Первобытные машины и изобретения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным—от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э., в Европе — в 1 тысячелетии до н. э., в Америке—в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены — еще позднее.

Содержание

1. Введение.
2. Духовная жизнь первобытного общества.
3. Искусство первобытного общества.
4. Первобытные машины и изобретения.

Работа содержит 1 файл

культорогия.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

  Ткани, которые создавали на своих станках  древние высококультурные народы, представляли собой шедевры искусства и тщательной работы. Так, у перуанцев в эпоху, предшествовавшую Колумбу, их «солнечные девы» ткали предназначавшиеся для жертвоприношения богам туники и накидки, узоры которых воспроизводили целые легенды, изображающие демона-ягуара, зигзагообразную змею и т. д. На их древних одеждах изображены копьеметалки и стаи летящих птиц, а их рубашки, пояса и отделанные бахромой платки, остатки которых были найдены в доисторических могилах, отличаются тонкостью исполнения.

  Однако  вопреки всем новейшим открытиям, сделанным  в современных лабораториях в  области текстильного производства, самой дорогой тканью в течение многих столетий неизменно оставался шелк, ради которого люди рисковали и жертвовали жизнью, лишь бы выведать у китайцев хранимую ими в течение тысячелетий тайну его производства. Приблизительно за 200 лет до н. э. корейцы узнали способ разведения шелковичного червя, и вести «божественной ткани» и сведения о технике ее изготовления  медленно распространяться через Японию и внутренние регионы Азии в Персию и Тибет. Лишь в VI веке н. э. при Юстиниане Византия ознакомилась с искусством шелкового производства, которое только после этого перешло к грекам. Ни одному первобытному народу не удалось открыть способ изготовления шелка. История шелка — это история народов высокой культуры.

  Но  от тех же первобытных ремёсел  произошло и ещё одно важное древнее ремесло, которое было изобретено женщинами позже — искусство керамики, производство горшков и сосудов из глины. Хотя для плетения и гончарного дела необходимы совершенно различные материалы, способы изготовления изделий и в том и в другом случае очень сходны между собой.

  Так, один из наиболее древних способов изготовления гончарных изделий — производство сосудов из глиняных валиков — непосредственно восходит к спирально-жгутовой технике плетения. Это, однако, не означает, что народы, знакомые с древнейшей техникой плетения, должны были уже знать этот вид гончарного производства. Как и ткацкий станок, гончарное дело впервые появилось у тех народов, которые уже освоили земледелие. У кочевых племен при их бродячем образе жизни, то есть на более ранней стадии развития хозяйства, не 'было ни времени, ни возможности развивать свои сведения в области керамики. К тому же, постоянно меняя место своего пребывания, люди просто не могли носить с собою хрупкие сосуды.

  Существует  целый ряд теорий, пытающихся так или иначе объяснить изобретение гончарного производства. Так, например, высказывалось предположение, что, быть может, оно произошло от обычая придавать водонепроницаемость плетеным сосудам с помощью обмазки их глиной и что пользование такими сосудами в непосредственной близости от огня навело человека на мысль изготовлять сосуды из одной только глины, без плетеного каркаса. Такое предположение может вполне соответствовать действительности. Но сейчас мы уже не в состоянии воссоздать точную картину зарождения гончарного производства. И если данная гипотеза может дать удовлетворяющее объяснение происхождения сосудов, сделанных из высушенной глины, то весьма сомнительно, чтобы подобным образом можно было объяснить возникновение глиняных сосудов, обожженных на огне.

  Народы, занимавшиеся гончарным делом, выработали самые разнообразные приемы обработки  глины в зависимости от свойств  имевшегося в их распоряжении сырья. Глина очищается, сушится и из нее при помощи просеивания удаляются  инородные тела. Если глина слишком жирна, ее смешивают со связывающими веществами—пеоком, отрубями, золой, мелкими кусочками дерева или травы. Добавление к глиняной массе кусочков гуоки является специфическим изобретением южноамериканских индейцев. Когда «тесто» становится достаточно мягким и податливым, можно приступать к собственно гончарной работе.

  Простейший  способ заключается в изготовлении из одного юмка глины грубого сосуда, середина которого выдавливается, а  дружные стенки формуются рукой. При этом для облегчения раооты внутрь сосуда часто кладется камень. Таким способом папуасы Новой Гвинеи изготовляют значительную часть своих сосудов; впрочем они знакомы и с иной техникой гончарного производства.

  При спирально-жгутовой технике из глины  изготовляют длинную колбасу, из которой сначала, свертывая ее спиралью, делают дно сосуда, а затем укладывают по спирали вертикально, пока сосуд не достигнет желаемой высоты. Вслед за этим внешние и внутренние стенки сосуда выравнивают камнем или деревяшкой.

  При четвертом способе лепки гончарной посуды сначала формуют круглое дно со свисающими вниз боковыми пластинами. Затем, медленно поворачивая сосуд, эти пластины отгибают вверх и соединяют вместе.

