Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:03, контрольная работа
Актуализация проблемы сохранения духовности и культурных ценностей в конце XX столетия обусловила поворот целого ряда научных дисциплин к исследованию сущности и функционирования феномена культуры. Процесс научного осмысления такого феномена, как культура, требует использования определенных основ. Иными словами, исследование культуры необходимо проводить в рамках той или иной философской мысли.
Введение _______________________________________________ 3
Теория культурно-исторических типов ______________________ 4
Теория К. Леонтьева ______________________________________ 6
Теория О. Шпенглера _____________________________________ 7
Концепция локальных культур А. Тойнби ____________________ 8
Теория К. Ясперса ________________________________________ 10
Концепция И. Хейзинги ___________________________________ 12
Модель культуры С. Лемма ________________________________ 13
Теория суперсистем П. Сорокина ___________________________ 14
Культурно-исторические концепции евразийства ______________ 16
Теория Л. Гумилева _______________________________________ 19
Заключение ______________________________________________ 21
Список литературы ____________
КРАСНОЯРСКИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
(НОУ ВПО)
Факультет: | «Экономики и управления» |
Специальность: | «Социально-культурный
сервис и туризм» |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Культурология
Тема: «Ведущие
теории происхождения культуры»
Выполнил: | Студентка 4 курса,
5-6331д/4-2 Наумова Е.Н |
Проверил: | Евменова. Л.Н |
г. Красноярск,
2010 г.
Содержание
Введение
______________________________
Теория культурно-исторических типов ______________________ 4
Теория
К. Леонтьева ______________________________
Теория
О. Шпенглера ____________________
Концепция локальных культур А. Тойнби ____________________ 8
Теория
К. Ясперса ______________________
Концепция
И. Хейзинги ______________________________
Модель
культуры С. Лемма ________________________
Теория суперсистем П. Сорокина ___________________________ 14
Культурно-исторические
концепции евразийства ________
Теория
Л. Гумилева ______________________________
Заключение
______________________________
Список
литературы ______________________________
Введение
Культурология – (от сл. Логос – изучение культуры), дисциплина
философского
воспитания.
Актуализация проблемы сохранения духовности и культурных ценностей в конце XX столетия обусловила поворот целого ряда научных дисциплин к исследованию сущности и функционирования феномена культуры. Процесс научного осмысления такого феномена, как культура, требует использования определенных основ. Иными словами, исследование культуры необходимо проводить в рамках той или иной философской мысли.
Тема моей работы звучит как, ведущие теории происхождения культуры.
В
своей работе я раскрою культурологические
теории Н. Данилевского и К. Леонтьева.
Концепции локальных культур
О. Шпенглера и А. Тойнби. Историософская
теория К. Ясперса. Концепции культуры
как игры И. Хейзинги и С. Лемма. Теория
суперсистем П. Сорокина. Культурно-исторические
концепции евразийцев. Этногенетическая
теория Л. Гумилева.
Теория культурно-исторических типов
Рассмотрим основные концепции культуры, пользующиеся Значительной известностью. Прежде всего, обратим внимание на книгу Н.Я. Данилевского (1822—1885) «Россия и Европа», в которой обосновывается концепция многолинеиного и замкнутого развития культур. Им на богатом эмпирическом материале выдвинута теория культурно-исторических типов, оказавшей большое влияние на современную западную философию культуры. Эта теория представляет собою теорию множественности и разнокачественности человеческих культур (или цивилизаций), что противоречит европоцентристской и линейной концепции мировой культуры. Наш ученый характеризуется на Западе как основатель популярного ныне там подхода пространственно-временной локализации явлений культуры. Н.Я. Данилевский разделил все самобытные цивилизации на три класса: положительные, отрицательные деятели и служащие чужим целям цивилизации. К первому относятся: египетская, китайская, ассирийская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская (европейская) и бурятская. К ним еще следует добавить не успевшие завершить своего развития мексиканскую и перуанскую цивилизации. Эти культурно-исторические типы представляют собой положительных деятелей в истории человечества, они содействовали прогрессу человеческого духа. Второй класс образуют отрицательные культурно-исторические типы (гунны, монголы, турки) которые помогают «испустить дух борющимся со смертью цивилизациям». К третьему классу относятся те начинающие развиваться цивилизации (финны и др.), коим не суждено сыграть ни созидательной, ни разрушительной роли в истории человечества, ибо они вошли в состав других цивилизаций «в качестве этнографического материала».
Согласно
теории Н.Я. Данилевского, человечество
отнюдь не является чем-то единым, «живым
целым», оно скорее представляет собою
живую стихию, отлитую в формы, аналогичные
организмам. Самые крупные из этих форм
и есть «культурно-исторические типы»,
имеющие свои линии развития. Между ними
имеются общие черты и связи, выражающие
общечеловеческое, которое существует
только в народности. Оригинальность основной
идеи Н.Я. Данилевского состоит в том, что
отвергается единая нить в развитии человечества,
отвергается мысль об истории как прогрессе
некоего общего, или «мирового», разума,
некоей общей цивилизации, которую отождествляют
с европейской. Такой цивилизации просто-напросто
нет, существует множество развивающихся
отдельных цивилизаций, каждая из которых
вносит свой вклад в общую сокровищницу
человечества. И хотя эти цивилизации
сменяются и исчезают, человечество живет,
постоянно пользуясь этим общим сокровищем
и становясь все более богатым. Вот в какой
области и какой прогресс в общем ходе
истории признавался нашим соотечественником.
