Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:06, контрольная работа
Культура - это исторически сложившаяся система созданных человеком материальных и духовых ценностей, социокультурных норм, а также способы их распространения и потребления, процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Предметом истории русской культуры - одной из составных частей истории мировой культуры - является изучение характера проявления в русской культуре общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление и исследование частных, национальных закономерностей развития культуры и особенностей ее функционирования в данных исторический условиях.
Кафедра “Философии, истории и социологии ”
Реферат
по дисциплине:
Культурология
Особенности древнерусской культуры в период
X–XII веков
Выполнил: студент
группы 08-АУ1
Морозова О. А.
Преподаватель:
К.п.н., доцент каф.«ФИиС»
Дзюбан В.В.
Брянск 2013
Культура - это исторически сложившаяся система созданных человеком материальных и духовых ценностей, социокультурных норм, а также способы их распространения и потребления, процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Предметом истории русской культуры - одной из составных частей истории мировой культуры - является изучение характера проявления в русской культуре общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление и исследование частных, национальных закономерностей развития культуры и особенностей ее функционирования в данных исторический условиях.
Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских и византийских источниках относятся к рубежу I тысячелетия н.э. К VI в. произошло выделение восточной ветви славян. С VI по VIII вв. в условиях нарастания внешней опасности происходил процесс политической консолидации восточнославянских и некоторых неславянских племен. Этот процесс завершился образованием Древнерусского государства - Киевской Руси (IX в.).
В данной работе рассматриваются особенности древнерусской культуры со времени образования Киевской Руси до начала домонгольского периода (XII в.).
Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство, производственную основу которого составляло земледелие. Определенный отпечаток на развитие материальной и духовной культуры Древней Руси накладывало то, что в разных районах процесс феодализации шел с различной интенсивностью. Однако существовали и общие тенденции в развитии культуры. Они определялись тесной связью с культурными традициями земледельческих скифских, а затем раннеславянских племен; во взаимодействии с культурой соседних стран, в складывании в рамках Древнерусского государства единой древнерусской народности.
Высокий уровень материальной и духовной культуры, достигнутый в Древнерусском государстве, опирался на длительный предшествующий процесс развития культур восточных славян. Язычество славян являлось составной частью комплекса первобытных воззрений, верований и обрядов первобытного человека на протяжении многих тысячелетий. Конечно, термин «язычество» условный. Его используют для обозначения круга явлений, входящих в понятие «ранние формы религии».
. Языческое сознание
древних славянских племен
Поняв идеологическую значимость религии для укрепления княжеской власти, Владимир Святославич в 980 г. попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической религии. Был создан единый пантеон богов, первенство в иерархии которого было отдано Перуну (в эти времена он почитался как княжеско-дружинный бог войны).
Но постепенно складывающийся в древнерусском государстве феодальный строй нуждался в идеологии, которая оправдала бы социальное расслоение общества. Такой идеологией могла быть только религия, сложившаяся в классовом обществе, приспособившаяся к его оправданию. В Х в. таких религий было две: ислам и христианство. Но ислам в основном исповедовали в странах, находившихся вне активных внешнеполитических интересов. Тогда как связи славян с внешним миром, с центрами мировой культуры средневековья значительно усилились в момент зарождения Киевской державы. Кроме того, христианство более полно отвечало интересам феодального строя с его монотеизмом, иерархией святых, проповедью непротивления злу и др.
Древнее мировоззрение
характеризует дуализм –
Введение христианства (начиная с 988 г.) было длительным и сложным процессом, продолжавшимся не одно столетие. Оно утверждалось не только силой, но и приспосабливалось к языческому мировоззрению. С введением новой религии Русь окончательно вошла в общеевропейский историко-культурный ландшафт.
Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов. IX в. – начало XIII в. были периодом последовательного, поступательного развития культуры, достигшей наивысшего расцвета накануне монголо-татарского нашествия.
Важную роль в развитии древнерусской культуры сыграли такие события, как принятие христианства и введение общеславянской письменности (кириллица, глаголица). Огромное значение для развития любой культуры имеет появление письменности – ведь именно мысль, зафиксированная письменно, сохраняет мудрость и знание и сообщает их будущим поколениям.
Благодаря христианству стало возможным приобщение Древней Руси к высокоразвитым византийской и болгарской культурам. Принятие христианства, помимо общего развития культуры, имело следующее значение:
Изучение истории русской культуры Древней Руси имеет определенные сложности. Несмотря на успешную разработку историками вопросов развития культуры, изучение отдельных ее аспектов требует привлечения новых памятников материальной и духовной культуры. В истории Древней Руси, в истории ее культуры существует множество пробелов. Многочисленные наслоения, переработки, переписка материалов, переделывание и уничтожение памятников древнерусской культуры в последующие периоды истории не позволяют нам в полной мере изучить самый важный период в ее истории – ее зарождение.
Цель данной работы – показать то, как принятие христианства и взаимодействие с другими христианскими культурными традициями (прежде всего – с Византийской) повлияло на зарождающуюся русскую культуру. И вместе с тем – показать своеобразие и самобытность древнерусских культурных традиций: ведь византийское наследие не копировалось слепо, оно приобретало славянские черты и перерабатывалось в соответствии с особенностями славянских культурных традиций.
Ремесла и прикладное искусство, архитектура и искусство, фольклор, письменность и литература Древней Руси – все эти отрасли материальной и духовной культуры существовали в Древнерусском государстве. Изучая их, мы сможем понять особенности и тенденции в зарождении и развитии культуры наших предков, и, возможно, понять каким образом они привели к современным культурным и духовным традициям.
