Особенности древнерусской культуры в период X–XII веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

Культура - это исторически сложившаяся система созданных человеком материальных и духовых ценностей, социокультурных норм, а также способы их распространения и потребления, процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Предметом истории русской культуры - одной из составных частей истории мировой культуры - является изучение характера проявления в русской культуре общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление и исследование частных, национальных закономерностей развития культуры и особенностей ее функционирования в данных исторический условиях.

Работа содержит 1 файл

_Контрольная_Культура Древней Руси_.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

 

Заключение

Древнерусская культура мало похожа на современную. Главное  ее отличие заключается в том, что она была религиозной по своему характеру. В начале своего пути Русь получила мощный культурный толчок из Византии, более поздние влияния периода средневековья были слабыми и эпизодическими. Следование традиции предопределило медленную изменчивость средневековой русской культуры. Столетиями бытовали одни и те же сюжеты в живописи. За века мало изменился облик православного храма.

При изучении древнерусской  культуры бросается в глаза следующая особенность. Мы не знаем имен мастеров, которые построили киевскую Софию и украсили фресками храм Спаса на Нередице. Нам неизвестно имя автора «Слова о полку Игореве». Древнерусская культура во многом безымянна. И дело не только в том, что до нас дошло мало письменных источников того времени. По средневековым религиозным представлениям творцом всего сущего признавался Бог. Он даровал человеку талант, способность к творчеству. Человек не может присвоить себе чужое, лично ему не принадлежащее. Вот почему авторские подписи под произведениями древнего искусства встречаются крайне редко.

Многочисленные войны  и пожары привели к гибели значительной части произведений искусства мастеров домонгольского периода. Но памятники, сохранившиеся до настоящего времени, позволяют сделать вывод о высоком уровне развития культуры Руси и поставить ее в один ряд с наиболее развитыми государствами того времени. Свидетельством тому является высокий уровень грамотности среди русского населения, широкое распространение переводной литературы и создание оригинальных памятников русской литературы; развитие всех видов искусства.

Несмотря на то, что  Русь позже некоторых европейских  стран вступила на путь исторического развития, к XII в. она стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени.

 

Список использованной литературы.

  1. Байбурова, Р. Из истории культуры Восточной Европы: древнейшие времена / Р. Байбурова // Газ. История. – ИД Первое сентября, 2005. – № 7.
  2. Володихин, Д. Искусство оформления книги в средневековой России /  Д. Володихин // Газ. История. – ИД Первое сентября, 2000. – № 33.
  3. Горшкова, В. Домонгольские образы / В. Горшкова // Ж-л Родина, 2001.– № 1.
  4. Горшкова, В. Дом премудрости божией / В. Горшкова // Ж-л Родина, 2005. – № 6.
  5. Горшкова, В. Душевные образы вознося к первообрядным образам В. Горшкова //  Ж-л Родина, 1993. – № 10.
  6. Горшкова, В. Светоносная палитра / В. Горшкова // Ж-л Родина, 2000. – № 2.
  7. Горшкова, В. Северная София / В. Горшкова // Ж-л Родина, 2003 – № 7.
  8. Горшкова, В. Сокровенные секреты / В. Горшкова // Ж-л Родина, 2003. – № 12.
  9. Денисова, Ю.Ю. Древнерусская икона: мир образов и символов Ю.Ю. Денисова, Е.С. Климовцева /Ж-л Преподавание истории в школе,2004 г. – № 1.
  10. Зотова, Е. Три Софии / Е. Зотова // Газ. Искусство. – ИД Первое сентября, 2006  г. –  № 6.
  11. Михайлович, Д. Новгородская архитектура XI-XV столетий / Д. Михайлович // Газ. История. – ИД Первое сентября, 2007 г. – № 13.
  12. Муравьев, А.В. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. / А.В. Муравьев, А.М.Сахаров. – М.: Просвещение, 2005. 
  13. Рапов, О. Кто создал русскую азбуку? / О. Рапов // Ж-л Родина, 2004– № 9.
  14. Топорков, А. Земля / А. Топорков // Ж-л Родина, 1993. – № 11.
  15. Штильмарк, Р. Образы России / Р. Штильмарк. – М.: Молодая Гвардия, 2000.

Приложение 1

 

Апсида –

внешний выступ алтарной части храма (полукруглый, овальный или многоугольный), центральной  апсидой являлся алтарь.

Аркатурный  пояс –

резной декоративный поясок из арочек и колонок, мог располагаться на разной высоте, и был важной деталью в композиции храма, создававшей его образ.

Барабан – 

цилиндрическая или  многогранная стена, несущая купол (световой барабан с окнами, глухой – без окон).

Закомара –

полукруглое или килевидное  завершение верхней части наружной стены здания.

Конха –

полукупол, сводчатая  часть алтарной апсиды, где нередко  помещались мозаики или росписи.

Левкас –

грунт из мела, алебастра  и клея, который наносился на паволоку; на высохшем и отполированном левкасе писалась икона.

Мафорий –

покрывало, канонизированная одежда Богоматери.

Нартекс – 

притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне  христианских храмов; в Киевской Софии  был предназначен для людей, которым  по каким-либо причинам не разрешалось присутствовать на службе в основном пространстве храма.

Неф –

вытянутая в длину, (прямоугольная) в плане часть крестово-купольного храма; ограничивается с двух сторон отдельно стоящими опорами.

Паволока –

хорошо простиранная ткань, которую натягивали на деревянную основу для иконы; обеспечивала сцепление с грунтом (левкасом).

Пилястры –

выступы на стене здания, делящие стену на части (лопатки).

Плинфа –

квадратный кирпич, служивший  материалом для стен в храмовом строительстве.

Смальта –

цветное непрозрачное стекло, используемое для изготовления мозаики.


 

Приложение 2

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис 1. Киевская София. Реконструкция  храма.

(справа)

Рис 2. Киевская София. Современный  вид.

(слева )


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Собор Святой Софии  в Новгороде. 1045-1050 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Церковь Николы на Липне близ Новгорода. 1292 г.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Храм Покрова на Нерли (Боголюбовский монастырь, Владимирская область),1165 г.

 


Информация о работе Особенности древнерусской культуры в период X–XII веков