский. Он отмечал, что наука, отражая воспитательные цели конкретного народа, должна быть «свободной от неразумного влияния педагогических теорий других стран».

       Народная педагогика выстроена  на принципах свободного воспитания  и любви. Поэтому, внедрение  элементов этнопедагогики  в процесс воспитания должна опираться на демократический принцип. Основными источниками использования родителями элементов этнопедагогики в семейном воспитании детей являются семейные обряды, обычаи, традиции, народные сказки, легенды, поговорки, загадки, скороговорки, считалки, народное музыкальное, поэтическое и ремесленное творчество. В казахской семье в воспитании детей широко использовались загадки, сказки, скороговорки, считалки. Загадка – краткое поэтическое произведение, где сознательно скрыто понятие об известном предмете и явлении. Загадки помогают разглядеть красоту мироздания, учат фантазировать, развивать воображение, дают радость познания мира. Загадка украшает нашу речь, придавая ей особый колорит, емкость, певучесть, учат добру, любви к родному слову, отчему краю. Скороговорки  помогают развить у детей способность правильно выговаривать слова на родном языке, осмысливая красоту родной речи. Скороговорки действенное средство не только исправления дефектов речи ребенка, но и психологии ребенка. Скороговорки способствуют воспитанию уважения родному языку, родной природе. Не только помогает правильно выговорить буквы, но и воспитывает чувство бережного отношения к окружающей среде, защиты природы. Пословицы – своего рода поэтические назидания, сочетающие в себе глубокие философские мысли народа о жизни. Основной темой народных пословиц является тема дружбы, братства, единства, героизма. Например, эти пословицы: «Отан – оттан да ыстык» - «Родина – горячее огня»; «Ер бір рет өледі, қоркақ мың өледі» - «Герой умирает один раз, Трус–несколько раз», - помогут родителям сформировать у детей смелость, любовь к Родине.

     Сказка–образец  устного народного творчества, также  имеющая поучительный характер. Сказка учит детей жить, приучает общественно ценимым нормам поведения, условиям достижения подлинного счастья. Сказка развивает у детей творческое воображение, фантазию, логическое мышление. Рассказывая сказки родители тесно общаются с детьми, изучают народное творчество и язык. Сказки помогают родителям выработать у себя педагогические способности. Вместе с тем, у детей также формируются элементарные педагогические умения (умения сочинять, рассказывать сказки и др.). В воспитании детей широко использовались считалки. С помощью считалок народ обучал детей счету. Считалки помогают детям познать мир, способствуют развитию математических способностей, творческого мышления. Используя считалки, родители могут развить интерес детей к занятиям по математике.

     Музыкальный фольклор казахов очень разнообразен. Народные песни, напевы, народные кюи отличаются красивым мелосом, легко запоминаются. В музыкально-эстетическом воспитании детей родители могут применять современные технические средства, телевидение и радио, театр. Отметив в программе музыкально-фольклорные передачи по телевидению и радио, родители могут организовать просмотр или прослушивание их всей семьей, а затем дать возможность детям поделиться своими впечатлениями. Просмотр концертных выступлений фольклорных музыкальных коллективов с детьми позволяет родителям наглядно показать им национальные костюмы, инструменты и др.

     Таким образом, используя элементы этнопедагогики в процессе воспитания детей в  семье родители формируют гармонично развитую личность, способное дорожить народным достоянием. В этом деле сегодня родителям большую помощь оказывает школа, которая также ответственно относится к проблеме воспитания всесторонне развитого поколения.[15., стр.82-85] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Учитывая  всё вышеизложенное можно сделать  следующие выводы. 
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. 
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины». 
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

     Цель  и мотив воспитания ребёнка –  это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно  богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

     Только  при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

     Нравственность  ребёнка – это необходимое  условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности. Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

     Семья имеет общечеловеческий потенциал воспитания: чувства кровного родства и привязанности, взаимной любви, взаимозащиты, материальной и моральной поддержки. Семья обладает и этническим потенциалом воспитания: веками складывавшийся национальный образ жизни и поведения, национальные традиции и обычаи, характерные общенациональные черты внутрисемейного единения и гармонии. Семье присущ и региональный (местный), субэтнический потенциал воспитания, исходящий от непосредственного воздействия на семью экологического окружения, ближайшей социокультурной среды, проективных систем (религии, ритуалов, отдыха, игр), своеобразного фольклора, норм трудовой жизни. Научные исследования показывают, что у любого субэтноса исторически складываются и особые черты, качества личности. Кроме того, индивидуальная семья имеет и свой особенный, отличительный потенциал воспитания: принятые в данной семье нормы жизни.

