Первобытные машины и изобретения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным—от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э., в Европе — в 1 тысячелетии до н. э., в Америке—в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены — еще позднее.

Содержание

1. Введение.
2. Духовная жизнь первобытного общества.
3. Искусство первобытного общества.
4. Первобытные машины и изобретения.

Работа содержит 1 файл

культорогия.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

  В наши дни всевозможнейшие предметы обихода, сделанные из всех видов  сырья, какие только можно себе представить  свидетельствуют о нынешней роскоши. Однако обилие изделий подобного рода стало возможным лишь благодаря усилиям сотен живших до нас поколений ремесленников с их изделиями из камня, дерева, костей, растительных волокон и звериных шкур Поэтому представляет интерес знакомство с хотя бы только важнейшими из примитивных методов производства, при помощи которых были созданы многие вещи, совершенно необходимые с точки зрения современного культурного человека.

  Подобно тому как это наблюдается и  по сей день во многих районах земли, в древнейшие времена преобладающим ремеслом было производство деревянных предметов. А так как при помощи имевшихся тогда инструментов нельзя было изготовлять цельнодеревянные предметы различного рода, то при сооружении таких крупных объектов, как ветровой заслон или лодка, большую роль играла легче поддающаяся обработке кора. Инструментами служили раковины, зубы животных, кости и камни. Экскурсия  по этнографическому музею дает возможность ознакомиться с поразительными результатами, которых при помощи таких же примитивных средств и поныне еще добиваются некоторые отсталые народы, не знающие ни металлических резцов, ни гвоздей. Многие построенные примитивными народами, в том числе и достигшими несколько более высокого уровня культуры, дома все еще скрепляются путем связывания столбов, кровли и других частей конструкции. Отличающиеся поразительной прочностью предметы из коры сшиваются сухожилиями или волокнами либо склеиваются клеем или мастикой. Большие полости барабана или лодки-однодеревки выдалбливаются из древесного ствола или выжигаются огнем.

    Как мы уже видели, палка-копалка — это неотъемлемое орудие собирателей и охотников — принадлежит к древнейшим человеческим орудиям. Она представляет собой или вилообразный сук, или заостренную внизу, обожженную на огне палку. От нее же ведет свое происхождение охотничье оружие — деревянное копьё . Обожженное на огне острие такого копья часто бывает настолько твердым, что по прочности превосходит даже каменные или металлические острия. Азиатский способ предварительного вымачивания бамбукового копья в масле с последующей закалкой его в горячей золе дает острия, не уступающие по твердости металлическим. И по сей день в освободительных войнах на крайнем юго-востоке Азии употребляются такие бамбуковые копья, которые с успехом конкурируют с современным оружием ближнего боя.

  Щит возник из палки, поднятой кверху, чтобы отбить удар при самообороне. В ходе последующего развития щитам придавали самые разнообразные формы, делая их из самых различных материалов, о чем, например, свидетельствуют кожаные африканские щиты. Различные формы принимает и оружие в виде деревянной палицы, встречающейся у всех первобытных народов во всех видах, какие только можно себе вообразить, начиная с простого сука или корневища и кончая великолепными океанийскими палицами для обрядовых танцев, расписанными и украшенными резьбой, кисточками, бахромой и перьями. Даже у австралийцев имеются прекрасно вырезанные палицы, богато украшенные рельефным узором. Их возвращающаяся палица, или бумеранг, основан на применении сложного физического закона винта: концы обеих лопастей бумеранга, выгнутые в форме серпа, лежат в разных плоскостях.

    Большинство примитивных предметов  домашнего обихода почти ничем  не отличается от наших, разве  только тем, что часто они  бывают тщательнее отделаны и имеют более красивые формы. Особенно это верно в отношении столовых и разливательных ложек, сосудов для питья, тарелок и мисок. Для еды употреблялись даже деревянные вилки, хотя они были распространены лишь в определенных областях и в большинстве случаев являлись обрядовыми предметами. Так, типичная океанийская трехзубая вилка применялась каннибалами только для человеческого мяса. В домашнем хозяйстве калифорнийского племени юрок встречаются чаши для ополаскивания пальцев, подносы и красивые ящики из красного дерева. Почти во всех частях земного шара можно найти самые разнообразные головные скамейки, скамейки для сиденья и хранилища для припасов. Искусно вырезанные сандалии африканского племени тикар во многих случаях бывают элегантнее и красивее нашей пляжной обуви.  Великолепно  отделанные столбы домов, танцевальные маски, барабаны, деревянные миски и застежки для одежды в Полинезии также делаются без металлических инструментов с помощью одних только раковин, крупной рыбьей чешуи, песка и пемзы.

     Африканские народы еще задолго  до появления европейцев освоили искусство изготовления железа . Образцы их прикладного искусства — миски, столбы домов, изображения богов и троны вождей—находятся на грани такого совершенства, что белые посещают художественные школы этих диких племен, чтобы изучить их мастерство и научиться им подражать.

