Особенности древнерусской культуры в период X–XII веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

Культура - это исторически сложившаяся система созданных человеком материальных и духовых ценностей, социокультурных норм, а также способы их распространения и потребления, процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Предметом истории русской культуры - одной из составных частей истории мировой культуры - является изучение характера проявления в русской культуре общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление и исследование частных, национальных закономерностей развития культуры и особенностей ее функционирования в данных исторический условиях.

Работа содержит 1 файл

_Контрольная_Культура Древней Руси_.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

Среди письменных памятников древнерусской культуры первое место  принадлежит летописи. «Под летописями понимается особый вид исторического повествования, разделенный по годам. Были и другие исторические повествования, не имевшие погодной формы изложения, или получившие ее позже – как, например, Галицкая летопись XIII в., первоначально не имевшая разделения по годам». [1, с.38].

Древнерусское летописание  дошло до нас в составе более  поздних (в основном XIV–XV вв.) летописных сводов, которые представляют собой продукт неоднократной переработки, как текстов предшествующих летописей, так и других источников с целью придания им определенной политической направленности. Поэтому установить четкую картину развития летописания очень трудно. 

«А.А. Шахматов считал датой  возникновения русского летописания 1039 г. – дата установления Киевской митрополии. Л.В. Черепнин и Б.А. Рыбаков связывали возникновение летописания со строительством и освящением в Киеве Десятинной церкви (966 г.). М.Н. Тихомиров датой появления первой летописи считает 1007 г., когда состоялось перенесение в Десятинную церковь мощей княгини Ольги. При этом историческую основу летописания составило «Сказание о русских князьях» (X в.), написанное в Киеве вскоре после крещения Руси и носившее нецерковный характер». [1, с.39].

Вероятнее всего, на протяжении XI в. летопись дополнялась материалами киевского, новгородского, черниговского и иного происхождения. Сам факт ведения летописных записей в других городах, помимо Киева, не подвергается сомнению. Следы этих записей сохранились даже в позднейших летописных сводах.

Вероятно, что уже в  первой половине XI в. летопись получила погодную форму изложения событий. Считают, что первой датой было сообщение о победе Святослава над печенегами в 968 г. В летописи оформилось сказание о Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди. Сказание легендарного характера повествует о построении Киева.

Одним из главных сюжетов, занимавших мысль составителей летописи, было принятие крещения на Руси, победа христианства при выборе Владимиром из религий. Летописец стремился  нарисовать картину образования  и роста Древнерусского государства, показывал объединение земель, могущество киевского князя, международное значение Руси. Переработанные летописцем устные сказания и легенды вплетались в историческую канву летописи.

С большой степенью достоверности  можно говорить о создании летописного  свода в 70-х гг. XI в. Это был период ухудшения взаимоотношений Руси с Византией, результатом которого, в том числе стало избрание русского митрополита Илариона (до сих пор митрополию возглавляли византийцы) – акт, подчеркнувший растущую самостоятельность русской церкви и великокняжеской власти на Руси, независимость от Византии.

Есть предположение, что Иларион после того, как был митрополитом, ушел в Киево-Печерский монастырь, приняв монашеское имя Никон. Так это или нет, но с именем Никона связывают создание нового летописного свода Киево-Печерского монастыря. В нем с 1061 г. идут довольно точные указания на время происходивших событий; приводится не только год, но и месяц, число, день недели.

Высказывается предположение, что ко времени создания этого  свода относится внесение в летопись литературной записи легенды о призвании князей-варягов. «Считается, что возможным источником записи был рассказ новгородца Вышаты (он был участником похода в Византию в 1043 г., знал много родовых преданий и рассказов о походах русских князей)». [1, с. 43].

Работа над летописным сводом заканчивается, вероятно, в 1072 г., что связывается со съездом князей Ярославичей в Вышгороде, под  Киевом. Именно там князья со своими советниками выработали новый законодательный  памятник, так называемую «Правду Ярославичей», которая была прямым следствием антифеодальных выступлений 1068–1071 гг. Одновременно составлялись, очевидно, и последние части летописного свода.

Следующий летописный свод, получивший в позднейшей литературе название «Начального», составлялся в 90-х гг. XI в., послужил базой для составления в начале XII в. «Повести временных лет». В «Начальной летописи» обосновывается необходимость единства княжеских родов в целях сохранения Древнерусского государства. Высказывается предположение, что летопись могла быть составлена в 1097 г. в связи с Любечским съездом князей, где был провозглашен принцип феодальной раздробленности; но точную дату составления установить не представляется возможным. «Обычно эту летопись все-таки называют сводом 1093 г. В ее основе, как полагают исследователи, лежали Киево-Печерский свод и летопись новгородского Софийского собора». [1, с.44].

