Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:05, реферат
Культурный горизонт мира непрерывно расширяется. Сегодня, в XXI веке, мы понимаем и ценим не только классическую античность. И западноевропейское средневековье, и византийская музыка и иконопись, и африканская скульптура, и фаюмский портрет, и персидская миниатюра, и искусство инков, и многое другое — все это стало культурным достоянием человечества.
.Введение…………….. стр. 2-4
2.Место и функции культуры в обществе………………… стр. 4-9
3.Культура и цивилизация: проблема взаимосвязи……………………стр. 9-13
4.Культура в системе индивидуальных и общественных потребностей……………………………стр. 13-17
5.Официальная и альтернативные культуры. Контркультура.
Субкультура……………………………..стр. 17-20
6.Заключение…………….стр. 21-22
7.Список используемой литературы…………..стр. 23
1.Введение…………….. стр. 2-4
2.Место и функции культуры в обществе………………… стр. 4-9
3.Культура и цивилизация: проблема взаимосвязи……………………стр. 9-13
4.Культура в системе индивидуальных и общественных потребностей……………………………стр. 13-17
5.Официальная и альтернативные культуры. Контркультура.
Субкультура……………………………..стр. 17-20
6.Заключение…………….стр. 21-22
7.Список используемой
литературы…………..стр. 23
Введение.
Культурный горизонт мира непрерывно расширяется. Сегодня, в XXI веке, мы понимаем и ценим не только классическую античность. И западноевропейское средневековье, и византийская музыка и иконопись, и африканская скульптура, и фаюмский портрет, и персидская миниатюра, и искусство инков, и многое другое — все это стало культурным достоянием человечества.
Мы
изучаем труды древних
Что же такое культура? Как и когда она возникла?
Многозначность понятия «культура». Трудно представить себе термин более распространенный и более многозначный, чем «культура». О ней говорят применительно к разным сферам жизни общества и человека, ее изучает целый ряд наук.
Прежде всего необходимо различать научное и повседневное употребление этого слова. Повседневное употребление понятия «культура» встречается чаще всего в обиходном языке. Так, когда о ком-нибудь говорят, что он культурный человек, то это означает, что его поведение (или воспитание) заслуживает положительной оценки; если кого-то называют некультурным человеком — значит, оценивают его отрицательно. В науке понятие «культура» имеет описательный смысл: его употребляют для обозначения определенных явлений, предметов и процессов.
Происхождение понятия «культура». Слово «культура» произошло от латинского cultura и первоначально означало «возделывание земли». В античные времена это слово употреблялось в переносном смысле и обозначало улучшение и облагораживание человеческих обычаев и поведения и отождествлялось с просвещенностью, образованностью и воспитанностью. В данном значении оно постепенно вошло во все европейские языки, в том числе и в русский.
Впоследствии, однако, это понятие претерпело значительные изменения.
Определения понятия «культура». «Классическое» определение понятия «культура» принадлежит английскому антропологу Э. Тэй-лору и дано в его книге «Первобытная культура», изданной в 1871 г. По Тэйлору, культура «слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и любых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Впоследствии
предпринимались попытки
Ориентироваться
в столь многочисленных определениях
трудно, поэтому попробуем обозначить
лишь общие подходы к теме и
дать рабочее определение культуры
применительно к данному курсу.
Часто к понятию «культура» относят
все, что создано человеком. Такое
толкование подчеркивает прежде всего
гуманистическую природу
Однако понятие «культура» употребляется и в более узком смысле. Согласно такому подходу, культуру образуют наука, искусство, литература, религия, политические и социальные идеи — словом, высшие творения человеческого разума.
Мы будем придерживаться социологического определения культуры, которое понимает ее как совокупность продуктов человеческой деятельности, а также и саму эту деятельность. Отметим, однако, что элементами культуры становятся не все результаты человеческой деятельности и образцы поведения, а лишь те из них, которые воспринимаются достаточно большими группами людей и передаются последующим поколениям.