  Хотя  техника обработки дерева и усовершенствовалась  у высококультурных народов, особенно благодаря изобретению рубанка  и искусству соединения отдельных частей дерева, в принципе она все же не изменилась. Деревянные западни первобытных народов, их луки и стрелы и многие другие предметы их культуры служили не только объектом подражания для современной промышленности, но и образцом для изделий, которые cтали изготовляться позднее из других материалов.

    Среди различных древесных материалов  кора поддается обработке легче  всего. Из коры был сооружен  древнейший дом человека — ветровой заслан. Многие племена изготовляют из коры корзины и различные сосуды, и существуют обширные культурные области, где кора является важнейшим материалом. Так например, у индейцев Лабрадора почти все предметы, за  исключением изделий из кожи, для чего употребляются шкуры убитых на охоте животных, делаются из дерева и коры. Но я кожу они не могли бы получить, если бы у них не было деревянных саней и корьевых лодок. Почти вся их домашняя утварь делается из бересты, которая изящно выкраивается и сшивается. Орудием для сшивания служит зуб бобра, а нитью — тонкий кожаный ремень, сухожилия животных или волокна расщепленного корня ели. Посуда и вместилища делаются водонепроницаемыми при помощи кипящей смолы или рыбьего клея и украшаются скобленым орнаментом — чаще всего фигурами животных, мифическими символами, растениями или геометрическими рисунками. Цветовые контрасты украшений от бежевого до шоколадноно-коричневого очень приятны на вид. Сгущенная черничная пастила, медвежий жир и знаменитый пеммикан надежно хранятся в прочных, весьма удобно устроенных берестяных коробах, снабженных плотно закрывающимися крышками для защиты от насекомых, грязи и сырости.

  Быть  может, самой важной областью применения коры является переработка ее в материю, которая употребляется для одежды и служит полноценным заменителем тканей. Материя из коры, не известная собирателям и охотникам, представляет собой признак более высокой культуры. Ее изготовляют в Африке и на Мадагаскаре, но главным образом — в Индонезии и Полинезии, где она известна под названием тапы умение изготовлять материю из коры, повидимому, проникло из Океании в Северную и Южную Америку, а в Азии и Европе это искусство было известно еще в доисторические времена. Тапа изготовляется из коры деревьев с большим содержанием луба: хлебного, фигового или тутового. После обдирки коры со ствола дерева и размягчения ее, кору обрабатывают при помощи специальных дубинок или колотушек до тех пор, пока она не превращается в легкий и гибкий материал. Конечный продукт, то есть сама материя, часто бывает тоньше иной ткани. В Полинезии тапу украшают многоцветными, четко выполненными орнаментами, либо расписывая ее красками, либо отпечатывая узор с помощью деревянных или бамбуковых штампов. В Африке при выделке тапы в качестве колотушек часто употребляют кусок слоновой кости, а для раскраски — растертое в порошок красное дерево. Индейцы северозападной части Америки отдирают кору от кедров с помощью костяных орудий и обрабатывают ее костяными колотушками. Их великолепно разрисованные танцевальные покрывала в большинстве случаев изготовляются из кедровой коры, а спальные одеяла, изготовляемые из собачьего или козьего волоса, часто бывают переплетены лубяными волокнами.

  Выделка тапы путем расплющивания лубяных  волокон положила начало бумажному производству, изобретенному древними китайцами. Древнейшие сорта китайской бумаги состояли из смеси волокон тутового дерева и других растений. Сходной была и технология производства египетского папируса, изготовлявшегося из обработанных колотушками и проклеенных волокон тростника.

  Наряду  с деревом и корой человек уже в доисторические времена употребляли также в качестве своих орудий кости, рога и раковины. Целые доисторические эпохи получили свое название от особенностей употреблявшихся в то время костяных орудий. Жир и краски хранились в сосудах, представлявших собою части костей. Челюстные кости пещерного медведя, с их большими зубами, применялись как весьма действенное орудие, и наконечники для гарпунов, шилья, скребла для шкур и иглы уже в доисторические времена изготовлялись из костей точно так же, как это и поныне делается многими современными первобытными народами.

     Австралийцы употребляют костяные  шилья для изготовления корзин  из спиральных жгутов, на островах Санта-Крус шьют иглами, сделанными из свиных ребер, и на всем пространстве от Лабрадора до Калифорнии одним из важнейших рабочих инструментов является скребло для шкур, изготовляемое из бедренных костей убитых на охоте животных. Ножи из бедренных костей обезьян с заячьими зубами вместо лезвия обычны в джунглях Восточной Боливии. Такого же типа ножами с деревянными ручками и клинками из бобровых зубов вооружены охотники канадских охотничьих племен. С течением веков эти орудия почти не изменились и по сей день употребляются в таком же виде, как и в первобытные времена.