Ни один из летописных сводов XI–XII вв. не дошел до нас в первоначальном виде. С содержанием крупнейшей летописи Древнерусского государства – «Повестью временных лет» (начало XII в.) мы знакомы по летописным сводам XIV – XV вв. Сохранились две редакции «Повести»: Лаврентьевская (написана  в 1377 г. монахом Лаврентием для суздальского князя Дмитрия Константиновича) и Ипатьевская (написана в конце XIV – начала XV в., хранилась в Ипатьевском костромском монастыре). Дошедшие варианты летописи включают в себя позднейшие летописные наслоения, и сама она дошла до нашего времени в измененном виде. 

«Повесть временных  лет» завершает историю древнерусского летописания в Киево-Печерском монастыре, подводя итог историческим, политическим и религиозным воззрениями, сложившимся к концу XI – началу XII вв. Автором ее считается монах-черноризец Киево-Печерского монастыря Нестор. Написана «Повесть» около 1113 г.

Для написания своего обширного исторического труда  Нестор привлек большое количество источников летописного, литературного  и фольклорного характера, которые  он подверг серьезной историко-литературной обработке. Летопись была дополнена  новыми материалами, была выверена ее хронология.

«Повесть временных  лет» рассказывает наиболее полную историю  создания Древнерусского государства. Она оказала большое влияние  на дальнейшее развитие русского летописания. Летопись не только была включена почти во все местные летописи, но и играла роль политического и исторического введения к ним.

Летописание – это  уникальный памятник письменности, истории  и политических воззрений Древнерусского государства, оказавший влияние  на развитие истории и литературы дальнейших периодов истории Руси.

Литература

Большинство литературных произведений XI – XII вв. не дошли до нашего времени. Некоторые из них дошли до нас случайно в более поздних списках, часто в единственном экземпляре, несмотря на то, что они имели широкое распространение в русских землях.

Из памятников гражданской  литературы дошло до нас «Поучение Владимира Мономаха» (сохранилось в виде вставки в Лаврентьевской летописи, было составлено в 1117 г.). Оно состоит из трех самостоятельных частей: поучения к детям, воспоминаний и послания князю Олегу Черниговскому. «Поучение» выделяется своей целенаправленностью и высокой художественностью, своеобразие его формы, простота и сжатость стиля придают ему публицистический характер. В «Поучении» мы видим, как собственным примером и жизненным опытом князь стремится дать потомкам советы для предотвращения политического распада Древнерусского государства.

В Древней Руси появлялись и первые записки русских путешественников. Отдельные летописные записи и устные предания сохранили известия о путешественниках XI – XII вв. Большую ценность имеют записи, известные как «Хожение Даниила» (написанная около 1113 г.).  Даниил был игуменом одного из черниговских монастырей, и между 1093 и 1113 гг. совершил путешествие в Палестину. «Хожение Даниила» написано ясным, доступным простому русскому читателю языком. Яркость и четкость  в изложении материала, обилие интересных сведений о неведомых землях, подробности, связанные с библейскими преданиями, сделали «Хожение Даниила» популярным литературным памятником, ставшим образцом для написания записок о путешествиях». [1, с.53].

Значительно шире и полнее до наших дней дошли памятники  церковной литературы, и прежде всего жития. Процесс оформления житий как самостоятельного церковно-литературного жанра шел в дальнейшем и в летописании, и в церковных писаниях. Примером жития может служить рассказ о первых русских святых – «Сказание о Борисе и Глебе». Известны также жития Ольги, Владимира, Мстислава Владимировича.

К литературе церковного характера относятся и такие произведения, как «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Илариона, поучения Феодосия Печерского и Луки Жидяты, и др. «Слово о законе и благодати» (1037–1050 гг.) – это историко-философский трактат, состоящий из трех частей:

  1. О законе, данном Моисеем.
  2. О благодати, данной Иисусом Христом. Иларион  воздаёт хвалу русским князьям, особенно Владимиру-Крестителю, утверждает равноправие русского народа среди других христианских народов.
  3. Молитва к Богу от всей нашей земли.

