Особенности древнегреческого искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому - это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже "открытие" будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

Содержание

Введение.
Искусство в культуре Древней Греции. Представление о красоте.
Особенности древнегреческой литературы.
Монументальное искусство в античной культуре.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

o                    постоянные войны ставили в  центр внимания мужчину и воина; 

o                    в народном собрании участвовали  только мужчины, так как они  в основном, владели собственностью;

o                    патриархальная организация общества;

o                    всегда и везде главным героем  был мужчина, искусство прославляло  образ гражданина, героя, воина.

Значение и  величие греческой культуры заключается  в том, что она стала основанием многих культур мира. Ее влияние прослеживается не только на Западе, но и на Востоке, не только на евроазийском континенте, но и в тех культурах на иных континентах, которые складывались в более поздние времена. До наших дней греческая культура осталась образцом полноты взгляда на мир и гуманизма.

В это время  греческая скульптура открывает  новые стороны мира. Ее высшие достижения относятся к разработке образа человека в статуях богов и богинь, героев, а также воинов - так называемых « куросов ». Образ куроса - сильного мужественного героя - был порождён в Греции развитием гражданского самосознания. Развитие типа куроса шло в сторону выявления всё большей правильности пропорций, преодоления элементов геометрического упрощения и схематизма. К сер. VI в. до н.э., т.е. к концу периода архаики, в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм и, что особо замечательно, лицо оживляется таинственной улыбкой, которая называется в искусствоведении « архаической ». Одним из достижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе статуи девушек в нарядных одеждах, так называемые « коры ». Статуи кор как бы подводят итог скульптурному развитию архаики. Классика С первых десятилетий V в. до н. э. начинается классический период в развитии древнегреческой культуры. Совершенное, исполненное возвышенного реализма искусство греческой классики явилось важным этапом в развитии всей мировой художественной культуры. Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордена, соответствующие духу гражданственности, героике полиса. Поиск героических, типически обобщённых образов и новых мотивов движений характеризует творчество Мирона из Элефтер . Он был одним из первых греческих скульпторов, которому удалось полностью освободиться от архаической условности. Особенности искусства Мирона особенно наглядно проявились в прославленном « Дискоболе » (около 450 г.). Таким образом, к сер. V в. до н. э. образ гражданина - атлета и воина - становится центральным в искусстве. Пропорции тела и многообразные формы движения становятся важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого человека освобождается от застылости и статичности. Однако ещё нигде типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобразие человека, склад его индивидуального характера не привлекали ещё внимания мастеров ранней греческой классики. Вторая половина V в. до н.э. - время расцвета всех видов искусства и наиболее гармоничного воплощения эстетических идеалов классики. Этот период называется в специальной литературе эпохой высокой классики . Ведущее место среди полисов Греции продолжают занимать Афины, которые в период правления знаменитого Перикла переживают «золотой век» своего экономического, политического и культурного развития. При Перикле создаётся самый замечательный из ансамблей классической эпохи - Афинский акрополь , который господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во время персидского нашествия, акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. Центральным элементом архитектурного ансамбля Акрополя был Парфенон - храм Афины Девы - покровительницы Афин. Он являлся основным святилищем афинян, и там же находилась общественная казна. Склон акрополя был использован для возведения театра Диониса . Планировка и постройка акрополя были выполнены под общим руководством величайшего скульптора Греции - знаменитого Фидия (вторая и третья четверти V в. до н.э.). С конца V в. начинается период так называемой поздней классики , который охватывал почти весь IV в. до н.э. В это время главной художественной задачей остаётся изображение прекрасного идеала человека с точки зрения телесности, в первую очередь.

Монументальное  искусство — род изобразительного искусства, воплощающего большие общественные идеи, рассчитанного на массовое восприятие и существующего в синтезе с архитектурой, в архитектурном ансамбле. К монументальному искусству относятся скульптурные монументы и памятники историческим событиям и лицам, мемориальные ансамбли, посвященные эпохальным явлениям в жизни народа (например, победе над фашизмом в Великой Отечественной войне), скульптурные и живописные изображения, включенные в архитектурное сооружение. В отличие от станкового искусства произведения монументального искусства предназначены не для музеев, выставок и частных жилищ, а воздвигаются на площадях, улицах, в парках, являются органичной частью общественных зданий. Этим произведениям свойственна подчеркнутая активность воздействия на массы, они непрерывно живут на людях и среди людей. Монументальное искусство как бы сопровождает общественные процессы, для которых предназначена архитектура, своеобразно «аккомпанирует» им.

Синтез с  архитектурой накладывает отпечаток  на содержание и форму монументального  искусства. Для него типичны возвышенный  строй чувств, гражданский пафос, героика и символика. Включенность в архитектуру обусловливает большие размеры изображения, особенности его конфигурации и членений. Необходимость рассмотрения издали или в определенном ракурсе диктует в ряде случаев характер пропорций, подчеркнутость контура и силуэта, насыщенность цвета, лаконизм выразительных средств.

Е. В. Вучетич, Я. Б. Белопольский и др. Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде. 1963—1967. Железобетон.

Следует различать  понятия «монументальное искусство» и «монументальность в искусстве». Монументальность — это масштабность, значительность, величественность, образов, имеющих большое идейное содержание. Она родственна эстетической категории возвышенного и может проявляться не только в монументальном искусстве, но и в других разновидностях изобразительного искусства, равно как и в произведениях других искусств (литературы, музыки, театра и т. д.). В свою очередь произведения монументального искусства в некоторых случаях могут не обладать качеством монументальности, а иметь лирический или жанрово-бытовой характер.

