Особая группа фетишей связана
с распространённым у многих
народов мира культом предков. Их
изображения становятся фетишами, которым
поклоняются. Иногда это идолы — человекоподобные
фигурки из дерева, камня, глины, а иногда
предка изображает специальный знак, как
это было принято, например, в Китае.
Ярким примером фетиша, связанного
с культом предков, являются алэлы енисейских
кетов. Алэл — деревянная кукла с большой
головой, с руками, ногами, глазами из бусин
или пуговиц, одетая в традиционную кетскую
одежду из сукна и оленьих шкур. Обычно
куклы изображают старух, которые призваны
помогать семье во всех её делах. Они охраняют
дом, следят за детьми и скотиной — оленями,
собаками. Алэлы переходят от родителей
к детям. При перекочёвках их возят в специальном
берестяном туеске. По представлениям
кетов, человек должен о них заботиться,
кормить, одевать, почтительно с ними обращаться.
В противном случае членам семьи грозит
гибель.
ТОТЕМИЗМ
Фетишизм тесно переплетается
с другими формами верований,
в первую очередь с тотемизмом.
Тотемизм («от-отем» на языке североамериканских
индейцев означает «его род») — система
религиозных представлений о родстве
между группой людей (обычно родом) и тотемом
— мифическим предком, чаще всего каким-либо
животным или растением. К тотему относились
как к доброму и заботливому предку и покровителю,
который оберегает людей — своих родственников
— от голода, холода, болезней и смерти.
Первоначально тотемом считались только
настоящее животное, птица, насекомое
или растение. Затем достаточно было их
более или менее реалистического изображения,
а позже тотем мог обозначаться любым
символом, словом или звуком.
Каждый род носил имя своего
тотема, но могли быть и более
«специализированные» тотемы. Например,
все мужчины племени считали
своим предком одно животное
или растение, а у женщин был
другой тотем.
Выбор тотемов часто связан с физико-географическим
характером местности. Так, например, у
многих племён Австралии в качестве тотемов
выступают обычные здесь кенгуру, страус
эму, опоссум (крупная сумчатая крыса),
дикая собака, ящерица, ворон, летучая
мышь. В то же время в пустынных или
полупустынных областях страны, где природные
условия и животный мир скудны, тотемами
становятся различные насекомые и растения,
которые в этом качестве больше нигде
не встречаются.
Тотемизм — это религия ранне-родового
общества, где кровнородственные связи
являются самыми важными между людьми.
Подобные же связи человек усматривает
и в окружающем мире, он наделяет всю природу
родственными отношениями, Животные и
растения, составляющие основу жизни охотника
и собирателя, становятся предметом его
религиозных чувств.
По мере исторического развития
большинство народов утратило
тотемические представления. Однако
кое-где тотемизм проявил необычайную
живучесть, например у австралийских
аборигенов. Австралию вообще называют
классической страной тотемизма. В обрядах
австралийских племён огромную роль играют
священные предметы — чуринги. Это каменные
или деревянные пластины с нанесёнными
на них рисунками, обозначающими тот или
иной тотем. По представлениям аборигенов,
чуринги хранят магическую силу предка-тотема.
Они обеспечивают размножение зверей,
могут быть источником души новорождённых
детей или вместилищем душ предков.
Вера в абсолютную связь чуринги
с судьбой человека настолько
сильна, что в случае её разрушения
человек нередко заболевал, а иногда
и умирал. Это в свою очередь служило новым
подтверждением действия невидимых чар.
В настоящее время многие австралийские
племена, согнанные в колониальный
период с обжитых территорий, стремятся
вернуться к своим тотемическим святилищам,
возродить на вновь обретённой земле предков
древние обряды. «Наша племенная земля
— наша мать, — говорят аборигены. — В
ней наши сновидения, наши тотемы».
Когда-то тотемизм был широко
распространён в Индии. До сих
пор у индийских племён, живущих
изолированно в горных и лесных районах
и не приобщенных к индуизму, сохраняется
деление на роды, носящие названия растений
и животных.
Тотемические черты ясно видны
в образах богов и героев
в верованиях коренных жителей
Центральной и Южной Америки.
Таковы Уицило-почтли — колибри — верховное
божество ацтеков, Кетсалькоатль (Змей,
покрытый зелёными перьями) — одно из
главных божеств индейцев, творец мира,
создатель человека, владыка стихий.
