Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа
Цель работы – показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.
Введение
Глава 1 Нравственные нормы как основа воспитания
1.1 Семья и ее роль в воспитание детей
1.2 Нравственная педагогика у казахов
1.3 Сущность нравственного воспитания
Глава 2 Роль семейных традиций в формировании нравственных качеств
2.1 Общая характеристика понятия «традиция»
2.2 Семейные традиции казахов
2.3 Элементы этнопедагогики в воспитании детей
Заключение
Список использованной литературы
Вопросы
нравственных норм и принципов, регламентирующих
поведение человека, затрагивались
в различное время Р.Б.
1.2
Нравственная педагогика
у казахов
Нравственный кодекс казахского народа, как и всех народов мира, включает в себя требование уважать старших. Казахи издревле уважали стариков, ценили их жизненный опыт. Уважение к старшим внедряется в сознание как высший принцип, следуя которому можно достичь успехов в жизни и завоевать авторитет народа. «Семья без деда — семья без благословения, семья без бабушки — семья без заступницы», «Слово старца — мед», «Слово старца — лекарство», «К молодому дереву прислоняясь, старое дерево стоит», «Как отблагодаришь отца, так отблагодарят дети тебя». Данные пословицы служат подтверждением того, что люди пожилого возраста олицетворяют мудрость и являются хранителями житейского опыта и нравственных норм. Об этом свидетельствует и казахский народный обычай «бауырына салу». По обычаю дедушки и бабушки долгожданного первого внука воспитывали временно сами (не усыновляли и не удочеряли). Приемные родители ребенка не отрезают его от родителей, одинаково заботятся и родители, и дедушка с бабушкой. Обычно дедушка с бабушкой уделяют огромное внимание тому, чтобы ребенок вырос достойным, способствуют восприятию им народной мудрости, национальных традиций. Ребенок, повзрослев, может оставаться у приемных родителей или вернуться в свой отчий дом. Идея воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности за заботу о родителях в старости лежит в основе понятий «қара шанырақ», «кенже ұл». Для этнопедагогики казахов характерно особое уважение к дедушкам и бабушкам, почитание их как носителей мудрости народа, его традиций и идеалов. Это создавало благоприятный психологический климат в семье, отличное состояние духа и осознание долгожителями своей необходимости, что естественно сказывалось на их физическом состоянии и жизненном утверждении.
Знания о нравственных нормах дети получали от родителей. Заслуженным уважением пользуется в казахской семье женщина-мать. Многие источники свидетельствуют о том, что существует культ матери. В нем выражена педагогическая оценка ее тысячелетней мудрости, понимающей, призывающей, использующей физические, педагогические, нравственные силы отца, деда, бабушки. «Родичей много, а мать одна», «Что дается материнской рукой- то сладко», «Ребенок без отца- наполовину сирота, ребенок без матери- полная сирота», «Трижды на себе мать в Мекку свези- с материнским долгом не рассчитаешься». Материнская забота о детях способствовала становлению у детей таких нравственных качеств, как доброжелательность и внимание оказать им помощь в трудную минуту. Мать имела ограниченную власть над сыновьями, особенно над совершеннолетними. Большую власть она имела над дочерью. С малых лет она воспитывала в ней такие показатели нравственности, как честь, послушание, доброта, исполнительность, гостеприимство и так далее. Приучала делать те посильные домашние дела, которые пригодятся будущей семейной жизни: уборка в доме, мытье посуды и стирка одежды, приготовление пищи, вязание, штопание, уход за младшими в семье и многое другое. С молоком матери впитывалось требование уважения к женщине, особенно к матери, бабушке. Об обязанности детей относиться с уважением и почитанием к матери часто напоминали отцы.
В
семье обязательно должен был
быть ответственный за моральное
состояние домочадцев их дела и порядок
в доме. Таковым у казахов являлся
и является отец, имеющий большую
власть и авторитет. Отец отвечал за
нравственное воспитание детей, за обучение
их труду.
Чтобы не позориться перед аулом, а быть
на лучшем счету как отец и глава семьи,
его высшей обязанностью было воспитать
детей с самого маленького возраста быть
честными и совестливыми, уметь вести
себя с окружающими, особенно со старшими.
