Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:58, контрольная работа
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому - это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже "открытие" будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Введение.
Искусство в культуре Древней Греции. Представление о красоте.
Особенности древнегреческой литературы.
Монументальное искусство в античной культуре.
Заключение.
Список литературы.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теме: «Особенности древнегреческого искусства»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому - это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже "открытие" будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Искусство никогда не развивается независимо - одиноко: напротив, его развитие всегда бывает связано с другими сферами сознания, В эпоху младенчества и юношества народов искусство всегда более или менее - выражение религиозных идей, а в эпоху возмужалости - философских понятий,
Крупнейшей цивилизацией древнего мира была древнегреческая цивилизации,
Конечно, изучение
древнего мира проводится не из простого
любопытства, Исторические события
взаимосвязаны и оказывают
Создатели одной из самых блестящих культур мира, греки всегда гордились своей страной. Греки искренне считали, что их страна находится под защитой богов и не напрасно: условия жизни были нелегки, и фраза одного из персонажей А, П, Чехова: "В Греции все есть!" — мало соответствует истине. Земля, ставшая родиной для греческих племен, переселившихся сюда из северных областей Балканского полуострова, а до этого кочевавших по необозримым просторам от Урала до Карпат, была неприветливой: засушливый и жаркий климат, нехватка плодородной земли, ограниченные возможности для возделывания многих злаков, например, пшеницы, Почти везде — горы и слишком мало рек, чтобы осуществлять поливное земледелие, поэтому жители должны были довольствоваться малым или добывать блага, преодолевая многочисленные трудности, Неудивительно, что героями в греческих мифах и легендах оказываются то хитроумный Одиссей, то неустрашимый Ахиллес, а успех во всех делах гарантируют благоволение богов и помощь таких титанов, как Прометей, даровавший людям не только огонь, но и многие ремесла. Некоторые из греческих племен, например ахейцы, были воинственны и суровы, Описанная Гомером Троянская война — не вымысел, а реальность — наглядно демонстрирует многое из того, что не кажется современному человеку признаком культуры или цивилизации, И, тем не менее, древние греки создали культуру, названную в последующие века "греческим чудом". 1
В процессе своего развития древнегреческое искусство пережило несколько этапов,
Особенности древнегреческого искусства на разных этапах его развития я и проанализирую в своей контрольной работе.
Искусство в культуре Древней Греции. Представление о красоте.
Античная культура - культура древней греции и древнего рима - стала фундаментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят литературные жанры и философские системы, архитектурные и скульптурные приемы, основы астрономии, математики, естествознания. Античность в узком смысле слова - культура древней греции и древнего рима, в более широком - древнейший этап в истории любой культуры. Тысячелетняя история античности накопила бесценные и зачастую непревзойденные сокровища человеческого духа.
Культура древней греции пленяет своим чувственным, “телесным” характером. Весь мир - “космос” - понимается греками как одушевленное, живое и прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами. “именно телесно зримая красота привела античную эстетику к таким главенствующим в ней категориям, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония”, - отмечает крупнейший знаток античной культуры а.ф.лосев. Гармония, соразмерность, классические пропорции - вот то, что завораживает нас в античном искусстве и что на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувство порядка и меры - одно из важнейших для греческой античности: зло понималось ею как безмерность, а благо - как умеренность. “меру во всем соблюдай!” - учил древнегреческий поэт гесиод. “ничего слишком!” - гласила надпись над входом в святилище аполлона в дельфах.
Гегель в “философии истории” отмечал, что в греческом мире мы чувствуем себя дома, “потому что мы находимся в сфере духа”. Духовный импульс, который исходил от древнегреческой культуры, оказывает свое влияние и в настоящее время.
Немалую роль в лидерстве греции в сфере культуры сыграл и созданный там общественный строй - демократия. Хотя демократическая система управления установилась лишь к концу vi века до н.э., но именно этот период, продолжавшийся около двух веков, и получивший название классический, обычно имеют в виду, когда речь идет о высших достижениях древнегреческой культуры. Государство не существовало “вне” и “над” гражданами, они сами в своей живой совокупности и были государством со всеми его культовыми, гражданскими и эстетическими установками. Это определяло то чувство единства личного и общественного, этического и эстетического, конкретного и всеобщего, интимного и монументального, которое достигает своего кульминационного выражения в классической культуре.