Культура и общество. Понятие культуры неразрывно связано с обществом: культура создается обществом, она имеет социальные корни и передается посредством традиции.
Мы
будем рассматривать
Понятие
«цивилизация» было введено учеными-
В
XX в. это противопоставление обострилось,
прежде всего в связи с осознанием
негативных последствий научно-
2.Место и функции культуры в обществе.
2.1 Место культуры в обществе.
При самом общем взгляде на общество видно, что оно совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства.
Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.
Место
и роль культуры в обществе велики.
Она взаимодействует с
Общество
создает условия для
Культура своими нормами и ценностями входит во взаимодействие с другими системами саморегуляции в обществе, такими, как политика, право и т. п., но в отличие от них регулятивы культуры амбивалентны и могут использоваться на принципах свободного выбора .
Развитие интересов и потребностей личности может стимулировать изменение ценностей культуры, и тогда они подвергаются реформированию или даже замене. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора. В целом здесь возможны три типичные ситуации: первая, когда общество менее динамично и менее открыто, чем культура. Культура будет предлагать ценности, оппозиционные по смыслу, а общество будет стремиться их отторгнуть. Сдерживается прогрессивное развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся ценности и в целом возникают неблагоприятные условия для развития личности. Возможна и обратная ситуация, когда общество в силу политических или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обновлением норм и ценностей. Для личностного развития вновь нет оптимальных условий. И, наконец, возможно гармоничное, сбалансированное изменение общества и культуры. В этих условиях возможно конструктивное, непротиворечивое и гармоничное развитие личности .
Культура
служит организации жизни общества,
выполняет роль запрограммированного
поведения, помогает сохранить единство
и целостность общества, его взаимодействие,
как на групповом уровне, так и с другими
сообществами. Культура выражается в социальных
отношениях, направленных на создание,
усвоение, сохранение и распространение
предметов, идей, ценностей, обеспечивающих
взаимопонимание людей в различных ситуациях.
Каждое конкретное общество на протяжении
веков создавало суперкультуру, передающуюся
через поколения .
2.2 Функции культуры в обществе
Культура
как целостное явление
Адаптационная функция - культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Термин адаптация означает приспособление. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду. Человек как биологический вид остается одинаковым в очень широком диапазоне условий, а культура (формы хозяйства, обычаи, социальные институты) различаются в зависимости от того, чего требует природа в каждом конкретном регионе. Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с каким-то полезным приспособительным эффектом. Другой стороной адаптационных функций культуры является то, что ее развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт, увеличивается эффективность труда, появляются новые возможности для духовной самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой раскрыть себя .
Коммуникативная
функция – культура формирует
условия и средства человеческого
общения. Культура создается людьми
сообща, она есть условие и результат
общения людей. Условие потому, что
только благодаря усвоению культуры
между людьми устанавливаются подлинно
человеческие формы общения, культура
дает им средства общения – знаковые
системы, языки. Результат – потому
что только благодаря общению
люди могут создавать хранить
и развивать культуру; в общении
люди учатся пользоваться знаковыми
системами, фиксировать в них
свои мысли и усваивать
Интегративная
функция – культура объединяет народы
социальные группы государства. Любая
социальная общность, в которой складывается
своя культура, скрепляется этой культурой.
Потому что среди членов общности
распространяется единая совокупность
взглядов убеждений ценностей идеалов
характерных для данной культуры.
Эти явления определяют сознание
и поведение людей, у них формируется
чувство принадлежности к одной
культуре. Сохранение культурного наследства
национальных традиций, исторической
памяти создает связь между
Функция
социализации – культура это важнейшее
средство включения индивидов в
социальную жизнь, усвоения ими социального
опыта, знаний ценностей, норм поведения,
соответствующих данному
Информационная функция культуры – с возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Информация как приобретает собственную жизнь и способность к собственному развитию. В отличие от биологической, социальная информация не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Благодаря этому в обществе, возможно, то, что никогда не будет возможно в животном мире – историческое умножение и накопление информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.