Вырастить детей здоровыми, храбрыми,
воспитанными и гармонично «влить» их
в общество. Действительно, отец имел полную
власть над сыновьями, и в каком бы возрасте
они не были, подчинялись ему беспрекословно.
Дочь же подчинялась отцу до тех пор, пока
она находилась в его доме, то есть до замужества.
Однако отец почти не вмешивался в воспитание
девочек. Если он замечал какие-то недостатки
дочери, он воздействовал через жену, говоря
ей об этом. Так как за нарушение членами
семьи каких-то правил этикета осуждался
в первую очередь отец, он старался быть
предельно внимательным в воспитании
детей и соблюдении ими тех нравственных
норм, которые соблюдались среди окружающих.
Отец вел себя строго, достойно, был требовательным
к детям. Однако это не означает, что он
был бесчувственным родителем. Отец часто
рассказывал своим детям поучительные
истории, сказки, легенды, тем самым способствуя
привитию им нравственных норм.
Являясь
одним из методических приемов, способствующих
воспитанию нравственности личности,
серьезное воздействие на развитие и воспитание
детей младшего школьного возраста в семье оказывает
пример родителей. В казахской народной
педагогике особенностью воздействия
примера родителей и старших на подрастающее
поколение являлось понятие «намыс», составляющее
основу духовности. «Намыс» — в переводе
с казахского означает честь, достоинство,
совесть, порядочность.
Умелый показ образцов нравственного
поведения и примеров нравственных поступков
не только родителей, но и окружающих взрослых:
родственников, знакомых положительно
влияет на становление таких нравственных
добродетелей, как доброта, отзывчивость,
уважение к окружающим.Построение
Даже небольшое замечание авторитетного для ребенка человека глубоко отзывается в его душе, а самые мысли людей неавторитетных скользят мимо него. По мнению доктора педагогических наук В.Т.Чепикова, нравственность детей младшего школьного возраста чаще всего проявляется в их к другим людям, посредством общения и контактов с ними. При общении они проявляют свои нравственные качества, овладевают какими-то новыми нравственными нормами поведения и приобретают опыт во взаимодействии с людьми, учатся оценивать как свои, так и чужие поступки и действия и получают оценку со стороны окружающих своим поступкам. В общении с детьми, в первую очередь, родители выступают носителями нравственного авторитета. Подражание среди методов воспитания народной педагогики для детей младшего школьного возраста выделяет особо В.А.Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям - это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными». Учитывая склонность детей в этом возрасте к подражанию, родители обязаны быть требовательными к себе, к своему поведению, речи, уметь деликатно строить взаимоотношения с детьми, то есть должны быть достойным примером для детей. Ребенок замечает, внимательны ли родители друг к другу, искренни ли они в отношениях с соседями, знакомыми и друзьями, как разговаривают с окружающими, заботятся ли о ком-нибудь. В зависимости от того, какие уроки общения дети получают в семье, будет строиться их отношение к людям. В формировании нравственного облика ребенка будут играть большую роль уважение и справедливая требовательность к детям родителей ребенка. Таким образом, воспитание - это не только нравоучения, но и воспитание конкретным делом и отношениями в семье.
