Мировоззрение скифов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – попытаться восстановить мировоззрение скифов. Для реализации этой цели автор считает необходимым рассмотрение по отдельности трех взаимосвязанных частей скифской культуры, которые в

совокупности позволяют восстановить скифское мировоззрение – это религия и обряды, искусство и устройство скифского общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….1

Глава 1. Религиозные представления племен скифской культуры……...7

Легенда о происхождении скифов………………………………….9
Скифские божества…………………………………………………10
1.3 Формы скифской религии…………………………………………..19

Глава 2. Предметы скифских религиозных культов по материалом археологических раскопок…………………………………………………27

Культовое поклонение женщине – богине………………………...29
Скифские культовые металлические сосуды………………………32
Заключение…………………………………………………………………..35

Список используемой литературы…………………………………………37

Приложения………………………………………………………………….40

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

                                                Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………….1

Глава 1. Религиозные  представления племен скифской культуры……...7

    1. Легенда о происхождении скифов………………………………….9
    2. Скифские божества…………………………………………………10

1.3 Формы скифской религии…………………………………………..19

Глава 2. Предметы скифских религиозных культов по материалом  археологических раскопок…………………………………………………27

    1. Культовое поклонение  женщине – богине………………………...29
    2. Скифские культовые металлические сосуды………………………32

Заключение…………………………………………………………………..35

Список используемой литературы…………………………………………37

Приложения………………………………………………………………….40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Введение

     Актуальность. Скифы оставили глубокий след в истории и культуре многих народов нашей страны, поэтому интерес, который вызывают вопросы их идеологии, представляется вполне закономерным. В древних обществах религия кроме своей основной функции — организованного поклонения высшим (трансцендентным) силам - образовывала систему моральных и этических норм, выражала эстетические потребности, а мифология являлась способом объяснения мира или, по выражению Е. М. Мелетинского, была «душой единой, однородно семиотизированной культуры» [22; с. 40-41]. По этой причине исследование культуры и социальной истории общества неразрывно связано с изучением религиозно-мифологических представлений. Религия обеспечивает целостность любого общества - от архаического до современного. Религиозные верования вызревают и принимают различные формы под воздействием определенных социальных условий, достигнутой обществом степени развития.

     Цель  данной   работы  – попытаться восстановить мировоззрение   скифов. Для реализации этой цели  автор считает необходимым рассмотрение  по отдельности трех взаимосвязанных частей скифской культуры,  которые в

совокупности  позволяют  восстановить  скифское мировоззрение  –  это  религия  и  обряды,  искусство  и  устройство скифского общества.

     Задачи:

- изучить  и систематизировать литературу  по теме данного исследования;

- обзорный  анализ о происхождении и религиозных воззрениях скифов;

- выяснить культовый и мифологический характер скифских божеств;

- составить  представление о формах скифских культов;

- познакомится  с предметами скифских религиозных культов;

- составить  представление о культово-мифологическом  антропоморфном изображении;

     Хронологические рамки. Среди многочисленных племен и народов, обитавших в Крыму сотни и тысячи лет назад, особое место занимают скифы. Которые в VII в. до н. э. – III в. н. э. играли крупную роль в исторических судьбах юга европейской части нашей страны, а также Передней, Средней и Центральной Азии, Кавказа и Закавказья. Скифы впервые упомянуты в источниках как участники антиассирийской коалиции 70-х гг. VII в до н.э. [1; с. 25-27]. Память о скифах, непобедимом воинственном народе конных стрелков, сохранилась в течение многих веков после их исчезновения в преданиях, легендах, исторических хрониках и топонимах. Исследование скифских захоронений в Крыму дает уникальную возможность получить почти полный хронологический “срез” скифской культуры, представить её достаточно полно, всесторонне. Полный перечень скифских племен и племенных союзов, которые были известны древним авторам, включает несколько десятков названий. Расселившись по огромной территории от Дуная до Алтая [1; с. 30-31], разные скифские племена присоединили к себе различные группы местного населения и выработали свои особенности материальной и духовной культуры. Однако общность языка и происхождения, хозяйственных занятий и обычаев по-прежнему объединяла все части скифского мира. Персы (тоже иранцы и родственники скифов) считали все скифские племена одним народом. Общее персидское название скифов — «саки». В узком значении его применяют для обозначения племен, живших в Средней Азии. Древняя история Европы и Азии не может быть понята без знания истории скифского мира. Скифы сыграли значительную роль в исторических судьбах многих стран, скифские племена участвовали в этногенезе других этносов. Скифский мир внес неоценимый вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры.

