Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 22:30, курсовая работа
Цель данной работы – попытаться восстановить мировоззрение скифов. Для реализации этой цели автор считает необходимым рассмотрение по отдельности трех взаимосвязанных частей скифской культуры, которые в
совокупности позволяют восстановить скифское мировоззрение – это религия и обряды, искусство и устройство скифского общества.
Введение…………………………………………………………………….1
Глава 1. Религиозные представления племен скифской культуры……...7
Легенда о происхождении скифов………………………………….9
Скифские божества…………………………………………………10
1.3 Формы скифской религии…………………………………………..19
Глава 2. Предметы скифских религиозных культов по материалом археологических раскопок…………………………………………………27
Культовое поклонение женщине – богине………………………...29
Скифские культовые металлические сосуды………………………32
Заключение…………………………………………………………………..35
Список используемой литературы…………………………………………37
Приложения………………………………………………………………….40
Чаша была в числе атрибутов, полученных первым царем Скифом от Геракла. Это какой то открытый широкогорлый сосуд без ручек. Образ чаши-мира встречается в Рикведе – это Дхишана, богиня плодородия и в то же время чаша для возлияния [15;с.74]. Сосуды шаровидной формы широко использовались в культе других иранских народов. Скифские культовые металлические сосуды типа кубков округлой формы со слегка отогнутым горлом восходят к местным формам предскифского времени [15;с.13-15]. В раннескифский период они богато орнаментированы, причем их орнаментика состоит из символов солнца, земли, растительности, женского начала. Нет единого мнения по вопросу о том, считать ли скифские округлые сосуды атрибутом женского божества или мужского. Д.С. Раевский связывает эти сосуды с культом Геракла - Таргитая. Роль священного сосуда связана с культом священного напитка[24;с.43-45].
Великолепный комплекс находок обнаружен на ритуальной площадке, расположенной на вершине Уляпского кургана № 4, вокруг которого располагался грунтовый могильник IV в. до н. э. Здесь были обнаружены человеческий череп, три античных бронзовых сосуда, серебряная фиала, золотые гривна и бляшки, а также два ритона – золотой и серебряный (см. прил. 5,6). Золотой ритон в месте перегиба опоясывает пластина, все поле которой украшено проволочными накладками в виде буквы S со свернутыми спиралью концами. На основание ритона надет наконечник в виде трубочки, украшенной четырьмя плетеными поясками и завершающейся скульптурным изображением головы пантеры. Ее уши, имеющие треугольную, сердцевидную форму, помогают определить место производства ритона. Подобная трактовка уха восходит к древностям хетто-хурритского круга и Луристана. Позднее такая форма уха встречается в наиболее ранних изображениях пантеры, выполненных в скифском зверином стиле (клад из Зивие). Уже с середины VI в. до н. э. в памятниках скифо-античной торевтики такое изображение уха не встречается, а значит, имеются все основания считать этот ритон привезенным из Ирана или Малой Азии[25;с.21-25].
Второй серебряный ритон на стройной рюмкообразной ножке имеет прямое высокое тулово с чуть отогнутым краем. Венец сосуда изнутри и снаружи опоясывает накладная золоченая пластина, украшенная снаружи пальметами и стилизованными цветами лотоса, выполненными тиснением и гравировкой. Ниже по тулову сосуда размещены ряд накладных позолоченных пальмет и частично сохранившаяся фигурка Сатира. Плавно изгибаясь, ритон завершается протомой крылатого коня Пегаса, мощную шею которого венчает голова с золоченой гривой. Приподнятые уши, большие глаза, некогда инкрустированные янтарем, чуть приоткрытые губы, сквозь которые видны зубы и золоченый язык, раздутые ноздри, рельефно выделенные вены – таким представлялся мастеру божественный конь. Богатое золочение верхней части, а также могучие золоченые крылья, грива, ремни оголовья и поводок, ярко выделяющиеся на фоне серебра, придают ритону торжественный вид, достойный царственного стола[5;с.56 - 57].
