Место и функции культуры в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:05, реферат

Описание работы

Культурный горизонт мира непрерывно расширяется. Сегодня, в XXI веке, мы понимаем и ценим не только классическую античность. И западноевропейское средневековье, и византийская музыка и иконопись, и африканская скульптура, и фаюмский портрет, и персидская миниатюра, и искусство инков, и многое другое — все это стало культурным достоянием человечества.

Содержание

.Введение…………….. стр. 2-4

2.Место и функции культуры в обществе………………… стр. 4-9

3.Культура и цивилизация: проблема взаимосвязи……………………стр. 9-13

4.Культура в системе индивидуальных и общественных потребностей……………………………стр. 13-17

5.Официальная и альтернативные культуры. Контркультура.

Субкультура……………………………..стр. 17-20

6.Заключение…………….стр. 21-22

7.Список используемой литературы…………..стр. 23

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа культурология Костя.docx

— 57.57 Кб (Скачать)

                                                Содержание.

1.Введение…………….. стр. 2-4

2.Место и функции культуры в обществе………………… стр. 4-9

3.Культура и цивилизация: проблема взаимосвязи……………………стр. 9-13

4.Культура в системе индивидуальных и общественных потребностей……………………………стр. 13-17

5.Официальная и альтернативные культуры. Контркультура.

Субкультура……………………………..стр. 17-20

6.Заключение…………….стр. 21-22

7.Список используемой  литературы…………..стр. 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Культурный  горизонт мира непрерывно расширяется. Сегодня, в XXI веке, мы понимаем и ценим не только классическую античность. И западноевропейское средневековье, и византийская музыка и иконопись, и африканская скульптура, и фаюмский портрет, и персидская миниатюра, и искусство инков, и многое другое — все это стало культурным достоянием человечества.

     Мы  изучаем труды древних философов, читаем книги писателей и восхищаемся  произведениями художников, от которых  нас отделяют тысячи километров и  столетия, и даже тысячелетия. Мы можем  понять то, что нам не свойственно, что отсутствует у нас самих  и даже противоположно нам. Познавая другие культуры, мы способствуем обогащению нашей собственной национальной культуры.

     Что же такое культура? Как и когда  она возникла?

     Многозначность  понятия «культура». Трудно представить себе термин более распространенный и более многозначный, чем «культура». О ней говорят применительно к разным сферам жизни общества и человека, ее изучает целый ряд наук.

     Прежде  всего необходимо различать научное  и повседневное употребление этого  слова. Повседневное употребление понятия  «культура» встречается чаще всего  в обиходном языке. Так, когда  о ком-нибудь говорят, что он культурный человек, то это означает, что его  поведение (или воспитание) заслуживает  положительной оценки; если кого-то называют некультурным человеком —  значит, оценивают его отрицательно. В науке понятие «культура» имеет  описательный смысл: его употребляют  для обозначения определенных явлений, предметов и процессов.

     Происхождение понятия «культура». Слово «культура» произошло от латинского cultura и первоначально означало «возделывание земли». В античные времена это слово употреблялось в переносном смысле и обозначало улучшение и облагораживание человеческих обычаев и поведения и отождествлялось с просвещенностью, образованностью и воспитанностью. В данном значении оно постепенно вошло во все европейские языки, в том числе и в русский.

     Впоследствии, однако, это понятие претерпело значительные изменения.

     Определения понятия «культура». «Классическое» определение понятия «культура» принадлежит английскому антропологу Э. Тэй-лору и дано в его книге «Первобытная культура», изданной в 1871 г. По Тэйлору, культура «слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и любых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

     Впоследствии  предпринимались попытки определить культуру как набор характеристик  человеческого поведения, как собственно творческую деятельность, как одно из проявлений общественной жизни людей, как социальную структуру или  организм. 

     Ориентироваться в столь многочисленных определениях трудно, поэтому попробуем обозначить лишь общие подходы к теме и  дать рабочее определение культуры применительно к данному курсу. Часто к понятию «культура» относят  все, что создано человеком. Такое  толкование подчеркивает прежде всего  гуманистическую природу культуры, представляя ее как специфический, характерный именно для людей  способ деятельности и его результаты. Это — наиболее широкое понимание  данного понятия, охватывающее все  материальные и нематериальные ценности, созданные человеком. В этом смысле культуре принадлежит как всякий предмет, созданный человеком, так  и любая мысль, рожденная человеческим разумом. В рамках данного подхода  понятие культуры охватывает всю  жизнь общества, и социальные системы  рассматриваются также как часть  культуры. Фактически история культуры превращается просто в историю.

     Однако  понятие «культура» употребляется  и в более узком смысле. Согласно такому подходу, культуру образуют наука, искусство, литература, религия, политические и социальные идеи — словом, высшие творения человеческого разума.

     Мы  будем придерживаться социологического определения культуры, которое понимает ее как совокупность продуктов человеческой деятельности, а также и саму эту  деятельность. Отметим, однако, что элементами культуры становятся не все результаты человеческой деятельности и образцы поведения, а лишь те из них, которые воспринимаются достаточно большими группами людей и передаются последующим поколениям.

