Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:51, контрольная работа
Человек живет в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие — лишь узкому кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей и интеллектуального сверхнапряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий — культура.
Понятие «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом. В контексте взаимосвязи человека и культуры напрашивается вывод о том, что уровень духовного развития человека, в существенной степени определяется воздействием на него культуры, и в частности таких как воспитание, образование, развитие творческих задатков. Образно говоря, древо человечества может произрастать и плодоносить лишь на богатой культурной почве.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………..
1.1 Адаптивная функция культуры……………………………………………….
1.2 Сигнификативная функция…………………………………………………....
1.3 Познавательная, гносеологическая функция………………………………...
1.4 Информационная функция………………………………………………….…
1.5 Коммуникативная функция……………………………………………………
1.6 Нормативная (регулятивная) функция………………………………………...
1.7 Аксиологическая функция……………………………………………………..
1.8 Эстетическая функция………………………………………………………….
1.9 Гедонистическая функция……………………………………………………..
1.10 Функция социализации и инкультурации…………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
1.1 Адаптивная
функция культуры……………………………………
1.2 Сигнификативная функция…………………………………………………....
1.3 Познавательная,
гносеологическая функция………………
1.4 Информационная функция………………………………………………….…
1.5 Коммуникативная функция……………………………………………………
1.6 Нормативная (регулятивная) функция………………………………………...
1.7 Аксиологическая функция……………………………………………………..
1.8 Эстетическая функция………………………………………………………….
1.9 Гедонистическая функция……………………………………………………..
1.10 Функция социализации и инкультурации…………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Человек живет в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие — лишь узкому кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей и интеллектуального сверхнапряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий — культура.
Понятие «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом. В контексте взаимосвязи человека и культуры напрашивается вывод о том, что уровень духовного развития человека, в существенной степени определяется воздействием на него культуры, и в частности таких как воспитание, образование, развитие творческих задатков. Образно говоря, древо человечества может произрастать и плодоносить лишь на богатой культурной почве.
Культура многогранна, и только в системе ценностей можно достаточно содержательно понять ее проявления. А проявления ее бесконечны. Можно говорить о культуре человечества, о культурах различных эпох (античная, средневековая и т.д.), о культурах различных этносов и стран (русской и России, французской и Франции), о религиозных культурах (буддийской, исламской, христианской), культурах различных социальных и профессиональных групп (крестьянской, помещичьей, городской, сельской) и даже о культуре отдельных личностей (Пушкина, Конфуция и др.).
Прежде всего, необходимо подчеркнуть мысль, что понятие "культура" относится к числу тех общеисторических категорий, которые имеют силу для всех эпох. Культура возникает вместе с появлением на земле человечества, и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая особая форма общества обладала своей, только ей свойственной культурой.
В современной отечественной культурологии принято выделять три подхода в определении культуры – антропологический, социологический и философский.
Суть антропологического подхода заключается в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни как отдельного человека, так и целых обществ. Это означает, что культура представляет собой способ существования человечества в виде многочисленных локальных культур. Данный подход ставит знак равенства между культурой и историей всего общества.
Социологический подход рассматривает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом выступает система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но затем они же и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.
Философский подход стремится выявить закономерности в жизни общества, установить причины зарождения и особенности развития культуры. В русле этого подхода дается не просто описание или перечисление явлений культуры, но предпринимается попытка проникнуть в их сущность. Как правило, сущность культуры видят в сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира для удовлетворения человеческих потребностей.
Культура – это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек.
Не
вызывает сомнения также, что в результате
этого преобразования образуется искусственный
мир, существенной частью которого являются
идеи, ценности и символы. Он противостоит
миру природы. И наконец, культура не наследуется
биологически, а приобретается только
в результате воспитания и образования,
проходящего в обществе, среди других
людей.
Сложная, многоплановая и разноуровневая структура культуры, ее органическая взаимосвязь со всеми сферами жизни общества позволяет ей осуществлять в обществе ряд социальных функций.
Действительно,
культура как форма деятельности
в конечном итоге предназначена
для сохранения и развития своего собственного
содержания, т.е. человека. Предназначение
культуры, ее «обязанность» или роль, которую
она играет в человеческой жизни, выражены
в ее функциях. Все функции осуществляются
ради человека как общественного существа.
Познает ли он мир или пытается защитить
природу, верует ли он в Бога или разделяет
высокие идеалы гуманизма — все это он
делает ради себя самого. В соответствии
с этим и функции культуры призваны обслуживать
эгоистические устремления общественного
человека. Иногда в истории культуры появлялись
личности, которые не могли мириться с
ее чисто служебной ролью. Как правило,
из-за непонимания их современниками они
вынуждены были иногда покидать мир культуры,
изолировать себя от общества. Подобные
личности полагали, что культура и ее функции
должны обслуживать не эгоистические
интересы людей, а чистоту нравов, сохранность
окружающей природы, культивировать любовь
и веру в человеке.
1.1
Адаптивная функция
культуры
Важнейшая функция культуры – адаптивная, позволяющая человеку приспособиться к окружающей среде, что выступает необходимым условием выживания всех живых организмов в процессе эволюции. Но человек не приспосабливается к изменениям окружающей среды, как это делают другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, приспосабливая ее к себе. При этом создается новый, искусственный мир – культура. Иными словами, человек не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания.
