Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа
Цель работы – показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.
Введение
Глава 1 Нравственные нормы как основа воспитания
1.1 Семья и ее роль в воспитание детей
1.2 Нравственная педагогика у казахов
1.3 Сущность нравственного воспитания
Глава 2 Роль семейных традиций в формировании нравственных качеств
2.1 Общая характеристика понятия «традиция»
2.2 Семейные традиции казахов
2.3 Элементы этнопедагогики в воспитании детей
Заключение
Список использованной литературы
Казахскому народу был присущ общинный характер воспитания. Подрастающее поколение было заботой не только семьи, но ирода, общины, аула. Таким образом, родители чувствовали свою ответственность перед родом, жителям аула за воспитание у своих детей нравственных норм поведения, общения. Это свидетельство о большом значении общественного мнения в оценке поступков подрастающего поколения. Ребенок подрастал и начинал контактировать с окружающими, в воспитании участвовали не только родовая община, но и весь аул. Ребенку старались не грубить, разговаривали по-особому мягко и ласково. Доброе отношение со стороны взрослых формировало в ребенке такое же доброе отношение и отзывчивость к окружающим. Если провести параллель с тем, что было раньше, то следует заметить, что в повседневной жизни большой семьи, состоящей из трех-четырех поколений, воспитанию нравственных норм уделялось больше времени и большим количеством старших. Включая родственников, соседей, взрослые объясняли детям, как им следует себя вести со старшими, стариками, женщинами, осуждали проступки детей, которые не вписывались в свод правил и норм, который существовал.
Народом довольно часто использовался такой метод воспитания как поощрение. Этот метод воспитывает чувство собственного достоинства, желание поступать соответственно нравственно-этическим канонам, принятым и в сфере трудовых отношений. К народным методам воспитания относится метод осуждения — «Не о богатстве думай, о чести подумай», «Совесть в узелок завязал», «Лишившись овец, двор огородил», «Лень из одной работы две делает», «Плохой джигит невест перебирает, плохой сапожник шило перебирает», то есть выражение неодобрения по поводу чего-нибудь или кого-нибудь, вынесение порицания кому-нибудь. Народ осуждает, например, лень, безделье, различие отклонения от установленных норм и правил поведения, нравственные пороки.
В
процессе формирования нравственных норм
также использовался метод
В народной педагогике содержится утверждение о необходимости не баловать детей, а воспитывать их в строгости, с самого раннего возраста — «Дорогам свершений начало — порог отчего дома». «Собаку щенком учи», «В учении трудно, да плоды учения сладки», что также может быть выделено как метод воспитания.
Когда другие методы бессильны, народ прибегает к методу срамления, то есть подвергает провинившегося сраму, позору. Редко использует такой метод как проклятие — «тepic бата», то есть выражает крайнее раздражение, негодование и, в исключительных случаях, реализует осуждение с полным отказом от общения. «Tepic бата» давали отцы своим детям, не оправдавшим их доверия или опозорившим своих родителей, что считалось недопустимым. Необходимо также отметить воспитательное рачение запретов — «тыйым» в казахской народной педагогике. Как и у других народов, у казахов введение — часть этического порядка: считалось верхом невоспитанности пересекать дорогу старому и другое.
Через сказки, притчи родители также старались привить своим детям положительные нравственные качества. Яркие сказочные образы воздействуют на чувства детей, они переживают и сочувствуют героям сказок. Родителями и детьми анализируется поведение героев, делается вывод о неизбежности наказания за содеянное зло. Следовательно, совместно с родителями дети делают вывод о том, чтo такое хорошо, что такое плохо. Народные пословицы требуют от родителей правильного воспитания детей, так как в них сформулированы народные понятия о чести, о справедливости, о достойнее, то есть простые нормы народной морали.
Каждое
из переклейных средств: и слово, и дело,
и общение, и обычаи, и пример само по себе,
а в особенности в комплексе показывает
насколько сильно и бесценно влияние народных
традиций на нравственность в семейном
воспитании. Содержанием нравственного
воспитания в казахских народных традициях
являлись общечеловеческие нормы, нравственности,
дополняемые предписаниями и требованиями
национального характера. Семья, как хранительница
достижений прошлого, лучше других может
донести эти образцы до новых поколений.
Поэтому в настоящее время, на этапе возрождения
духовного и культурного наследия, опора
на семью как на средоточие нравственного
богатства народа является объективной
потребностью общества.[4., с.184-188]
1.3
Сущность нравственного
воспитания
Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова. Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность. Что же представляет собой нравственное воспитание?
В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.
Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».