     Культура  и общество. Понятие культуры неразрывно связано с обществом: культура создается обществом, она имеет социальные корни и передается посредством традиции.

     Мы  будем рассматривать соотношение  понятий «общество» и «культура» не как соотношение части и  целого, а как отражение двух разных сторон, или аспектов, одного и того же неделимого социокультурного мира.

     Понятие «цивилизация» было введено учеными-энциклопедистами и ассоциировалось с прогрессом, эволюционным развитием народов  на началах разума. В дальнейшем его содержание стало противопоставляться  понятию «культура». Так, во второй половине XIX в. немецкие мыслители стали  понимать под цивилизацией деятельность, связанную с улучшением социального  устройства, а под культурой —  усилия, направленные на внутреннее усовершенствование человеческой личности.

     В XX в. это противопоставление обострилось, прежде всего в связи с осознанием негативных последствий научно-технического прогресса и стремлением ученых обозначить с помощью понятий  противоречия в развитии двух срезов культуры — гуманитарного и естественно-технического.

     2.Место и функции культуры в обществе.

     2.1 Место культуры  в обществе.

     При самом общем взгляде на общество видно, что оно совокупность, объединение  людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства.

     Общество - это человеческая общность, которую  образуют люди и в которой они  живут. Биологические отношения  животных являются, в сущности, их отношениями  к природе, в то время как специфику  человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.

     Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой, правом, этикой, моралью, определяет их содержание.

     Общество  создает условия для социального  развития человека, т. е. человека как  личности. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того общество создает условия  для массового использования  ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании  и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно, что вне общественных форм жизни  эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

     Культура  своими нормами и ценностями входит во взаимодействие с другими системами  саморегуляции в обществе, такими, как политика, право и т. п., но в отличие от них регулятивы культуры амбивалентны и могут использоваться на принципах свободного выбора .

     Развитие  интересов и потребностей личности может стимулировать изменение  ценностей культуры, и тогда они  подвергаются реформированию или даже замене. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора. В  целом здесь возможны три типичные ситуации: первая, когда общество менее  динамично и менее открыто, чем  культура. Культура будет предлагать ценности, оппозиционные по смыслу, а общество будет стремиться их отторгнуть. Сдерживается прогрессивное развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся  ценности и в целом возникают  неблагоприятные условия для  развития личности. Возможна и обратная ситуация, когда общество в силу политических или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обновлением норм и ценностей. Для личностного развития вновь  нет оптимальных условий. И, наконец, возможно гармоничное, сбалансированное изменение общества и культуры. В  этих условиях возможно конструктивное, непротиворечивое и гармоничное  развитие личности .

     Культура  служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения . 

     2.2 Функции культуры  в обществе

Культура  как целостное явление выполняет  определенные функции по отношению  к обществу.

     Адаптационная функция - культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Термин адаптация означает приспособление. Животные и растения вырабатывают механизмы  адаптации в процессе биологической  эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной он не приспосабливается  к среде, а приспосабливает среду  к себе, создавая новую искусственную  среду. Человек как биологический  вид остается одинаковым в очень  широком диапазоне условий, а  культура (формы хозяйства, обычаи, социальные институты) различаются  в зависимости от того, чего требует  природа в каждом конкретном регионе. Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные  с каким-то полезным приспособительным  эффектом. Другой стороной адаптационных  функций культуры является то, что  ее развитие все в большей степени  обеспечивает людям безопасность и  комфорт, увеличивается эффективность  труда, появляются новые возможности  для духовной самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой раскрыть себя .

     Коммуникативная функция – культура формирует  условия и средства человеческого  общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат  общения людей. Условие потому, что  только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения – знаковые системы, языки. Результат – потому что только благодаря общению  люди могут создавать хранить  и развивать культуру; в общении  люди учатся пользоваться знаковыми  системами, фиксировать в них  свои мысли и усваивать зафиксированные  в них мысли других людей. Таким  образом, культура связывает и объединяет людей .

     Интегративная функция – культура объединяет народы социальные группы государства. Любая  социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов убеждений ценностей идеалов  характерных для данной культуры. Эти явления определяют сознание и поведение людей, у них формируется  чувство принадлежности к одной  культуре. Сохранение культурного наследства национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении долгого времени общности людей. Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера тесно связывает представителей различных народов, составляющих мир ислама или христианский мир.

     Функция социализации – культура это важнейшее  средство включения индивидов в  социальную жизнь, усвоения ими социального  опыта, знаний ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет  личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию, и жить так как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить мыслить и действовать в соответствии с ними .

     Информационная  функция культуры – с возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Информация как приобретает собственную жизнь и способность к собственному развитию. В отличие от биологической, социальная информация не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Благодаря этому в обществе, возможно, то, что никогда не будет возможно в животном мире – историческое умножение и накопление информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.

Информация о работе Место и функции культуры в обществе