Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:59, контрольная работа
Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным—от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э., в Европе — в 1 тысячелетии до н. э., в Америке—в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены — еще позднее.
1. Введение.
2. Духовная жизнь первобытного общества.
3. Искусство первобытного общества.
4. Первобытные машины и изобретения.
Австралийские корзины либо
Африканские бамбути (вамбутти) плетут корзину сразу же после того, как убьют животное, на которое они охотились, для того чтобы отнести домой его мясо. Как указывает Дж. Дэвид, это делается следующим образом: «Если вамбутти нужно разрезать дичь на куски и унести ее, он тут же на месте делает себе корзину, взяв за образец конструкцию своей круглой хижины. Когда это маленькое плетеное сооружение, в точности похожее на хижину и имеющее в высоту около одного метра, оказывается достаточно плотным, его вытаскивают из земли, опрокидывают, наполняют мясом и потрохами, и ноша бывает готова».
У американских индейцев искусство плетения корзин достигло высокого совершенства, так что они часто плетут даже такие предметы, которые другими народами изготовляются из дерева или глины. Они до сих пор еще пользуются плетеными тарелками, мисками, детскими люльками, горшками для варки пищи и сосудами для воды. В частности калифорнийские индейцы, чье искусство плетения Кребер считает «развитым до высшей степени ремеслом» плетут домашнюю утварь и сосуды, отличающиеся красивыми формами, гладкостью и прочностью; эти предметы бывают нередко украшены геометрическими орнаментами и выглядят очень красиво благодаря применению различных красящих материалов. В то время как индейцы северной Калифорнии— юроки и их соседи — почти совершенно отказались от древней техники спирально-жгутового плетения, все корзины племени майду (Южная Калифорния) плетутся именно этим способом. Материалом плетения всегда служат жгуты, состоящие из трех очищенных от коры ивовых прутьев, либо неочищенных веток красного дерева. Орудием для сшивания жгутов служат костяные шилья или деревянные иглы. Корзины майду бывают обычно двухцветными (сочетание коричнево-красного и белого цветов) и могут вполне соперничать с изделиями других калифорнийских корзинщиков, хотя они и не так красивы, как плетеные изделия племени помо. Одним из их наиболее интересных орудий является плетеная из ивовых прутьев колотушка для семян, которая у этих народов-собирателей урожая играет очень важную роль при обработке собираемых ими дикорастущих семян и плодов. К излюбленнейшим предметам обихода калифорнийских индейцев принадлежат плетеные тростниковые цыновки. Они служат в качестве подстилок для сиденья, постелей, кровельных покрытий и дверных занавесок.
Другие племена американских индейцев, например апачи, плетут очень прочные и тонкие корзины, которые обладают почти абсолютной водонепроницаемостью даже без последующей обработки. Для изготовления их женщины апачи собирают ивовые прутья, которые замачиваются в воде для придания им большей гибкости. После этого их расщепляют вдоль, дочиста отскребывают и сплетают в корзину кругообразно на каркасе из твердых жердочек. Небольшие оставшиеся отверстия заплетаются по большей части тонкими полосками из кожи серны. Готовое изделие представляет собой большой короб для припасов с широким отверстием. Плетеный кувшин для воды, или тус , емкостью около десяти литров, перед употреблением смазывается снаружи и изнутри разогретой кедровой смолой.
К важнейшим изобретениям южноамериканских индейцев относится так называемое типити—трубчатый пресс для отжимания несъедобного сока из клубней маниоки, раздробленных для приготовления муки. Трубка эта сплетается из диагонально расположенных растительных волокон, которые стягиваются, если тянуть трубку за оба конца, в результате чего из мучной кашицы удаляется весь сок. Кроме типити на р. Шингу изготовляют еще множество других плетеных изделий, в том числе большие корзины из пальмовых листьев, крошечные колчаны для стрел, веера для раздувания огня, коробки с крышками и большие корзины для переноски груза на спине.
