Роль семейных традиций в формировании нравственных качеств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.

Содержание

Введение
Глава 1 Нравственные нормы как основа воспитания
1.1 Семья и ее роль в воспитание детей
1.2 Нравственная педагогика у казахов
1.3 Сущность нравственного воспитания
Глава 2 Роль семейных традиций в формировании нравственных качеств
2.1 Общая характеристика понятия «традиция»
2.2 Семейные традиции казахов
2.3 Элементы этнопедагогики в воспитании детей
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

     3. И последним, важным структурным  элементом нравственных потребностей  является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом. 
Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму». [7., с.55-58]

     С. И Варюхина также отмечает, что  одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и тому подобное.

     Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека – чувство вины, в случае невыполнения каких-либо обязательств.

     Осознание ребёнком сущности понятия «совесть»  подготавливается совокупностью нравственного  семейного воспитания. И важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной.

     Первейшая задача родителей – воспитать  в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

     Таковы  элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать  детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу. Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

     Воспитать развитые нравственные потребности  – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения? 

     1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

     2) Развивать сами в себе эти  нравственные потребности, так  как совершенствование продолжается  всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать  своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

     3) Знать, как, какими методами  формировать в детях нравственные  потребности.[8., с.8-45]

     Еще в свое время о нравственности и правильном воспитании писали многие мыслители великой казахской степи- Шакарим Кудайбердиев, Абай Кунанбаев и многие другие. Сердцевина идей Шакарима – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Поэт не требовал революционных изменений в обществе, он надеялся преобразить человеческую жизнь через облагораживание души и духовных потребностей. Он был убеждён в необходимости нравственного очищения людей для построения нового общества. Задача родителей и педагогов, по мнению Шакарима, - уберечь юные души от дурных влияний. Плохие привычки легко закрепляются и от них трудно избавиться, поэтому с раннего детства надо прививать человеку правила нравственного поведения. Добродетели, напротив, требуют постоянных усилий духа воспитуемых. Отдалённость результатов, несиюминутность отдачи правильного поведения заслоняют от детей значимость моральных заповедей: «Неискушённость, малый жизненный опыт подталкивает молодёжь идти на поводу у чувственных влечений и предпочитать эгоистические желания общественному долгу», - писал Шакарим в философских думах «Сад подснежников». Если с детства не прививать навыки  нравственного поведения и не упражнять воспитанников в правильных моральных поступках, позднее ни самые сильные внушения разума, ни требования чести и долга не в силах будут изгнать дурные навыки. Всякий обязан стремиться к достижению идеала, пусть даже и не дойдёт до цели, но находиться на верном пути  - залог успеха. Нравственные нормы и правила поведения не должны быть чем-то внешним, они должны стать глубоко личностными качествами растущего человека и только в этом случае выполнят своё назначение. Значит, главная цель нравственного воспитания и самовоспитания, согласно Шакариму, - необходимость формирования в человеке внутренней потребности к активному утверждению в себе высокой морали, духовности, религиозности.

     Абай  в своих назиданиях много уделял внимание подрастающему поколению. Целая тематическая группа прозаических “Слов” состоит из рассуждений и наставлений Абая об образовании, знании и воспитании. Пожалуй, это самая животрепещущая из всех тем, волновавших поэта. Всюду речь идет об отсталости казахского народа в экономической жизни, в образовании, в науке и культуре, в чем поэт обвиняет “сильных мира сего”: царских чиновников, волостных правителей, баев и биев, а также всех тупых, невежественных, раболепствующих и пресмыкающихся перед ними людей. Беспощадно бичуя все, что держит народ в беспросветной тьме, что тормозит прогресс и просвещение, Абай всеми силами доказывал необходимость нести казахам науку и культуру, чтобы стать вровень с другими народами.

     Образованию, знанию и науке Абай придавал первостепенное значение. Он укоряет тех родителей, которые, имея возможность учить  детей, не учат их или учат не так  и не тому, попусту растрачивая свое богатство. «Но я не встречал еще человека, который, подлостью разбогатев, нашел бы потом достойное применение своему состоянию». Такая резкая социально-изобличительная критика заканчивается следующим: «Без науки нет блага, ни на том, ни на этом свете». Воспитание в детях хороших человеческих качеств также связывается Абаем с образованием и наукой. Примечательно, что последнее «Сорок пятое слово» заканчивается словами: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, - тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром».

     Мысли об обучении детей, о воспитании в  них лучших человеческих качеств  постоянно занимают Абая-наставника. Они разбросаны почти во всех его «Словах». Именно на них возлагает Абай свои надежды, думая о судьбе своего народа. «Надо создать школы», - писал он в «Сорок первом слове, -надо, чтобы население дало средства на эти школы, надо, чтобы учились все, даже девушки. И вот тогда, когда молодежь вырастет, а состарившиеся отцы перестанут вмешиваться в дела и разговоры молодежи, может быть, тогда казахи исправятся”.

