Мировоззрение скифов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – попытаться восстановить мировоззрение скифов. Для реализации этой цели автор считает необходимым рассмотрение по отдельности трех взаимосвязанных частей скифской культуры, которые в

совокупности позволяют восстановить скифское мировоззрение – это религия и обряды, искусство и устройство скифского общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….1

Глава 1. Религиозные представления племен скифской культуры……...7

Легенда о происхождении скифов………………………………….9
Скифские божества…………………………………………………10
1.3 Формы скифской религии…………………………………………..19

Глава 2. Предметы скифских религиозных культов по материалом археологических раскопок…………………………………………………27

Культовое поклонение женщине – богине………………………...29
Скифские культовые металлические сосуды………………………32
Заключение…………………………………………………………………..35

Список используемой литературы…………………………………………37

Приложения………………………………………………………………….40

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

     Чаша  была в числе атрибутов, полученных первым царем Скифом от Геракла. Это какой то открытый широкогорлый сосуд без ручек. Образ чаши-мира встречается в Рикведе – это Дхишана, богиня плодородия и в то же время чаша для возлияния [15;с.74]. Сосуды шаровидной формы широко использовались в культе других иранских народов. Скифские культовые металлические сосуды типа кубков округлой формы со слегка отогнутым горлом восходят к местным формам предскифского времени [15;с.13-15]. В раннескифский период  они богато орнаментированы, причем их орнаментика состоит из символов солнца, земли, растительности, женского начала. Нет единого мнения по вопросу о том, считать ли скифские округлые сосуды атрибутом женского божества или мужского. Д.С. Раевский связывает эти сосуды  с культом Геракла - Таргитая. Роль священного сосуда связана с культом священного напитка[24;с.43-45].

     Великолепный  комплекс находок обнаружен на ритуальной площадке, расположенной на вершине  Уляпского кургана № 4, вокруг которого располагался грунтовый могильник IV в. до н. э. Здесь были обнаружены человеческий череп, три античных бронзовых сосуда, серебряная фиала, золотые гривна и бляшки, а также два ритона – золотой и серебряный (см. прил. 5,6). Золотой ритон в месте перегиба опоясывает пластина, все поле которой украшено проволочными накладками в виде буквы S со свернутыми спиралью концами. На основание ритона надет наконечник в виде трубочки, украшенной четырьмя плетеными поясками и завершающейся скульптурным изображением головы пантеры. Ее уши, имеющие треугольную, сердцевидную форму, помогают определить место производства ритона. Подобная трактовка уха восходит к древностям хетто-хурритского круга и Луристана. Позднее такая форма уха встречается в наиболее ранних изображениях пантеры, выполненных в скифском зверином стиле (клад из Зивие). Уже с середины VI в. до н. э. в памятниках скифо-античной торевтики такое изображение уха не встречается, а значит, имеются все основания считать этот ритон привезенным из Ирана или Малой Азии[25;с.21-25].

     Второй  серебряный ритон на стройной рюмкообразной  ножке имеет прямое высокое тулово с чуть отогнутым краем. Венец сосуда изнутри и снаружи опоясывает накладная золоченая пластина, украшенная снаружи пальметами и стилизованными цветами лотоса, выполненными тиснением и гравировкой. Ниже по тулову сосуда размещены ряд накладных позолоченных пальмет и частично сохранившаяся фигурка Сатира. Плавно изгибаясь, ритон завершается протомой крылатого коня Пегаса, мощную шею которого венчает голова с золоченой гривой. Приподнятые уши, большие глаза, некогда инкрустированные янтарем, чуть приоткрытые губы, сквозь которые видны зубы и золоченый язык, раздутые ноздри, рельефно выделенные вены – таким представлялся мастеру божественный конь. Богатое золочение верхней части, а также могучие золоченые крылья, грива, ремни оголовья и поводок, ярко выделяющиеся на фоне серебра, придают ритону торжественный вид, достойный царственного стола[5;с.56 - 57].

     Ритон Раевский  рассматривает как аналог мирового дерева по той причине, что  он изготовлялся из рога животного  или ритону придавалась форма  рога. Несколько забегая вперед, скажем, что рогатые животные (как и травоядные вообще) соотносились в Скифии со средней зоной мироздания, которая, как уже указывалось, часто толкуется как эквивалент мирового дерева в целом. Наиболее часто встречающимся в Скифи зооморфнфым образом был олень, ветвистый рог которого даже визуально очень сходен с деревом.

