Автор: e********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 23:50, контрольная работа
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже “открытие” будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Искусство никогда не развивается независимо – одиноко: напротив, его развитие всегда бывает связано с другими сферами сознания. В эпоху младенчества и юношества народов искусство всегда более или менее – выражение религиозных идей, а в эпоху возмужалости – философских понятий.
Введение
1. Особенности древнегреческого искусства в Гомеровский период
2. Искусство в период Архаики
3. Расцвет греческой культуры в период Классики
4. Искусство в период Эллинизма
Заключение
Литература
ПЛАН
Введение
Заключение
Литература
Введение
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже “открытие” будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Искусство никогда не развивается независимо – одиноко: напротив, его развитие всегда бывает связано с другими сферами сознания. В эпоху младенчества и юношества народов искусство всегда более или менее – выражение религиозных идей, а в эпоху возмужалости – философских понятий.
Крупнейшей цивилизацией древнего мира была древнегреческая цивилизации.
Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизация Древней Греции позднее стала одной из основных для возникновения европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. “Без того фундамента, который был заложен Грецией не было и современной Европы”. Исследование культуры и быта этой цивилизации помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее.
Создатели одной из самых блестящих культур мира, греки всегда гордились своей страной. Греки искренне считали, что их страна находится под защитой богов и не напрасно: условия жизни были нелегки, и фраза одного из персонажей А. П. Чехова: “В Греции все есть!” — мало соответствует истине. Земля, ставшая родиной для греческих племен, переселившихся сюда из северных областей Балканского полуострова, а до этого кочевавших по необозримым просторам от Урала до Карпат, была неприветливой: засушливый и жаркий климат, нехватка плодородной земли, ограниченные возможности для возделывания многих злаков, например, пшеницы. Почти везде — горы и слишком мало рек, чтобы осуществлять поливное земледелие, поэтому жители должны были довольствоваться малым или добывать блага, преодолевая многочисленные трудности. Неудивительно, что героями в греческих мифах и легендах оказываются то хитроумный Одиссей, то неустрашимый Ахиллес, а успех во всех делах гарантируют благоволение богов и помощь таких титанов, как Прометей, даровавший людям не только огонь, но и многие ремесла. Некоторые из греческих племен, например ахейцы, были воинственны и суровы. Описанная Гомером Троянская война — не вымысел, а реальность — наглядно демонстрирует многое из того, что не кажется современному человеку признаком культуры или цивилизации. И, тем не менее, древние греки создали культуру, названную в последующие века “греческим чудом”.1
В процессе своего развития
древнегреческое искусство
Особенности древнегреческого
1. Особенности древнегреческого искусства в Гомеровский период
К II тысячелетию до н.э. относится древняя минойская, или кносская, культура, названная так по имени легендарного царя Миноса или его знаменитого дворца в Кноссе на о. Крите. Минойская цивилизация процветала до середины XV в. до н.э., когда она оказалась неожиданно уничтоженной вулканической катастрофой, а Крит был захвачен пришельцами - ахейцами. Развитие ахейского общества в XVI-XIII вв. до н.э. проходило под влиянием минойской цивилизации, но по названию одного из наиболее важных городских центров - Микен - древнейшую культуру континентальной Греции называют микенской. Троянская война оказалась последним событием всей крито-микенской, или эгейской, цивилизации, облегчившим проникновение в Грецию дорийцев. Дорийское завоевание привело к гибели эгейской культуры и общему хозяйственному упадку. Период в истории Эллады в XI-VIII вв.. до н.э. считается «темными веками», однако его называют еще гомеровским, по имени, жившего в то время гениального древнегреческого аэда Гомера, создавшего эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея».2
Многие центры эгейской цивилизации стали известны сравнительно недавно. Трою с ее постройками и сокровищами нашли во второй половине XIX в., а о богатейшей культуре о. Крита лишь догадывались по греческим мифам о Тезее и Минотавре.
Реальный смысл мифов стал очевидным, когда англичанин Артур Эванс раскопал на Крите в Кноссе огромный дворец. Впоследствии такие же дворцы, но меньших размеров, были обнаружены еще в двух местах. Поскольку дворец как бы вырастал из холма и частично был «встроен» в него, большую роль играли внутренние лестницы, которые связывали между собой этажи и соединялись с большими открытыми верандами. В нижнем ярусе находились ремесленные мастерские, комнаты для хозяйственных работ, кладовые, складские помещения, где хранились в огромных пифосах съестные припасы. Во втором ярусе располагались интимные покои царя и царицы, ванные комнаты, сокровищница. Парадные помещения: тронный зал, зал для зрелищ, зал для игры с быками - группировались вокруг большого двора. Таким образом, наружу выходили только глухие стены, а «фасад» был обращен внутрь. Отличительной чертой критской архитектуры являлось отсутствие симметрии в расположении жилых, парадных и хозяйственных зон. Так как уловить какую-либо систему в их планировке почти невозможно, дворец был воспринят как сложный лабиринт, построенный легендарным Дедалом. Запутанность ходов и выходов, внезапные спуски по лестницам и неожиданные повороты, характерные для лабиринта Дедала, усугублялись неожиданными световыми эффектами, поскольку свет проникал только через световые колодцы в потолке и других источников освещения не было. Основным изображением в кносском дворце была двойная секира: она присутствовала в орнаменте на стенах, изображалась в руках у богов и молящихся, принимала от людей жертвоприношения.3
Изобразительное искусство Крита достигло, небывалых высот и было исключительно динамичным и красочным. Упругий, пронизанный движением орнамент в виде спиралевидных завитков или волн, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими, был особенно характерен для искусства критян. Движение волн, порывы ветра, надувающие паруса кораблей, вечная стихия, окружавшая критских художников, обусловливали в их искусстве динамичные композиции.