     Абай-просветитель свято верил в силу воспитания и наряду с осуждением все время  наставлял своих слушателей-собеседников на то, чтобы каждый исправлял свои недостатки и недостатки своих детей. «Если б в моих руках была власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим», - писал он в «Тридцать седьмом слове». [9., с.100-110]

     Основные  идеи произведений Дулата Бабатай-улы, сводятся к следующему. Дети должны всегда подражать хорошим поступкам своих родителей и дорожить ими. Полезные советы и наставления родителей являются как бы кодексом законов поведения детей. Человек познается в делах, личность формируется в процессе труда и деятельности. Труд, противоречащий склонностям, — источник уныния и несчастий. Человек должен жить не только для себя, лишь для удовлетворения, своих потребностей, но и трудиться для общего дела («Думай о деле народа всегда, и не ленись для блага труда»). Знание, труд украшают человека от мала до велика («Воля и труд — вот твои друзья»). Жизнь должна быть устроена на разумных началах. Красноречие — дар, пустословие — болезнь («Слово — нить шелка, а стих узор… Красноречивым тому не быть, кто не находит нужных слов»). По мнению поэта, только знания и наука окрыляют человека, открывают его глаза на мир («Десятилетний обученный ребенок на голову выше, чем двадцатилетний неуч».

     В педагогическом отношении интересно  его стихотворение «Подобно железу, кованому кузнецом». В истории казахской  общественной и педагогической мысли  Дулат первым воспел пользу ремесла, значение металлических изделий в жизни кочевников. Поэт перечисляет все орудия, которые создаются из железа (кетмень, топор, пила, молоток, плоскогубцы и другие) и повествует о практической значимости этих вещей в жизни, воспевает тех умельцев, которые научились владеть несколькими ремеслами. Говоря о труде, как основном смысле человеческого существования, Дулат призывает молодежь работать с металлом, овладевать профессией ювелира. Стихотворение пронизано человеколюбием, гуманностью и не утеряло своей педагогической ценности.[10.Интернет. Тюркологические публикации] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2 Семейные традиции 

     2.1 Общая характеристика понятия «традиция» 

     Каждый  народ имеет свои обычаи и традиции, характеризующие только его национальные особенности и черты, раскрывающие его национальную сущность. Любой народ, рассматриваемый вне традиционных для него форм отношений, - это абстракция. Традиции вырабатываются в длительном историческом развитии, в процессе многообразной трудовой и культурной деятельности каждого народа. Со времени возникновения человеческого общества прогресс цивилизации происходил благодаря тому, что от поколения к поколению, от коллектива к отдельному человеку систематически передавались знания, трудовые навыки, нормы поведения, материальные или духовные ценности. Каждым новым поколением это усваивалось, применялось в жизни, развивалось и дальше передавалось последующим поколениям. В ходе исторического развития сложились и утвердились разнообразные формы, способы и механизмы сохранения и передачи социального опыта, которые в совокупности и называются традициями.

     Традиции, являясь социальными отношениями, то есть родовой сущностью человека, проявляющейся в конкретных многообразных формах в поведении людей, в их взаимных отношениях между собой, имеют не только воспитательное, но и познавательное значение. Традиции не довлеют над людьми как некие формы, чуждые им. В жизни казахского народа традиции заменяли, по существу, не только образовательно-воспитательные, но и правовые нормы.[11.,с.71-72] 

     2.2 Семейные традиции казахов 

     Мы  не случайно так подробно останавливаемся  на семейно-брачных отношениях, семья - основная ячейка казахской общины и создание новой семьи - величайшее событие как для родителей, так  и для всего рода. С семейными же отношениями связаны и другие обычаи и традиции казахов, на которых нам хотелось бы остановиться. Вторым по значению событием в жизни семьи является рождение ребенка и связанные с ним обряды. Мы уже говорили о традиционном положении женщины в казахской семье, однако отношение к ней существенно меняется в период ее беременности. В это время все ее оберегают, освобождают от тяжелой работы, способствуют нормальному течению беременности и нормальным родам. Рождение ребенка - всегда праздник, но особенный праздник устраивается, если новорожденный - мальчик. В этом случае соответствующие обряды продолжаются до достижения ребенком семилетнего возраста. После родов к роженице приглашают двух-трех женщин (из числа соседей или родственников), чтобы, с одной стороны, поздравить ее, а с другой - помочь по хозяйству. На третий день после рождения ребенка устраивается пир для женщин аула - шiлдехана, на котором женщины желают новорожденному долгой и счастливой жизни. Вечером и ночью молодежь собирается вместе, играет на домбрах и поет песни. Этот праздник продолжается в течение трех вечеров до достижения ребенком семидневного возраста.

     На  сороковой день устраивают еще одну торжественную церемонию, опять  же связанную с приглашением соседских  женщин, которые приносят подарки новорожденному, в том числе: одежду, застежки, нитки жемчуга, а также совинное оперение, На этой официальной церемонии аксакал обычно нарекает младенцу имя (по другим источникам, имя ребенку дают на седьмой день после рождения, а на сороковой проводят купание), которое трижды нашептывают ребенку в правое ухо. Затем старшая и наиболее почитаемая женщина укладывает младенца в колыбель (другие источники добавляют, что в этот день ребенку впервые бреют голову).

     Следующий обряд связан с первой посадкой на коня. Он осуществляется в день, когда ребенку исполняется пять лет. В этот день на его голову одевают совинное оперение, усаживают на коня и отправляют с визитом ко всем родственникам. Родственники должны одарить ребенка пищей и дать сбрую для его коня. С этого момента ребенок, имея собственную сбрую для коня, начинает ездить на двух-трехлетнем коне. Именно это обстоятельство позволяет многим авторам, писавших о казахах, называть их "нацией в седле".

Информация о работе Роль семейных традиций в формировании нравственных качеств