Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа
Цель работы – показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.
Введение
Глава 1 Нравственные нормы как основа воспитания
1.1 Семья и ее роль в воспитание детей
1.2 Нравственная педагогика у казахов
1.3 Сущность нравственного воспитания
Глава 2 Роль семейных традиций в формировании нравственных качеств
2.1 Общая характеристика понятия «традиция»
2.2 Семейные традиции казахов
2.3 Элементы этнопедагогики в воспитании детей
Заключение
Список использованной литературы
3.
И последним, важным
Ничто не приносит столько вреда воспитанию
доброты, как расхождение образа жизни
взрослых с их словесными наставлениями.
Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию,
насмешкам, цинизму». [7., с.55-58]
С.
И Варюхина также отмечает, что
одно из центральных понятий
Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека – чувство вины, в случае невыполнения каких-либо обязательств.
Осознание ребёнком сущности понятия «совесть» подготавливается совокупностью нравственного семейного воспитания. И важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной.
Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.
Таковы
элементы нравственных потребностей.
Знание их поможет родителям воспитать
детей добрыми счастливыми
Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
1) Родители должны осознавать важность этой задачи.
2)
Развивать сами в себе эти
нравственные потребности, так
как совершенствование
3)
Знать, как, какими методами
формировать в детях
Еще в свое время о нравственности и правильном воспитании писали многие мыслители великой казахской степи- Шакарим Кудайбердиев, Абай Кунанбаев и многие другие. Сердцевина идей Шакарима – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Поэт не требовал революционных изменений в обществе, он надеялся преобразить человеческую жизнь через облагораживание души и духовных потребностей. Он был убеждён в необходимости нравственного очищения людей для построения нового общества. Задача родителей и педагогов, по мнению Шакарима, - уберечь юные души от дурных влияний. Плохие привычки легко закрепляются и от них трудно избавиться, поэтому с раннего детства надо прививать человеку правила нравственного поведения. Добродетели, напротив, требуют постоянных усилий духа воспитуемых. Отдалённость результатов, несиюминутность отдачи правильного поведения заслоняют от детей значимость моральных заповедей: «Неискушённость, малый жизненный опыт подталкивает молодёжь идти на поводу у чувственных влечений и предпочитать эгоистические желания общественному долгу», - писал Шакарим в философских думах «Сад подснежников». Если с детства не прививать навыки нравственного поведения и не упражнять воспитанников в правильных моральных поступках, позднее ни самые сильные внушения разума, ни требования чести и долга не в силах будут изгнать дурные навыки. Всякий обязан стремиться к достижению идеала, пусть даже и не дойдёт до цели, но находиться на верном пути - залог успеха. Нравственные нормы и правила поведения не должны быть чем-то внешним, они должны стать глубоко личностными качествами растущего человека и только в этом случае выполнят своё назначение. Значит, главная цель нравственного воспитания и самовоспитания, согласно Шакариму, - необходимость формирования в человеке внутренней потребности к активному утверждению в себе высокой морали, духовности, религиозности.
Абай в своих назиданиях много уделял внимание подрастающему поколению. Целая тематическая группа прозаических “Слов” состоит из рассуждений и наставлений Абая об образовании, знании и воспитании. Пожалуй, это самая животрепещущая из всех тем, волновавших поэта. Всюду речь идет об отсталости казахского народа в экономической жизни, в образовании, в науке и культуре, в чем поэт обвиняет “сильных мира сего”: царских чиновников, волостных правителей, баев и биев, а также всех тупых, невежественных, раболепствующих и пресмыкающихся перед ними людей. Беспощадно бичуя все, что держит народ в беспросветной тьме, что тормозит прогресс и просвещение, Абай всеми силами доказывал необходимость нести казахам науку и культуру, чтобы стать вровень с другими народами.
Образованию, знанию и науке Абай придавал первостепенное значение. Он укоряет тех родителей, которые, имея возможность учить детей, не учат их или учат не так и не тому, попусту растрачивая свое богатство. «Но я не встречал еще человека, который, подлостью разбогатев, нашел бы потом достойное применение своему состоянию». Такая резкая социально-изобличительная критика заканчивается следующим: «Без науки нет блага, ни на том, ни на этом свете». Воспитание в детях хороших человеческих качеств также связывается Абаем с образованием и наукой. Примечательно, что последнее «Сорок пятое слово» заканчивается словами: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, - тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром».
Мысли об обучении детей, о воспитании в них лучших человеческих качеств постоянно занимают Абая-наставника. Они разбросаны почти во всех его «Словах». Именно на них возлагает Абай свои надежды, думая о судьбе своего народа. «Надо создать школы», - писал он в «Сорок первом слове, -надо, чтобы население дало средства на эти школы, надо, чтобы учились все, даже девушки. И вот тогда, когда молодежь вырастет, а состарившиеся отцы перестанут вмешиваться в дела и разговоры молодежи, может быть, тогда казахи исправятся”.