Ритон Раевский рассматривает как аналог мирового дерева по той причине, что он изготовлялся из рога животного или ритону придавалась форма рога. Несколько забегая вперед, скажем, что рогатые животные (как и травоядные вообще) соотносились в Скифии со средней зоной мироздания, которая, как уже указывалось, часто толкуется как эквивалент мирового дерева в целом. Наиболее часто встречающимся в Скифи зооморфнфым образом был олень, ветвистый рог которого даже визуально очень сходен с деревом.
На изваяниях
ритон изображен на поясе (т.е. в
средней зоне). "В этой связи - пишет
Д.С. Раевский - показательно, что на
оленных камнях изображения копытных
животных размещены по преимуществу
в пространстве между поясом и ожерельем,
т.е. как раз там, где в скифских изваяниях
помещается ритон"[25;с.56 - 57]. Скифские
ритоны считаются заимствованием с Востока
или предполагается их местное происхождение
[8;с.115-116], уже в VI в. до н.э. их культовая
роль весьма вероятна (келермесский ритон).
Ритоны были культовыми сосудами в соседней
со Скифией Фракии и на Северном Кавказе.
ЗАКЛЮЧ
На основании
Преобладающей формой религии был культ племенного бога- воителя, что являлось отражением значения племени, как военной и социальной единицы, а также могущества племенной военной знати. В скифской религиозной системе выделился общегосударственный пантеон высших богов, возглавляемый триадой богов. Высокое положение древних женских божеств свидетельствует о матриархальных пережитках в религии.
Скифская религия в целом была иранской, но ее облик существенно отличался от религии Персии. В ней наиболее выражены черты периода индоиранской и индоевропейской общности, очевидно за счёт слияния с религиозными представлениями до скифского населения Северного Причерноморья.
Скифская религия - это религия кочевников – скотоводов, что сказалась в слабом развитии обрядности и в богатой зооморфной символике искусства. Однако скифы в период переднеазиатских походов, несомненно, испытали влияние новых представлений о власти над оседлым населением, новой традиции и новой символике. Эта тенденция усилилась к IV в.до.н.э « Естественный демократизм» кочевого общества был к етому времени уже значительно потеснен деспотическими порядками.Распад родовых связей отразился в почитании героев и вождей, распостранении мистических учений в среде знати.
Уровень развития скифской религии соотвествовал развитию антропоморфных представлений о мире. В первую очередь,антропоморфизацыя коснулась образов и сюжетов скифов- царских, утверждению которых в целом и служыло антропоморфоное искуство.
Для
воплощения местных
Источники
1.Гай Плиний Секунд. Естествознание - М.:Наука,1976.-250с.
2. Геродот Галикарнанский. История Греко-персидских войн в переводе
в переводе Г.А. Стратановского - М.: Наука, 1972. -672с.
3. Диодор Сицилийский. Библиотека - М.: Москва, Директ-Медиа, 2008.-400с. 4. Корнелий Тацит История перевод Кнобе - М.:АСТ,2001. -393 с
5. Плутарх Избранное в перевод с греческого С. Лурье- М.: Терра,1996.- 704с.
6. Полибий Всеобщая история в 40 кн. Перевод Ф.Г.Мищенко -Л.: АСТ,1994
7. Страбон.Географ.
в 17кн.в перев.Г.А.Стратановского- Л.: Наука,
1964.- 440с.
Список литературы:
1.Абражкин А.А. Скифская Русь А. Абражкин.- М.:Вече,2008.-384с.
2.Агбунов М.В. Путешествие в загадочную Скифию М. Агбунов.- М.: Высшая
школа 1989.-384с.
3. Артамонов
М. И. К вопросу о
М. Артамонов.- Л.: Издательство АН СССР, 1962.- 431с.
4.Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов М. Артамонов.- Л.:
Наука, 1966.-255с.
5. Артамонов
М. И. Скифо-сибирское
нов. - М.: Наука 1971.-100с.
6.Бонгард-Левин Г.От Скифии до Индии Г. Бонгард.-М.:Мысль,1983.-200с.
7. Брагинский И. Б. В поисках скифских сокровищ И. Брагинский. - Л.:Вестник 1979, № 2 9 - 180 с.
8. Бессонова С.С. Религиозные представления скифов С. Бессонова. -
К.: Наукова думка,1983.-140с.