           Этот богатейший совокупный потенциал  воспитания нормальной семьи  вплетен в ткань повседневной  семейной жизни, поэтому он  близок, понятен, личностно значим для ребенка и является для него естественным фоном развития. Особая сила влияния этих ценностей в том и состоит, что ребенок с самого раннего детства осваивает их незаметно для самого себя, естественно и просто, намного раньше, чем начинает понимать их смысл. Слова известного поэта «Все начинается с детства» имеют точный смысл для физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания в семье.       Вряд ли сегодня в нашем государстве и обществе достаточно осознаются четыре вопроса: во-первых, естественная и незаменимая воспитательно-развивающая сила народно-педагогической культуры; во-вторых, насколько глубоко и опасно ослаблена эта сила; в-третьих, жизненная необходимость восстановления ее как величайшего резерва сохранения человеческого в человеке и культурного развития нации, государства; в-четвертых, сложное переплетение факторов, от которых зависит восстановление семейного воспитания. [16., стр.102-107]

           Однако речь идет не только  о восстановлении полноценной семьи и полноценного семейного воспитания в будущем, но и о сегодняшней семье, об актуальном семейном воспитании, его характере и возможностях в противоречивой социальной ситуации. Для сохранения своих воспитательных и социальных функций сегодняшней семье следует опереться на традиции казахского семейного воспитания с учетом их развития в современных условиях. Сохранение традиционной семьи, по своей структуре максимально приближающейся к желаемой (идеальной) – условие полноценной реализации потенциала семейного воспитания.

           Полноценное семейное воспитание характеризуется:

           – исчерпывающим влиянием семьи на ребенка, когда вся гамма семейных традиций и ценностей «запущена» в дело;

           – положительными результатами, когда детям привита сопричастность  к жизни близкого; когда у мальчиков воспитаны черты брата, сына, внука, будущего главы своей семьи, труженика, защитника семьи; у девочек воспитаны черты сестры, дочери, внучки, будущей матери, созидательницы домашнего уюта и хранительницы психологического комфорта.

           Национальный опыт и традиции семейного воспитания – это духовный багаж страны на все времена. Чтобы он был действенен, первейшей заботой государства должна быть забота об условиях сохранения (возрождения, укрепления) полноценной структуры семьи. Сохранение традиционной семьи, по своей структуре максимально приближающейся к желаемой (идеальной) – условие полноценной реализации потенциала семейного воспитания.

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

    1. Бастенова  С.К. О воспитательном потенциале семьи. Вестник КазНУ., серия «Педагогические науки», 2006. №17

    2. Федотов  В.А. Этноэтика: народная система  нравственного воспитания. Ғылым.Алматы.1997. с.208

    3. Асаинова  М.Р Некоторые вопросы влияния  традиций семейного воспитания  на нравственное формирование личности // Вестник Евразийского Университета. 2000. №3 

    4.Корнилко И.А., Омаров С.К. Роль семейных казахских традиций в формировании нравственных норм у детей младшего школьного возраста // Вестник КарГУ имени Е.А.Букетова., серия «Педагогика»,  2005.№1 (37)

    5.Волков  Г.Н. Этнопедагогика. «Академия». 1999. с.168 

    6. Титаренко  В. Нравственное воспитание в  семье// Культура семейных  отношений.  М., 1985.

    7.Карклина  С. Э. Проблемы семейного воспитания. «ПРесс». М., 1983

    8. Узакбаева  С., Кожахметова К. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. «Өнер». Алматы. 1998. с.64

    9. Шаханова  Н. Мир традиционной культуры  казахов. Алматы. «Казахстан». 1998.с.184

    10.Жарикбаев  К.Дулат Бабатай- улы – глашатай  казахской народной педагогики // Тюркологические публикации. www.turokpub.ru

    11. Балтабаев  М.Х. Педагогическая культурология.  Республиканский издательский кабинет  Казахской академии образования  им.И.Алтынсарина. Алматы. 2000. с.268

    12.Сыроежкин  К.Л. Казахи в КНР: очерки социально – экономического и культурного развития. Глава 7 Семья, брак, традиции и обычаи у казахов.  www.continent.kz

    13. Шекербекова Л.К. Преемственность культурных традиций и ее специфика в этническом воспитании школьников в национальной школе // Вестник КазНУ., серия «Педагогические науки», 2007.№20

    14.Казахи.Под  редакцией Тайжанова Г.Е. «Казахстан».  Алматы. 1995. с.352

    15.Абдихаева Ф.Ж., Валиева А. Возможность использования элементов этнопедагогики в семейном воспитании детей // Вестник КарГУ имени Е.А.Букетова. 2002.№5

    16.Лушников И.Д. Сохранить Семейное воспитание на основе традиций // В поисках педагогических истин. Вологда.2006

Информация о работе Роль семейных традиций в формировании нравственных качеств