Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:06, контрольная работа
Культура - это исторически сложившаяся система созданных человеком материальных и духовых ценностей, социокультурных норм, а также способы их распространения и потребления, процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Предметом истории русской культуры - одной из составных частей истории мировой культуры - является изучение характера проявления в русской культуре общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление и исследование частных, национальных закономерностей развития культуры и особенностей ее функционирования в данных исторический условиях.
Среди письменных памятников древнерусской культуры первое место принадлежит летописи. «Под летописями понимается особый вид исторического повествования, разделенный по годам. Были и другие исторические повествования, не имевшие погодной формы изложения, или получившие ее позже – как, например, Галицкая летопись XIII в., первоначально не имевшая разделения по годам». [1, с.38].
Древнерусское летописание дошло до нас в составе более поздних (в основном XIV–XV вв.) летописных сводов, которые представляют собой продукт неоднократной переработки, как текстов предшествующих летописей, так и других источников с целью придания им определенной политической направленности. Поэтому установить четкую картину развития летописания очень трудно.
«А.А. Шахматов считал датой возникновения русского летописания 1039 г. – дата установления Киевской митрополии. Л.В. Черепнин и Б.А. Рыбаков связывали возникновение летописания со строительством и освящением в Киеве Десятинной церкви (966 г.). М.Н. Тихомиров датой появления первой летописи считает 1007 г., когда состоялось перенесение в Десятинную церковь мощей княгини Ольги. При этом историческую основу летописания составило «Сказание о русских князьях» (X в.), написанное в Киеве вскоре после крещения Руси и носившее нецерковный характер». [1, с.39].
Вероятнее всего, на протяжении XI в. летопись дополнялась материалами киевского, новгородского, черниговского и иного происхождения. Сам факт ведения летописных записей в других городах, помимо Киева, не подвергается сомнению. Следы этих записей сохранились даже в позднейших летописных сводах.
Вероятно, что уже в первой половине XI в. летопись получила погодную форму изложения событий. Считают, что первой датой было сообщение о победе Святослава над печенегами в 968 г. В летописи оформилось сказание о Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди. Сказание легендарного характера повествует о построении Киева.
Одним из главных сюжетов, занимавших мысль составителей летописи, было принятие крещения на Руси, победа христианства при выборе Владимиром из религий. Летописец стремился нарисовать картину образования и роста Древнерусского государства, показывал объединение земель, могущество киевского князя, международное значение Руси. Переработанные летописцем устные сказания и легенды вплетались в историческую канву летописи.
С большой степенью достоверности можно говорить о создании летописного свода в 70-х гг. XI в. Это был период ухудшения взаимоотношений Руси с Византией, результатом которого, в том числе стало избрание русского митрополита Илариона (до сих пор митрополию возглавляли византийцы) – акт, подчеркнувший растущую самостоятельность русской церкви и великокняжеской власти на Руси, независимость от Византии.
Есть предположение, что Иларион после того, как был митрополитом, ушел в Киево-Печерский монастырь, приняв монашеское имя Никон. Так это или нет, но с именем Никона связывают создание нового летописного свода Киево-Печерского монастыря. В нем с 1061 г. идут довольно точные указания на время происходивших событий; приводится не только год, но и месяц, число, день недели.
Высказывается предположение, что ко времени создания этого свода относится внесение в летопись литературной записи легенды о призвании князей-варягов. «Считается, что возможным источником записи был рассказ новгородца Вышаты (он был участником похода в Византию в 1043 г., знал много родовых преданий и рассказов о походах русских князей)». [1, с. 43].
Работа над летописным сводом заканчивается, вероятно, в 1072 г., что связывается со съездом князей Ярославичей в Вышгороде, под Киевом. Именно там князья со своими советниками выработали новый законодательный памятник, так называемую «Правду Ярославичей», которая была прямым следствием антифеодальных выступлений 1068–1071 гг. Одновременно составлялись, очевидно, и последние части летописного свода.
Следующий летописный свод, получивший в позднейшей литературе название «Начального», составлялся в 90-х гг. XI в., послужил базой для составления в начале XII в. «Повести временных лет». В «Начальной летописи» обосновывается необходимость единства княжеских родов в целях сохранения Древнерусского государства. Высказывается предположение, что летопись могла быть составлена в 1097 г. в связи с Любечским съездом князей, где был провозглашен принцип феодальной раздробленности; но точную дату составления установить не представляется возможным. «Обычно эту летопись все-таки называют сводом 1093 г. В ее основе, как полагают исследователи, лежали Киево-Печерский свод и летопись новгородского Софийского собора». [1, с.44].
Ни один из летописных сводов XI–XII вв. не дошел до нас в первоначальном виде. С содержанием крупнейшей летописи Древнерусского государства – «Повестью временных лет» (начало XII в.) мы знакомы по летописным сводам XIV – XV вв. Сохранились две редакции «Повести»: Лаврентьевская (написана в 1377 г. монахом Лаврентием для суздальского князя Дмитрия Константиновича) и Ипатьевская (написана в конце XIV – начала XV в., хранилась в Ипатьевском костромском монастыре). Дошедшие варианты летописи включают в себя позднейшие летописные наслоения, и сама она дошла до нашего времени в измененном виде.
«Повесть временных лет» завершает историю древнерусского летописания в Киево-Печерском монастыре, подводя итог историческим, политическим и религиозным воззрениями, сложившимся к концу XI – началу XII вв. Автором ее считается монах-черноризец Киево-Печерского монастыря Нестор. Написана «Повесть» около 1113 г.
