Автор: c****************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 08:42, контрольная работа
Культура является отражением общественной деятельности человека, направленной на овладение природой и ее силой. Формирование собственно человека происходило одновременно, искусства, с совершенствованием речи. Один из самых ранних этапов эволюции человека – древний каменный век палеолит.
1 Происхождение культуры 2
Религия 3
Формирование культуры 6
Палеолитическое искусство. 8
2 Архетипы Юнга 9
3 Православные монастыри 12
4 Сущность античной картины мира 13
Терминологический словарь 17
Список литературы 22
Содержание
Культура является отражением общественной деятельности человека, направленной на овладение природой и ее силой. Формирование собственно человека происходило одновременно, искусства, с совершенствованием речи. Один из самых ранних этапов эволюции человека – древний каменный век палеолит.
Первобытная эпоха человечества включает палеолит, мезолит и неолит. Каждый из этих периодов обычно подразделяется на ряд археологических культур. Это понятие обозначает общность материальных памятников, относящихся к одному времени и находящихся на определенной территории.
Так, ранний палеолит подразделяют на Олдовайскую культуру (3 млн. — 600 тыс. лет назад) — период протоантропов (предлюдей), на Шельскую культуру (600—400 тыс. лет назад) — период архантропов (древних людей), Ашельскую культуру (400—200 тыс. лет назад) — период архантропов и палеоантропов.
Средний палеолит представлен (200—30 тыс. лет назад), это период палеантропов. Во всех перечисленных периодах формой общественной организации было первобытное стадо. [3, c. 26]
В позднем палеолите уже появляются неоантропы , объединенные в первобытные рода. Ориньякская (30— 20 тыс. лет назад), Солютрейская (20—15 тыс. лет назад) и Мадленская (15—11 тыс. лет назад) культуры составляют поздний палеолит.
Мезолит длился примерно от 12 до 7 тыс. лет до н.э. Ранний неолит (ок. 7—6 тыс. лет до н.э.) имел своим эпицентром Переднюю Азию и Ближний Восток,
Средний неолит (5 — нач. 4 тыс. до н.э.) распространился на долины Нила, Инда, Евфрата, Янцзы, Центральную и Восточную Европу. Уже в 4 тыс. потенциал неолитической цивилизации был исчерпан, начался переход к неолит
Первобытный человек
овладевал навыками земледелия и скотоводства
менее десятка тысяч лет. До этого на протяжении
сотен тысячелетий люди добывали.
себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития сказывался разум наших далеких предков.[4,c104]
Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах при выходе оврагов в ту или иную широкую долину.
Пересеченная местность была удобнее для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная тактика загонщиков» преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонты и носороги, и охотиться приходилось на мелких и нестадных млекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность действий коллектива загонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки.
Эти технические достижения — результат длительных поисков наиболее надежных, наиболее целесообразных орудий производства — не меняли существа дела. Человечество по-прежнему лишь присваивало продукты природы. .[4,c108]
Открытие земледелия было сделано независимо в нескольких районах мира. Признаки земледелия прослеживаются уже в памятниках Натуфииском культуры в Палестине, относящейся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукояти» и зернотерки.
К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ.
Анимизм Верования в древнем человеческом обществе являли собой реакцию совокупной личности на ее восприятие совокупной вселенной. Тесно связанные
с первобытными мифическими воззрениями, они основывались на анимизме (от лат. апипа — дух, душа), наделении природных явлений человеческими качествами
Тесно связанные с первобытными мифическими воззрениями, они основывались на анимизме (от лат. анима — дух, душа), наделении природных явлений человеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э.Б. Тайлором (1832—1917) в фундаментальном трупе «Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Тайлор считал анимизм «минимумом религии». Ядром этой теории является утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры «философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.
Анимистические представления о природе души предопределили отношение первобытного человека к смерти, погребению, умершим. [3, c.37]
В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.
Анимистические представления о природе души предопределили отношение первобытного человека к смерти, погребению, умершим.
Магия
Наиболее древней формой религии является магия представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.
Магию подразделяет соответственно на подражательную («гомеопатическую») и заразительную («контагиозную»). [2, c.37]
Первобытные магические обряды трудно отграничить от инстинктивных или рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из той роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие вилы магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.
Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Специфические корни разных видов магии — в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникали и сохранялись там и тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.Один из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных верований и обрядов связан с областью взаимоотношения полов. Любовнаямагия, эротические обряды, различные виды религиозно-половых запретов,поверья о половых связях людей
с
духами, культ божеств любви — весь этот
обширный и довольно пестрый комплекс
религиозно-магических представлений
и действий может быть предметом самостоятельного
научного исследования. Магические представления
определяли всю содержательную сторону
первобытного искусства, которое можно
назвать магико-релнгиозным. Разновидность
магии — фетишизм (от франц. Геиспе — та-Фетишизм
лисман, амулет, идол) * поклонение неодушевленным
предметам, которым приписываются сверхъестественные
свойства. Объектами поклонения — фетишами
— могут быть камни, полки, деревья, любые
предметы. Они могут быть как етестсенного
происхождения, так и созданные человеком,.
