Особенности древнегреческого искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому - это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже "открытие" будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

Содержание

Введение.
Искусство в культуре Древней Греции. Представление о красоте.
Особенности древнегреческой литературы.
Монументальное искусство в античной культуре.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

Часть 3

Древняя греция стала и родиной театра как  художественного действа, созданного на профессиональной и структурно четкой основе. Ранее в истории культуры имела место лишь театрализация. Древние греки не только разработали сам тип представления, который был подхвачен последующими эпохами, но и стали родоначальниками нового литературно-художественного направления - драматургии, причем сразу в двух ее основных жанрах - трагическом и комедийном. Считается, что первое представление, созданное на основе заранее написанного и имеющего диалогическую форму текста, увидело свет в 537 году до н.э. Но от произведений первых драматургов ничего не сохранилось, кроме имен и названий пьес. Поэтому для нас театр начинается в классический период произведениями “отца трагедии” эсхила, его младших современников софокла и еврипида, а также “отца комедии” аристофана классический период, по праву считающийся временем наивысшего расцвета культуры и политической системы древней греции, стал и временем утверждения основ театрального искусства.

Все выше названные  драматурги часто обыгрывали в своих  драматических произведениях мифологические сюжеты. В трагедии это было обязательным требованием, за исключением пьес о событиях недавней героической истории греции. Так, например, эсхил наряду с “прометеем прикованным” и “орестеей” пишет трагедию “персы”, посвященную победе греков в битве при саламине. Софокл вошел в историю литературы и театра как создатель “антигоны”, “царя эдипа”, “электры”, а еврипид - прежде всего как автор “медеи” и “ипполита”. Комедии аристофана - это ярко выраженные сатирические произведения, зло и остро высмеивающие те тенденции в общественной, политической или художественной жизни, которые лично ему кажутся достойными критики. Так, в пьесе “лягушки” объектом его недовольства становятся софисты и сократ, в “облаках” - творчество еврипида. В “лисистрате” - самой популярной из комедий аристофана - он выступает как ярый пацифист, критикуя популярную среди некоторых из его сограждан политику войны.

В классическую эпоху значительно преображается  и изобразительное искусство. Жившие тогда знаменитые скульпторы (мирон, поликлет, фидий, пракситель, скопас, лисипп и многие другие) и художники, произведения которых безвозвратно погибли, полностью преобразили пластические каноны древней эллады. Божество было максимально приближено к человеку, а образы людей становились все более прекрасными и совершенными. Хорошо известны такие произведения, как “дискобол” мирона, “дорифор (копьеносец)” поликлета, “апоксиомен” лисиппа. Это все спортсмены, победители состязаний. Образы и реальные, и идеальные. Это скорее идеал человека, нежели конкретный человек. Также обстояло дело и с искусством    портрета.    Запечатленные    скульпторами    лица

Древнегреческих политиков, философов, писателей вполне отличимы одно от другого, имеют характерные  черты, но вместе с тем и похожи. Похожи своим величием и исходящим от них самоуважением. Скульптор поликлет к тому же впервые поставил занятия ваянием на научную основу. Это тоже вполне в традициях древней греции, жители которой ценили реальные знания и опыт. Он основательно изучил строение человеческого тела, выведя наиболее типичные соотношения между отдельными частями тела. Все свои открытия поликлет описал в труде “каноны” и таким образом передал свой опыт потомкам.

Греки по сути дела стали и создателями философии  как самостоятельной науки, осмысливающей и сводящей воедино различные представления о мире и человеке. С древнегреческого “философия” переводится как любовь к мудрости, а само слово впервые встречается у знаменитого гераклита. У истоков греческой философии помимо гераклита стоят такие личности, как пифагор, демокрит, фалес.

В учении пифагора проявилась не только связь культуры греции с культурами египта и месопотамии, где он провел часть своей жизни, изучая опыт в области культуры и  религии, но и дуализм, присущий непосредственно  культуре греческой. Это нашло отражение в параллельном развитии религиозного культа и человеческих знаний, философии и практической мудрости. Пифагор - один из реформаторов орфического мистического культа греции и одновременно один из основоположников греческой философии, математики и астрономии. Пифагор не оставил письменного изложения своего учения. Но, по свидетельству учеников, именно он назвал вселенную космосом, а строение мира - стройным целым, подчиненным законам “гармонии и числа”. Велика заслуга пифагора и в создании древнегреческой системы воспитания, основанной на гармоничном развитии всех способностей человека, всех сфер человеческой личности: разума, души и тела. К сожалению, в рамках данного учебного пособия не представляется возможным даже бегло рассмотреть всех представителей греческой философии.