Наиболее ярко выраженным демократическим полисом были афины. Любой гражданин мог выступить в народном собрании с критикой должностных лиц, с предложениями по вопросам внутренней и внешней политики. Он мог избирать и быть избранным на самые разные государственные должности. Полисная демократия защищала не только жизнь и имущество своих граждан, но права и свободу личности.
Личность родилась в условиях полисной культуры. Все вопросы внутренней и внешней политики решались в народном собрании. Каждый гражданин в полисе обязан был считаться с правами других граждан. Нужно было либо суметь отстоять свое мнение, либо подчиниться мнению других.
Еще одна характерная особенность классической греческой культуры, пронизывающая весь уклад жизни полиса, - это агонистика (состязательность) агон (состязание) охватывает все сферы жизни древних греков. Таков и спор - агон - двух полухорий в классической комедии, такова и форма традиционного философского трактата, разработанного как диалог. Состязания проводились между музыкантами и риторами. Дионисии - древнегреческие театральные празднества в честь бога диониса - также проходили в виде соревнования драматургов. В каждом празднестве принимали участие три трагических поэта и три комических. Драматурги-победители пользовались большим почетом, их имена увековечивались в специальных грамотах - дидаскалиях.
Особое значение спор-агон приобрел в спортивных состязаниях, получивших свое воплощение в существующих поныне олимпийских играх. В дни состязаний прекращались все военные столкновения. Атлет, трижды победивший в играх (“олимпионик”), получал право заказать у прославленного скульптора свою статую и поставить ее в священной роще, окружавшей главную святыню города - храм зевса. Сами игры были священными и устраивались в честь великой победы зевса над своим отцом - жестоким кроном. В храме зевса олимпийского -главной святыне олимпии - находилась знаменитая статуя зевса из золота и слоновой кости, сделанная великим скульптором фидием. Женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх. Атлеты состязались в беге (самым тяжелым видом был бег греческих воинов в полном вооружении), кулачной борьбе, езде на колесницах, метании диска и копья.
Но не физическая сила и выносливость были основой восторга и преклонения перед спортсменами. Древние греки, так верившие в гармонию и соразмерность, считали, что физическое совершенство и красота тела неразрывно связаны с духовной красотой и интеллектуальной развитостью. И здесь уже речь можно вести о другом важнейшем принципе древнегреческой культуры, о калокагатии, подразумевавшей гармоничное единение внутренней и внешней красоты в человеке.
И, наконец, следует отметить такую яркую черту классической греческой культуры, как антропоцентризм. Именно в афинах философ протагор провозгласил знаменитый тезис: “человек есть мера всех вещей”. И хотя протагор был софистом и имел в виду прежде всего право каждого гражданина на отстаивание своей точки зрения, но девиз этот можно рассматривать и более широко, применительно к оценке роли человека в мироздании как таковом. Для греков человек был
Олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, представленный самым прекрасным образом, стал эстетической нормой для древней греции, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. Природа же передавалась скупыми намеками, ландшафт стал появляться только в эллинистической живописи.
Часть 2
Назначение культуры у древних греков - содействие гармоническому, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) развитию человека, политическому и нравственно-духовному - гражданина. В таких специализированных сферах культуры, как политическая и правовая, они видели разумное противодействие любого рода социальным конфликтам и потрясениям, угрожающим социальной и государственной целостности. Даже каждый раб знал, что за особые заслуги, оказанные государству, он будет отпущен на волю и может получить вознаграждение. Насколько государственный контроль и политика в отношении рабов были эффективны и отвечали интересам государства и рабовладельца, можно судить по тому факту, что история афин не знает ни восстаний рабов, ни случаев их активного участия в уличных беспорядках и столкновениях враждующих партий.