  Пятый способ формовки керамических сосудов, характерный для высококультурных народов, основан на применении нового усовершенствования—гончарного круга. Гончарный круг, как и все колеса вообще, был революционным нововведением, так как основан на принципе, не имеющем своего прообраза в природе. Изобретение колеса является подлинным триумфом человеческого разума, потому что ни колесо, ни вращающийся круг не копируют никаких природных явлений, наблюдаемых человеком. В Египте гончарный круг был известен уже в начале третьего тысячелетия до н. э.; критские ремесленники пользовались им уже в древнейшие периоды бронзового века. Знали гончарный круг также и во многих районах Индии. В Европе—во Франции и Германии — он появился впервые за 500 лет до н. э. Что же касается коренного населения американского континента, то оно так и не знало гончарного круга вплоть до прибытия туда европейцев.

  Изделия примитивного гончарного промысла обжигаются на открытом огне и нередко украшаются нацарапанным орнаментом или росписью. Глазурь также принадлежит к  изобретениям уже высококультурных народов.

  Некоторым западно-африканским племенам известей очень интересный способ орнаментировки глиняных сосудов. Они вырезают геометрический орнамент с острыми гранями на деревянной палочке, которую затем прокатывают по мягкой верхней поверхности глиняного сосуда, так что узор равномерно на ней отпечатывается. Для получения более сложного узора деревянную палочку вдавливают в сосуд крест-накрест. В Камеруне орнаментируемые таким образом горшки и миски сначала сушат несколько часов на воздухе, а затем в течение ночи обжигают на огне. Эти керамические изделия отличаются большой красотой и прочностью. В Западной Африке глиняные сосуды делают самых различных размеров—от маленькой миски до огромного круглого горшка для варки пищи.

  В Северной Америке хорошие гончарные изделия изготовляют только индейцы пуэбло. Однако за последнее столетие их мастерство сильно деградировало. Древние крашеные керамические изделия, найденные в покинутых поселениях племени хопи, представляли собой произведения искусства; часто они бывают украшены замечательно эффектным черным орнаментом. У калифорнийских индейцев гончарное дело принадлежит к забытым ремеслам, и современные поколения индейцев вынуждены узнавать у находящихся еще в живых дедов о том, как делали глиняные сосуды, которыми они пользуются до сих пор.

  Южноамериканские  индейцы являються изобретателями сосудов с вогнутом краем , в местностях, бедных камнем, они изготавливали  глиняные  шаровидные сосуды, которыми пользовались для варки пищи  вместо применявшихся ранее раскаленных камней Эти племена выделывают также глиняные курительные трубки оригинальной формы.

  Однако  даже в древнейшие времена из глины  изготовляли не только посуду, но и  человеческие фигурки, которые в  Центральной Европе были обнаружены уже в так называемый ориньякский период. Неолит изобиловал статуэтками животных и людей (главным образом женскими фигурками), встречающимися параллельное великолепно орнаментированными горшками, разукрашенными пряслицами, глиняными штампами и другими предметами обихода.

  В древнеегипетских гробницах были найдены всевозможные изделия художественной керамики, назначением которых было служить мертвым в потустороннем мире. В Британском музее  можно видеть сотни таких изделий, в частности символические фигурки и амулеты, а также крошечные тарелочки, наполненные плодами и овощами.

  Вершины своего развития гончарное искусство  достигло, когда был открыт способ изготовления фарфора; это открытие представляет собой еще один вклад высокой китайской культуры в материальное богатство человечества. Историю фарфора можно проследить до VII века н. э. Изобретение фарфора явилось результатом стремления найти замену для дорогих тарелок и мисок из нефрита, изготовлявшихся в более древние времена. В самых ранних своих изделиях из фарфора китайцы старались по возможности имитировать форму и цвет этих изделий из нефрита. Поэтому древнейший фарфор был не белым, а имел зеленый, серый или голубоватый цвет нефрита. Посуда из тонкого и хрупкого фарфора приобрела особую ценность значительно позднее, тогда, когда на новый материал перестали смотреть как на имитацию нефрита и когда фарфоровая глина сама по себе стала рассматриваться как ценное сырье для изготовления из него высокохудожественных изделий.

  Еще и сейчас самым ценным в мире фарфором считается фарфор, изготовляемый в мастерских Цзиндэчжэня (провинция Цзянси). Во все века фарфор почитался благороднейшим украшением стола. Во время второй мировой войны японцы, едва успев вступить в провинцию Цзянси, сразу же постарались вывезти из Цзиндэчжэня в качестве трофеев как можно большее количество художественных изделий; когда китайский народ вновь обрел свою свободу, правительство, чтобы отметить возрождение былой славы Китая, поручило художникам Цзиндэчжэня изготовить несколько особенно великолепных фарфоровых сервизов в честь праздника победы над разгромленными захватчиками.

  Впрочем, для изготовления художественных изделий  и предметов обихода человечество использует не только минералы и растения. Обогащению культурного наследия человечества в значительной степени способствовал также животный мир. Мы уже знаем, что скребла для шкур, ножи для их снимания и тому подобные орудия принадлежат к предметам доисторической древности, и не подлежит сомнению, что умение снимать с животного шкуру и обрабатывать ее следует отнести к древнейшим трудовым навыкам человека.