В религиозных представлениях
древних греков следы тотемизма
хранят мифы о кентаврах, часто встречающиеся
мотивы превращения людей в животных и
растения (например, миф о Нарциссе).
КУЛЬТ
животных
Тотемизм послужил одним из
главных источников возникновения
зоолатрии — культа животных, широко распространённого
у многих народов мира. Формы зоолатрии
разнообразны: прямое поклонение животным
страх перед ними, вера в оборотней, посвящение
животных божествам, вера в их особую связь
с миром духов и богов. Одним из проявлений
зоолатрии является, например, уподобление
животных людям. При этом считается, что
животные слышат и понимают человеческую
речь, могут превращаться в людей или когда-то
были людьми, С этими поверьями связаны
«звериные» и «птичьи» пляски, изготовление
специальных масок, обычай надевать шкуры
во время обрядов.
Именно культ животных проявляется
в запрете убивать определённых
зверей и есть их мясо или,
наоборот, в ритуальном заклании
зверя, мясо которого съедают
во время обряда умилостивления
духа животного. О культе животных
у того или иного народа
свидетельствуют предания об умирающем
и воскресающем звере, о браках людей с
животными и рождении детей от них, вера
в духов — хозяев животных и обряды, посвященные
им,
На этот культ часто указывает
само название племени, а также
особое отношение к костям, шкуре,
клыкам животных, которые наряду с фигурками,
изображающими зверей, хранятся как амулеты
и фетиши. Повсеместно распространены
зооморфные (внешне похожие на животных)
изображения в тамгах (так называют условные
знаки, свидетельствующие о принадлежности
человека к тому или иному роду; их ставили
на оружие, одежду, ими метили скот), в татуировке,
орнаментах, украшениях и т. д.
ПРОМЫСЛОВЫЙ
КУЛЬТ
Наряду с тотемизмом у многих
народов можно обнаружить промысловые
культы — почитание тех или иных животных,
имеющих важное хозяйственное значение
в жизни племени. С промысловыми культами
связана вера в воскрешение зверей после
смерти. К таким культам можно отнести
культ медведя, распространённый у многих
народов Северной и Восточной Азии: гиляков,
ульчей, хантов, манси, айнов. Известен
он и индейцам Северной Америки. Яркой
иллюстрацией культа медведя служит медвежий
праздник айнов — коренных жителей острова
Хоккайдо (Япония). Охота на медведя была
для них одним из основных занятий. Медвежатина
употреблялась в пищу, печень животного
использовалась в лечебных целях, шкуры
шли на изготовление одежды. Айны поклонялись
медведю и в его честь устраивали праздник,
во время которого совершалось ритуальное
убийство зверя. Обряды по случаю умерщвления
священного животного почти всегда связаны
с верой в то, что оно обязательно оживёт,
возродится, хотя бы в других таких же
зверях. Миф об умирающем и воскресающем
звере широко известен охотничьим народам,
У земледельческих народов существует
аналогичный миф об умирающем и воскресающем
божестве растительности.
КУЛЬТ
РАСТЕНИЙ
Кроме культа животных с тотемизмом
связан и широко распространённый
культ растений ~ фитолатрия. У многих
народов мира существуют предания,
согласно которым из растений
появляются семена жизни. В
скандинавских легендах ясень хранит
зародыши всего живого, включая и человеческие.
В древних иранских верованиях семена
жизни стряхивают с дерева собаковидные
существа. Во всём мире распространено
представление о том, что растение часто
является двойником человека. Существует
множество священных растений, таких,
как баньян, лотос, кокос, бамбук, ирис.
Фольклор многих народов хранит свидетельства
о том, что злаковые культуры наделены
душой. Они олицетворяются, например, в
образе Матери Хлеба, Матери Зерна, Матери
Гороха (в Европе), Матери Маиса (в Америке),
Матери Риса (в Индонезии). Им оказывают
самые разные почести.
Мифы народов Полинезии изобилуют
сюжетами о священных растениях.
Они появляются по-разному: падают
с неба, доставляются на землю
из подземного или подводного
мира, вырастают на могиле умершего предка,
происходят от земной женщины
(чудесное рождение). Растения у полинезийцев
— начало человека, его предки; люди либо
происходят от них, либо создаются из их
корней, обрубков, черенков, листьев.
