Происхождение культуры

Автор: c****************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 08:42, контрольная работа

Описание работы

Культура является отражением общественной деятельности человека, направленной на овладение природой и ее силой. Формирование собственно человека происходило одновременно, искусства, с совершенствованием речи. Один из самых ранних этапов эволюции человека – древний каменный век палеолит.

Содержание

1 Происхождение культуры 2
Религия 3
Формирование культуры 6
Палеолитическое искусство. 8
2 Архетипы Юнга 9
3 Православные монастыри 12
4 Сущность античной картины мира 13
Терминологический словарь 17
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Культурология реф.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

К позднему палеолиту археологи относят рождение росписей на стенах и потолках пещер, рельефы и круглые скульптуры. С помощью охры первобытные художники изображают лошадь, оленя, быка, бизона, носорога, льва. [4, c 108]

2 Архетипы Юнга

   Архетипы представляют собой системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями. Архетип — это даже еще не образ, а фундаментальное переживание, предрасположенность человеческой психики, сама по себе еще лишенная предметности. Юнг счел возможным утверждать, что, имея культурное происхождение, архетипы передаются по наследству биологическим путем.

   Сами по себе архетипы еще не являются культурными символами, они подобны осям кристаллической структуры, по которым, растет кристалл в насыщенном растворе, — все сознательные смыслы имеют архетипическую основу. [2, с. 28]

   Первое бессознательное образование называется «Тень» и объединяет в основном содержание личного бессознательного, поэтому это не архетип в подлинном смысле слова. Его суть в том, что обычно люди думают о себе лучше, чем они есть на самом деле. Тень автономна, это наш темный двойник, вместивший в себя все отрицательные черты, которые мы не желаем видеть.

   Важнейшие архетипы — «Мать», «Отец», «Анима», «Анимус». Доминирование того или иного архетипа отмечает этапы психологического развития человека. Для ребенка, всецело зависящего от родителей, основными архетипами являются «Мать» и «Отец». Это комплексы психических установок по отношению к родителям. Когда же детство заканчивается, то выделяются архетипы взрослых людей: образ мужчины, каким он представляется женщине (Анимус), и образ женщины, какой она представляется мужчине (Анима).

В мужчине будет проявляться его Анима. Каким образом? Сдержанность — это типично мужской идеал. Он достигается путем вытеснения эмоций. Тем самым в бессознательном мужчины накапливаются женоподобные качества, которые иногда  прорываются наружу и выдают в мужчине существование женского

существа — иррационально-эмоциональной Анимы. У женщины наоборот. Если наружу прорывается Анимус, то это не такое же чувство, как у мужчины. В подобных случаях женщина вступает в дискуссию и что-то громко доказывает. И если чувства

Анимы произвольны и капризны, то аргументы Анимуса нелогичны и неубедительны. Анима — это иррациональное чувство. Анимус — это иррациональное суждение. И Анима, и Анимус являются архаическими формами тех психических феноменов, которые с древних времен называются душой.

   Наука и практика — функции сознательной части души; миф, магия, религия относятся к ее бессознательной части. Вполне очевидно, что деятельность, обслуживающая бессознательную часть души, не соответствует научной и практической рациональности, и все же эта деятельность необходима для человека. Например, Тень является жизненной частью личностного существования. Устранить ее безболезненно с помощью доказательств либо разъяснений невозможно. Необходимая реакция на Тень выражена не в рассуждениях, а в архетипически оформленных представлениях, обретающих свою действительность в религиозно-магической практике. Такая практика уже не рационалистична, а символична Карл Юнг начинал в качестве врача-психиатра; однако он не остановился на сексуально-биологической  трактовке  бессознательного.  Исследования  Юнга привели его к иному выводу. Юнг обнаружил типичные образы, являвшиеся его пациентам в снах и видениях. И эти образы совпадали с символами, проходящими через всю историю мировой культуры и выражающими приобщенность человека к таинственной (мистической, божественной) стороне жизни. Но самое удивительное, что большинство пациентов Юнга в силу своего образования и своей биографии просто не могли знать про эти достаточно сложные культурные символы! Эти символические образы не пришли извне и не изобретались сознательно, поэтому оставалось только заключить, что они рождены общим для всех людей бессознательным.[2, c.34]

По Юнгу, коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем. Юнга

иногда упрекают за тезис о биологическом наследовании культурных форм, однако этот упрек, на наш взгляд, не вполне справедлив. Дело в том, что, по Юнгу, архетипы коллективного бессознательного сами по себе вовсе не тождественны культурным образам или символам. Архетип—это не образ, а некое фундаментальное переживание, «тяготение» человеческой психики, которое само по себе лишено какой-либо предметности (образ же всегда предметен). Архетип —это психический смысл в чистом виде, но просто смысл, а первосмысл, незримо организующий направляющий жизнь нашей ду ши .[3, c 38]

Юнг сравнивает архетипы с осями кристаллической структуры, по которым растет кристалл в насыщенном растворю. Подобно этому на архетипах построена вся психика человека: все

сознательные смыслы имеют свою архетипическую основу и так или иначе выражают соогветствующий архетип. Для примера укажем на два архегипа—архетип «священного» и архетип «тени». Священное, по Юнгу, есть чувство чего-то всемогущего, таинственного, ужасающего и в то же время неодолимо притягивающего и обещающего полноту бытия. Этот архетип выражен в самых разнообразных представлениях и символах, в образах богов различных религий. «Тень»—это темный бессознательный двойник нашего Я: «Мы несем в себе наше (историческое.—С Ж.) прошлое, а именно примитивного, низкого человека с его желаниями и эмоциями»

Самой древней, исходной формой психического опыта является миф, поэтому все архетипы так или иначе связаны с мифологическими образами и переживаниями. Миф лежит в самой основе человеческой души, в том числе и души современного человека,—таков вывод Юнга. Именно миф дает человеку чувство единения с первоосновами жизни, приводит душу к согласию с ее бессознательными архетипами. [З.с.56]

Юнг считает, что современный человек, гордящийся своим сознанием и волей, отнюдь не является господином своей душевной жизни. 
 