     Территориальные рамки. Геродотом было высказано суждение, позволяющее предполагать, что скифы пришли в Причерноморье из Сибири. Он писал, что скифы, двигаясь с востока, теснили киммерийцев. В наше время историки говорят уже не о Скифии, а о громадном скифо-сибирском мире, занимающем всю зону степей и лесостепей Евразии, от Карпат на западе и до Манчжурии на востоке, почти 11 тысяч километров. На всей этой огромной территории археологи отмечают общность материальной и духовной культуры: вооружение, конская сбруя, "звериный стиль" в искусстве, скифские котлы и погребальные курганы. В самой скифской культуре имеются несомненные признаки ее северного лесотаежного происхождения, на что настойчиво обращал внимание академик Б.А.Рыбаков. Например, традиционным образом скифского " звериного" искусства, ставшего символом скифов, является скифский олень, то есть лось. Лось животное лесное, таежное, и скифский художник, великолепно знавший повадки и анатомию лосей самого разного возраста, мог набраться своего знания только в лесотаежной зоне, но никак не в степи, подчеркивал Б.А.Рыбаков [28; с.55 ].

       Территория, на которой некогда  проживали носители скифской  культуры, весьма обширна. Нет сомнения, что в нее входили степи Причерноморья, Предкавказья, возможно, и другие районы. Крым составлял небольшую, но очень важную часть этой обширной территории. Скифы обитали здесь в течение примерно тысячи лет. Полуостров, впервые века нашей эры именовавшийся Малой Скифией, оставался последним сравнительно крупным “островком” скифской культуры и в позднейший период её существования. Расселившись на огромной территории, скифы создали самобытную культуру, которая оказала значительное влияние на соседние племена, прежде всего на население степной и лесостепной зон к северу от Черного моря (главным образом по течению Среднего Днепра, Верхнего Дона и Прикубанья). В ареале скифской культуры, датируемой VII-III вв. до н.э., выделяется много локальных вариантов, связываемых как с скифскими, так и с нескифскими народами. Важную часть истории скифского мира составляют его взаимоотношения с оседлыми соседями. Эти связи не ограничивались хозяйственным сотрудничеством и культурным обменом [11; с.48]. Кочевники выступали как организаторы политических союзов, а впоследствии и государств, в которые входили земледельческие области. Из скифской среды вышли правящие династии Мидии, Персии, Парфии и других стран. Необходимость противостоять скифским набегам ускоряла развитие военной техники, городских укреплений, системы военного и политического управления соседних государств. Одновременно потребности кочевников в продукции земледелия и ремесла стимулировали хозяйственный прогресс у оседлых соседей [6; с.136-138] .

     Благодаря своему географическому положению, быстрому хозяйственному, политическому  и культурному развитию скифский мир оказался посредником в общении народов северной Евразии с древними цивилизациями Средиземноморья, Месопотамии, Дальнего Востока. Проникновение на север новых орудий труда и способов ведения хозяйства, продукции греческих, переднеазиатских, китайских ремесленников происходило через Скифию. В свою очередь, например, греческая наука из скифских рассказов черпала сведения о географии северных земель, о горах и реках, Ледовитом океане и полярных явлениях, о племенах, обитающих в степи и северной лесной зоне. Заняв евразийский степной пояс, скифский мир сделался связующим звеном между Западом и Востоком, Европой и Азией. Скифский «коридор», соединивший Восточную Европу с Сибирью и Средней Азией, существовал задолго до подготовленного им Великого шелкового пути. Под общим именем Скифии, а затем Сарматии скифский мир просуществовал около полутора тысяч лет. Лишь после Великого переселения народов на смену иранским кочевникам в евразийские степи пришли тюрки, а последним средневековым бастионом скифского мира осталась кавказская Алания. Существует много различных мнений о том, были ли скифы пришлым племенем, или их корни уходят в местную этническую среду. Сопоставив сведения, которые сообщают античные авторы, можно заметить, что принципиальных различий между киммерийцами и скифами не было. По смыслу утверждения Геродота о вытеснении киммерийцев скифами, можно заключить, что территория расселения обоих народов совпадала. Совпадают и ареалы некоторых особенностей расселения, хозяйства и особенности общественного строя киммерийцев и скифов [28; с.55-58]. Отсюда вывод, что завоеватели - скифы слились с местным населением, которое в основном оставалось на старых местах. Оно восприняло бытовые особенности скифов.