Понятию монументального  искусства родственно понятие декоративного  искусства. Однако в последнем на первый план выступает задача украшения  архитектуры или подчеркивания  цветом, рисунком, декором ее функционально-конструктивных особенностей, тогда как произведения монументального искусства не только украшают, но и имеют относительно самостоятельное идейно-познавательное значение. Вместе с тем между этими родами искусства нет резкой грани. Поэтому принято говорить также о монументально-декоративном или декоративно-монументальном искусстве.

Разновидности монументального искусства определяются ролью и местом того или иного  произведения в архитектурном ансамбле (скульптура на фасаде или в интерьере здания, роспись на стене или на потолке и т. д.), а также материалом и техникой, в которых оно выполнено (фреска, мозаика, витраж, сграффито и т. п.), т. е. теми факторами, которые делают это произведение предметной реальностью, частью окружающей среды.

Монументальное  искусство получило широкое развитие в Древнем Египте и в Древней  Греции. Выдающиеся его образцы дает византийское (мозаики Равенны) и  древнерусское искусство (фрески Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Москвы). Подлинный расцвет монументального искусства наступил в эпоху Возрождения (росписи Микеланджело в Сикстинской капелле, фрески Рафаэля в Ватиканском дворце, настенная живопись Веронезе, скульптурные монументы Донателло, Верроккьо, Микеланджело и др.). Синтез пластических искусств, включающий монументальное искусство, характерен для стилей барокко, рококо, классицизм, для русской художественной культуры второй половины XVIII — начала XIX в. В условиях капитадиетического общества, особенно во второй половине XIX в., монументальное искусство переживает кризис, связанный с утратой больших общественных идеалов, с упадком и художественным измельчанием архитектуры.

В XX в. неоднократно делались попытки возрождения синтеза  искусств. Можно упомянуть об опытах М. А. Врубеля и художников «Мира искусства», о прогрессивных мексиканских художниках (Ривера, Сикейрос, Ороско). Вместе с тем синтез искусств остается одной из наиболее сложных проблем времени, решению которой часто мешают тенденции создания технической, машиноподобной, конструктивистской архитектуры.

Л.Буковский, Я. Заринь, О. Скайранис. Мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора  в Саласпилсе. 1961—1967. Бетон.

Социалистическое  общество создает почву для создания прекрасной и достойной человека окружающей среды, для ее одухотворения и проникновения в нее художественного начала. Поэтому синтез искусств, как одно из выражений творчества по законам красоты, приобретает при социализме программное значение. Он необходимо включает в себя монументальное искусство.

В. И. Ленин выдвинул план монументальной пропаганды, который активно осуществляется в нашей стране (см. Ленинский план монументальной пропаганды). Советское монументальное искусство особенных успехов достигло в 1930-е гг. (социалистическое преобразование городов, сооружения большого общественного значения, художественное оформление станций метрополитена, каналов, выставок и т. п.). Выдающийся вклад в его развитие внесли скульпторы И. Шадр, В. Мухина, Н. Томский, М. Манизер, С. Меркуров, живописцы А. Дейнека, Е. Лансере, П. Корин, В. Фаворский и многие другие. В послевоенный период новой формой монументального искусства явились мемориальные ансамбли, посвященные героике Великой Отечественной войны (наиболее значительные из них созданы при участии архитекторов скульпторами Е. Вучетичем в Волгограде, А. Кибальниковым в Бресте, М. Аникушиным в Ленинграде, В. Цигалем в Новороссийске и др.). Монументальное искусство все полнее входит в жизнь, становится неотъемлемым компонентом формирования эстетического облика сел, поселков, городов, создания целостной эстетической среды. Выдающиеся произведения современного монументального искусства созданы скульпторами Л. Кербелем, В. Бородаем, Г. Йокубонисом, О. Комовым, живописцами А. Мыльниковым, И. Богдеско, В. Замковым, О. Филатчевым и другими. 
Заключение

Искусство Древней  Греции., сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства  человечества., было определено общественным и историческим развитием Греции,, глубоко отличным от развития стран  и народов Древнего Востока, В  Греции., несмотря на наличие рабства., огромную роль играл свободный труд ремесленников, — до тек пор., пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия, В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям., утверждавшим красоту и значительность человека,

В характере  культуры Древней Греции повторился неизменный закон: она не являлась чем-то случайным., наносным., а была проявлением  сути народного духа., который сформировался именно в этой местности. Географические особенности Балканского полуострова: долины, невысокие округлые горы, оливковые и лимонные рощи у их подошв, изрезанная бухтами прибрежная полоса и огромное количество островов, постоянно маячивших перед глазами мореплавателей, - способствовали сближению человека с природой, а масштабы окружающего мира, его простота и красота привели греков к пониманию соразмерности сил человека и природы. Отсюда и боги в их представлении были, как люди, наделены всеми человеческими слабостями, Эллины называли мир Космосом и считали его разумным и управляемым законами, Влияние благодатной праздничной природы сказалось всюду: в науке, архитектуре, пластике, философии., в самом складе ума греков, Особенность эллинского мышления - анализировать все, что вызывало их удивление, а затем просто, рационально

объяснять - обусловила развитие реалистического изобразительного искусства, прежде всего скульптуры и соразмерной пропорциям человеческого  тела архитектуры.

Каждая последующая  эпоха в той или иной мере использовала опыт древнегреческого искусства, Особенно значительной оказывалась его роль в те периоды, когда искусство  руководствовалось гуманистическими идеалами, и античная традиция выдвигалась  в противовес спиритуализму и мистике готике и барокко, Некоторые стороны общественного бытия и качества общественного человека никогда не были отражены искусством в такой классической форме, которая была найдена древними греками

 

Список литературы

1 Культурология.  История мировой культуры: учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 116.


Информация о работе Особенности древнегреческого искусства