Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 22:30, курсовая работа
Цель данной работы – попытаться восстановить мировоззрение скифов. Для реализации этой цели автор считает необходимым рассмотрение по отдельности трех взаимосвязанных частей скифской культуры, которые в
совокупности позволяют восстановить скифское мировоззрение – это религия и обряды, искусство и устройство скифского общества.
Введение…………………………………………………………………….1
Глава 1. Религиозные представления племен скифской культуры……...7
Легенда о происхождении скифов………………………………….9
Скифские божества…………………………………………………10
1.3 Формы скифской религии…………………………………………..19
Глава 2. Предметы скифских религиозных культов по материалом археологических раскопок…………………………………………………27
Культовое поклонение женщине – богине………………………...29
Скифские культовые металлические сосуды………………………32
Заключение…………………………………………………………………..35
Список используемой литературы…………………………………………37
Приложения………………………………………………………………….40
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Религиозные представления племен скифской культуры……...7
1.3 Формы скифской религии…………………………………………..19
Глава 2. Предметы
скифских религиозных культов по
материалом археологических раскопок………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………37
Приложения……………………………………………………
Актуальность. Скифы оставили глубокий след в истории и культуре многих народов нашей страны, поэтому интерес, который вызывают вопросы их идеологии, представляется вполне закономерным. В древних обществах религия кроме своей основной функции — организованного поклонения высшим (трансцендентным) силам - образовывала систему моральных и этических норм, выражала эстетические потребности, а мифология являлась способом объяснения мира или, по выражению Е. М. Мелетинского, была «душой единой, однородно семиотизированной культуры» [22; с. 40-41]. По этой причине исследование культуры и социальной истории общества неразрывно связано с изучением религиозно-мифологических представлений. Религия обеспечивает целостность любого общества - от архаического до современного. Религиозные верования вызревают и принимают различные формы под воздействием определенных социальных условий, достигнутой обществом степени развития.
Цель данной работы – попытаться восстановить мировоззрение скифов. Для реализации этой цели автор считает необходимым рассмотрение по отдельности трех взаимосвязанных частей скифской культуры, которые в
совокупности позволяют восстановить скифское мировоззрение – это религия и обряды, искусство и устройство скифского общества.
Задачи:
- изучить
и систематизировать
- обзорный анализ о происхождении и религиозных воззрениях скифов;
- выяснить культовый и мифологический характер скифских божеств;
- составить представление о формах скифских культов;
- познакомится с предметами скифских религиозных культов;
- составить
представление о культово-
Хронологические рамки. Среди многочисленных племен и народов, обитавших в Крыму сотни и тысячи лет назад, особое место занимают скифы. Которые в VII в. до н. э. – III в. н. э. играли крупную роль в исторических судьбах юга европейской части нашей страны, а также Передней, Средней и Центральной Азии, Кавказа и Закавказья. Скифы впервые упомянуты в источниках как участники антиассирийской коалиции 70-х гг. VII в до н.э. [1; с. 25-27]. Память о скифах, непобедимом воинственном народе конных стрелков, сохранилась в течение многих веков после их исчезновения в преданиях, легендах, исторических хрониках и топонимах. Исследование скифских захоронений в Крыму дает уникальную возможность получить почти полный хронологический “срез” скифской культуры, представить её достаточно полно, всесторонне. Полный перечень скифских племен и племенных союзов, которые были известны древним авторам, включает несколько десятков названий. Расселившись по огромной территории от Дуная до Алтая [1; с. 30-31], разные скифские племена присоединили к себе различные группы местного населения и выработали свои особенности материальной и духовной культуры. Однако общность языка и происхождения, хозяйственных занятий и обычаев по-прежнему объединяла все части скифского мира. Персы (тоже иранцы и родственники скифов) считали все скифские племена одним народом. Общее персидское название скифов — «саки». В узком значении его применяют для обозначения племен, живших в Средней Азии. Древняя история Европы и Азии не может быть понята без знания истории скифского мира. Скифы сыграли значительную роль в исторических судьбах многих стран, скифские племена участвовали в этногенезе других этносов. Скифский мир внес неоценимый вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры.