Кроме вышеперечисленных, до нас дошли в качестве литературных памятников Древней Руси такие произведения, как:

    • «Русская Правда Ярослава Мудрого» (1015-1016 гг.) - первое письменное русское законодательство;
    • «Повесть временных лет» – как первая литературно изложенная история Руси;
    • церковные сочинения Кирилла Туровского и Климента Смолятича;
    • Киево-Печерский патерик (рубеж XII – XIII вв.) – компилятивный памятник церковной литературы;
    • «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (XII – XIII вв.)
    • и, наконец, «Слово о полку Игореве» (кон.XII в.) – памятник гражданской литературы Древней Руси.

Единственный известный  список «Слова» находился в составе  особого сборника – Хронографа, принадлежавшего ярославскому Спасскому  монастырю, а затем в 80-х гг.    XVIII в. ставшего собственностью известного собирателя древностей А.И. Мусина-Пушкина. «Уже в начале XIX в. появились скептики, ставившие под сомнение подлинность «Слова». Однако неоспоримые исторические факты, тщательный анализ памятника, его языкового и литературного строя доказали, что «Слово» было создано именно во второй половине XII в.». [1, с.84].

Слово о полку Игореве  возникло сразу же после похода чернигово-северских  князей во главе с князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Основная идея произведения – призыв объединиться во имя защиты Руси, обращение к воинской чести, скорбь о бедствиях Русской земли. Для автора «Слова» Русская земля едина; он рисует поражение Игоря не просто как поражение путивльского князя, а как поражение всей Русской земли.

Поэтическая манера автора «Слова» широка и эпична. Автор был человеком образованным, хорошо знал прошлое и настоящее Русской земли, уклад княжеской жизни и военное дело. Это наводит на мысль о его принадлежности к дружинной среде. Вполне возможно, что автор был участником описываемого похода.

Разные по своему содержанию и литературному достоинству, эти  произведения вводят нас в круг политических, идеологических и религиозных вопросов, волновавших людей Древней Руси. Развитие литературы XI–XII вв. свидетельствует о создании многих культурных центров, отражающих политические идеи, особенности языка, литературную манеру письма. Возникновение и развитие литературы – несомненный признак развития и расцвета культурной жизни государства Древней Руси.

Двоеверие как особенность менталитета

Отличительной особенностью российского  менталитета является двоеверие. На протяжении всего средневековья и вплоть до XX века языческие по своему происхождению верования и обряды восточных славян сосуществовали с христианством. Формы их взаимодействия были чрезвычайно многообразными. «С одной стороны, языческое начало отождествлялось христианскими проповедниками с бесовством и подвергалось гонениям; с другой – элементы языческого культа принимали христианизированные формы и сохранялись под их оболочкой. Например, святость того или иного источника или дерева объясняли явлением здесь иконы, целительные свойства дерева – тем, что под ним похоронен святой, и т.д.» [14].

Особой сложностью отличалось взаимодействие язычества и христианства в области символических образов. Судя по древнейшим источникам о восточных славянах (сочинения византийских историков, арабских путешественников, ранние памятники славянской письменности), важнейшую часть древнерусского составляло почитание природных стихий и объектов: воды (рек, озёр, источников и колодцев), земли и огня, ветра и грозы, деревьев и камней. Природные объекты осмыслялись нашими предками в тесной связи с их небесными прообразами. Воде в реках, источниках и др. соответствует небесная влага в виде дождя, снега, града. Огню земному – небесный огонь в виде солнца и молнии, камням – метеориты. Земля понималась в космическом масштабе – как мать всего живого, а подчас и как супруга неба или бога-громовержца.

«Христианство открыло нашему далёкому предку глубины его собственной души и вершины духа. Ведь язычество соотносило человека с видимой, осязаемой природой, а новая религия провозглашала существование двух миров. Земной мир – мир сотворённый, конечный, непостоянный и несовершенный, в котором сменяются времена года, появляются и исчезают с исторической сцены империи, рождаются и умирают поколения. Он настолько разнообразен, что суть его скрыта за внешними событиями. Основа же этого мира – в мире небесном, неподвижном и неизменном». [5].

Со времен принятия христианства существует двоеверие как взаимодействие высшей духовности и языческой мифологии, языческого символизма. Эти особенности российского менталитета на протяжении веков дополняли и обогащали друг друга взаимными традициями и обоюдным развитием. Двоеверие стало одной из уникальных особенностей русского человека.

Информация о работе Особенности древнерусской культуры в период X–XII веков