Искусство плетения корзин распространено также в Индонезии и на островах Океании, где известно очень много технически усовершенствованных видов этого искусства, начиная со спирально-жгутового способа и кончая чрезвычайно тонкой обработкой плетеных сандалий и корзин) для переноски грузов. На островах Санта-Крус эти корзины богато орнаментируются, украшаются кистями и бахромой, искусство их изготовления достигает такой степени совершенства, что плетение напоминает тканую материю, хотя корзины и сплетены голыми руками. Эти изделия, столь же прочные, как и мягкие, плетут так называемым безузелковым способом. Океанийские повара плетут большие, похожие на палатки колпаки, которыми они накрывают огонь, если внезапно начинает идти дождь. Такой же тонкостью работы отличаются и прославленные цыновки, изготовляемые этими народами для сиденья и спанья.
Еще одной важной областью применения растительных волокон является изготовление шнуров или веревок, которые играют важную роль в быту первобытных народов и употребляются для связывания различных материалов. Из шнуров делаются также сети и силки, а опорные столбы при постройке дома связываются с помощью скрученных растительных волокон. Волокна употребляются для изготовления веревок либо в их природном состоянии, либо подвергаются сложному процессу гниения, благодаря которому связующий материал приобретает чрезвычайную прочность. Так, сети для ловли акул, изготовляемые туземцами островов Санта-Крус, достаточно прочны, чтобы удержать эту огромную рыбу.
На изготовление веревок и плетений идет даже человеческий волос. Австралийцы плетут из волос человека и опоссума пояса, нашейные и головные повязки, и если зять попросит у своей тещи волос для изготовления шнурков, то она не вправе отказать ему в этой просьбе. Жители Новой Каледонии украшают головные уборы своих вождей длинными шнурками из человеческих волос, в то время как обитатели Ассама украшают человеческими волосами свои копья. На островах Мель-виль (Австралия) из человеческих волос, переплетенных с перьями и растительными волокнами, делают пояса, браслеты и другие украшения, а воины вешают себе на шею шнурки из человеческих волос с желтыми шарами из перьев, которые они закусывают во время боя, подобно тому как современные боксеры во время схватки зажимают между зубами мундштук. .
Все эти тканые и плетеные предметы создаются человеческими руками без всяких вспомогательных приспособлений, самое большее с помощью шила или иглы. Но для некоторых плетеных изделий требуются специальные приспособления: например, маленькая дощечка, при помощи которой ячейкам сети придаются необходимые формы и размеры, или специальная деревянная рама, на которой держится плетение во время работы. Такой рамой пользуются, например, лабрадорские наскапи при изготовлении своих замечательных спальных одеял из шкурок белого зайца, как бы связываемых из нарезанных косыми полосками смоченных меховых валиков. Готовое изделие представляет собой толстое, легкое и теплое покрывало, которое кажется сделанным из одного цельного куска, хотя на самом деле одеяло представляет собой огромную сеть из переплетенных друг с другом полосок.
Индейцы майду связывают полоски меха в одну длинную полосу, которая пропускается между рядами вертикально натянутых на раму меховых полос по принципу штопки. Техника же лабрадорских индейцев значительно тоньше, так как они связывают свои меховые валики при помощи деревянной иглы в крошечные квадраты, которые, располагаясь близко один возле другого, образуют большое настоящее покрывало, чрезвычайно теплое благодаря имеющимся в нем невидимым воздушным отверстиям. Другие индейские племена Калифорнии плетут спальные одеяла из растительных волокон, подвязывая к ним для украшения перья.
Все эти плетеные изделия отличаются симметрией, эластичностью и чистотой исполнения и представляют собой подлинные произведения прикладного искусства. Но настоящее ткачество могло возникнуть только при наличии более тонкой и длинной нити, которая должна была заменить короткие сплетаемые волокна или шнуры народов древнейшей культуры.
Потребность в длинной тонкой нити, равномерной по толщине, привела к изобретению нового орудия — веретена. Техника отделения, очистки и «трепания» растительного волокна была известна уже многим народам, но настоящее прядение требовало, по словам Хупера, «равномерного натяжения чесаных волокон и их сплетения в чрезвычайно тонкую или, наоборот, грубую нить». Этот же автор приводит следующее определение веретена: «Если к нити, которая прядется, подвесить снабженное наверху крючком и утяжеленное внизу деревянное приспособление, то можно добиться равномерного сцепления волокон путем непрерывного вращения утяжеленной палочки или, как принято называть это приспособление, веретена».