Абай-просветитель
свято верил в силу воспитания
и наряду с осуждением все время
наставлял своих слушателей-
Основные идеи произведений Дулата Бабатай-улы, сводятся к следующему. Дети должны всегда подражать хорошим поступкам своих родителей и дорожить ими. Полезные советы и наставления родителей являются как бы кодексом законов поведения детей. Человек познается в делах, личность формируется в процессе труда и деятельности. Труд, противоречащий склонностям, — источник уныния и несчастий. Человек должен жить не только для себя, лишь для удовлетворения, своих потребностей, но и трудиться для общего дела («Думай о деле народа всегда, и не ленись для блага труда»). Знание, труд украшают человека от мала до велика («Воля и труд — вот твои друзья»). Жизнь должна быть устроена на разумных началах. Красноречие — дар, пустословие — болезнь («Слово — нить шелка, а стих — узор… Красноречивым тому не быть, кто не находит нужных слов»). По мнению поэта, только знания и наука окрыляют человека, открывают его глаза на мир («Десятилетний обученный ребенок на голову выше, чем двадцатилетний неуч».
В
педагогическом отношении интересно
его стихотворение «Подобно железу,
кованому кузнецом». В истории казахской
общественной и педагогической мысли
Дулат первым воспел пользу ремесла,
значение металлических изделий в жизни
кочевников. Поэт перечисляет все орудия,
которые создаются из железа (кетмень,
топор, пила, молоток, плоскогубцы и другие)
и повествует о практической значимости
этих вещей в жизни, воспевает тех умельцев,
которые научились владеть несколькими
ремеслами. Говоря о труде, как основном
смысле человеческого существования,
Дулат призывает молодежь работать с металлом,
овладевать профессией ювелира. Стихотворение
пронизано человеколюбием, гуманностью
и не утеряло своей педагогической ценности.[10.Интернет.
Тюркологические публикации]
Глава
2 Семейные традиции
2.1
Общая характеристика
понятия «традиция»
Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, характеризующие только его национальные особенности и черты, раскрывающие его национальную сущность. Любой народ, рассматриваемый вне традиционных для него форм отношений, - это абстракция. Традиции вырабатываются в длительном историческом развитии, в процессе многообразной трудовой и культурной деятельности каждого народа. Со времени возникновения человеческого общества прогресс цивилизации происходил благодаря тому, что от поколения к поколению, от коллектива к отдельному человеку систематически передавались знания, трудовые навыки, нормы поведения, материальные или духовные ценности. Каждым новым поколением это усваивалось, применялось в жизни, развивалось и дальше передавалось последующим поколениям. В ходе исторического развития сложились и утвердились разнообразные формы, способы и механизмы сохранения и передачи социального опыта, которые в совокупности и называются традициями.
Традиции,
являясь социальными отношениями, то есть
родовой сущностью человека, проявляющейся
в конкретных многообразных формах в поведении
людей, в их взаимных отношениях между
собой, имеют не только воспитательное,
но и познавательное значение. Традиции
не довлеют над людьми как некие формы,
чуждые им. В жизни казахского народа традиции
заменяли, по существу, не только образовательно-воспитательные,
но и правовые нормы.[11.,с.71-72]
2.2
Семейные традиции казахов
Мы не случайно так подробно останавливаемся на семейно-брачных отношениях, семья - основная ячейка казахской общины и создание новой семьи - величайшее событие как для родителей, так и для всего рода. С семейными же отношениями связаны и другие обычаи и традиции казахов, на которых нам хотелось бы остановиться. Вторым по значению событием в жизни семьи является рождение ребенка и связанные с ним обряды. Мы уже говорили о традиционном положении женщины в казахской семье, однако отношение к ней существенно меняется в период ее беременности. В это время все ее оберегают, освобождают от тяжелой работы, способствуют нормальному течению беременности и нормальным родам. Рождение ребенка - всегда праздник, но особенный праздник устраивается, если новорожденный - мальчик. В этом случае соответствующие обряды продолжаются до достижения ребенком семилетнего возраста. После родов к роженице приглашают двух-трех женщин (из числа соседей или родственников), чтобы, с одной стороны, поздравить ее, а с другой - помочь по хозяйству. На третий день после рождения ребенка устраивается пир для женщин аула - шiлдехана, на котором женщины желают новорожденному долгой и счастливой жизни. Вечером и ночью молодежь собирается вместе, играет на домбрах и поет песни. Этот праздник продолжается в течение трех вечеров до достижения ребенком семидневного возраста.
На сороковой день устраивают еще одну торжественную церемонию, опять же связанную с приглашением соседских женщин, которые приносят подарки новорожденному, в том числе: одежду, застежки, нитки жемчуга, а также совинное оперение, На этой официальной церемонии аксакал обычно нарекает младенцу имя (по другим источникам, имя ребенку дают на седьмой день после рождения, а на сороковой проводят купание), которое трижды нашептывают ребенку в правое ухо. Затем старшая и наиболее почитаемая женщина укладывает младенца в колыбель (другие источники добавляют, что в этот день ребенку впервые бреют голову).
Следующий обряд связан с первой посадкой на коня. Он осуществляется в день, когда ребенку исполняется пять лет. В этот день на его голову одевают совинное оперение, усаживают на коня и отправляют с визитом ко всем родственникам. Родственники должны одарить ребенка пищей и дать сбрую для его коня. С этого момента ребенок, имея собственную сбрую для коня, начинает ездить на двух-трехлетнем коне. Именно это обстоятельство позволяет многим авторам, писавших о казахах, называть их "нацией в седле".
Информация о работе Роль семейных традиций в формировании нравственных качеств