Формы почитания фетишей также разнообразны:
от принесения им жертв до вколачивания
в них гвоздей с целью причинить боль духу
и тем самым вернее заставить исполнить
адресованную ему просьбу.в
Вера в амулеты (от араб, гамала — носить) восходит к первобытному фетишизму и магии. Она была связана с конкретным предметом, которому приписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий, болезней. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб. Костяные амулеты в виде птиц обитатели палеолитических стоянок Буреть и Мальта носили на шее. В Карелии встречаются сверленые каменные иавершия декоративных молотов с головами лосей и медведей на конце. По всей видимости, изготовлялись они не для забавы, а для обрядовых действий, жизненно необходимых с точки зрения первобытного охотника.
Тотетизм — это вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным (реже — явлениями природы).
Существует родовой, фратриальный (от греч. фратрия—братство), групповой, половой и индивидуальный тотемизм. Какой из этих типов следует
считать древнейшим? По мнению большинства исследователей, тотемы фратрий были древнейшими. Фратрии (подразделение племени, совокупность нескольких родов) возникали по мере разложения племен на более мелкие родовые группы.
От тотема
зависела жизнь всего рода и каждого его
члена в отдельности. Люди верили и в то,
что тотем непостижимым образом воплощается
в новорожденных (инкарнация). Обычным
явлением были попытки первобытного человека
воздействовать на тотем различными магическими
способами, например, для того чтобы вызвать
изобилие соответвующих зверей или рыб,
птиц и растений и обеспечить материальное
благосостояние рода. [2, c.39]
Решающим фактором первобытной культуры стал процесс антропогенеза и происхождения культуры как таковой. Культура формируется только с появлением человека. Именно культура, а не биологическая структура организма детерминирует человеческое поведение. Поэтому, хотя все люди относятся к одному биологическому виду, в обществах с разной культурой они ведут себя по-разному. Своеобразие культур проявляется в особенностях мироощущения, мышления, поведения и эмоций.
В животном мире обнаруживаются явления, которые в дальнейшем послужили основанием для формирования культуры.
У высших млекопитающих широко распространено подражание, через которое одни особи усваивают опыт других особей [5, c.106]
Культура же предполагает не просто любую внегенетическую передачу опыта от одного индивида к другому, а только такую, которая происходит при посредстве негенетических, а тем самым и небиологических, материальных, структур, в
которых этот опыт зафиксирован. Такими структурами хранения и передачи информации выступают знаковые системы.
Знаковое поведение Сознание, разум, психика человека сформировались под влиянием знаков, языка, коммуникации. Именно развитие знаковых средств и знаковых систем явилось фактором, который привел к формированию человека, выделив его из животного царства.
Контроль над психосоциальной средой на основе выработки общей символической культуры зачастую опережал в своем формировании контроль над внешней окружающей средой с помощью эффективных орудий труда. Соответственно возникновение языка было кульминацией развития более примитивных форм выражения и передачи значения на основе использования высокопластических свойств человеческого тела. Ритуальный танец представлял собой одно из древнейших средств коммуникации.
Постепенно знаковое поведение для человека становится основным, полностью вытеснив старые формы сигнального поведения. Ситуации, действия или предметы, не получившие значения» вообще перестают существовать для первобытного племени. Поэтому системы знакового поведения, чтобы охватить все стороны жизни членов сообщества, все время усложняются. Соответственно формируются новые типы конечностей, новые типы ощущений, новые действия и операции в психике. [5, c.100]
Культура, таким образом, есть форма жизни, в которой главным является уже не биологический, а семиотический процесс (коммуникация, наделение значением, знаковое поведение).
Социальная жизнь формируется в связи с развитием обмена и коммуникаций, подчиненных определенным правилам. Возникает экзогамия — исключение из брачных отношений ближайших родственников. Запрет инцеста требовал общественной регуляции брака, появляются род и семья. Порожденные брачным
обменом правила брака (самое древнее из них — запрещение инцеста) и номенклатура родства представляют собой уже не биологические реалии, а знаковые системы. Замена биологической эволюции социокультурным развитием как важнейшим фактором формирования человека принесла столь радикальные изменения, что можно говорить о палеолитической революции.
Палеолит характеризуется формированием символической традиции человеческой культуры, представленной пещерной живописью.
Изображения Ориньякской культуры были еще достаточно примитивными — это так называемые меандры, борозды, проведенные пальцами на глине, и контурные рисунки на их основе. [4, c.104]
Наскальное изображение палеолита — это не просто образ, отражающий реальность, не знак, ее замещающий, а нечто более важное —- способ удвоения реальности, ее второе, магическое состояние, средство магического овладения ею.
Художник палеолита рисовал на скале реальное животное. Для него мир вымысла и искусства еще не открылся, его заслоняла эмпирически воспринимаемая действительность. Ударяя копьем по изображению животного, древний охотник совершал магическую операцию «охоты», веря в то, что в результате животное ослабеет и подчинится его воле.
Вместе с тем, художественное творчество палеолита имело эстетическое значение.
Однако первобытных художников уже заботила проблема прочности, долговечности своих творений, для которых они подбирали не только соответствующий материал, краски, но и скрытые от чужих глаз потаенные места.