Нравственные
ценности, ориентиры и убеждения
личности заключаются в семье. Семья
– это особого рода коллектив,
играющий в воспитании основную, долговременную и
Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал:
«… лишь семья, лишь она одна может воспитать
в детях существеннейшие стороны культуры,
привить её самые одухотворённые, эфирные
частицы…». «Духовная атмосфера здоровой
семьи призвана привить ребёнку потребность
в чистой любви, склонность к мужественной
искренности и способность к спокойной
и достойной дисциплине», – писал в 1962
году философ И.А.Ильин.[5.,с.15-22]
Итак,
семья – ребёнок –
«Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?» - задаётся вопросом С. И. Варюхина и приводит такую классификацию.«Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:
1.мотивационно-побудительный;
2.эмоционально-чувственный;
3.рациональный, или
Каждый
из этих уровней состоит из элементов,
составляющих суть нравственного мира человека.
Мотивационно-побудительный уровень содержит
мотивы поступков, нравственные потребности
и убеждения. Нравственное воспитание
только тогда носит правильный характер,
когда в основе его лежит побуждение детей
к развитию, когда сам ребёнок проявляет
активность в своём нравственном развитии,
то есть, когда он сам хочет быть хорошим.
Этот уровень наиболее важный, именно
здесь коренятся истоки поведения человека,
осуждаемые или одобряемые людьми и обществом,
приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный уровень состоит
из нравственных чувств и эмоций. Эмоции,
как известно, бывают положительными (радость,
благодарность, нежность, любовь, восхищение
и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть,
злость, обида, ненависть). Эмоции необходимо
облагораживать, окультуривать одним
словом – воспитывать. Нравственные чувства
– отзывчивость, сочувствие, сострадание,
сопереживание, жалость – непосредственно
связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются
человеком с результате воспитания и являются
важнейшими составными доброты. Без нравственных
чувств добрый человек не состоится».[6.,с.102-107]
Чешский
педагог М. Климова – Фюгнерова
отмечает: «Родительский дом в
становлении и культивировании
чувств занимает первоочередное место.
Заменить его не может ничто. Дом
для ребёнка – школа подготовки
к жизни. В доме должны царить любовь,
справедливость, терпимость не только
к детям…, но и ко всем остальным членам
семьи. Воспитание чувств включает в себя
воспитание сочувствия. Развитие этого
чувства требует поддержки со стороны
родителей – и не только словом, но и примером.
Ребёнок должен видеть, как мы на практике
проявляем свою любовь к ближнему… Сочувствие
– одно из прекрасных человеческих свойств,
потому что оно – выражение человечности.
Чувства – движущая сила стремления к
цели. Если человек кого-нибудь любит,
то хочет доставить ему радость.
Чувства – источник вдохновения, радости,
задора в интересной работе.
Чувства – источник силы. Любовь к человеку,
например, может вести к самоотверженному
труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.
Чувства – действенные помощники воспитания.
Запрет, менторство, морализаторство далеко
не так доходчивы, как сердечность, искренность
и ласка. Холодная строгость в воспитании
вызывает у ребёнка отчуждение, которое
может перерасти в притворство, лицемерие
и обман».
«Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
Воспитывать
в детях надо все элементы их нравственного
мира. Всё важно. Гармония нравственного
мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются
только всеми его слагаемыми, но направляющими
являются нравственные потребности. Нравственные
потребности – самые благородные и человечные
– не даются от природы, их необходимо
воспитывать, без них невозможна высокая
духовность, доброта. «Настоящим человеком
становится только тот, - писал В. А. Сухомлинский,
- у кого в душе возникают, утверждаются
благородные желания, которые стимулируют
поведение, порождают страсти и поступки…
Как можно больше поступков, побуждаемых
благородными желаниями, стремлениями
личности к моральному идеалу, - вот одно
из золотых правил воспитания подростков».
Что же такое потребность вообще? Потребность
– это стремление пополнить в организме
то, что отсутствует для его нормального
существования.
Для возникновения нравственной потребности
ребёнка необходима моральная среда. Такой
средой должен быть добрый мир семейного
или иного окружения. Ребёнок, даже ещё
не умея говорить, не осознавая речь и
поступки взрослых, уже понимает, «улавливает»
моральный климат семейного окружения
и по-своему реагирует на него. Доброжелательность
в отношении друг к другу, спокойная ласковая
речь, спокойный тон в общении – хороший
и обязательный фон для формирования в
ребёнке нравственных потребностей, и,
наоборот, крик, грубые интонации – такая
семейная атмосфера приведет к противоположным
результатам.
Все элементы нравственных потребностей
максимально насыщены чувствами и эмоциями.
Для воспитания у ребёнка нравственных
потребностей нужно знать, из каких элементов
они состоят.
Нравственные потребности
1. с отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
2.
Другой важнейший элемент
Информация о работе Роль семейных традиций в формировании нравственных качеств