Территориальные рамки. Геродотом было высказано суждение, позволяющее предполагать, что скифы пришли в Причерноморье из Сибири. Он писал, что скифы, двигаясь с востока, теснили киммерийцев. В наше время историки говорят уже не о Скифии, а о громадном скифо-сибирском мире, занимающем всю зону степей и лесостепей Евразии, от Карпат на западе и до Манчжурии на востоке, почти 11 тысяч километров. На всей этой огромной территории археологи отмечают общность материальной и духовной культуры: вооружение, конская сбруя, "звериный стиль" в искусстве, скифские котлы и погребальные курганы. В самой скифской культуре имеются несомненные признаки ее северного лесотаежного происхождения, на что настойчиво обращал внимание академик Б.А.Рыбаков. Например, традиционным образом скифского " звериного" искусства, ставшего символом скифов, является скифский олень, то есть лось. Лось животное лесное, таежное, и скифский художник, великолепно знавший повадки и анатомию лосей самого разного возраста, мог набраться своего знания только в лесотаежной зоне, но никак не в степи, подчеркивал Б.А.Рыбаков [28; с.55 ].
Территория, на которой некогда проживали носители скифской культуры, весьма обширна. Нет сомнения, что в нее входили степи Причерноморья, Предкавказья, возможно, и другие районы. Крым составлял небольшую, но очень важную часть этой обширной территории. Скифы обитали здесь в течение примерно тысячи лет. Полуостров, впервые века нашей эры именовавшийся Малой Скифией, оставался последним сравнительно крупным “островком” скифской культуры и в позднейший период её существования. Расселившись на огромной территории, скифы создали самобытную культуру, которая оказала значительное влияние на соседние племена, прежде всего на население степной и лесостепной зон к северу от Черного моря (главным образом по течению Среднего Днепра, Верхнего Дона и Прикубанья). В ареале скифской культуры, датируемой VII-III вв. до н.э., выделяется много локальных вариантов, связываемых как с скифскими, так и с нескифскими народами. Важную часть истории скифского мира составляют его взаимоотношения с оседлыми соседями. Эти связи не ограничивались хозяйственным сотрудничеством и культурным обменом [11; с.48]. Кочевники выступали как организаторы политических союзов, а впоследствии и государств, в которые входили земледельческие области. Из скифской среды вышли правящие династии Мидии, Персии, Парфии и других стран. Необходимость противостоять скифским набегам ускоряла развитие военной техники, городских укреплений, системы военного и политического управления соседних государств. Одновременно потребности кочевников в продукции земледелия и ремесла стимулировали хозяйственный прогресс у оседлых соседей [6; с.136-138] .
Благодаря своему географическому положению, быстрому хозяйственному, политическому и культурному развитию скифский мир оказался посредником в общении народов северной Евразии с древними цивилизациями Средиземноморья, Месопотамии, Дальнего Востока. Проникновение на север новых орудий труда и способов ведения хозяйства, продукции греческих, переднеазиатских, китайских ремесленников происходило через Скифию. В свою очередь, например, греческая наука из скифских рассказов черпала сведения о географии северных земель, о горах и реках, Ледовитом океане и полярных явлениях, о племенах, обитающих в степи и северной лесной зоне. Заняв евразийский степной пояс, скифский мир сделался связующим звеном между Западом и Востоком, Европой и Азией. Скифский «коридор», соединивший Восточную Европу с Сибирью и Средней Азией, существовал задолго до подготовленного им Великого шелкового пути. Под общим именем Скифии, а затем Сарматии скифский мир просуществовал около полутора тысяч лет. Лишь после Великого переселения народов на смену иранским кочевникам в евразийские степи пришли тюрки, а последним средневековым бастионом скифского мира осталась кавказская Алания. Существует много различных мнений о том, были ли скифы пришлым племенем, или их корни уходят в местную этническую среду. Сопоставив сведения, которые сообщают античные авторы, можно заметить, что принципиальных различий между киммерийцами и скифами не было. По смыслу утверждения Геродота о вытеснении киммерийцев скифами, можно заключить, что территория расселения обоих народов совпадала. Совпадают и ареалы некоторых особенностей расселения, хозяйства и особенности общественного строя киммерийцев и скифов [28; с.55-58]. Отсюда вывод, что завоеватели - скифы слились с местным населением, которое в основном оставалось на старых местах. Оно восприняло бытовые особенности скифов.