Так, на острове Ниуэ бытует предание о
том, что «человек произошёл от дерева
— кордилины Ти-маталеа. Но это не лесное
дерево, что растет рядом с другими , а
одиноко стоящее Ти-маталеа. Вот почему
и сейчас, когда женщина ждет ребёнка,
ей всегда хочется дотронуться до кордилины,
хочется поесть корня Ти. Её родители
и муж готовят специальное кушанье из
корня Ти, запекают его в земляной печи.
Будущая мать поест печёного корня, и с
этого часа ребёнок начинает быстро расти
и крепнуть. Так заведено на острове Ниуэ,
и так было с самого его сотворения. Два
дня кушанье готовится в земляной печи,
и по прошествии этих двух дней печь можно
открывать. Корень Ти едят именно потому,
что кордилина Ти-маталеа — предок человека,
а ведь всё, что есть в родителе, должно
переходить от него к ребёнку. Точно так
же после рождения младенца молоко его
матери питает его.
Не исключено, что именно в
культе растений надо искать
истоки многочисленных мифов,
обнаруженных практически у всех
народов земли, о Мировом Древе,
или Древе Жизни.
АНИМИЗМ
Кроме тотемизма и фетишизма к наиболее
ранним формам религии можно отнести и
анимизм (от лат. animus — «душа»). Вера в существование
души и духов присуща всем культурам человечества.
Среди этнографов и религиоведов распространено
мнение, что анимизму предшествовала более
ранняя ступень религиозного сознания
— аншлатизм (от лат. ani-matus — «одушевлённый»),
когда существовала вера не в отдельных
духов, а во всеобщую одушевлённость природы.
Поклонение духам не только
в древности, но и в наше
время является важным элементом верований
разных народов. Например, многие племена
Центральной Индии верят в многочисленных
духов, которые населяют джунгли, горы,
водоёмы. Эти духи (бонги) бывают добрые
и злые. Им приносятся многочисленные
жертвы, проводятся ритуалы и церемонии,
чтобы их умилостивить.
У жителей Андаманских островов
распространена вера в духов,
олицетворяющих различные силы
и явления природы (ветры, морские
течения, месяц, солнце). Чаще всего
эти духи представляются андаманцам
злыми и опасными, они олицетворяют
враждебные человеку силы природы. Так,
дух леса Эрем-чаугала ранит или убивает
невидимыми стрелами; злой дух моря Джу-ру-вин
поражает внезапной болезнью и поедает
утопленников; духи Чол убивают невидимыми
копьями во время дневного зноя (по-видимому,
имеется в виду солнечный удар). Из сонма
духов особенно выделяется Пулугу, олицетворяющий
разрушительный муссон. Он насылает на
людей бурю, если те не соблюдают некоторые
запреты, особенно связанные с пищей.
КУЛЬТ
ПРЕДКОВ
Одним из наиболее ярко выраженных
анимистических культов является сохранившийся
у многих народов мира до наших дней культ
предков (почитание душ умерших родственников).
Духам предков оказывают определённые
почести и внимание, иногда совершают
жертвоприношения, при этом существует
вера в их постоянное покровительство.
Формы проявления культа предков
очень разнообразны. По-разному совершается
погребальный обряд. Тела умерших
зарывают в землю, кремируют.
Существуют воздушные погребения
(например, у некоторых племён
Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании
покойников оставляют на специальных
помостах или деревьях), эндоканнибализм
(поедание умерших), иногда труп носят
с собой.
Мифология многих народов изобилует
сюжетами, связанными с представлениями
о природе смерти, о взаимоотношениях
духов умерших предков с живыми людьми.
Так, народы острова Лусон (Филиппины)
считают, что душа., навсегда покинувшая
тело человека, несколько дней
бродит вокруг родного селения,
заходит в свой дом и наблюдает
за исполнением погребальных
обрядов. Если дух: умершего удовлетворён
жертвоприношениями и поведением участников
обрядов, он впоследствии будет оказывать
помощь и покровительство родственникам,
если нет, то нашлет бедствия и болезни.
Затем, переселившись в подземный мир,
духи ведут образ жизни, мало отличающийся
от земного. Они живут в домах, пользуются
той же утварью, оружием, носят украшения,
едят, пьют, спят, ссорятся. Время от времени
духи напоминают о себе и об обязанностях
живых заботиться о них, являясь им во
сне или вызывая болезни,