С переходом племён к оседлости веретено становится одним из важнейших орудий ремесла, и вполне оправдано утверждение, что изобретение земледелия и появление веретена как элемента культуры тесно связаны между собой. Уже древнейшие находки показывают, что в домашнем обиходе доисторических земледельцев искусство прядения и тканья было делом общераспространенным. В самых нижних культурных пластах Анау были обнаружены глиняные пряслица, которые хронологически можно отнести, по крайней мере, к 3500 году до н. э. Такие же пряслица были найдены в развалинах Эриду, в так называемой культуре Сескло доисторической Греции, а также при раскопках критского неолита. Особенно много пряслиц и ткацких грузил было найдено в местах бывших свайных поселений в Европе, где, несмотря на прошедшие тысячелетия, сохранились даже части ткацких станков, ткацкие рамы, прялки, а также куски тканых цыновок и льняных тканей. Применяемые и до сих пор примитивные веретена в точности похожи на веретена далекой древности, а также на веретена древнего Египта, Индии и Перу. Когда знатная перуанка выходила из дому, чтобы навестить свою соседку, то за ней всегда следовала рабыня, неся корзиночку с веретеном и другими принадлежностями рукоделия.
Как показывают факты, ткацкий станок, ведущий свое происхождение от техники плетения, также был изобретением женщины. Лишь начиная со времени более поздних культур, когда наметилось уже обособление ремесла, ткацкое искусство стало достоянием мужчин. Свою форму ткацкий станок заимствовал у рамы для плетения с ее параллельно расположенными нитями основы, через которые пропускается рабочая нить, или уток. И ныне еще жители Меланезии и население южноамериканских тропиков, так же как и многие североамериканские индейцы, ткут свои головные повязки и разного рода пояса на таких же простых рамах при помощи костяной или деревянной иглы для плетения сетей, которая была предшественником челнока.
Разновидностей примитивного ткацкого стана такое множество, что они могут дать материал для специального исследования. Этнографы делят их по принципу механического действия на три основные группы: станок с одним деревянным брусом (навоем), подвешенным между двумя стойками; станок с двумя брусьями, имеющий подножку (в большинстве случаев горизонтальный), у которого основа натягивается между двумя неподвижно укрепленными брусьями; станок с двумя брусьями высококультурных народов древности; благодаря применению вращающихся валов (навоев) он позволяет изготовлять материи неограниченной длины. Этот третий вид обладает таким большим количеством усовершенствований, что его можно рассматривать уже как прообраз современного фабричного ткацкого станка.
Однако из древних ручных ткацких станков выходили настолько замечательные ткани, что многие из них значительно превосходят изделия современной промышленности. Поразительная прочность и красота этих материй объясняется тем, что их изготовляли не спеша. Они замечательны своими древнейшими ткаными орнаментами и удивительно нежными натуральными красками. Распространение ткацкого станка сравнительно ограничено определенными районами, так как он появился на довольно позднем этапе развития человеческой культуры. Ткацкий станок остался неизвестен на всей территории распространения полинезийской культуры, высоко развитой во всех прочих отношениях.
За исключением племен пуэбло и навахо, чьи тканые покрывала и одежда славятся по всему миру, ткацкий станок остался неизвестным североамериканским индейцам. Не знают .его также и племена Южной Африки, степные народы Азии и арктические племена, которые заменяют ткани войлоком и шкурами животных.
Тот факт, что ткацкое искусство начало развиваться из искусства плетения, подтверждается перечнем древнейших употреблявшихся для тканья материалов. Это были по преимуществу растительные волокна — банановый луб, волокно крапивы, хлопок и конопля. Шерстяные ткани начали ткать намного позднее Лучшими африканскими ткачами являются тикары из Камеруна, чьи хлопчатобумажные набедренные повязки, окрашенные красным деревом, необыкновенно красивы. Вожди племени хаусса и их соседей носят великолепные пестро-полосатые длинные одежды , а хлопчатобумажные «фригийские» колпаки жителей западной Африки отличаются необыкновенной тонкостью работы.
На ткацких изделий меланезийцев (чьи плетеные спальные цыновки, а также цыновки, служащие даже единицей обмена, отличаются очень хорошей отделкой) следует упомянуть в первую очередь набедренные повязки, сотканные из банановых волокон и отделанные бахромой и кромкой с мережкой.