Историография. Наслоение культур в Северном Причерноморье от второй половины VIIв. до н.э. до III в. н.э. позволяет наиболее ярко проследить традиции культурной преемственности и развития религий. Наиболее ярко представить и переосмыслить культурно - историческое наследие в сравнении с современной духовно - культурной средой помогает культурологический подход к историческому исследованию. Крупнейший исследователь скифской системы мира Д.С Раевский, пишет: "Словосочетание "скифская культура" достаточно широко употребляется в специальной литературе. Однако, как правило, включенное в него содержание ограничивается значением термина "культура" в контексте понятия "археологическая культура". Иными словами, под скифской культурой понимается чаще всего совокупность определенных материальных признаков: специфический набор предметов определенных форм (орудий труда, предметов вооружения, элементов конского убора, керамики), специфическая конструкция сооружений и инвентаря погребального комплекса, специфический стиль и набор мотивов памятников искусства и т.д. [24; с.25-28]. Временем подлинного расцвета иранского кочевого мира была скифская эпоха. Политическая история многочисленных скифских племен и их сородичей (савроматов, исседонов, саков, даев, массагетов, тохаров…) известна фрагментарно. Лишь со второй половины XIX века в ходе раскопок скифских курганов на Украине и Северном Кавказе и анализа отдельных сибирских находок постепенно сложилась новая научная дисциплина - скифология, основателями которой стали крупные русские историки и археологи И.Е. Забелин, В.В. Григорьев, М.И. Ростовцев, Б.Н. Граков.
Источники. При написании данной работы используются такие источники как: археологические раскопки скифских курганов и городищь, вещественные источники несущие материальную культуру - культовые металлические сосуды, скифское металлическое зеркало с изображение звериного стиля, так же наративные источники - описания античных авторов: Гая Плиния Секунда, Геродота Галикарнасского, Диодора Сицилийского,Плутарха, Полибийя, Страбона, Корнелия Тацита. Они описывают скифские военные походы и деяния крупнейших вождей. Относительно подробную характеристику быта, религии и традиций мы находим лишь у Геродота, названного Цицероном «отцом истории». Диодор в рассказе о начале скифской истории сообщает, что после обретения могущества этот народ разделился на множество ветвей, из которых «одни были названы саками, другие массагетами, некоторые аримаспами и подобно им многие другие» ,Страбон , согласно которому «известные народы северных стран назывались одним именем скифов или номадов... ибо вследствие неведения отдельные народы в каждой стране подводились под одно общее имя».
О культуре североиранских племен долгое время было известно еще меньше. Религия и культура скифов сама по себе является историческим источником. Дополняется оно лучше восстановленной мифологией и письменными
свидетельствами о серьезных изменениях, произошедших в VI-V вв.. до
н.э., понесших за собой изменения и в искусстве, и в социальном устройстве.
Религию эти изменения затронули, но не очень серьезно, так как именно она являлась вместилищем и хранителем традиций скифского общества.
Значение данной работы
распространялась не только собственно на скифов, но и на все культуры скифского круга.
Данная
курсовая работа состоит из введения,
2 глав и заключения.
Глава I. Религиозные представления племен скифской культуры.
В религиоведении под пантеоном чаще всего понимают группу богов, иерархически расположенных по степени их почитания в данном обществе, по мере приписываемого им влияния на жизнь социума, по удельному весу адресованных им обрядов, жертвоприношений и т.п. в общем фонде ритуальных акций коллектива. По такому критерию выделяют обычно "верховных" и "второстепенных" богов изучаемой религии. Следует отметить, что такая система по самой своей природе достаточно динамична: место того или иного персонажа в ее рамках может существенно меняться на протяжении времени в зависимости от особенностей конкретного этапа социальной, экономической и даже политической истории народа. Здесь сказываются экологические условия его обитания и зависящий от них удельный вес каждого вида хозяйственной деятельности в обеспечении материальных условий существования социума, общий уровень развития общества, роль определенных социальных слоев в его жизни, иерархическое положение в нем различных этнических компонентов [6; с. 135] . Вторая особенность подобного пантеона состоит в том, что он - открытая система, которая может более или менее легко включать в себя богов иной культурной традиции и даже отдавать им достаточно высокие позиции в божественной иерархии. В этой связи можно вспомнить факты усвоения античным миром культа египетской Исиды, иранского Митры и др.