Искусство слушать

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Для эффективного общения необходимы 2 важнейших компонента: уметь говорить и уметь слушать. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Поэтому каждому из нас приятно общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника.

Содержание

Введение 3
1. Искусство слушать 5
1. Умение слушать 5
2. Уровни слушания 8
3. Виды слушания 10
4. Приемы эффективного слушания 24
2. Эмпирический анализ умения слушать 29
1. Методы изучения умения слушать 29
2. Анализ результатов и их интерпретация 31
Заключение 34
Библиографический список 36

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение 3

  1. Искусство слушать 5
    1. Умение слушать 5
    2. Уровни слушания 8
    3. Виды слушания 10
    4. Приемы эффективного слушания 24
  2. Эмпирический анализ умения слушать 29
    1. Методы изучения умения слушать 29
    2. Анализ результатов и их интерпретация 31

Заключение  34

Библиографический список  36 
 
 

 

Введение  

     Эта тема курсовой работы была выбрана  мною в связи с ее большой актуальностью. Нам захотелось изучить ее подробней. Человек - “существо социальное”. Это  означает, что он живет среди людей  и осуществлять свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение - контактное, опосредованное или воображаемое. В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовостриятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипаний, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

     Для эффективного общения необходимы 2 важнейших компонента: уметь говорить и уметь слушать. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Поэтому каждому из нас приятно общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника.

      Слушание  — активный процесс и в том  смысле, что оно требует определенных навыков. Вас это удивляет? Слушание на самом деле является умением общаться, и учиться этому надо в первую очередь, поскольку слушать приходится часто. Кроме того, из всех видов общения умению слушать меньше всего учатся и меньше всего совершенствуют. Каждый из нас может слушать более эффективно, но этому надо учиться.

     Целью моего исследования является выявление особенностей умения слушать и навыков эффективного слушания.

      В соответствии с данной целью в  исследовании были поставлены следующие  задачи:

  1. Дать определение понятию умение слушать.
  2. Рассмотреть основные уровни слушания.

      3. Охарактеризовать виды слушания.

     4. Рассмотреть приемы эффективное слушание

     5. Выявить полезные способы взаимодействия 

      6. Раскрыть методику умения слушать. 

     Гипотеза исследования: изучение особенностей умения слушать позволяет разработать практические рекомендации по развитию эффективного слушания у студентов.

     Объект  исследования — объектом исследования стало учебное заведение ГОУК "Чувашское республиканское училище культуры". В качестве испытуемых принимали участие студенты I и III курсов специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество».

     Предмет исследования — предметом исследования являлись свойства слушателя и их влияние на процесс общения.

     Методы  исследования:

  1. Был проведен опрос испытуемых.
  2. Проводилось тестирование по следующим методикам:

    - построение  профиля аудитора

    - перепутанные инструкции

    - умение  слушать

     Практическая  значимость исследования — результаты данного исследования могут быть применены при разработке практических рекомендаций по развитию эффективного слушания у студентов.

     Апробация работы — с результатами данного исследования были ознакомлены преподаватели и студенты I и III курсов ГОУК "Чувашское республиканское училище культуры".

 

1.1. Искусство слушать

            Не  слушать - это не только отсутствие вежливости, но и признак пренебрежения... Ничто так не окупается в общении с людьми, как милостыня внимания.

О. Бапьзак

            Истина  находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего.

Восточная мудрость 

      Как показывает практика человеческого  взаимодействия, умение целенаправленно, активно слушать других имеет  большое значение для взаимопонимания. Однако слышать и слушать - не совсем одно и то же. СЛЫШАТЬ означает физически воспринимать звук, а СЛУШАТЬ — это не просто направлять слух на что-либо, а сосредотачиваться на воспринимаемом, понимать значение принимаемых звуков. Большинство людей, по мнению ученых, плохо умеют слушать слова других, особенно если эти слова не задевают их интересов. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и направленно, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более 10% людей.

      К Сократу в Афины издалека приехал  молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив  с ним несколько минут, Сократ потребовал с него за обучение ораторскому  искусству двойную плату. "Почему?" - задал вопрос удивленный ученик. "Потому, - ответил философ, - что мне придется обучать тебя не только говорить, но и тому, как нужно молчать и слушать". Этот ответ, прозвучавший более двух тысячелетий назад, перекликается с мнением писателя XX века Л. Фейхтвангера, утверждавшего, что "человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами".

    Способы взаимодействия

Формулировать диалог:

  • Сделайте паузу на 8 секунд для того, чтобы вовлечь партнера в диалог.
  • Удивите его словами: "Действительно?", "Ах, вот что!".
  • Согласитесь с высказываниями: кивните головой, улыбнитесь, скажите «да».