На изваяниях  ритон изображен на поясе (т.е. в  средней зоне). "В этой связи - пишет  Д.С. Раевский - показательно, что на оленных камнях изображения копытных животных размещены по преимуществу в пространстве между поясом и ожерельем, т.е. как раз там, где в скифских изваяниях помещается ритон"[25;с.56 - 57]. Скифские ритоны считаются заимствованием с Востока или предполагается их местное происхождение [8;с.115-116], уже в VI в. до н.э. их культовая роль весьма вероятна (келермесский ритон). Ритоны были культовыми сосудами в соседней со Скифией Фракии и на Северном Кавказе.  
 
 

                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           На основании изложенного  можно  сделать следующие выводы. Скифская религия  достигла стадии развитого политеизма. Это племенная религия  с тенденцией  к созданию национально- государственной религии. Высокое развитие таких форм религии, как культ героев, и вождей, племенного бога – воителя характерны для стадии раннего государства.

    Преобладающей формой религии был культ племенного бога- воителя, что являлось отражением значения  племени, как военной и социальной единицы, а также могущества племенной военной знати. В скифской религиозной системе выделился общегосударственный пантеон высших богов,  возглавляемый триадой богов. Высокое положение древних женских божеств свидетельствует  о матриархальных пережитках в религии.

    Скифская религия в целом была иранской, но ее облик существенно отличался от религии Персии. В ней наиболее выражены черты периода индоиранской  и индоевропейской общности, очевидно за счёт слияния  с религиозными  представлениями  до скифского населения Северного Причерноморья.

    Скифская религия  - это религия кочевников – скотоводов, что сказалась  в слабом развитии обрядности и в богатой зооморфной  символике искусства. Однако скифы в период переднеазиатских походов,  несомненно, испытали влияние новых представлений о власти над оседлым населением, новой традиции  и новой символике. Эта тенденция усилилась к IV в.до.н.э « Естественный демократизм» кочевого общества был к етому времени уже значительно потеснен деспотическими порядками.Распад родовых связей  отразился в почитании героев и вождей, распостранении мистических учений в среде знати.

  Уровень развития скифской религии соотвествовал развитию  антропоморфных представлений о мире. В первую очередь,антропоморфизацыя коснулась образов и сюжетов скифов- царских, утверждению которых в целом и служыло антропоморфоное искуство.

 Для  воплощения местных религиозных  представлений, находившихся на сравнительно высоком уровне развития, характерно использование готовых иконографических схемгреко-восточного искуства.Причем, скифские и синдомиотские культовые изображения оказываються в ряде случаев древнейшыми среди аналогичных памятников  синкретического  иранского искуства. Представляет интерес сходство некоторых иконографических схем с памятниками религиозного искуства кавказкого круга и луристанскими бронзами, что потверждает мнение  о кавказкой направленности важнейшых культурно-исторических связей в перид становления скифской религии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Источники 

1.Гай  Плиний Секунд. Естествознание - М.:Наука,1976.-250с.

2. Геродот  Галикарнанский. История Греко-персидских войн в переводе      

   в переводе Г.А. Стратановского - М.: Наука, 1972. -672с.

3. Диодор  Сицилийский.  Библиотека - М.: Москва, Директ-Медиа, 2008.-400с. 4. Корнелий Тацит История перевод Кнобе - М.:АСТ,2001. -393 с

5. Плутарх Избранное в перевод с греческого С. Лурье- М.: Терра,1996.- 704с.

6. Полибий Всеобщая история  в 40 кн. Перевод Ф.Г.Мищенко -Л.: АСТ,1994 

7. Страбон.Географ. в 17кн.в перев.Г.А.Стратановского- Л.: Наука, 1964.- 440с. 

                      Список литературы: 

1.Абражкин  А.А. Скифская Русь А. Абражкин.- М.:Вече,2008.-384с.

2.Агбунов М.В. Путешествие в загадочную Скифию М. Агбунов.- М.: Высшая

  школа 1989.-384с.

3. Артамонов  М. И. К вопросу о происхождении  скифского искусства  

     М.  Артамонов.- Л.: Издательство АН СССР, 1962.- 431с.

4.Артамонов М.  И. Сокровища скифских курганов М. Артамонов.- Л.:

   Наука, 1966.-255с.

5. Артамонов  М. И. Скифо-сибирское искусство  звериного стиля М. Артамо-

     нов. - М.: Наука 1971.-100с.

 6.Бонгард-Левин Г.От Скифии до Индии Г. Бонгард.-М.:Мысль,1983.-200с. 

7. Брагинский И. Б. В поисках скифских сокровищ И. Брагинский. - Л.:Вестник 1979, № 2 9 - 180 с.