    Уже так называемые ручные рубила нижнего палеолита (обработанные путем обивки куски кремня миндалевидной, овальной или дискообразной формы) представляют собой настолько хорошо обработанные орудия, что мы должны рассматривать их как результат длительного периода развития. Слово «палеолит» означающим «древний каменный век», в то время как «неолит» (или новый каменный век) уже в своих древнейших формах характеризовался, как мы это видели ранее, так называемой земледельческой культурой валикового топора, причем в период мотыжного земледелия для обработки земли употреблялась мотыга, с уже шлифованным лезвием.

     Древнейшие из неполированных  каменных орудий отличаются чрезвычайным  многообразием форм раковистых  отщепов. И сейчас еще по их форме легко установить, для чего они предназначались. Так мы без труда различаем самые разнообразные скребла для шкур, проколки, ножи и другие орудия, деревянные ручки которых, конечно, не могли сохраниться в течение тысячелетий. Камедные наконечники для стрел относятся к более позднему времени. Каменными ножами и сейчас еще пользуются многие племена эскимосов и индейцев. Такие ножи либо изготовляют из одного куска с концом, отполированным для захвата рукой, либо прочно скрепляют каменный клинок с деревянной рукояткой. Так, индейцы Калифорнии употребляют кварцевые или обсидиановые ножи первого вида для снятия шкур с убитых на охоте крупных животных, в то время как более мелкими каменными клинками с деревянными рукоятками пользуются в домашнем хозяйстве. Древние ацтеки для человеческих жертвоприношений пользовались каменными ножами из обсидиана. Об этом древнем обычае до сих пор еще напоминают каменные ножи, применяемые многими народами при обряде обрезания. При археологических раскопках в Южной Америке были найдены каменные топоры. У современных нам первобытных народов и теперь еще встречаются каменные пилы, в точности похожие на пилы, обнаруженные при раскопках доисторических свайных построек в Швейцарии. Такие пилы состоят из деревянного основания с вставленными в него каменными осколками. Даже высококультурные народы Индии до сих пор пользуются камерными сверлами. Каменные топоры первобытных народов соединяются c деревянной рукояткой при помощи мастики или смолы и привязываются к рукоятке шнуром.

     На ещё одну важную область  применения камня в домашней хозяйстве указывают ступки и зернотёрки, употребляемые первобытными народами всего мира. Основанием зернотёрки служит большой плоский камень, по которому двигают меньший круглый камень, предназначенный для растирания или размалывания зерен или овощей. Такого рода каменные ступки и зернотёрки употребляют как народы-собиратели урожая в Северной Америке, так и земледельческие племена Африки и Океании.

     Многие народы изготовляют также из камня предметы украшения. Так, туареги и племена Западного Судана носят браслеты из черного мрамора чрезвычайно красивой и правильной формы. Необычайным великолепием отличаются также церемониальные палицы океанийцев. Изготовляемые из базальта, нефрита и полудрагоценных камней, часто украшаемые разными узорами, они являются символом власти вождя. Скипетры маори из темнозеленого нефрита принадлежат к наиболее художественным образцам, представленным в наших музеях.

     Каждого, кто рассматривает этнографические  коллекции, поражает чистота и красота форм сплетенных первобытными народами вееров, сумок и корзин, которые часто намного превосходят наши современные изделия. Хотя искусство плетения из растительных волокон известно во всем мире, все же лучшие образцы его дают Африка и Океания. В арктических же районах из-за отсутствия необходимого для плетения растительного материала местное прикладное искусство часто находило иные формы выражения.

     Искусство плетения принадлежит  к древнейшим ремеслам человечества . Из простого сплетения пальмовых  листьев, лубяных волокон и стеблей травы в конечном итоге развилось ткацкое искусство со всеми его различными видами тканей, изготовленных на ткацком станке. В то время как искусство плетения было распространено во всем мире, ткацкий станок появился только в переод расцвета земледельческих культур как признак более высокой ступени цивилизации.

    Для изготовления вместилищ, цыновок,  сит, и других предметов, изготовляемых из симметрично сплетаемых растительных волокон, не требуется никаких других инструментов, кроме костяного или деревянного шила или иглы. К простейшим образцам такого рода искусства принадлежит сплетенный из отдельных волокон одного перистого пальмового листа веер, который пользуется большой популярностью в Океании и Южной Америке.

     Несравненно большее значение имело производство плетеных коробок, в которых примитивные народы хранили свою утварь и носили с собой пищу. Уже самое понятие    «собиратели и охотники» наталкивает на  мысль о том что даже древнейшим народам требовались какие-то вместилища, чтобы собирать и носить в них необходимые человеку съедобные растения. Поэтому эти народы придавали очень большое значение легкости, прочности и целесообразной форме своих плетеных вместилищ.

Информация о работе Первобытные машины и изобретения