Место и функции культуры в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:21, реферат

Описание работы

Целью работы является выяснить место культуры в обществе и изучить основные функции.
Задачи работы:
- дать определение понятию «культура»;
- раскрыть сущность и значение культуры;
- выяснить место культуры в обществе;
- рассмотреть функции культуры в обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретическое понимание культуры
1.1 Понятие культуры
1.2 Сущность и значение культуры
ГЛАВА 2 Место и функции культуры в обществе
2.1 Место культуры в обществе
2.2 Функции культуры в обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Место культуры в обществе
2.2 Функции культуры в обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Теоретическое понимание культуры

1.1 Понятие культуры

1.2 Сущность и значение культуры

ГЛАВА 2 Место и функции культуры в обществе

2.1 Место культуры в обществе

2.2 Функции культуры в обществе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Данная  тема актуальна т.к., многие исследователи  считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Прежде всего, общество нуждалось в закреплении  и передаче духовных ценностей, которые  вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей.

     Общество, таким образом, процессу созидания  ценностей придало устойчивый и  преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества.

     Прежде  всего, необходимо подчеркнуть мысль, что понятие "культура" относится к числу тех общеисторических категорий, которые имеют силу для всех эпох. Культура возникает вместе с появлением на земле человечества, и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая особая форма общества обладала своей, только ей свойственной культурой.

     Целью работы является выяснить место культуры в обществе и изучить основные функции.

     Задачи  работы:

     - дать определение понятию «культура»;

     - раскрыть сущность и значение  культуры;

     - выяснить место культуры в  обществе;

     - рассмотреть функции культуры  в обществе. 

 

      ГЛАВА 1 Теоретическое понимание культуры 

     1.1 Понятие культуры 

     Термин  культура стал употребляться как  самостоятельное понятие лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления относящегося к неприродной сфере. Например Немецкий правовед и историк Пуфендорф называл культурным человеком, человека подвергшегося воздействию цивилизации, в отличии от человека естественного, природного, то есть собственно дикаря. Этим термином так же обозначали, те формы цивилизации, которые создавались отдельными народами, мы и сейчас используем термин культура, в этом смысле говоря о национальной культуре [4, c. 146].

     Слово "культура" происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали "культурным". Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от "некультурного" простого народа. Немецкое, слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово "культура" все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием [9, c. 200].

     В XIX и ХХ веках понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких  слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать  культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором, который определил ее как: целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. В настоящее время существует порядка 500 дефиниций культуры. В настоящее время существует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например:

  1. Описательные методы постижения культуры – они просто перечисляю, заведомо неполно отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи верования, виды деятельности).
  2. Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе.
  3. Ценностные - трактуют природу как совокупность духовных и материальных ценностей.
  4. Нормативные - исходят из того что содержание культуры составляют нормы и правила регламентирующие жизнь людей.
  5. Адаптивные - трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям.
  6. Исторический подчеркивают что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
  7. Функциональное характеризуют культуры через функции которые она выполняет в обществе, и рассматривают, прежде всего, единство и взаимосвязанность этих функций в ней.
  8. Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом.
  9. Символические - акцентируют внимание на использовании символов в культуре.
  10. Герменевтические – видят главный путь изучения культуры в множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.
  11. Идеационные – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.
  12. Психологические - указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
  13. Дидактические - рассматривают культуру как то чему человек научился, а не унаследовал генетически.
  14. Социологические - предлагают изучать культуру как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей [6, c. 504].

     Существуют  достаточно экзотические определения, например В. Оствальд определяет культуру как преобразование энергии природной в человечески полезную энергию. Йохан Хейзенга предлагает рассматривать культуру как игру. Авторы, дающие то или иное определение, как правило, не отрицают и определений данных другими исследователями. Не которые даже предлагают все вышеперечисленные определения рассматривать как одно развернутое определение, каждая отдельная часть которого характеризует один из аспектов целостного явления культуры [5, c. 217].

     Видный  польский ученый Я. Щепанський прямо  пишет, что “трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем “культура”. Этот термин выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в разных науках, и в культурологии, где ему придается весьма различное содержание и разный смысл” [9, c. 201].

     По  А.И. Кравченко, в повседневной жизни  понятие культуры употребляется  как минимум в трех значениях:

     • Под культурой подразумевают  определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

     • Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.).

     • В-третьих, культура выражает высокий  уровень качественного развития духовных достижений («культурный» человек в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство») [8, c. 166].

     "Культура - это социологическое обозначение  для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей" (антрополог Р.Бенедикт) [1, c. 300].

