Особенности древнегреческого искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому - это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже "открытие" будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

Содержание

Введение.
Искусство в культуре Древней Греции. Представление о красоте.
Особенности древнегреческой литературы.
Монументальное искусство в античной культуре.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

К середине II тыс. до н. э. на Крите появились микенцы, пришедшие на территорию Греции около 2000 г. до н. э. Микенская культура возникла в (1600 -1100 гг. до н. э.) название по имени города на полуострове Пелопоннес. Искусство Микен в отличие от критского более суровое и простое. Жители города Микен строили город-крепость на высоких холмах, укрепляя их стенами. Отсюда происходит название «акрополь» - верхний город. Основная тема микенского искусства - война, трагедия, смерть (на изображениях мужчины это прежде всего охотники и воины).

К XII в. до н. э. Микенская  цивилизация была разрушена дорийцами, новыми греческими племенами.

В период ХI-VIII вв. до н. э. складывается новая цивилизация  «гомеровская».

Этапы развития древнегреческой культуры:

архаика (становление) -VII - VI вв. до н. э.;

классика (расцвет) - V-IV вв. до н. э.;

эллинизм (упадок) - конец IV - I в. до н. э.

Архаика. Греки распространили свои владения на побережье Малой Азии, Сицилию, Южную Италию, на берега Черного моря и Египет. Появляются: первые греческие города-государства (полисы), распространяется общегреческая письменность, созданная на основе финикийской в IX веке до н. э., исторические труды и географические описания, лирическая поэзия, театр, сооружаются храмы, развиваются медицина, астрономия, история, география, математика.

Греки преклоняясь  перед природой учаться творить  красоту, подражая ей. Творчество трактуется как «мимесис» - подражание, прежде всего природе. Недаром греки называли мир именно космосом, а «космос» по-гречески значит «лад», «слаженность», «порядок», «упорядоченность» и даже просто «красота» - косметика.

Основу архитектуры  составлял мегарон - дворец властителя, и котором принимали послов и устраивали пиры.

Создаются города, где устанавливает свой порядок, свое равновесие и гармония. В городе складывается продуманная и ясная  система архитектурных форм - ордер (от лат. «ордо» - порядок, строй), которая потом становится основой всей новоевропейской архитектуры. Ордер в архитектуре - это определенная система соотношений несомых и несущих частей сооружения, их равновесность и гармония. Около VIII века до н. э. складываются два направления в архитектуре, два первых ордера: дорический и ионийский (названия по местам их возникновения):

дорический - мужественность и героизм.  Например, дорические храмы образ мира, как основа всех вещей, похож на храмы древности. Внутренняя коробка - местом хранения статуи бога. Ограда священного места, где ставился храм, служила для охраны всего здания. Двускатная кровля знак того, что здание, вздымаясь над окружающим миром, венчало его. Объем храма противо­стоит окружающему пространству. Храм на постаменте. В итоге - полное равновесие направлений; чувство глубокой уверенности, непоколебимой твердости.

ионический - женственность, изящество и мягкость. Например, ионическое искусство, более изящно, изыскано, его формы более прихотливы, женственны. Храм Артемиде (Диане),  копия пропорций женского тела. Ионийские колонны венчают завитки, похожие на локоны, каннелюры колонн более мягкие и напоминают складки одежды.

Позднее появляется коринфский ордер, близкий к ионическому.

В VII в. до н. э. завершается  формирование основных типов храмов: простиль, амфипростиль и периптер.

Разрабатываются эстетические категории, которые выражают оценки и аспекты мироощущения греков: гармония, мера, ритм, симметрия, целостность, прекрасное. С одной стороны это  универсальные принципы бытия, а с другой это сущность и способ существования и проявления макрокосмоса и микрокосмоса.

Классика. Появляются философия, живопись, классическая греческая  скульптура, театры, стадионы. В греко-персидских войнах (500 -449 до н. э.)  греки одержали победу. Война с персами объединила греческие города, утвердила патриотические чувства и представления о свободе. Развивается самосознание горожанина и демократия; театр; искусство прославившее человеческое достоинство и гармоническое развитие полисного человека. Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры: эллину не был свойствен узкий профессионализм. Прославленный философ делал замечательные открытия в области математики и астрономии, известный скульптор не только мог построить храм, но и расписать его, создать научный трактат.

Строились специальные  здания для хранения картин мастеров - плеотеки (плео - многочисленный, теке - хранилище). Устраивались выставки и  обсуждения. Античному образу жизни  присуще состязательность, соперничество - «агон».

Скульптура (Фидий, Мирон, Поликлет).