Безусловно, полной независимости от окружающей среды человек добиться не может, так как каждая конкретная форма культуры во многом обусловлена природными условиями. От природных и климатических условий будет зависеть тип хозяйства, жилища, традиции и обычаи, верования, обряды и ритуалы народов.
По мере развития культуры человечество обеспечивает себе все большую безопасность и комфорт. Но, избавившись от прежних страхов и опасностей, человек встает лицом к лицу перед новыми угрозами, которые он создает себе сам. Так, сегодня можно не бояться таких грозных болезней прошлого, как чума или черная оспа, но появились новые болезни, такие, как СПИД, от которых еще не найдены лекарства, а в военных лабораториях ждут своего часа другие смертельные болезни, созданные самим человеком. Таким образом, человеку нужно защищаться не только от природной среды обитания, но и от мира культуры.
Адаптивная функция имеет двойственную природу. С одной стороны, она проявляется в создании необходимых человеку средств защиты от внешнего мира. Таковы все продукты культуры, которые помогают первобытному, а позднее и цивилизованному человеку выжить и уверенно чувствовать себя в мире: использование огня, создание продуктивного сельского хозяйства, медицины и т.д. Это – так называемые специфические средства защиты человека. К ним относятся не только предметы материальной культуры, но и те специфические средства, которые человек вырабатывает для приспособления к жизни в обществе, удерживающие его от взаимного истребления и гибели. Это государственные структуры, законы, обычаи, традиции, нормы морали и т.д.
Существуют
также неспецифические
средства защиты человека – это культура
в целом, существующая как картина мира.
Понимая культуру как «вторую природу»,
мир, созданный человеком, мы подчеркиваем
важнейшее свойство человеческой деятельности
и культуры – способность к «удвоению»
мира, выделения в нем чувственно-предметного
и идеально-образного пластов. Культура
как картина мира дает возможность видеть
мир не как непрерывный поток информации,
а получать эту информацию уже в упорядоченном
и структурированном виде.
1.2
Сигнификативная
функция
Культура как картина мира связана с другой функцией культуры – знаковой, сигнификативной, т.е. функцией присвоения имен. Формирование имен и названий очень важно для человека. Если какой-то предмет или явление не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для нас не существуют. Присвоив название предмету или явлению и оценив его, например, как угрожающий, мы одновременно получаем необходимую информацию, позволяющую нам действовать, чтобы избежать опасности. Ведь при маркировании угрозы мы не просто даем ей имя, но вписываем в иерархию бытия.
Таким
образом, культура как образ и
картина мира представляет собой
упорядоченную и сбалансированную схему
космоса, служа той призмой, сквозь которую
человек смотрит на мир. Эта схема выражается
через философию, литературу, мифологию,
идеологию, а также в поступках людей.
Содержание ее большинством членов этноса
осознается фрагментарно, в полном объеме
она доступна лишь небольшому числу специалистов-культурологов.
Основой этой картины мира являются этнические
константы – ценности и нормы этнической
культуры.
1.3
Познавательная, гносеологическая
функция
Важной функцией культуры является также познавательная (гносеологическая) функция. Культура концентрирует в себе опыт и навыки множества поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его дальнейшего познания и освоения. Наиболее полно эта функция проявляет себя в науке и научном познании. Разумеется, знания приобретаются и в других сферах культуры, но там они являются побочным результатом человеческой деятельности, а в науке получение объективных знаний о мире – главная цель.
Наука долгое время оставалась феноменом лишь европейской цивилизации и культуры, а другие народы выбирали иной путь познания окружающего мира. Так, на Востоке с этой целью были созданы сложнейшие системы философии и психотехники. В них серьезно обсуждались такие непривычные для рациональных европейских умов способы познания мира, как телепатия (передача мыслей на расстоянии), телекинез (способность воздействовать мыслью на предметы), ясновидение (способность предсказывать будущее) и многое другое.
Познавательная функция неразрывно связана с функцией накопления и хранения информации, так как знания, информация выступают результатами познания мира. Естественным условием жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом является потребность в информации по самым различным вопросам. Мы должны помнить свое прошлое, уметь его правильно оценивать, признавать свои ошибки. Человек должен знать, кто он, откуда и куда идет. В связи с этими вопросами сформировалась информационная функция культуры.
Культура стала специфически человеческой формой производства, накопления, хранения и трансляции знаний. В отличие от животных, у которых передача информации от одного поколения к другому происходит в основном генетическим путем, у людей информация кодируется в разнообразных знаковых системах. Благодаря этому информация отделяется от индивидов, добывших ее, приобретает самостоятельное существование, не исчезая после их смерти. Она становится общественным достоянием, и каждое новое поколение не начинает свой жизненный путь с нуля, а активно осваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями.
Информация транслируется не только во временном аспекте – от поколения к поколению, но и в рамках одного поколения – как процесс обмена опытом между обществами, социальными группами, отдельными людьми. Существуют рефлексивные (осознаваемые) и нерефлексивные (неосознаваемые) формы трансляции культурного опыта. К рефлексивным формам относятся целенаправленное обучение и воспитание. К нерефлексивным – стихийное усвоение культурных норм, которое происходит неосознанно, путем прямого подражания окружающим.