 

3 Православные монастыри

 Монашество (от греч. шопаеспоз - одинокий) - исторически сложившаяся в христианстве форма воплощения аскетического идеала, отрожающая христианское миропонимание с его противопоставлением добра и зла, духа и плоти. Уход монахов от мирской суеты сопровождался принятием временных или постоянных обетов послушания, нестяжания, целомудрия. Монашеский аскетизм сочетался со стремлением улучшить мир, воздействуя на него своим примером и проповедью. Монашество начало складываться в конце Ш — начале IV вв. в Сирии и Египте. На Руси оно появилось в конце X — начале XI вв.

   Монастырь (греч. — уединенное жилище) — 1) обшины монахов (мужские монастыри) и монахинь (женские монастыри), соблюдающих религиозные обеты (нестяжания, целомудрии, послушания и др.) и живущих по определенным правилам (уставу); 2) комплекс огражденных (как правило, стеной) построек — богослужебных, жилых, хозяйственных и др.. находящихся в распоряжении (пользовании) общины монахов.

   Первые монастыри на Руси, по преданию, были основаны в IX в. (Пустынно-Николаевский в Киеве и Вознесенский в Мснске, т.е. древнем Минске) и в X в. (Спасский, или Спасов Белый, в Киеве). После массового крешсния киевлян (в конце X в.) в следующем, XI в., появилось уже 22 монастыря. В XII—ХШ вв. монастыри на Руси получили широкое распространение и начали играть важную роль в жизни церкви. В начале XIII в. насчитывалось до 70 монастырей, в конце XVI в. — уже 771 (из них 114 женских), а к 1917 г. в Российской империи существовало 1120 монастырей (из них 537 женских). [6, с.200] Н.К. Рерих.

В настоящее время братия ПочаевскоЙ лавры насчитывает свыше 30 человек, а сама Лавра находится в велении Украинской православной церкви. 
 
 

4 Сущность  античной картины мир

 Древняя Греция.

     Характерные черты древнегреческой культуры Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетня дон.э первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Уничтоженная природными стихиями, пожарами, варварскими

набегами, погребенная вместе со статуями низверженных христианами языческих богов, античная культура открывала свои тайны новой Европе постепенно, век за веком.

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства.

Не представляла собой единства античная Греция ц в социально-политическом плане: она существовала а рамках особой государственной системы—городов-полисов, чаще всего определенных природными границами. Различие между ними было существенным: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, почитаемых богах и уважаемых героях. Порой они не только соперничали, но и воевали друг с другом. Античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески— это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства.

Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве—красота, мера, гармония.

      Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

     Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она — характеристика совершенства. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем»,—полагает философ Демокрит. «Меру во всем соблюдай»—рекомендует Гесиод. «Ничего слишком!» — учит надпись на фронтоне в Дельфинском храме Аполлона. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий.

Природа Греции сама осуществляет меру — в ней нет ничего громадного. Все обозримо и понятно. Море не угнетает рыбаков и мореплавателей своей безбрежностью, почти всюду видны берега, и остров, видимый за 150 Км, кажется греку «щитом, положенным на море». Горы не отличаются значительной вышиной, в прозрачном воздухе все видимые предметы воспринимаются в отчетливых формах. Грек не угнетен безбрежным пространством как египтянин в пустыне или скиф в степи, он воспринимает мир в четких естественных границах.

Античная культура — это тип европейской рациональном культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить все, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. И если гармония, как настаивал Аристотель,

есть отношение величин, которым свойственно «движение и положение», если она выражается в «пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи.

Отсюда -— наличие канона» совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей.

Математические расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом. Но тело, совершенное и прекрасное само по себе, было лишь частью гармоничной личности античного мира. Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса — калокагатия.

       Прекрасная и хороший, добрый  человек соединяет в себе красоту безупречного тела и нравственное внутреннее совершенство, причем приоритет явно принадлежит второму. «Кто прекрасен — одно лить нам радует зрение; кто же хорош—сам собой и прекрасным покажется», —выражает эту мысль поэтесса Сапфо (VII век до н. э.)- Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием. Воспитание предполагало единство развития физического и умственного в равной степени— «гимнастического» и «мусического». Ко второму относилось «поприще муз»—все искусства (пение, музыка, танцы, поэзия), искусство счете, речи, искусство спора. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Ге-сиода, Эзопа.

Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты — с человеческим телом. Такой подход определяется й общим отношением античного грека к земной жизни. Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения:

Всем суждено умереть, и никто предсказать не сумеет даже на завтрашний день, будет ли жив человек. Ясно все это поняв, человек, веселись беззаботно... И наслаждайся любовью, ведь жизнь у тебя однодневна. Прочие тяготы эсе я оставлю судьбе» (Греческая эпиграмма. — М., 1960. С 276).

      Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ тела человека. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли телесной высшей красотой, потому что не находили более совершенной формы.

      Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой. Историки свидетельствуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения социально-политических задач. Агесилай, царь спартанский, чтобы ободрить своих воинов, велел раздеть пленных персов. Увидев их изнеженные теле, свидетельствуют историки,

Информация о работе Происхождение культуры