Фидий при реконструкции  Акрополя в Афинах, создает грандиозные  скульптуры Афины Промахос, Зевса  Олимпийского и Афины Парфенос. Его  образы наделены одухотворенной красотой и жизненностью.

Мирон в творениях  «Дискобол», «Афина и Марсий» утверждает силу и красоту человека Мирон.

Поликлет в  теоретическом трактате «Канон»  выводит цифровой закон идеальных  пропорций человеческого тела и  воплощает свои расчеты в статуе «Дорифор», изображающей юношу сильного, красивого, спокойного. Этот образ стал нормой представлений греков о совершенстве человека.

Театр (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан).

Эсхил  в «Прометее  Прикованном», в трилогии «Орестея»  проводит мысль о том, что мир  устроен справедливо и потому не следует сопротивляться судьбе; он предостерегает человека от нарушения им космической «меры», что может обернуться для него бедой.

Софокл в  трагедиях «Антигона», «Электра»  воспевает мощь свободного человека - его героиня Антигона, нарушает запрет государя и совершает высоконравственный поступок, хоронит погибшего брата; своим поступком она утверждает новые законы в обществе.

Еврипид - героям свойственны и возвышенные чувства (патриотизм, справедливость) и человеческие слабости и пороки (ревность, оскорбленное достоинство, месть).

Аристофан человек  в комедиях представлен в суетной повседневной жизни; он обнаруживает тщеславие, лень, трусость и другие человеческие слабости и пороки.

В эстетической традиции разрабатывается проблема воспитательной роли искусства. Появляется понятие «калокагатия» («калос» - прекрасный, «агатос» - добрый). В античной культуре это означает гармоничный человек, физически крепкий, красивый и нравственно добродетельный, гармонию физического и духовного.

Конец V - IV вв. до н. э. - поздняя классика, нарушается гармония между природой и человеком, между древневосточной и европейской системами ценностей в пользу культуры, - человека, в пользу европейских ценностей.

Эллинизм. Александр  Македонский завоевал в своих  походах (334 -324 до н. э.) территории от берегов  Малой Азии до Индии, от Черного моря до аравийских пустынь.

Сущность эпохи  эллинизма - разрушение прежних норм:

·                     в повседневной жизни,

·                     в традициях,

·                     в государственности,

·                     в искусстве.

В повседневности человек оказался незащищенным от воздействия стихий общественной жизни.

В традициях  масштабом познания Аристотеля был  весь мир, «ойкумена», таким же должен был стать масштаб царствования Александра.

В государственности  единовластное правление Филиппа  Македонского (отца Александра), а затем Александра Великого,

В искусстве - большее  внимание реальному человеку (хилый  и изможденный раб-нубиец или  старый рыбак становятся привычными персонажами. Искусство этого времени  лишается гармонии духа и тела, оно  как бы вглядывается в черты лиц стариков, в облик страдания, борьбы или смерти).

Эллинизм - кризисный  в общественной и политической жизни, сохранил упорядоченность и определенность в науке, которая утверждала себя в гипотезах и открытиях,  успехах  математики, астрономии, географии, возникновение ботаники.

Уникальный  научный центр, Мусейон ("место  пребывания муз"), созданный в  Александрии, объединил в своих  стенах ученых, съезжавшихся в Александрию  времен правления Птолемея I Сотера - "спасителя" (ок. 366 -283 до н. э.). Здесь они имели прекрасные условия для работы: денежные пособия, прекрасные залы для дискуссий, ботанический сад, собрание различных животных - прообраз современных зоопарков и даже лаборатории для хирургов.

В Александрии  формируется библиотека и научная школа - Александрийский мусейон - прототип новоевропейских Академий наук. Каждый корабль, входящий в гавань, обязан был сдавать книги. С них снимали копии и при отъезде копии вручались владельцам книг. Так пополнялась библиотека, ее каталог состоял из 120 свитков,  около 700 тысяч произведений. Мусейон стал средой, в которой вызревали научные теории. Здесь трудились Евклид, разработавший метод элементарной геометрии; Гиппарх, создатель тригонометрии, ученый, описавший более 850 звезд; учился Архимед.

Возрождение мощного  и сильного государства в эллинизме  не приводит к утрате интереса к  личности. Эллинизм культивирует индивидуализм.

Масштабность  и монументальность в художественной культуре призваны были демонстрировать  мощь и богатство государства. Архитектура прославляла мощь правителей, тяготела к гигантским размерам (Форосский маяк в Александрии высотой 120 м, алтарь в Пергаме, воздвигнутый царем в честь победы над галлами). Города строятся в соответствии с «гипподамовой системой». Возводятся дворцы, храмы, зрелищные сооружения. В 353 г. до н. э. в Галикарнасе воздвигается гигантская гробница царя Мавсола (отсюда - «мавзолей»), в которой соединяется торжественная восточная пышность декора с изяществом греческого ионического ордера.