Киевская Русь была одним из самых культурных государств Европы. Норманны называли её «Гардарикой» - страной городов. В XI в. на Руси было более 100 городов, где активно развивались ремесла и торговля. На Руси тогда насчитывалось около 60 ремёсел, например:
|
|
Особо нужно отметить ювелирное мастерство, которое не ограничивалось литейным производством. Ювелирное мастерство интересно тем, что является и ремеслом, и прикладным искусством.
Ковка и чеканка, чернь, позолота, зернь, скань, эмаль в руках русских мастеров давали изумительные образцы художественных изделий. Русские ювелиры изобрели оригинальные способы обработки металлов:
Скань (филигрань) – изделия из скрученной, свитой серебряной или золотой проволоки («скати» - сучить, скручивать). Изделия из скани были двух видов: в одном случае скрученная проволока служила основой для создания объемных, ажурных узоров, в другом – накладывалась на пластины.
Зернь – напаивание на золотую или серебряную пластину мельчайших шариков. На отдельных изделиях насчитывается до 300 мельчайших шариков на 1 см2 поверхности.
Чернь – чернение металлов с помощью растворов солей с последующей их полировкой. Чернение делало рисунок более рельефным.
Но наиболее эффектной из ювелирных ремесел была эмаль (на Руси ее еще называли «финифть», «химипет»). «Вначале эмали на Руси были выемчатые. Золотую или медную основу для них с толстыми перегородками отливали предварительно. С X – XI вв. получает распространение перегородчатая эмаль. Рисунок наносился на поверхность припайкой золотых полосок, высота которых колебалась в пределах одного миллиметра. Стекловидная масса эмали разных цветов покрывала подготовленные ячейки, создавая красивые и долговечные украшения». [12; с.13-14] Мастера-эмальеры умело использовали лучшие образцы византийской перегородчатой эмали, переняли и усовершенствовали технику. «Летопись отмечает, что «многие, приходящие из Греции и других земель», говорили, видя обработанные русскими мастерами-ювелирами позолоченные гробницы Бориса и Глеба: «Нигде такой красоты нет». [12; с. 14]
Большое развитие получило гончарное дело. Гончарная глиняная посуда была основной в хозяйстве древнерусского человека. «Сосуды славянского типа были широко распространены по всем землям, входящим в состав Древнерусского государства. У них были общие черты: нижняя часть в виде усеченного конуса, выше середины – выпуклые плечи, верх заканчивался пухлым, отогнутым вперед венчиком». [12; с.14]
Особую группу ремесленников составляли люди, занятые изготовлением одежды, тканей, обработкой кожи. Прядением льна и шерсти занимались в основном женщины; более дорогие ткани изготавливались специалистами-ремесленниками.
Весьма развито было и кожевенное дело, в котором выделялись скорняки, кожемяки, мастера по выделке меха, усмошвецы (обрабатывающие кожи и шьющие сапоги), седельники, сафьянники, тульники, и другие ремесленники.
Вполне естественным для страны лесов было широкое распространение обработки дерева. Строительное дело прежде всего было связано с деревом.
Появление каменного строительства привело к выделению группы ремесленников, занятых строительством и отделкой каменных зданий.
Можно спорить о количестве тех
или иных ремесленников, о выделении
отдельных производств в
Древнерусские зодчие были искусными мастерами (зодчий – архитектор и строитель в одном лице). Русь – страна лесов, поэтому основным строительным материалом вплоть до XX в. оставалось дерево. Принято считать, что до принятия христианства (988 г.) на Руси храмового строительства не велось, но деревянных храмов было много. Первым каменным храмом на Руси можно считать Десятинную церковь.
Каменные храмы строились на Руси по византийскому образцу, применялась византийская крестово-купольная система возведения храмов. Основная ячейка этой системы – четыре свободно стоящих столба, между ними в плане читается крест. Столбы соединены между собой и со стенами системой арок, образующих центральное подкупольное пространство. Размеры храма зависят от того, на каком расстоянии друг от друга поставлены столбы. Алтарь – главная сакральная часть храма, он всегда ориентирован на восток.
После крещения в Киеве было начато крупное строительство – возводились новые терема, служебные здания и, конечно, храмы. «В город приехало множество ремесленников, торговцев, служилых людей: великокняжеская резиденция росла быстро, ей нужен был блеск! С образом Владимира в народной молве связано название киевского Детинца, Верхнего города на вершине Старокиевской горы. Окружали город Владимира мощные стены и укрепления из земляных валов и рвов. В Детинец вели Софийские ворота». [15; с.18]
Люди Киевской Руси обладали своими устойчивыми, сложившимися веками традициями языческого искусства. Восточнославянские племена, соединённые под властью киевского князя, имели многовековой опыт во многих ремеслах, в том числе и в деревянном зодчестве. В X веке, после принятия христианства, мастера Киевской Руси соприкоснулись с богатейшим искусством Византии и Болгарии. «По приглашению Владимира приехали тогда в Киев греческие мастера строить и отделывать каменные православные храмы. Рука об руку с приглашёнными работали и русские художники. Впоследствии русские мастера изменили и развили по-своему византийское наследие. Семена византийской красоты дали новые богатые всходы на древнерусской земле». [15; с.19]
Информация о работе Особенности древнерусской культуры в период X–XII веков