Внимательно слушать:

  • Вы испытываете чувство, что...
  • С вашей точки зрения,..
  • Вам кажется...
  • Исходя из вашей перспективы...
  • Вы полагаете, что... v
  • Если я вас правильно понимаю,..
  • У меня сложилось впечатление, что вы - рассержены, уверены, довольны, шокированы и т. д.
  • Вы считаете
  • себя непонятым,
  • что на вас оказывают давление, и т. д.
  • Это вам интересно...
  • Кажется, что...    ,
  • Скажите мне, если я ошибся...
  • В некотором смысле у меня сложилось впечатление, что...
  • Я спрашиваю, так ли важно...
  • Это правда, что...
  • Разрешите мне сказать своими словами то, что вы только что изложили, прежде чем я отвечу...
  • Вы имеете в виду...
  • Что это означает для вас?
  • Я услышал, что вы...
  • Похоже на то, как будто бы...
  • Я как раз обдумываю, являлся ли ваш деловой партнер именно тем человеком, который вам нужен.
  • Я думаю, вы бы...

Чего  вы не должны делать, внимательно слушая:

  1. Вносить реплику: "Со мною это когда-то тоже было".
  2. Успокаивать партнера: "Это еще не так плохо".
  3. Оценивать: "Однако это очень хорошо (плохо)".
  4. Критиковать: "Здесь вы сделали ошибку".

 

1.2. Уровни слушания 

      В книге "Забытое искусство слушать" Маделин Беркли-Ален делит процесс "слушания" на три уровня, характеризуемых определенными типами поведения, которые влияют на эффективность восприятия. Четких границ между уровнями нет, они могут перекрываться и во время коммуникации сменять друг друга в зависимости от ситуации общения. По мере перехода с третьего уровня на первый возрастает наш потенциал понимания, снятия напряженности и увеличения эффективности взаимодействия. Описание уровней слушания может помочь сделать самоанализ своих возможностей слушания. 

Уровень 1. Слушание-сопереживание

      На  этом уровне слушающие воздерживаются от суждений по поводу говорящего, ставя себя как бы на его место. Характеристики этого уровня следующие:

  • ощущение присутствия в данном месте и в данное время;
  • уважение к говорящему и ощущение контакта с ним;
  • сосредоточенность;

          -концентрация  на манЕере общения говорящего (включая язык тела), сопереживание мыслям и чувствам говорящего;

          - игнорирование своих собственных мыслей и чувств — внимание направлено исключительно на процесс «слушания». 

Уровень 2. Мы слышим слова, но на самом деле не слушаем.

      На  этом уровне делового взаимодействия люди, слушая партнера, остаются как  бы «на поверхности» общения, они не воспринимают всю глубину сказанного. Они пытаются услышать, что говорит собеседник, но не предпринимают попыток понять его намерения. На этом уровне слушатели стараются слушать, опираясь на логику, больше сосредотачиваясь на содержании информации, чем на чувствах, оставаясь при этом эмоционально отчужденными от акта общения. У говорящего при таком уровне слушания может сложиться обманчивое впечатление о том, что его слушают и понимают. 

Уровень 3. «Слушание с временным отключением»

      В процессе взаимодействия слушатель  как бы слушает и не слушает, понимая, что происходит, но сосредотачиваясь только на себе. Иногда при этом партнер  следит за комментариями «краем уха», ловя лишь момент, чтобы высказаться самому. На третьем уровне процесс слушания пассивен, реакции на высказанное снижены. У такого слушателя, как правило, «пустой» взгляд, он может потерять нить разговора и то, что он может сказать сам, - для него важнее.

      Каждому деловому человеку важно выработать в себе умение слушать партнера на уровне слушание-сопереживание, так  как это самое перспективное  слушание. [с. 67 4]

 

      1.3. Виды слушания

 

      После того, как были выделены причины  «недуга», я попыталась классифицировать основные виды слушания. Их можно разделить на две большие группы: неэффективное и эффективное слушание.

      В первой группе выделяют следующие типы:

  • Притворное

      Всем  известно, как притвориться, будто  внимательно слушаешь. Можно внимательно смотреть на лектора, улыбаться, кивать, даже следить глазами за его перемещениями и думать о чем-то своем.

  • Эгоистичное

      Такие слушатели обдумывают свою дальнейшую реплику, не слушая говорящего. Встречаются  такие, которым кажется, что их мысли  настолько интересны и важны, что они, не переставая, говорят. Если же вам все же удастся вставить словечко, такой собеседник будет внимательно слушать, ожидая момента, когда можно будет снова «вклиниться» в разговор.

  • Нейтральное

      Слушатель такого рода принимает все сказанное за чистую монету, не пытаясь глубоко вникать.

  • Враждебное

      При таком типе человек слушает с  определенной целью – не согласиться. Это необязательно злой человек, просто он ищет, к чему бы придраться. Он слушает только для того, чтобы  затем покритиковать.

      Во  второй группе выделяют пассивное, активное и эмпатическое слушание. Рассмотрим подробнее эти типы, а также  техники, которые применяют к  каждому из них.

Информация о работе Искусство слушать