Скульптор Харес создает статую бога солнца Гелиоса, высотой в 32 метра, вошедшую в историю как Колосс Родосский. В скульптурах герои утратили гармонию духа: искаженные страданием лица, глубокие тени в глазницах, змеевидно разметавшиеся волосы - все подчеркивает отчаяние и страдание.

Во П в. до н.э. Греция была захвачена римлянами  и с этого момента входит в  состав римского государства, а после  распада Римской империи на Западную и Восточную (Византию) входит в последнюю - вплоть до падения Византии в XV в. н.э.

Таким образом, культура Древней Греции:

ü                   противоречива,  с одной стороны, в религии, в искусстве поклонялись  богам, внешней гармонии и формам бытия; с другой стороны, философы призывали  искать внутреннее основание мира - субстанцию, видеть внутренний мир человека, его духовную сущность.

ü                   полисный уклад как продолжение  общинного образа

 отношений:  общее собрание, которое решало  основные вопросы, стало основой  демократической организации. Полис  выработал идеал человека, который стал образцом для подражания в повседневной жизни и в искусстве.

ü                   человек олицетворение всего  сущего, он почти единственная тема искусства (создан идеальный образ  гармонически развитого человека в  его завершенности). Тело выражает соразмерность форм, радость бытия, торжество гармонии, трепет, ликование, блаженство, восторг, удовлетворенность, напряженность, силу и слабость.

ü                   духовность развивалась в области  философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель и т.д.). Формирование основ философии как любви к мудрости. Познание перенесло свой акцент с состояния вчувствования в мир на рациональное его постижение. Выделив категорию бытия, греческие философы понимали его как parents - тайну, которой противостоит созерцательный ум мыслителя. Противоречивость мировоззрения сочетавшее представления о единстве различных начал - рациональное, которое олицетворял Аполлон, и иррациональное, которое олицетворял Дионис.

ü                   лирика разнообразна по жанрам: торжественные или военно-патриотические оды, басни и эпиграммы, роман. Эпические произведения - «Илиада» и «Одиссея», источник для многих произведений последующих эпох. Сюжеты поэм Гомера обращены к отдаленному прошлому. Гомер придает мифам характер исторической картины. В «Илиаде» - события Троянской войны, один из ее эпизодов, а «Одиссея» - повесть о возвращении одного из героев Троянской войны на родину. В поэтической форме отразилась система мировосприятия древних греков: мораль, общественное устройство, представления о природе, богах, их иерархии, отношениях богов и людей.

ü                   открытие «политейн» - политическое, социальное в себе самих. Греки осознают себя особенной частью природы. Социальность культивируется в античной культуре.

ü                   формирование основ гуманизма в мифологии. Боги подобны людям, каждый из них наделен своим характером, своей индивидуальностью, они являются идеалом, к которому необходимо стремиться. Греки были язычниками, поклонялись многим богам, главный бог - Зевс. Наиболее почитаемыми признавались 12 олимпийских (по месту их обитания - на горе Олимп) богов. Число двенадцать не случайно. Оно выражает представление древних греков об идеальной структуре космоса. В представлениях греков боги покровительствуют жизнедеятельности человека. Существовали как боги высшего ранга, так и полубоги низшего ранга, среди которых выделялись герои. Герои имели полубожественный статус, но были смертны. Например, Геракл - сын Зевса и земной женщины Алкмены. Герой благороден, его ценят за социально значимые поступки и действия, в герое воплощены воинские доблести. Он занимает высокое общественное положение, его почитают. Одним из любимых героев в Греции был Геракл. Но связь между богами и людьми была необходима, ее осуществляли оракулы, которые для получения прорицаний обращались к природе: прислушивались к шепоту листьев чудодейственного дуба, к журчанию воды протекавшего источника, присматривались к полету птиц или поведению животных.

ü                   влияние особенностей организации общества на обычаи, традиции, нормы морали и искусство.  Развитие в повседневной жизни мотивации определяющей поведение полисного человека ("культура стыда" и "культура вины"). "Культура вины" обращена к "голосу совести", т.е. к внутреннему суду над собой. "Культура стыда" ориентирована на оценку поведения человека извне, членами той или иной социальной группы. "Культура стыда" включала в себя: представление о богоравности эллина и чувство соревновательности.

ü                   мужественность, преобладание мужского начала в культуре:

Информация о работе Особенности древнегреческого искусства