На площадях афин излагал свои идеи знаменитый сократ. Человек - не бог, но ему дана бессмертная душа - его личный бог  при жизни, с которым он должен соотносить все свои помыслы и  поступки. Высшее призвание человека - быть самим собой при любых обстоятельствах. Образ жизни и деятельность сократа раздражали многих консервативно настроенных афинян, которые в 399 г. До н.э. Обвинили его в непочтительном отношении к традиционным богам, в попытке ввести новых богов, в развращении молодежи философскими беседами. Большинством голосов присяжные осудили его на казнь. Помещенный в тюрьму, сократ отказался от предложенного друзьями плана побега, считая, что нужно повиноваться закону. В назначенное время он выпил чашу цикуты - растительного яда. Сократ, по словам цицерона, опустил философию “с небес на землю”, обратил внимание философов на человека и его душу.

Часть 4

О человеке спорили  и софисты. Алексей федорович  лосев считал, что софистика “несомненно  есть греческое просвещение”. Понимая, что главным препятствием на пути преобразования афинского полиса выступает обыкновенный рядовой гражданин с его предрассудками, они критиковали традиционное образование, полагая, что оно угнетает в человеке живость и критичность ума. Софисты учили своих учеников мыслить, а следовательно, - сомневаться, поскольку с их точки зрения для мышления опасны не сами сомнения, а страхи перед ними.

Одним из учеников сократа был молодой платон, посвятивший  всего себя учителю, и популяризации  его учения. Все свои идеи в позднейших философских диалогах платон неизменно будет вкладывать в уста сократа. Казнь сократа стала для него потрясением; платон покинул афины. Он не смог примириться ни с афинской властью, казнившей учителя, ни с общестовом, в котором не нашлось места истинному мудрецу. Мир, убивший сократа, не может быть справедливым и благим. И платон совершает философский “уход” в собственный мир, мир “эйдосов” или “идей”, где нет ничего преходящего и случайного, ничего порочного и несовершенного. В конце жизни платон теряет веру в свой идеальный мир, во всемогущество идеи добра, в благую природу человека. Завершающим актом его жизненной драмы становится написание диалога “законы”. По словам а.ф.лосева, “законы” производят впечатление глубочайшего отчаяния философа осуществить свой идеализм гуманными и достаточно идеальными методами”. В результате платон создает одну из первых в европейской истории антиутопий, рисуя полицейское тоталитарное государство казарменного типа.

Самым знаменитым учеником платона был аристотель, впоследствии значительно пересмотревший философские взгляды учителя (ему принадлежит знаменитая фраза: “платон мне друг, но истина дороже”). Аристотель - вдумчивый и кропотливый ученый-систематик. Он является отцом логики; его трактаты, помимо собственно философии, посвящены математике, биологии, физике, космологии, психологии, теории искусства (поэтике), риторике, этике, политике. Аристотель был в течение четырех лет воспитателем сына македонского царя филиппа ii александра. Впоследствии великий полководец скажет о своем учителе: “я чту аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то аристотелю тем, что дает ей цену”. После того как александр стал царем, аристотель вернулся в афины, где открыл свою философскую школу - ликей. В этом он также последовал примеру своего учителя: созданная платоном в афинах школа, академия, просуществовала более 900 лет и была закрыта уже в эпоху средневековья.

Античная культура эллады пронизана искусством. Греческая  философия весьма тесно связана с эстетикой, и без нее, как убедительно показал а.ф. лосев, не может быть понята. Зрение - основа древнегреческого познания. Отсюда любовь эллинов прежде всего к пластичным, статичным видам искусства - архитектуре и скульптуре.

Их произведения можно спокойно рассматривать, постигая основы красоты и гармонии. Красота связана с неподвижным, неизменным. Структурными принципами красоты являются гармония, мера, соразмерность. Наиболее полно эти принципы воплощены в ансамбле афинского акрополя с его знаменитыми храмами парфеноном и эрехтейоном. Акрополь был также украшен множеством скульптур: статуи афины воительницы и афины парфенос, рельефы и фронтон парфенона. Прекрасные величественные кариатиды, украшающие портик эрехтейона. Архитекторами акрополя были иктин и калликрат, создателями скульптурных произведений - фидий и ученики его школы.

Именно греки  произвели революции в теории архитектуры, разработав систему ордеров. Архитектурный ордер - это система, подразумевающая строгое соотношение  несомых и несущих частей здания, предусматривающая при этом отражение определенных эстетических канонов. Древнегреческие ордеры - дорический, ионический и коринфский - отражали как любовь греков к научным знаниям, так и их пристрастие к гармоничности, соразмерности и внешней строгости. Построенный в период правления перикла комплекс акрополя наглядно продемонстрировал единение красоты и надежности, которое обеспечивалось использованием ордерной системы. Личные дома в древней греции имели довольно скромный вид. Стремление к роскоши стало проявляться только в эллинистический период.