  Если  самые примитивные племена еще  не были знакомы с процессами дубления, промывания и -протравки кож, то все же австралийцы, живущие в более холодных районах, делают меховые плащи из звериных шкур, которые они сшивают сухожилиями кенгуру. Грубые меховые плащи носят также, и туземцы Южной Африки, а на Огненной Земле меховые плащи и спальные одеяла из шкур гуанако считаются предметами первой необходимости. Всевозможные звериные шкуры употребляются на изготовление множества всякого рода предметов и частей одежды на всем восточно-африканском побережье от южной оконечности континента и до лесов Экваториальной Африки, так что целые районы Судана могут рассматриваться как «кожевенные провинции».

  Но  если на всех континентах в обычае использовать шкуры зверей, то способы обработки шкур или кож у разных народов совершенно различны. Особенно больших успехов в этом отношении достигли пастушеские народы, но и арктические и субарктические охотники, а также племена Центральной Азии, прекрасно умеют обрабатывать кожи. Для изготовления более  грубых изделий, как, например, сосудов для воды, покрытий для палаток, носильных мешков и т. п. мясо и сухожилия попросту отскребываются с внутренней стороны шкуры. Но если требуется более мягкая кожа для изготовления одежды, мокасинов, головных уборов и т. д. то тогда с кожи приходится удалять и волосы. Очистка производится при помощи каменных, костяных, шиферных или раковинных скребл, причем обычно это делается на бревнообразной подставке, после чего шерсть удаляется путем выдирания волос или размягчения кож в соответствующих растворах.

  Для удаления волос кожи подвергают предварительной  обработке. Способы такой обработки  весьма многочисленны. В Африке кожи зарывают в землю вместе с золой или листьями, а в Калифорнии шкуры замачивают в растворе юкки или пальмовой лилии. Жители Арктики часто вымачивают кожи в моче — способ, который был известен также в Греции и Риме. После такой обработки волосы легко отделяются от кожи и их либо без труда выщипывают, либо, как это делают во многих районах Африки, сдирают при помощи трения о туго натянутый канат. Лабрадорские индейцы племени наскапи натягивают шкуру на вертикально установленную раму и соскребывают волосы бедреной костью медведя или зубом бобра.

  Хотя  искусство дубления кож при помощи солей, квасцов и других минералов  изобретено высококультурными народами, примитивным кочевникам также известно немало способов вымачивания и размягчения  кож. Они втирают в сырую кожу рыбий жир, различные виды мхов, мозг или печень животного и затем размягчают кожу катанием, колочением, выжиманием и тому подобными способами. Все это более чем оправдывает слова старого исследователя Мэзона о том, что «при обработке кож у примитивных народов главным ингредиентом являются человеческие мускулы».

  Не  менее многочисленны и способы  окраски выделанных кож. Чрезвычайно  мягкая бархатистая кожа карибу, которую  индейцы монтанье и наскапи употребляют  для изготовления мокасин, приобретает  после чистки и обработки белоснежный цвет. Для того чтобы обувь, сшитая из этой-кожи, не загрязнялась бы сразу же, мягкие кожи сшиваются вместе в форме мешка и подвешиваются над ведром, наполненным тлеющими стружками. От этого кожа приобретает красивый светло-коричневый цвет. Черноногие индейцы окрашивают в темный цвет свои мокасины и кожаные гамаши, прокапчивая сырую кожу тлеющей дубовой корой. По цвету обуви это племя и получило свое название. Эскимосы умеют окрашивать кожу в красный цвет, разжевывая ее после очистки и размягчения вместе с соком пурпурной улитки. Индейцы омаха получают синюю окраску, смешивая кору белого клена с желтой охрой, тогда как индейцы прерий часто употребляют для изготовления красок для кож сок кактуса. Темно-красная краска африканских племен хаусса и мандинго добывается ими из коры мангровового дерева .

  Перечисленные здесь способы обработки касаются лишь выделки кож. Но существует и другое важное ремесло — производство войлока, которое связано с обработкой срезанных с кожи волос. Особенно важное значение имеет производство войлока для народов Центральной Азии и Судана. Высшей степени совершенства оно достигло в Тибете. Необходимый для производства войлока волос  дает як, а недубленые кожи этого же животного идут на изготовление обуви, седел, упряжи и других предметов обихода. Для получения необходимого для производства войлока сырья тибетцы стригут живых животных. Волосы яка имеют на конце крошечные крючочки и после соответствующей обработки хорошо сваливаются. Чесаная шерсть расстилается, смачивается и крепко спрессовывается, в результате  чего получается прочный и водонепроницаемый, похожий на ткань материал. Тончайшие сорта тибетского войлока тонки, как вуаль. Если при изготовлении зимних покрытий для палаток, подседельников, стелек для обуви, половиков и тому подобных предметов требуется более толстый войлок, то его спрессовывают из нескольких слоев.                      

Информация о работе Первобытные машины и изобретения