     "Культура - это нормы привычного поведения,  общие для группы, общности или  общества. Она состоит из материальных  и нематериальных элементов" (социолог  К.Янг).

     "Под  культурой будем понимать совокупность  всех сублимаций, всех подстановок  или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации" (психоаналитик Г. Рохайм) [3, c. 99].

     Определения, данные антропологом Р. Линтоном:

     "а)…  - Культуры – это, в конечном счете, не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества,

     б) Культура - это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются  и передаются по наследству членами  данного общества".

     "В  самом широком смысле слова  культура обозначает совокупность всего, что создано или смодифицированно сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга" (социолог П. Сорокин).

     Поэтому культура - это, прежде всего, процесс возвышения над биологическими (т.е. природными) формами жизнедеятельности [8, c. 168]. 

     1.2 Сущность и значение культуры 

     Сущность  культуры заключается в том, что  она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования.

     В массовом сознании утвердилось представление  о культуре как об особой сфере  общества, которая как бы отделена от повседневной жизни и фактически тождественна искусству и литературе. Этот взгляд закреплен в выражениях типа «работник культуры», «деятели культуры», под которыми подразумеваются поэты и писатели, музыканты и артисты.

     На  деле же культура - явление масштабное, несводимое к одному только искусству, явление соразмерное обществу и  цивилизации. Потому культура не только теснейшим образом связана со всеми сторонами жизни общества и человека, а пропитывает ее.

     Для того чтобы выяснить природу культуры, остановимся сначала на ее понятии. Термин «культура» латинского происхождения  и первоначально он означал возделывание почвы. В Средние века им обозначали прогрессивные методы возделывания зерновых, таким образом, возник ныне хорошо известный термин «агрикультура» [7, c. 100].

     В XVIII - XIX веках культура интерпретируется в аристократическом духе. Культурными стали считать образованных, начитанных, «хорошо воспитанных» людей, обладавших «хорошими манерами». Такое понимание культуры, как видно, в некоторой мере сохранилось и до наших дней: мы, например, говорим о культурных и некультурных людях, о бескультурье, связываем культуру с образованностью, интеллектуальным трудом и т.п. Это деление, таким образом, восходит к делению общества на культурных аристократов и некультурное простонародье.

     Впоследствии  под культурой стали понимать всё, что создано человеком в отличие от естественного мира, природы. С позиций современной философии и науки, культура - очеловеченный, преобразованный людьми мир. Это вторая природа, надстроенная человеком над первой, «натуральной». Она, следовательно, включает в себя фактически то же содержание, что и понятия общества и цивилизации [2, c. 111].

     Конкретно облик культуры особенно отчетливо  обнаруживается тогда, когда мы сравниваем разные народы, общества, страны. В глаза  бросаются различия в образах  жизни, типичных и характерных для этих народов, их обычаях, их разное отношение, например, к труду или семье, воспитанию детей или жизненному успеху, их привычки и традиции. Все эти различия фокусируются в системах ценностей и жизненных ориентиров, присущих этим народам. Так, американцы традиционно сориентированы на личный успех, в рамках их культуры по-разному варьируется миф о чистильщике сапог, ставшем президентом страны, они ценят людей, добившихся высокого статуса и популярности - спортсменов, артистов, певцов и т.п. А. Морито, один из основателей знаменитой фирмы «Сони», размышляя о японской и американской системах трудовых отношений, выделял такие различия. Для японской характерны фирменный патриотизм, система «семейных уз», демократизм в отношениях между менеджерами и работниками, «коллективное управление» (весьма напоминающее отечественную систему постоянных увязок и согласований решений), уравнительный принцип оплаты труда, в соответствии с которым она повышается каждый год по мере того, как работник становится старше и опытнее. Американская же система трудовых отношений, по мнению А. Морито, основана на индивидуализме, формальных связях работника с фирмой, узкой специализации работника, она ориентирована на извлечение максимальной прибыли и лишена «человеческого измерения».

     Этот  пример показывает, что одни же потребности (в данном случае экономические) могут  удовлетворяться, одни и те же цели могут достигаться на основе различных  систем ценностей, традиций, способов, правил и моделей поведения, т.е. всего того, что и образует особую культуру.

     Культура, следовательно, придает определённое значение человеческой деятельности и  жизни (скажем, труд рассматривается  и оценивается как долг, или  же, как обязанность, или же, как  повинность, или как способ достижения других целей), вносит в них смысл. Поэтому культуру можно также представить как совокупность значений, с помощью которых люди осмысливают себя и окружающий их мир.

Информация о работе Место и функции культуры в обществе