Картина афинской демократии будет неполной, если из нее исключить законопроизводство. Правотворчество осуществлялось по принципу широкой гласности и активного участия всех граждан. Обсуждение законов методом состязательного процесса, с обсуждением всех соображений “за” и “против” способствовало тому, что законодательство в возможно допустимых пределах отвечало интересам большинства граждан. Система наказаний в афинах была весьма разнообразной. При наиболее серьезных преступлениях (убийство, государственная измена, безбожие) назначалась смертная казнь, причем осужденному предлагалось самому привести приговор в исполнение путем принятия яда. Иногда же ему на выбор предлагались меч или веревка. Разбойников и грабителей часто просто продавали в рабство, считая, что неволя хуже смерти.
Существенную часть древнегреческой культуры составляли мифы. На основе мифов формировались религиозные представления. Эллинам было чуждо восприятие религии как свода догм, зафиксированных в священных книгах. Мифология и религия теснейшим образом переплетались, и герои были не менее популярны и почитаемы, чем боги. Мифы постоянно использовались в различных литературных произведениях, что способствовало популяризации литературы как важнейшего вида художественного творчества.
Известно, что в основе древнегреческого алфавита лежит алфавит финикийцев, переосмысление которого позволило грекам разработать совершенную систему письма. В результате уже в начале архаического периода (в viii веке до н.э.) Были созданы произведения, знакомство с которыми считается обязательным для современного человека в такой
Же степени, как и для грека классического периода (v - iv вв. До н.э.). -“илиада" и “одиссея” гомера.
Культуру античной греции принято делить на три основных периода: гомеровский (xi - ix вв. До н.э.), архаический (viii - vi вв. До н.э.) И классический. Но когда речь идет о достижениях культуры, то гомеровский период не представляется особенно привлекательным, да и известно о нем крайне мало. Сам гомер жил позже. Таким образом, название периода имеет чисто условный характер. Иначе обстоит дело с культурой архаического периода. Архаический период - один из значительнейших для формирования древнегреческой культуры этапов, когда создаются принципиально важные направления, философские системы, эстетические принципы. Это не только время гомера, но и многих других крупных представителей древнегреческой литературы, в частности эпического поэта, родоначальника этики гесиода. О жизни и личности гомера известно крайне мало, да и то, что известно, носит полулегендарный характер. Гесиод же - реально живший человек, земледелец по изначальному роду деятельности. Сохранились две его большие поэмы: “теогония”, целиком основанная на материале мифов, и “труды и дни”. Именно эта поэма и считается первым в истории культуры произведением по бытовой этике и правилам поведения. Гесиод убежден в том, что люди отличаются от животных знанием добра и зла. “труды и дни” стали для древних греков сокровищницей моральных поучений и полезных советов и пользовались в элладе неизменной популярностью.
В vii - vi вв. До н.э. Формируется новое течение в греческой литературе. Внимание начинают привлекать не только героические деяния прошлого, но и темы сегодняшнего дня. Поэты описывают свои личные переживания, что ранее считалось совершенно недопустимым. Такого рода поэтические произведения получают название “лирических” (название происходит от “лиры”, популярного в греции музыкального инструмента, под аккомпанемент которого поэты декламировали свои стихи). Конечно,лирика - один из трех родов литературы, произведения которого отражают внутренний мир автора, его переживания и чувства - существовала и ранее, в литературах шумера и египта, но только в греции лирическое творчество стало нормой и традицией, тонко зафиксированной в произведениях лирических поэтов архилоха, солона, алкея, феогнида, анакреонта и легендарной поэтессы сафо.
Появление и развитие лирической поэзии обычно связывают с именем архилоха - величайшего из стихотворцев эллады (нач. Vii в. До н.э.). Он вводит в поэзию целый ряд новых стихотворных размеров, заимствованных из народных песен. Для ф.ницше гомер и архилох -“праотцы и священноносцы греческой поэзии”: “гомер, погруженный в себя престарелый сновидец, тип аполлонического, наивного художника, с изумлением взирает на страстное чело дико носящегося в вихре жизни, воинственного служителя муз - архилоха”, - пишет ницше в уже упоминавшемся ранее произведении “рождение трагедии из духа Музыки”.