Роль семейных традиций в формировании нравственных качеств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.

Содержание

Введение
Глава 1 Нравственные нормы как основа воспитания
1.1 Семья и ее роль в воспитание детей
1.2 Нравственная педагогика у казахов
1.3 Сущность нравственного воспитания
Глава 2 Роль семейных традиций в формировании нравственных качеств
2.1 Общая характеристика понятия «традиция»
2.2 Семейные традиции казахов
2.3 Элементы этнопедагогики в воспитании детей
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 

Введение              
Глава 1 Нравственные  нормы как основа воспитания       
     1.1 Семья и ее роль в воспитание детей             
     1.2 Нравственная  педагогика у казахов       
     1.3 Сущность нравственного  воспитания       
Глава 2 Роль семейных традиций в формировании нравственных качеств       
     2.1 Общая характеристика понятия «традиция»             
     2.2 Семейные традиции казахов       
     2.3 Элементы этнопедагогики в воспитании детей       
Заключение       
Список  использованной литературы       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Семейные  традиции — один из основных способов воспитания, так как прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей. К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы. Традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка,будет способствовать ее гармоничному развитию.[1., стр.103-106]

     История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями  в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному  воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Почему? Дело в том, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Русский писатель и просветитель Николай Николаевич Новиков в 1783 г. в трактате «О воспитании и наставлении детей» писал: «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами… Первая главная часть воспитания…попечение о теле». Далее просветитель отмечает: «Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящими его либо до пороков, либо до дурачеств; если благополучие ближнего возбуждает в нем зависть или корыстолюбие заставляет его домогаться чужого имения, или сладострастие обессиливает его тело, или честолюбие и ненависть лишают его душевного покоя, без которого не можно никакого иметь удовольствия, а все сие зависит от образования сердца в юношестве. Из всего следует вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца и называется учёными нравственным воспитанием… третья главная часть воспитания… просвещение, или образование разума». Предметом исследования в данной работе является процесс нравственного воспитания детей в семье. 
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец 2 тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети. Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.[2., стр.7-18]

     Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в  детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 
Первое знакомство – с ребёнком, второе – с его семьёй.

     Цель  работы – показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; рассмотреть проблемы нравственного воспитания  детей в семье.

     Задачи курсовой: 
1. Изучая научно-педагогическую литературу по данной проблеме выявить уровень нравственного воспитания детей в семье. 
2. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.

     Были  использованы следующие методы и  приёмы.

1. Анализ научной  литературы. 
2. Анализ семейных традиций казахов. 
Объект исследования – семейные традиции. Предмет исследования – роль семейных традиций на нравственность.
 
 
 
 

     Глава 1 Нравственные нормы как основа воспитания 

     1.1 Семья и ее роль  в воспитание детей 

     В жизни и деятельности любых народов, в том числе и казахского, семья  играет огромную роль. Она, как микроструктура общества, удовлетворяет социальные потребности и выполняет важные социальные и воспитательные функции, вводит человека в мир духовных ценностей общества и контролирует поведение своих членов. Семья обеспечивает своим членам сохранение стабильности, безопасности, эмоционального равновесия. Одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов. Именно семья формирует личность ребенка, оказывает решающее воздействие на его духовное и физическое развитие, готовит к будущему труду. Рассматривая роль семьи в жизни ребенка, необходимо отметить не только ее социальную, но и воспитательную функцию, так как именно в семье формируются все те качества личности, нормы ее поведения, которые представляют ценность для общества. Следовательно, семья имеет основополагающее значение для будущей жизни молодых поколений.

     Семейному воспитанию подрастающего поколения  во все времена придавалось пристальное  внимание передовой общественной мысли, представленной учеными, начиная от древнейших философов и кончая современными реформаторами, которые выделяли ее как источник, основной носитель национальной культуры, наследуемой из поколения в поколение на протяжении многих веков. А также видели в ней необходимое условие социализации личности. Еще Конфуций обратил внимание на роль семейного воспитания. Он писал: «Человек не рождается со знаниями. Знание — плод труда по «сбору урожая» прошлых веков и осмысленного их применения». О цели семьи задумывался и Агесилай — спартанский царь, живший в V -IV вв. до н.э.: «Первейшая задача родителей — подготовить ребенка к вступлению во взрослую жизнь», — говорил он". «Семья — это «корневище» всякого опиума», — писал П.Ф.Флоренский; «В человеке все от родителей и воспитателя», — считал Т.Дезами, «У человека есть будущее, если у него все в порядке с институтом семьи», — подытоживал И.Песталоцци.[3.,стр.160-164]

