Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:58, контрольная работа
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому - это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже "открытие" будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Введение.
Искусство в культуре Древней Греции. Представление о красоте.
Особенности древнегреческой литературы.
Монументальное искусство в античной культуре.
Заключение.
Список литературы.
Часть 3
Древняя греция стала и родиной театра как художественного действа, созданного на профессиональной и структурно четкой основе. Ранее в истории культуры имела место лишь театрализация. Древние греки не только разработали сам тип представления, который был подхвачен последующими эпохами, но и стали родоначальниками нового литературно-художественного направления - драматургии, причем сразу в двух ее основных жанрах - трагическом и комедийном. Считается, что первое представление, созданное на основе заранее написанного и имеющего диалогическую форму текста, увидело свет в 537 году до н.э. Но от произведений первых драматургов ничего не сохранилось, кроме имен и названий пьес. Поэтому для нас театр начинается в классический период произведениями “отца трагедии” эсхила, его младших современников софокла и еврипида, а также “отца комедии” аристофана классический период, по праву считающийся временем наивысшего расцвета культуры и политической системы древней греции, стал и временем утверждения основ театрального искусства.
Все выше названные драматурги часто обыгрывали в своих драматических произведениях мифологические сюжеты. В трагедии это было обязательным требованием, за исключением пьес о событиях недавней героической истории греции. Так, например, эсхил наряду с “прометеем прикованным” и “орестеей” пишет трагедию “персы”, посвященную победе греков в битве при саламине. Софокл вошел в историю литературы и театра как создатель “антигоны”, “царя эдипа”, “электры”, а еврипид - прежде всего как автор “медеи” и “ипполита”. Комедии аристофана - это ярко выраженные сатирические произведения, зло и остро высмеивающие те тенденции в общественной, политической или художественной жизни, которые лично ему кажутся достойными критики. Так, в пьесе “лягушки” объектом его недовольства становятся софисты и сократ, в “облаках” - творчество еврипида. В “лисистрате” - самой популярной из комедий аристофана - он выступает как ярый пацифист, критикуя популярную среди некоторых из его сограждан политику войны.
В классическую
эпоху значительно
Древнегреческих политиков, философов, писателей вполне отличимы одно от другого, имеют характерные черты, но вместе с тем и похожи. Похожи своим величием и исходящим от них самоуважением. Скульптор поликлет к тому же впервые поставил занятия ваянием на научную основу. Это тоже вполне в традициях древней греции, жители которой ценили реальные знания и опыт. Он основательно изучил строение человеческого тела, выведя наиболее типичные соотношения между отдельными частями тела. Все свои открытия поликлет описал в труде “каноны” и таким образом передал свой опыт потомкам.
Греки по сути дела стали и создателями философии как самостоятельной науки, осмысливающей и сводящей воедино различные представления о мире и человеке. С древнегреческого “философия” переводится как любовь к мудрости, а само слово впервые встречается у знаменитого гераклита. У истоков греческой философии помимо гераклита стоят такие личности, как пифагор, демокрит, фалес.
В учении пифагора проявилась не только связь культуры греции с культурами египта и месопотамии, где он провел часть своей жизни, изучая опыт в области культуры и религии, но и дуализм, присущий непосредственно культуре греческой. Это нашло отражение в параллельном развитии религиозного культа и человеческих знаний, философии и практической мудрости. Пифагор - один из реформаторов орфического мистического культа греции и одновременно один из основоположников греческой философии, математики и астрономии. Пифагор не оставил письменного изложения своего учения. Но, по свидетельству учеников, именно он назвал вселенную космосом, а строение мира - стройным целым, подчиненным законам “гармонии и числа”. Велика заслуга пифагора и в создании древнегреческой системы воспитания, основанной на гармоничном развитии всех способностей человека, всех сфер человеческой личности: разума, души и тела. К сожалению, в рамках данного учебного пособия не представляется возможным даже бегло рассмотреть всех представителей греческой философии.