В древней греции была разработана система воспитания, которая в той или иной форме  существует и по сей день. В основе образовательной системы лежал  принцип пайдейи, сводившийся к  достижению гармоничного развития личности. Одной из первых школ стал пифагорейский союз. Чтобы получить право считаться членом союза, человек должен был пройти пятнадцатилетний цикл обучения, состоящий из трех пятилетних этапов. Интересно, что принимались в пифагорейский союз и мужчины, и женщины. Пифагорейское образование было сакральным и труднодоступным. Но практика разностороннего воспитания прочно укоренилась в древней греции. Процесс обучения длился с семи до шестнадцати лет. Существовал закон, обязывающий родителей давать образование своим детям. С 7 до 12 -14 лет дети изучали словесные науки (грамматику, литературу, основы стихосложения, основы ораторского искусства) и музыку. (в древней греции были распространены всего два инструмента: флейта и кифара (лира). С 13-14 лет главным образом занимались гимнастикой, посещая гимнастические школы - палестры.

Культура древней  греции - явление поистине необъятное и проследить развитие всех ее направлений  в пределах одной главы не представляется возможным. Все, о чем шла речь выше - лишь малая часть наследия солнечной эллады.

В последние  десятилетия iv в. До н.э. Наступил конец  классической

Культуры античной эллады. Греция превратилась в часть  эллинистического мира, преподнеся ему  на редкость щедрый подарок - свою высочайшую культуру.

 

Особенности древнегреческой литературы

Первыми письменными  памятниками греческой литературы являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», автором которых античность считала  полулегендарного сказителя Гомера; несомненно, однако, что эти произведения — результат длительного развития бесписьменного эпического творчества, составлявшего одну из разновидностей греческого фольклора. В самих же гомеровских поэмах содержатся указания на существование в Древней Греции различных жанров устного творчества, известных также в фольклоре других народов.

Среди картин мирной жизни, изображенных на щите гомеровского Ахилла, мы находим описание сбора  винограда, происходящего в сопровождении  хороводной песни и пляски под  аккомпанемент форминги (струнный инструмент, похожий на лиру; «Илиада», XVIII, 567—572). Образец рабочей песни, под которую поселяне с усилиями отваливают камень от глубокой пещеры, дает Аристофан в комедии «Мир».

Сохранилась также  подлинная песня мукомолок с  острова Лесбоса (VI в. до н. э.), в которой упоминается имя лесбосского правителя Питтака:

Мели,  мельница,  мели!

Ведь  молол  и  Питтак,

Великой  Митилены  повелитель.

Актуальная  тематика особенно активно проникала  в застольные песни — так называемые сколии, исполнявшиеся поочередно участниками пирушки. Дошедшие до нас образцы аттических сколиев содержат призывы к богам охранять от бед Афины, прославление саламинского героя-покровителя Аякса, воспоминания о храбрецах Гармодии и Аристогитоне, убивших в 514 г. до н. э. афинского тирана Гиппарха, и т. д.

Практическим  потребностям повседневной жизни отвечали также пословицы, поговорки, поучительные наставления и афоризмы, часто  в стихотворной форме. Родственны им были и прозаические басни, рассказываемые к случаю (сюжеты этих басен обнаруживают сходство с баснями Ближнего Востока, восходящими к шумерской словесности); позднейшая традиция называла «отцом басенного рода» полулегендарного раба-мудреца Эзопа (VI в. до н. э.), но признавала, что басни бытовали и до него. Записи «эзоповых басен» начинают делаться в V—IV в. Образцы фольклорной новеллы входят уже в «Истории» Геродота (середина V в.), а стихотворные сентенции и пословицы еще раньше послужили материалом для создания дидактического эпоса.

В Греции были широко распространены обрядовые песни, сопровождавшие праздники наступления весны и сбора урожая, посвящение юношей в разряд воинов или охотников, свадьбы, похороны и т. д. Для этих песен было характерно исполнение их определенными половозрастными группами, отражающими древнейшее разделение труда в первобытной общине (ср. игры в старинном русском свадебном обряде, где хору друзей жениха противостоял хор девушек, «защищающих» свою подругу). Так, известен краткий текст «состязания» трех хоров спартанцев: стариков, зрелых мужчин и юношей: первые вспоминали былую силу, вторые гордились своей нынешней мощью, третьи обещали стать еще сильнее в будущем. По окончании весенних и осенних полевых работ группы молодежи обходили дома односельчан, распевая песни, напоминавшие восточноевропейские колядки: исполнители требовали себе награды, а в случае отказа шутливо угрожали хозяину карой. На празднествах плодородия, символически изображавших смерть и воскресение растительного божества, звучали озорные ямбы, на свадьбе — гименеи или эпиталамии, прославлявшие жениха и невесту и желавшие им обильного потомства. Эти виды обрядового фольклора впоследствии обрабатывали греческие поэты-лирики VII—VI вв. до н. э. Специального искусства требовало исполнение погребального плача-причитания — трена (threnos). В «Илиаде» (XXIV, 719—776) подробно описывается такой обряд над телом убитого Гектора: «зачинают» плач специальные «плакальщики», им отвечают собравшиеся женщины, к которым поочередно присоединяются овдовевшая супруга, мать, невестка убитого. Погребальная заплачка впоследствии также была использована в литературе классического периода, войдя в качестве «плача» в трагедию.

Информация о работе Особенности древнегреческого искусства