8. Бессонова С.С. Религиозные представления скифов С. Бессонова. -

    К.: Наукова думка,1983.-140с.

9. Василева Н.И., Петухов Ю.Д Русская Скифия Н.Василева,

    Ю.Петухов - М.: Метагалактика,2006.- 233с.

10. Высоцкая Т.Н. Культы и обряды поздних скифов Т. Высоцкая -М.:

   Искусство,1997. - 326с.

11. Гуляев. В.И. Скифы: рассвет и падение великого царства В. Гуляев - М.:

     Алетейа,2005.- 233 с.

12. Гуриев  Т. А. Наследие скифов и алан Т. Гуриев - Владикавказ.: Авеста,

      1991.- 200с.

13. Граков Б.Н. Скифы/ Б. Граков - М.: Изд-во Моск. ин-та-1971.-168с.

14. Ельницкий.Л.А.Скифские легенды как культурно-исторический материал

     Л.Ельницкий.- М.: Наука, 1970.-256с.

15. Ильинская В. А. О священной чаше у скифов В. Ильинская. - Л.: Гос. Эрми-

      таж, 1973.-125с.

16. Ильинская В.А. Ранескифские курганы. - К.: Наукова думка,1975. – 214с.

17. Кузнецова Т.М.  Краткая история скифов Т. Кузнецова. - М.: Наука ,1992.-

      250с.

18. Кузьмина Е.Е.О семантике изображений на Чертомлыцкой вазе.

     Е.  Кузьмина. - М.: Наука,1976. -75с.

19. Максимова М. И. Серебряное зеркало из Келермеса. М. Максимова. -

       М.: -Наука, 1954. -305с.

20. Маринович  Л.П.,Кошеленко Г.А  О структуре  скифского пантеона

       Л. Маринович, Г. Кошеленко - М.: Наука,1977.-120с.

21. Мурзин В.Ю. Происхождение скифов: основные этапы формирования

      В. Мурзин.- К.: Наукова думка, 1990.-350с.

22. Мелетинский Е.М. Мифы древнего мира  в сравнительном освещении.

    Е. Мелетинский - М.: Наука,1971.-130с.

23. Ольховский В.С., Храпунов И.Н. Крымская Скифия В. Ольховский,

      И Храпунов - Л.: Наука ,1990.-150с.

24. Раевский Д.С. О семантике одного из образов скифского искусство

       Д. Раевский - К.:Наукова думка ,1972.-68с.

25. Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры Д. Раевский. - М.:

     Наука,1987.-342с.

26. РайсТ.Т.Скифы. Строители степных пирамид. Т. Райс.-М.:Наука,2003.-110с.

27. Ростовцев М. И. Скифия и Боспор.  М. Ростовцев. - Л.: Изд-во Рос. Акад.

      истории матер. Культуры, 1925.-621с.

28. Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. Б.Рыбаков.- М.:Наука,1979.- 86с.

29. Тереножкин А.И. Скифская культура А.Тереножкин - М.:Нвука,1971.-50с.

30. Тереножкин А.И. Общественный строй скифов А.Тереножкин - К.: Наукова

      Думка,1977. – 100с.

31.Токарев С.А.Ранние формы религии их развитие С. Токарев - М.: Наука,

     1964.-399с.

32.Толстой И.И. Черноморская легенда о Геракле и змеедеве И. Толстой - М.:

      Полиграфкнига, 1948.-352с.

33. Шульц  П.Н. Скифские изваяния Причерноморья П. Шульц - М.:.

     Наука, 1967. - 237с.

34. Яценко И.В. Искусство скифских племен Северного Причерноморья

      И. Яценко - М.: Наука,1971.-136с.

35. Яценко И.В Скифия в VII-V вв. до н. э. И. Яценко - М.: Наука,1977.-224с. 
 

      

         
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 

Приложения 

Приложения 1.Рис.1 Ритон.Уляп 5-4 век.

Приложения 2.Рис.2 Скифский бронзовый котел. Ранние скифы, прим.VI-VII в до .н.э.

Приложения 3.Рис.3 Скифский пантеон зеркало..

Приложения 4.Рис.4 Чаша со штампованными изображениями птиц и животных. Келермесский курган № 1.

Приложения 5. Рис.5 Серебряный ритон скифского времени из кургана у хутора Уляп.

Приложения 5.Рис8 Второй серебряный ритон из кургана  у хутора Уляп. Приложения 6.Рис.6 Навершие ритона с изображением оседланной лошади под всадником ( Килоба).

Информация о работе Мировоззрение скифов