На площадях афин излагал свои идеи знаменитый сократ. Человек - не бог, но ему дана бессмертная душа - его личный бог при жизни, с которым он должен соотносить все свои помыслы и поступки. Высшее призвание человека - быть самим собой при любых обстоятельствах. Образ жизни и деятельность сократа раздражали многих консервативно настроенных афинян, которые в 399 г. До н.э. Обвинили его в непочтительном отношении к традиционным богам, в попытке ввести новых богов, в развращении молодежи философскими беседами. Большинством голосов присяжные осудили его на казнь. Помещенный в тюрьму, сократ отказался от предложенного друзьями плана побега, считая, что нужно повиноваться закону. В назначенное время он выпил чашу цикуты - растительного яда. Сократ, по словам цицерона, опустил философию “с небес на землю”, обратил внимание философов на человека и его душу.
Часть 4
О человеке спорили и софисты. Алексей федорович лосев считал, что софистика “несомненно есть греческое просвещение”. Понимая, что главным препятствием на пути преобразования афинского полиса выступает обыкновенный рядовой гражданин с его предрассудками, они критиковали традиционное образование, полагая, что оно угнетает в человеке живость и критичность ума. Софисты учили своих учеников мыслить, а следовательно, - сомневаться, поскольку с их точки зрения для мышления опасны не сами сомнения, а страхи перед ними.
Одним из учеников сократа был молодой платон, посвятивший всего себя учителю, и популяризации его учения. Все свои идеи в позднейших философских диалогах платон неизменно будет вкладывать в уста сократа. Казнь сократа стала для него потрясением; платон покинул афины. Он не смог примириться ни с афинской властью, казнившей учителя, ни с общестовом, в котором не нашлось места истинному мудрецу. Мир, убивший сократа, не может быть справедливым и благим. И платон совершает философский “уход” в собственный мир, мир “эйдосов” или “идей”, где нет ничего преходящего и случайного, ничего порочного и несовершенного. В конце жизни платон теряет веру в свой идеальный мир, во всемогущество идеи добра, в благую природу человека. Завершающим актом его жизненной драмы становится написание диалога “законы”. По словам а.ф.лосева, “законы” производят впечатление глубочайшего отчаяния философа осуществить свой идеализм гуманными и достаточно идеальными методами”. В результате платон создает одну из первых в европейской истории антиутопий, рисуя полицейское тоталитарное государство казарменного типа.
Самым знаменитым учеником платона был аристотель, впоследствии значительно пересмотревший философские взгляды учителя (ему принадлежит знаменитая фраза: “платон мне друг, но истина дороже”). Аристотель - вдумчивый и кропотливый ученый-систематик. Он является отцом логики; его трактаты, помимо собственно философии, посвящены математике, биологии, физике, космологии, психологии, теории искусства (поэтике), риторике, этике, политике. Аристотель был в течение четырех лет воспитателем сына македонского царя филиппа ii александра. Впоследствии великий полководец скажет о своем учителе: “я чту аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то аристотелю тем, что дает ей цену”. После того как александр стал царем, аристотель вернулся в афины, где открыл свою философскую школу - ликей. В этом он также последовал примеру своего учителя: созданная платоном в афинах школа, академия, просуществовала более 900 лет и была закрыта уже в эпоху средневековья.
Античная культура эллады пронизана искусством. Греческая философия весьма тесно связана с эстетикой, и без нее, как убедительно показал а.ф. лосев, не может быть понята. Зрение - основа древнегреческого познания. Отсюда любовь эллинов прежде всего к пластичным, статичным видам искусства - архитектуре и скульптуре.
Их произведения можно спокойно рассматривать, постигая основы красоты и гармонии. Красота связана с неподвижным, неизменным. Структурными принципами красоты являются гармония, мера, соразмерность. Наиболее полно эти принципы воплощены в ансамбле афинского акрополя с его знаменитыми храмами парфеноном и эрехтейоном. Акрополь был также украшен множеством скульптур: статуи афины воительницы и афины парфенос, рельефы и фронтон парфенона. Прекрасные величественные кариатиды, украшающие портик эрехтейона. Архитекторами акрополя были иктин и калликрат, создателями скульптурных произведений - фидий и ученики его школы.