В пейзажных композициях основными темами росписей являлись море с рыбами, заросли кустарников с яркоперыми фазанами, могучими быками, грациозными козочками, вертлявыми обезьянами. Критяне любили изображать всевозможные процессии и стремились правдиво передать движение человеческих фигур. От эгейского периода сохранилось также множество предметов мелкой пластики: статуэтки женщин со змеями в руках, божества, заботящиеся о благосостоянии дома, всевозможные сосуды. Изобразительные искусства и архитектура гомеровской Греции при всем их непосредственно народном происхождении не достигли ни широты охвата общественной жизни, ни художественного совершенства эпической поэзии.
После покорения дорийцами ослабевших в Троянской войне ахейских племен в истории Эллады, а следовательно, и древнегреческого искусства наступили «темные века». Дорийцы в художественном отношении стояли на более низкой ступени развития, чем ахейцы, но они умели обрабатывать железо, и с ними связано начало «железного века» в Средиземноморье. Дорийцы, вероятно, были люди суровые, не слишком эмоциональные, им были свойственны твердость, определенность, и как нельзя лучше эти их черты отражает искусство сурового геометрического стиля с преобладанием в нем линейного орнамента, который они принесли с собой.
От этого периода почти не осталось памятников зодчества, так как материалом служило дерево, и только спальня царя была выложена из высушенного на солнце кирпича-сырца. Большие залы, в которых принимали гостей, строили из бревен и выструганных досок. Полом служила плотно утрамбованная земля. Тем не менее дорийцы стали создателями новой архитектуры с ее «железной» логикой: мощные приземистые колонны устанавливались на близком расстоянии и перекрывались двускатной крышей. Представления об архитектуре того периода дают плохо сохранившиеся остатки фундаментов, а также рисунки на вазах и погребальных урнах, свидетельствующие о том, что деревянные дворцы и храмы были украшены ярко блестевшими металлическими деталями.
Начальный этап собственно греческого искусства - геометрика (IX - VIIIв. до н.э.) - возвращение к древнему знаково-символическому языку. Самое яркое своё выражение геометрика нашла в керамике. Вазы, так называемого “геометрического стиля” отличаются благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта, подчёркнутого росписью. Роспись наносилась коричневой краской по бледно желтоватому фону глиняного сосуда. Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность.
В художественном плане искусство дорийцев
с их геометрическим стилем было проще,
примитивнее изобразительного искусства
Крита, но оно отличалось рациональностью,
и в результате дальнейшего их соединения
были созданы памятники, затмившие славу
египетских пирамид.
Архаика (VIII—VI вв. до н. э.) — время многочисленных перемен в общественной жизни Эллады. Греки распространили свои владения не только на побережье Малой Азии, но и на Сицилию, Южную Италию, на берега Черного моря и даже Египет. В это время появляются первые греческие города-государства — полисы, распространяется общегреческая письменность, созданная на основе финикийской в IX веке до н.э., появляются первые исторические труды и географические описания, рождаются лирическая поэзия и театр, начинают сооружаться храмы. Весь уклад жизни и в период архаики и, особенно в годы расцвета города-государства носил по преимуществу общественный характер; большую часть своего досуга свободнорожденный проводил не в своем узком семейном кругу, а на площади народных собраний, в храме, в палестрах, в театре. На людях, в коллективе проходила самая интересная и содержательная часть личной деятельности и личного досуга свободного гражданина. В этих условиях искусство не могло не иметь общественно-воспитательного характера. Особенности общественной организации греческого общества повлияли на обычаи, традиции, нормы морали и даже на искусство.
Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Потребность в изделиях прикладного искусства вызывалась ростом благосостояния значительной части свободного населения и развитием заморской торговли. Особенно высокого расцвета достигла греческая керамика. Греческие вазы служили для самых разнообразных целей и потребностей. Они были очень разнообразны по форме и размерам. Обычно вазы покрывались художественной росписью. Лучшие произведения мастеров архаической вазописи были подлинными художественными созданиями, и, видимо, сами мастера относились к ним со всей серьезностью и ответственностью. Не случайно, поэтому, многие вазы носят подпись создавшего их мастера, а иногда и двух - горшечника и художника. Конечно, художественно выполненные и богато расписанные вазы не были предназначены для повседневных бытовых нужд. И все же расцвет вазописи тесно связан с творческим отношением ремесленника к своему труду и с его глубоким пониманием единства практической и эстетической ценности вещи, которое так свойственно народному искусству. В 7 и особенно в 6 в. до н. э. сложилась довольно стройная, хотя и допускающая отдельные вариации система постоянных форм ваз, имевших разное назначение. По сравнению с керамикой гомеровского периода формы и пропорции ваз стали строже и красивее. Своим ясным, тонко почувствованным ритмом, соразмерностью всех частей греческие вазы превзошли сосуды и Древнего Египта и Эгейского мира. Размещение рисунков на вазах и их композиционный строй были тесно связаны с формой вазы. Эволюция вазовых росписей шла от схематичных и отвлеченно-декоративных изображений к композициям развернуто сюжетного характера, наглядно повествующим о действиях и поступках изображенных героев. Смелые реалистические искания художников-вазописцев часто опережали развитие скульптуры. Во времена ранней архаики (кон 8 -7 в. до н. э.) геометрический стиль стал сменяться ориентализирующим (то есть подражающий Востоку). Отличительная черта - появление обмазки - тонко приготовленной и очищенной глины, которая скрывала грубоватый материал, из которого изготавливалась ваза и позволяла наносить росписи не только чёрным лаком, но и разжиженным до получения различных оттенков коричневого, сероватого, красного, оранжевого, золотистого. С этого времени две накладные краски, пурпурная и белая, часто применялись для обогащения живописных композиций. В 6 в. до н.э. на смену ориентализирующему стилю пришла так называемая чернофигурная вазопись, зародившаяся еще в 7 в. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком, характеризующим общий облик фигуры и более или менее выразительно передающим жест и движение. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красноватом фоне обожженной глины; иногда добавлялись белый цвет и процарапывание узора одежды, волос и т. п. по поверхности лака. Последовательно проходившая перед зрителем вереница фигур развертывала ясную и понятную ленту повествования. Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике. Крупнейшим аттическим вазописцем середины 6 в. до н.э. (550 - 530), с наибольшей силой раскрывшим все живые и прогрессивные стороны чернофигурной вазописи, был Эксекий. В его руках мифологические сказания и эпизоды из гомеровского эпоса превратились в выразительные сцены, хотя он сохранил еще ограниченные стороны силуэтного рисунка. Таков, например, рисунок на амфоре, изображающий Аякса и Ахилла, играющих в кости; их восклицания написаны тут же, рядом с фигурами. Росписи поздних чернофигурных ваз дали впервые в греческом искусстве образцы многофигурной композиции, в которой все действующие лица находились в реальной взаимосвязи, диктуемой характером события.
По мере дальнейшего нарастания реализма в греческом искусстве в вазописи наметилась тенденция к преодолению плоскостности и условности, заложенной во всей художественной системе чернофигурной вазописи. Это привело около 530 г. до н.э. к целому перевороту в технике вазовой росписи - к переходу к так называемой краснофигурной вазописи со светлыми фигурами на черном фоне. Законченные образцы новой техники были созданы в мастерской Андокида, но в полную меру, все художественные возможности краснофигурной вазописи были раскрыты уже в период классического искусства. Таким образом, в вазописи, как и в архитектуре, к концу архаического периода получили исключительно важное значение реалистические тенденции, во многом подготовившие победу реализма в искусстве Греции эпохи классики.
Так же, как и в скульптуре, в архитектуре Греции периода архаики постепенно начинают закладываться основы той гармонии, которая затем расцвела в период классики. 4 В VII в. до н.э. возникли архитектурные ордеры, в которых нашли выражение технические качества сооружений. Ордер определял соотношение и соразмерность несущих и несомых частей сооружения, а также особенности его украшения. Кровлю храмов декорировали статуями богов, фигурками животных и растительным орнаментом. Вертикальные украшения по трем углам фронтона назывались акротериями, украшения по краю кровли - антефиксами, растительный орнамент из трех лепестков - пальметтами. Почти одновременно возникли два типа греческих ордеров - дорический и ионический, получивших название по основным племенам - дорийцам и ионийцам, населявшим Древнюю Грецию наряду с ахейцами. В конце V в. до н.э. появился коринфский ордер. В дорическом ордере преобладали четкие резкие линии, некоторая тяжеловесность форм. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Рельефы расцвечивались красным и синим с расчетом, что цветовой контраст смягчит резкие тени, могущие при ярком солнце исказить на расстоянии рисунок фигур. Для ионического ордера характерны были тонкие и высокие колонны с базой, глубокие, но стесанные по краям каннелюры, своеобразная капитель с завитками волютами. Основным материалом строителям служил сначала известняк, затем мрамор. В отличие от построек гомеровского периода здания из камня были не только прочнее, но и выглядели величественнее. Храмы архаики строились в основном в дорийском стиле. В архаическую эпоху сложились основные принципы градостроительства: особо выделялся кремль акрополь с храмом, рыночная площадь - агора, такие общественные здания, как пританеи, где горел священный огонь и где должностные лица принимали послов и устраивали торжественные трапезы, булевтерии -место заседаний совета старейшин, гостиницы, театры. Композиции архитектурных ансамблей периода архаики были предельно простыми.