9. Василева Н.И., Петухов Ю.Д Русская Скифия Н.Василева,
Ю.Петухов - М.: Метагалактика,2006.- 233с.
10. Высоцкая Т.Н. Культы и обряды поздних скифов Т. Высоцкая -М.:
Искусство,1997. - 326с.
11. Гуляев. В.И. Скифы: рассвет и падение великого царства В. Гуляев - М.:
Алетейа,2005.- 233 с.
12. Гуриев Т. А. Наследие скифов и алан Т. Гуриев - Владикавказ.: Авеста,
1991.- 200с.
13. Граков Б.Н. Скифы/ Б. Граков - М.: Изд-во Моск. ин-та-1971.-168с.
14. Ельницкий.Л.А.Скифские легенды как культурно-исторический материал
Л.Ельницкий.- М.: Наука, 1970.-256с.
15. Ильинская В. А. О священной чаше у скифов В. Ильинская. - Л.: Гос. Эрми-
таж, 1973.-125с.
16. Ильинская В.А. Ранескифские курганы. - К.: Наукова думка,1975. – 214с.
17. Кузнецова Т.М. Краткая история скифов Т. Кузнецова. - М.: Наука ,1992.-
250с.
18. Кузьмина Е.Е.О семантике изображений на Чертомлыцкой вазе.
Е. Кузьмина. - М.: Наука,1976. -75с.
19. Максимова М. И. Серебряное зеркало из Келермеса. М. Максимова. -
М.: -Наука, 1954. -305с.
20. Маринович
Л.П.,Кошеленко Г.А О
Л. Маринович, Г. Кошеленко - М.: Наука,1977.-120с.
21. Мурзин В.Ю. Происхождение скифов: основные этапы формирования
В. Мурзин.- К.: Наукова думка, 1990.-350с.
22. Мелетинский Е.М. Мифы древнего мира в сравнительном освещении.
Е. Мелетинский - М.: Наука,1971.-130с.
23. Ольховский В.С., Храпунов И.Н. Крымская Скифия В. Ольховский,
И Храпунов - Л.: Наука ,1990.-150с.
24. Раевский Д.С. О семантике одного из образов скифского искусство
Д. Раевский - К.:Наукова думка ,1972.-68с.
25. Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры Д. Раевский. - М.:
Наука,1987.-342с.
26. РайсТ.Т.Скифы. Строители степных пирамид. Т. Райс.-М.:Наука,2003.-110с.
27. Ростовцев М. И. Скифия и Боспор. М. Ростовцев. - Л.: Изд-во Рос. Акад.
истории матер. Культуры, 1925.-621с.
28. Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. Б.Рыбаков.- М.:Наука,1979.- 86с.
29. Тереножкин А.И. Скифская культура А.Тереножкин - М.:Нвука,1971.-50с.
30. Тереножкин А.И. Общественный строй скифов А.Тереножкин - К.: Наукова
Думка,1977. – 100с.
31.Токарев С.А.Ранние формы религии их развитие С. Токарев - М.: Наука,
1964.-399с.
32.Толстой И.И. Черноморская легенда о Геракле и змеедеве И. Толстой - М.:
Полиграфкнига, 1948.-352с.
33. Шульц П.Н. Скифские изваяния Причерноморья П. Шульц - М.:.
Наука, 1967. - 237с.
34. Яценко И.В. Искусство скифских племен Северного Причерноморья
И. Яценко - М.: Наука,1971.-136с.
35. Яценко
И.В Скифия в VII-V вв. до н. э. И. Яценко - М.:
Наука,1977.-224с.
Приложения
Приложения 1.Рис.1 Ритон.Уляп 5-4 век.
Приложения 2.Рис.2 Скифский бронзовый котел. Ранние скифы, прим.VI-VII в до .н.э.
Приложения 3.Рис.3 Скифский пантеон зеркало..
Приложения 4.Рис.4 Чаша со штампованными изображениями птиц и животных. Келермесский курган № 1.
Приложения 5. Рис.5 Серебряный ритон скифского времени из кургана у хутора Уляп.
Приложения 5.Рис8 Второй серебряный ритон из кургана у хутора Уляп. Приложения 6.Рис.6 Навершие ритона с изображением оседланной лошади под всадником ( Килоба).