Теория К. Леонтьева
Одним из сторонников позиции Н.Я. Данилевского был известный писатель, дипломат и историк К. Леонтьев (1831—1891). Он вошел в культурологи как автор сборника «Восток, Россия и славянство». К. Леонтьев в общем разделял концепцию замкнутого развития культур Данилевского, но, в отличие от него, принадлежность к тому или иному культурно-историческому типу связывал не столько с национальной, сколько с религиозной концессией. В этом К. Леонтьев предвосхитил концепцию локальных культур А. Тойнби. Так, создание русско-славянского типа культуры он, прежде всего, связывал с усилением православия и возвращением к державному византизму.
Считая,
что политическая демократия враждебна
сущности культуры, К. Леонтьев был
ярым противником революционного движения.
Одновременно он критиковал царизм, но
«справа». В конце жизни выступал
за объединение самодержавия с социалистическим
движением; объединение усилий царизма
и католической церкви в борьбе с либерально-демократическими
силами Европы.
Теория О. Шпенглера
Теория Н.Я. Данилевского оказала сильное влияние на творчество немецкого мыслителя О. Шпенглера, предвосхитив многие положения его знаменитой книги «Закат Европы». В ней вынесен суровый приговор современной западной цивилизации за ее голый техницизм и отсутствие животворящих органических начал. О. Шпенглер различает возможную (как идею) и действительную (в виде тела идеи) культуру, доступную восприятию человека: поступки и настроения, религия и государство, искусство и науки, народи и города, экономические и общественные формы, языки, право, обычаи, характеры, черты лица и одежды. История, подобно жизни в ее становлении, является осуществлением возможной культуры: «Культуры суть организмы. История культуры — их биография... История культуры есть осуществление ее возможностей».
В
шпенглеровской концепции культуры
несоизмеримы друг с другом, ибо у каждой
из них имеется свой прасимвол (душа), своя
специфическая математика, свое искусство
и т.д. Мировая история в целом представляет
собой как бы пестрый луг, на котором растут
совершенно различные прекрасные цветы,
не похожие друг на друга. Вместе с тем
следует отметить, что, подобно организмам,
культуры имеют свои фазы развития, а именно:
весну, лето, осень и зиму (цивилизация).
В отношении к духовной жизни это означает,
соответственно, пробуждение окутанной
снами души и создание ею мощных произведений,
близкое к зрелости сознание, высшая точка
строго умственного творчества и угасание
душевной творческой силы. Отсюда следует
и гибель западной цивилизации, подчеркивается
ее обреченность. Однако не очень-то известно,
что в конце своей жизни О. Шпенглер пересмотрел
свои взгляды относительно исчезновения
западной цивилизации и пришел к выводу,
что Запад возродится в будущем; буквально
этот вывод звучит так: «Восход Европы».
Концепция локальных культур А. Тойнби
Влияние О. Шпенглера на культурологи вышло далеко за пределы немецкой традиции, причем наиболее выдающимся исследователем, подпавшим под это влияние, был известный ученый А. Тойнби (1889—1975). В своем знаменитом 12-томном сочинении «Исследование истории» он излагает концепцию локальных культур. В методологии А. Тойнби был эмпириком, тогда как Н. Данилевский и О. Шпенглер скорее исходили из обобщающих установок. Однако подобно всем сторонникам многолинейного развития культур, он расчленяет историю человечества на локальные цивилизации, каждая из которых является «монадою» в лейбницевском понимании этого слова. Представление о единстве человеческой цивилизации является, по его мнению, недоразумением европейской традиции, порожденной христианством.
В 12-м томе «Исследований истории» А. Тойнби перечисляет 13 развитых цивилизаций: западную, православную, исламскую, индийскую, античную, сирийскую, китайскую, цивилизацию Инда, Эгейскую, египетскую, шумеро-аккадскую, андскую, Центральноамериканскую. До нашего времени сохранилось лишь 5 действующих цивилизаций: западная, исламская, китайская, индийская и православная. Каждая цивилизация проходит в своем развитии четыре стадии: возникновение, рост, надлом и распад, после чего она гибнет, а ее место занимает другая цивилизация, т.е. перед нами концепция исторического круговорота цивилизаций.
В
основу цивилизации А. Тойнби положил
религиозную принадлежность, а не
этнические или языковые особенности.
Само же развитие цивилизации обусловливается
импульсами «Вызов» и «Ответ». Именно
мифологема «Вызов — Ответ» играет ключевую
роль в его «картине человеческих отношений».
Данная концепция имеет два слоя истории
— «сакральный» и «мирской». В «сакральном»
слое каждый «Вызов» есть стимул к осуществлению
людьми абсолютно свободного выбора между
Добром и Злом, который предоставил им
бог. В «мирском» слое «Вызов» — проблема,
с коей сталкивается цивилизация на пути
исторического развития: ухудшение природных
условий (похолодание, наступление пустыни,
джунглей и пр.) и изменение человеческой
среды. «Ответ» на «Вызов» играет движущую
силу в развитии цивилизации.
Теория К. Ясперса
В
историософии О. Шпенглера просматривается
культурный релятивизм, в ней наблюдаются
предпосылки нигилизма и
Возникает
вопрос: что общего между этими
тремя географически