Именно греки
произвели революции в теории
архитектуры, разработав систему ордеров.
Архитектурный ордер - это система,
подразумевающая строгое
В древней греции
была разработана система
Культура древней греции - явление поистине необъятное и проследить развитие всех ее направлений в пределах одной главы не представляется возможным. Все, о чем шла речь выше - лишь малая часть наследия солнечной эллады.
В последние десятилетия iv в. До н.э. Наступил конец классической
Культуры античной эллады. Греция превратилась в часть эллинистического мира, преподнеся ему на редкость щедрый подарок - свою высочайшую культуру.
Особенности древнегреческой литературы
Первыми письменными
памятниками греческой
Среди картин мирной жизни, изображенных на щите гомеровского Ахилла, мы находим описание сбора винограда, происходящего в сопровождении хороводной песни и пляски под аккомпанемент форминги (струнный инструмент, похожий на лиру; «Илиада», XVIII, 567—572). Образец рабочей песни, под которую поселяне с усилиями отваливают камень от глубокой пещеры, дает Аристофан в комедии «Мир».
Сохранилась также подлинная песня мукомолок с острова Лесбоса (VI в. до н. э.), в которой упоминается имя лесбосского правителя Питтака:
Мели, мельница, мели!
Ведь молол и Питтак,
Великой Митилены повелитель.
Актуальная тематика особенно активно проникала в застольные песни — так называемые сколии, исполнявшиеся поочередно участниками пирушки. Дошедшие до нас образцы аттических сколиев содержат призывы к богам охранять от бед Афины, прославление саламинского героя-покровителя Аякса, воспоминания о храбрецах Гармодии и Аристогитоне, убивших в 514 г. до н. э. афинского тирана Гиппарха, и т. д.
Практическим потребностям повседневной жизни отвечали также пословицы, поговорки, поучительные наставления и афоризмы, часто в стихотворной форме. Родственны им были и прозаические басни, рассказываемые к случаю (сюжеты этих басен обнаруживают сходство с баснями Ближнего Востока, восходящими к шумерской словесности); позднейшая традиция называла «отцом басенного рода» полулегендарного раба-мудреца Эзопа (VI в. до н. э.), но признавала, что басни бытовали и до него. Записи «эзоповых басен» начинают делаться в V—IV в. Образцы фольклорной новеллы входят уже в «Истории» Геродота (середина V в.), а стихотворные сентенции и пословицы еще раньше послужили материалом для создания дидактического эпоса.
В Греции были широко распространены обрядовые песни, сопровождавшие праздники наступления весны и сбора урожая, посвящение юношей в разряд воинов или охотников, свадьбы, похороны и т. д. Для этих песен было характерно исполнение их определенными половозрастными группами, отражающими древнейшее разделение труда в первобытной общине (ср. игры в старинном русском свадебном обряде, где хору друзей жениха противостоял хор девушек, «защищающих» свою подругу). Так, известен краткий текст «состязания» трех хоров спартанцев: стариков, зрелых мужчин и юношей: первые вспоминали былую силу, вторые гордились своей нынешней мощью, третьи обещали стать еще сильнее в будущем. По окончании весенних и осенних полевых работ группы молодежи обходили дома односельчан, распевая песни, напоминавшие восточноевропейские колядки: исполнители требовали себе награды, а в случае отказа шутливо угрожали хозяину карой. На празднествах плодородия, символически изображавших смерть и воскресение растительного божества, звучали озорные ямбы, на свадьбе — гименеи или эпиталамии, прославлявшие жениха и невесту и желавшие им обильного потомства. Эти виды обрядового фольклора впоследствии обрабатывали греческие поэты-лирики VII—VI вв. до н. э. Специального искусства требовало исполнение погребального плача-причитания — трена (threnos). В «Илиаде» (XXIV, 719—776) подробно описывается такой обряд над телом убитого Гектора: «зачинают» плач специальные «плакальщики», им отвечают собравшиеся женщины, к которым поочередно присоединяются овдовевшая супруга, мать, невестка убитого. Погребальная заплачка впоследствии также была использована в литературе классического периода, войдя в качестве «плача» в трагедию.