     Историография. Наслоение культур в Северном Причерноморье от второй половины VIIв. до н.э. до III в. н.э. позволяет наиболее ярко проследить традиции культурной преемственности и развития религий. Наиболее ярко представить и переосмыслить культурно - историческое наследие в сравнении с современной духовно - культурной средой помогает культурологический подход к историческому исследованию.   Крупнейший исследователь скифской  системы мира  Д.С Раевский, пишет:   "Словосочетание   "скифская   культура"   достаточно   широко употребляется в специальной   литературе.   Однако,   как   правило, включенное  в него  содержание   ограничивается   значением   термина "культура"  в контексте понятия "археологическая культура".  Иными словами, под скифской культурой понимается  чаще  всего совокупность определенных материальных  признаков:  специфический  набор  предметов определенных  форм  (орудий  труда,  предметов  вооружения,  элементов конского убора, керамики),  специфическая  конструкция  сооружений  и инвентаря погребального комплекса, специфический стиль и набор мотивов памятников  искусства  и  т.д. [24; с.25-28]. Временем подлинного расцвета иранского кочевого мира была скифская эпоха. Политическая история многочисленных скифских племен и их сородичей (савроматов, исседонов, саков, даев, массагетов, тохаров…) известна фрагментарно. Лишь со второй половины XIX века в ходе раскопок скифских курганов на Украине и Северном Кавказе и анализа отдельных сибирских находок постепенно сложилась новая научная дисциплина - скифология, основателями которой стали крупные русские историки и археологи И.Е. Забелин, В.В. Григорьев, М.И. Ростовцев, Б.Н. Граков.

      Источники. При написании данной работы используются такие  источники как: археологические раскопки скифских курганов и городищь,  вещественные источники несущие материальную культуру - культовые металлические сосуды, скифское металлическое зеркало с изображение звериного стиля, так же наративные источники - описания  античных  авторов: Гая Плиния Секунда, Геродота Галикарнасского, Диодора Сицилийского,Плутарха, Полибийя, Страбона, Корнелия Тацита. Они описывают скифские военные походы и деяния крупнейших вождей. Относительно подробную характеристику быта, религии и традиций мы находим лишь у Геродота, названного Цицероном «отцом истории». Диодор в рассказе о начале скифской истории сообщает, что после обретения могущества этот народ разделился на множество ветвей, из которых «одни были названы саками, другие массагетами, некоторые аримаспами и подобно им многие другие» ,Страбон , согласно которому «известные народы северных стран назывались одним именем скифов или номадов... ибо вследствие неведения отдельные народы в каждой стране подводились под одно общее имя».

О культуре североиранских племен долгое время  было известно еще меньше.      Религия и культура скифов сама по себе является историческим источником. Дополняется   оно  лучше   восстановленной   мифологией   и   письменными

свидетельствами   о  серьезных изменениях,    произошедших в  VI-V  вв..  до

н.э., понесших за собой  изменения  и  в  искусстве, и в социальном устройстве.

     Религию эти изменения затронули, но не очень  серьезно, так как именно она являлась вместилищем и  хранителем  традиций  скифского общества.

         Значение данной работы заключается  в том, что скифская  система  мира

распространялась  не только собственно на  скифов,  но  и  на  все культуры скифского круга.

      Данная  курсовая работа состоит из введения, 2 глав и заключения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Глава I. Религиозные представления племен скифской культуры.

     В религиоведении под пантеоном чаще всего понимают группу богов, иерархически расположенных по степени их почитания в данном обществе, по мере приписываемого им влияния на жизнь социума, по удельному весу адресованных им обрядов, жертвоприношений и т.п. в общем фонде ритуальных акций коллектива. По такому критерию выделяют обычно "верховных" и "второстепенных" богов изучаемой религии. Следует отметить, что такая система по самой своей природе достаточно динамична: место того или иного персонажа в ее рамках может существенно меняться на протяжении времени в зависимости от особенностей конкретного этапа социальной, экономической и даже политической истории народа. Здесь сказываются экологические условия его обитания и зависящий от них удельный вес каждого вида хозяйственной деятельности в обеспечении материальных условий существования социума, общий уровень развития общества, роль определенных социальных слоев в его жизни, иерархическое положение в нем различных этнических компонентов [6; с. 135]  . Вторая особенность подобного пантеона состоит в том, что он - открытая система, которая может более или менее легко включать в себя богов иной культурной традиции и даже отдавать им достаточно высокие позиции в божественной иерархии. В этой связи можно вспомнить факты усвоения античным миром культа египетской Исиды, иранского Митры и др.

Информация о работе Мировоззрение скифов