     Действительно, выдающаяся роль семьи состоит в  рождении и воспитании детей, в передаче им веками накопленного опыта. Семья  приобщает только что родившегося  человека к материнской речи, через  нее — к несметным богатствам национальной культуры, к знаниям и навыкам, накопленным человеческой цивилизацией за всю историю своего существования. «Семья - это еще и очаг преданий или традиций», — отмечал В.Вернадский. В казахской семье во всестороннем формировании личности человека существенную роль играют не только социальные нормы, но и национальные традиции, обычаи, которые способствуют воспитанию нравственных качеств и формированию нравственных норм личности. Использование в воспитании детей лучших народных традиций и обычаев соответствии с задачами и условиями современного общества весьма положительно влияет на нравственное развитие личности. Проблемы народной педагогики и семейного воспитания исследованы в рудах таких ученых, как Ю.К.Бабанский, К.Ж.Венфиков. Л.П.Беляев. Н.Н.Гончаров, К. Б.Жарикбаев, С.Ф.Егоров, А.Э.Измайлов, А.З.Ильминский, Ф.Ф.Королев, М.А.Орифи, С.Р.Раджабов, И.О Обидов, И.П.Остроумов, К.И.Салимов,  Л.И.Саембаев, Х.Д.Джонназаров, А.Г.Умаров, Г.М.Ханчеко, И.Ш.Шодиев и другие. Тема возрождения народных традиций в последнее время приобретает особую актуальность, интенсивно и разносторонне исследуются проблемы семейной этнопедагогики казахстанскими учеными: К.Сейсенбаевым, Д.Ж.Сакеновым, А.С. Ашировой, Т.Иманбековой, Т.А.Левченко, Ж.М.Акпаровой, С.К.Калиевым, С.А.Узакбаевой, К.Ж.Кожахметовой, Д.Р.Муталиевой и другими. Огромная роль национального народного творчества, обрядов и ритуалов, постижение цепочки «от национального – к общечеловеческому», воспитание человека настоящего и будущего – основная идея многих перечисленных работ.

     В моральном сознании детей преобладают  императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями воспитателей. Их моральное  сознание фактически функционирует  в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят из того, чего не надо делать. Способность регулировать различные сферы психической жизни складывается из конкретных контролируемых умений: в двигательной сфере, в эмоциональной сфере, в сфере общения и поведения. В младшем школьном возрасте закладываются основы мировоззрения, формируются чувства, побуждающие к нравственным поступкам. Л.С.Выготский говорил о том, что уже в младшем школьном возрасте появляется впервые у ребенка более устойчивая форма личности и мировоззрения. Показателем этого является формирование внутренней речи как оценочной деятельности. Ребенок «научается» овладевать не только ходом своих мыслей, что является необходимым условием успешного обучения, но и анализировать окружающую среду и отбирать нравственно-значимый материал, способствующий формированию нравственных норм.

     Нравственные  нормы отличаются от остальных правил своим определенным местом и ролью, считывая возрастные и индивидуальные особенности восприятия детьми младшего школьного возраста нравственных норм, важно понимать, что отношение детей и их восприятие должно соотноситься с нормами жизни, усилиями общества, с тем, что нормы и правила поведения должны совершенствоваться и регулироваться. Социальные условия, социальная среда постоянно ставят ребенка в условия выбора поступка. Какой самостоятельный выбор сделает ребенок, во многом зависит от того, какой нравственной среде он рос и формировался, за какие действия и поступки получал одобрение, какими способами учился удовлетворять свои потребности.

     В связи с тем, что слово «норма»  является ключевым в данной работе, приведенное известным социологом Гидденсом Энтони: «Нормы — правила поведения, принятые в определенной социальной сущности. Нормы предписывают или запрещают определенный тип поведения. Социальные группы имеют свои нормы, которые всегда подкрепляются различными видами санкций, начиная от неформального неодобрения и заканчивая физическим наказанием…». Существуют нравственные и социальные нормы. Что же подразумевается под нравственными нормами? «Нормы нравственные — система идей и представлений о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие». В формировании нравственных норм поведения у детей значительное место занимает народная педагогика. Ядром народной педагогики являются воспитательные традиции, которые выступают средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта нравственных ценностей. С их помощью от старших поколений к младшим передавались нормы поведения людей, требования к личности. Приобщение детей к народным традициям, обычаям и обрядам необходимо начинать с раннего возраста, когда ребенок еще воспринимает окружающий мир как нечто целое, чистое и необходимое, когда способности к познанию и восприятию максимальны.

Информация о работе Роль семейных традиций в формировании нравственных качеств