Для написания своего
обширного исторического труда
Нестор привлек большое количество
источников летописного, литературного
и фольклорного характера, которые
он подверг серьезной историко-
«Повесть временных лет» рассказывает наиболее полную историю создания Древнерусского государства. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие русского летописания. Летопись не только была включена почти во все местные летописи, но и играла роль политического и исторического введения к ним.
Летописание – это уникальный памятник письменности, истории и политических воззрений Древнерусского государства, оказавший влияние на развитие истории и литературы дальнейших периодов истории Руси.
Большинство литературных произведений XI – XII вв. не дошли до нашего времени. Некоторые из них дошли до нас случайно в более поздних списках, часто в единственном экземпляре, несмотря на то, что они имели широкое распространение в русских землях.
Из памятников гражданской литературы дошло до нас «Поучение Владимира Мономаха» (сохранилось в виде вставки в Лаврентьевской летописи, было составлено в 1117 г.). Оно состоит из трех самостоятельных частей: поучения к детям, воспоминаний и послания князю Олегу Черниговскому. «Поучение» выделяется своей целенаправленностью и высокой художественностью, своеобразие его формы, простота и сжатость стиля придают ему публицистический характер. В «Поучении» мы видим, как собственным примером и жизненным опытом князь стремится дать потомкам советы для предотвращения политического распада Древнерусского государства.
В Древней Руси появлялись
и первые записки русских
Значительно шире и полнее до наших дней дошли памятники церковной литературы, и прежде всего жития. Процесс оформления житий как самостоятельного церковно-литературного жанра шел в дальнейшем и в летописании, и в церковных писаниях. Примером жития может служить рассказ о первых русских святых – «Сказание о Борисе и Глебе». Известны также жития Ольги, Владимира, Мстислава Владимировича.
К литературе церковного характера относятся и такие произведения, как «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Илариона, поучения Феодосия Печерского и Луки Жидяты, и др. «Слово о законе и благодати» (1037–1050 гг.) – это историко-философский трактат, состоящий из трех частей:
Кроме вышеперечисленных, до нас дошли в качестве литературных памятников Древней Руси такие произведения, как:
Единственный известный список «Слова» находился в составе особого сборника – Хронографа, принадлежавшего ярославскому Спасскому монастырю, а затем в 80-х гг. XVIII в. ставшего собственностью известного собирателя древностей А.И. Мусина-Пушкина. «Уже в начале XIX в. появились скептики, ставившие под сомнение подлинность «Слова». Однако неоспоримые исторические факты, тщательный анализ памятника, его языкового и литературного строя доказали, что «Слово» было создано именно во второй половине XII в.». [1, с.84].
Слово о полку Игореве возникло сразу же после похода чернигово-северских князей во главе с князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Основная идея произведения – призыв объединиться во имя защиты Руси, обращение к воинской чести, скорбь о бедствиях Русской земли. Для автора «Слова» Русская земля едина; он рисует поражение Игоря не просто как поражение путивльского князя, а как поражение всей Русской земли.
Поэтическая манера автора «Слова» широка и эпична. Автор был человеком образованным, хорошо знал прошлое и настоящее Русской земли, уклад княжеской жизни и военное дело. Это наводит на мысль о его принадлежности к дружинной среде. Вполне возможно, что автор был участником описываемого похода.
Разные по своему содержанию
и литературному достоинству, эти
произведения вводят нас в круг политических,
идеологических и религиозных вопросов,
волновавших людей Древней
Отличительной особенностью российского менталитета является двоеверие. На протяжении всего средневековья и вплоть до XX века языческие по своему происхождению верования и обряды восточных славян сосуществовали с христианством. Формы их взаимодействия были чрезвычайно многообразными. «С одной стороны, языческое начало отождествлялось христианскими проповедниками с бесовством и подвергалось гонениям; с другой – элементы языческого культа принимали христианизированные формы и сохранялись под их оболочкой. Например, святость того или иного источника или дерева объясняли явлением здесь иконы, целительные свойства дерева – тем, что под ним похоронен святой, и т.д.» [14].
Особой сложностью отличалось взаимодействие язычества и христианства в области символических образов. Судя по древнейшим источникам о восточных славянах (сочинения византийских историков, арабских путешественников, ранние памятники славянской письменности), важнейшую часть древнерусского составляло почитание природных стихий и объектов: воды (рек, озёр, источников и колодцев), земли и огня, ветра и грозы, деревьев и камней. Природные объекты осмыслялись нашими предками в тесной связи с их небесными прообразами. Воде в реках, источниках и др. соответствует небесная влага в виде дождя, снега, града. Огню земному – небесный огонь в виде солнца и молнии, камням – метеориты. Земля понималась в космическом масштабе – как мать всего живого, а подчас и как супруга неба или бога-громовержца.
«Христианство открыло нашему далёкому предку глубины его собственной души и вершины духа. Ведь язычество соотносило человека с видимой, осязаемой природой, а новая религия провозглашала существование двух миров. Земной мир – мир сотворённый, конечный, непостоянный и несовершенный, в котором сменяются времена года, появляются и исчезают с исторической сцены империи, рождаются и умирают поколения. Он настолько разнообразен, что суть его скрыта за внешними событиями. Основа же этого мира – в мире небесном, неподвижном и неизменном». [5].
Со времен принятия христианства существует двоеверие как взаимодействие высшей духовности и языческой мифологии, языческого символизма. Эти особенности российского менталитета на протяжении веков дополняли и обогащали друг друга взаимными традициями и обоюдным развитием. Двоеверие стало одной из уникальных особенностей русского человека.
Информация о работе Особенности древнерусской культуры в период X–XII веков