В
казахской семье было ярко выражено
уважение старших младшими. Это находило
свое отражение в многочисленных
формах почитания. Особое внимание и
почитание главе семейства. У него было
свое определенное место в комнате, стул,
кровать. Кроме него на них никто не имел
права садиться. У казахов существовало
понятие «әдеп», которое включало в себя
соблюдение приличий как старшими по возрасту,
так и младшими. Прежде за стол вместе
с отцом дети не садились. В его присутствии
дети не баловались, не шумели. Не спросив
Детям младшего школьного возраста полагалось по-настоящему заботиться о больных в семье, быть внимательными и чуткими к их просьбам. Надо было помогать в семейном труде с просьбой обращаться тактично и стараться делать для старших доброе, приятное. У казахов существовала славная традиция «белкөтерер». Так называлось специальное угощение для пожилых, которые нуждаются в особом уходе. Для них готовилось вкусное, мягкое, калорийное угощение: казы, сливочное масло, жент, кумыс, творог, мед и т.д. Угощение готовят и приносят дети, соседи, близкие. Благодарные и тронутые вниманием, заботой окружающих, пожилые выражали свою признательность в «бата» (благопожеланиях). Эта традиция служила примером заботы о родителях, пожилых людях или же выздоравливающих после тяжелой болезни. Запрещалось нарушать покой старших в семье, грубить, оговариваться, вмешиваться в их разговор. Считалось постыдным жаловаться на кого-либо из взрослых членов семьи другому. Детей с раннего возраста учили не лгать, говорить правду. Для достижения этой цели сами взрослые: родители в семье, родственники, соседи, просто знакомые старались не лгать, говорить всегда правду, относились к младшим требовательно, но в то же время справедливо, деликатно, заботливо. Взрослым полагалось вести себя выдержанно и быть терпеливыми по отношению к младшим. За проступки детей старались отчитывать без «свидетелей», дабы не задевать их самолюбия и не унижать при посторонних. Важно подчеркнуть, что если взрослый сам оказывался чем-то не прав, он находил в себе мужество признать это перед ребенком. Такое признании давало ребенку почву для выработки таких нравственных составляющих, как справедливость, честность.
В
народной педагогике казахов нравственное
воспитание связано с трудовой деятельностью.
По большому счету как точка отсчета
– труд- начало всех нравственных норм
жизни. Народ заметил, что труд
выступает как моральный
В казахской семье приобщение детей к труду начиналось рано. Девочек, как было уже отмечено, готовили к предстоящей замужней жизни. Они готовили пищу, убирали помещения, доили коров, шили одежду и т.д. Мальчиков приобщали к народным ремеслам, они пасли скот, ухаживали за ним, участвовали в заготовке дров и сена, приобретали навыки работы с сельскохозяйственными орудиями. Взрослые внушали детям, что жизненных благ можно достигнуть только трудом и посредством пословиц: «Без тяжелого легкого нет, без труда жизни нет», «Плача будешь арык рыть, смеясь будешь воду пить», «От хорошей работы на душе покой», «Три дела делают человеку честь: колодец, вырытый в пустыне, мост, положенный через реку, дерево, посаженное у дороги». Таким образом, в пословицах заключена идея того, что источником нравственности и человеческого достоинства является труд.
Постепенно
детей вовлекали в
Особое внимание придают привитию детям бережного, уважительного отношения к хлебу. О хлебе много сказано в казахских сказках, песнях, пословицах и поговорках. Детей учат с уважением относиться к труду.
Взрослые выражали свое негативное отношение к лентяям, лежебокам, желая подрастающему поколению добра: «Хотел бы пасти, да скота нет, хотел бы постонать, да болезни нет», На словах все может, а как делать — ничего не может». Надо учесть, что содержательность работы детей младшего школьного возраста зависела от того, насколько интересно то или иное дело и могут ли они проявить свои способности. Взрослые приучали детей выполнять работу аккуратно и доводить до конца начатое дело, а не спешить и делать работу непоследовательно. Привитие детям такого качества, как трудолюбие, параллельно вырабатывало такие нравственные ценности, как честность, дружба, справедливость, доброта.
Природосообразность воспитания с древнейших времен была ядром народной педагогики. Народ учил молодое поколение жить по законам природы, любить ее, хорошо ориентироваться в окружающей среде, знать приметы погоды, повадки животных и птиц и т.д. детей воспитывали как часть природы. Старшие требовали от детей бережного обращения ко всему, что их окружает: животным, птицам, деревьям. Превыше всего почиталась земля, которая воспринималась казахами как «материнское лоно растений». Они считали землю живым существом, самым чистым из всех, способным мыслить, чувствовать, говорить, поэтому существовал строжайший запрет плевать на землю, бросать на нее мусор, а также выливать горячую воду («кипяток»): «ошпарив ее», человек, как считали, непременно навлечет на себя проклятье земли. Существовал и существует запрет на убийство птиц, пчел и пауков, змей, на разрушение муравейников. Детей приучали с любовью относиться и ни в коем случае не бить животных, которые имелись в хозяйстве: крупному рогатому, лошадям, собаке. Взрослые не прощали жестокость по отношению к бессловесным живым существам- животным.
Информация о работе Роль семейных традиций в формировании нравственных качеств