Лингвокультурологический потенциал школьных словарей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 04:51, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: лингвокультурологические словари как источник обогащения словарного запаса школьников на уроках русского языка.
Цель исследования: изучение содержания и приемов формирования лингвокультурологической компетенции на уроках русского языка с использованием лингвокультурологических словарей.

Содержание

Введение…………………………………………………………….....3 стр.
Глава I. Виды лингвистических словарей………………………...…5 стр.
Классификация словарей………………………………………….5 стр.
Школьные словари русского языка……………………………..13 стр.
Словари лингвокультурологического типа……………………..18 стр.
Глава II. Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников………………………………………………...22 стр.
2.1. Приемы работы с разными видами словарей (Из опыта работы Николаевой З.А., учителя русского языка и литературы Ибресинской СОШ № 2)………………………………………………………………………….22 стр.
2.2. Лингвокультурологический проект «Энциклопедия Зимы» на уроках русского языка в 7 классе……………………………………………….…28 стр.
Заключение…………………………………………………….……..44 стр.
Библиография…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 83.13 Кб (Скачать)

     При подготовке к уроку дети на основании изученных стихотворений должны составить словарик слов и выражений, помогающих представить картину наступления зимы ярко, образно. Слова группируются по темам. В результате индивидуальной и групповой работы появляется такой словарь.

     Зима: волшебница, область грезы, невидимка.

     Лес, деревья: березки в жемчугах; сосна повязалась белой косынкой; ель в белых космах тонет; березка, как невеста; березка, словно лебедушка; ели – балерины в  белых пачках.

     Снег: яркий бисер;  скатерть; легкий пух; серебро; бархатная пустыня; театральное привидение.

     Цвет: лазурь светлая; блестящая скатерть долин; яркий бисер полей; синее зеркало льда; серебро, огни и блестки; блеклая дымка; сказочные реки.

     Звук: все безмолвно; дикая метель.

     Затем учащиеся слушают музыку Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель», рассказывают об ассоциациях, вызванных произведением. Из стихотворений дети выбирают наиболее красочные обороты, отмечают, какие художественные приемы помогли поэтам создать незабываемый образ первого снега.  

     Далее обращаемся к картине И. Попова «Первый снег». Предварительная работа с произведениями других видов искусства поможет детям рассказать о своих впечатлениях от первого снега, настроиться на восприятие картины. Предлагаем такие вопросы и задания.

     - Какие чувства вызывает у нас первый снег?

     - Как выразить свое восхищение?

     -Какие средства художественной выразительности можно использовать?

     -Составьте таблицу-словарик к картине «Первый снег», выделив тематические группы «Снег», «Небо», «Дома», «Тротуар», «Люди», «Деревья», «Собака».

     - Каким может быть первый снег?

     -Какие детали картины вы отметите?

     -Могут ли девочки, изображенные на картине, быть знакомы автору?

     - О чем говорят следы на снегу, ведущие к героиням?

     - Почему вдруг замер щенок?

     - Все рады первому снегу. Город еще только просыпается: 8.00. А что будет через час? А когда вы вернетесь из школы? А вечером?

     - Попробуйте написать сочинение в форме дневниковых записей.

     - Что такое дневник? Каковы значения слова? Что заносят люди в личные дневники? Ведут ли дневники в наше время? В какой форме? Почему вести дневниковые записи очень интересно?

     Чтобы облегчить детям работу, записываем на доске слова и словосочетания, которые можно использовать в сочинении: скрипящий под ногами снег, белый пушистый ковер, свежий запах зимнего воздуха, морозный воздух, глубокие следы, крупные хлопья снега, снежинки, похожие на парашютики.

     В 7 классе предусмотрено написание сочинения по картине К. Ф. Юона «Конец зимы.  Полдень», ребята должны создать текст  для телевизионной передачи «Времена года».

     Эмоциональным толчком к работе над картиной станет текст М. Горького: «Зима цепляется снежными крыльями за крыши домов.  Она заворачивается в пушистые сугробы, как в шубу, примеряет на платье бахрому инея. Зима, оказывается, большая модница и не любит весну за то, что весною ее белоснежное платье превращается в грязные лохмотья».

     Вопросы по тексту:

     -Какие художественные приемы помогли автору создать такой выразительный текст?

     -Какие новые характеристики образа зимы появляются в этом тексте?

     -Какие значения слова «зима» мы можем воспринимать в данном тексте?

     Далее целесообразно обратить внимание на изображение зимы в русской живописи. Дети заранее могут подготовить, например, виртуальную экскурсию по картинам русских художников. Затем переходим к анализу картины К. Ф. Юона.

     Вопросы по картине.

     - Какие чувства охватывают нас при  рассматривании картины?

     - Как художник показывает конец зимы и начало весны?

     -Удалось ли автору передать ощущения, которые испытывает человек в конце зимы?

     - Какие детали привлекли внимание автора? Какие деревья? Как изображен дом?

     - Какую цветовую гамму использует художник?

     - Запишите слова и словосочетания, отражающие состояние природы.

     - Представьте, что вы готовите на телевидении цикл передач «Времена года». Как вы будете использовать картину К. Ф. Юона? С чего начнете свое выступление?

     Мы видим, что работа с картинами может стать одним из этапов реализации проекта «Энциклопедия Зимы».

     Логическим завершением проектной деятельности становится создание  альбома, в который войдут лучшие работы (словари, сочинения, рисунки) детей.»[22] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

     Проблема  «лингвокультурологический потенциал школьных словарей русского языка» – это новое в методике преподавания русского языка. В своем исследовании я постаралась как можно полнее осветить вопрос о видах лингвистических словарей и о приемах работы с разными видами словарей на уроках русского языка. Пытаясь дать оценку различным видам словарей, я пришла к выводу, что каждый словарь имеет большое значение для современного школьника. Главная его задача – содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь богатой, грамотной, культурной.

     Изучая данную тему, я пришла к выводу, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя-словесника. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей на уроке. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.

      Я надеюсь, что по окончании филологического факультета материал по этому вопросу пригодится мне в дальнейшей педагогической деятельности. Буду и дальше работать в этом направлении. Убеждена, что работа со словарями на уроках русского языка обеспечит интенсивное интеллектуальное и речевое развитие школьников.  
 
 
 
 
 
 
 

    Библиография

     1. Агеенко Ф. А. Словарь ударений русского языка / Ф. А. Агеенко, М. В. Зарва. — М., 2000.            2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков – СПб., 1999, с. 139.

     3. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова [и др.]. — М., 2010.        4. Баско Н. В., Зимин В. И. Фразеологический словарь русского языка 5-11 классы— М., 2010.2. Баранов М.Т. О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в IV-VIII классах //РЯШ. - 1969. - № 6. - с. 38-42. 5. Бушуй Т.А. Н.П. Колесников. Словарь неологизмов В.В. Маяковского // РЯШ. - 1992. - № 3-4. - с. 64-67.       6. Виноградов В.В. О грамматической омонимии в современном русском языке // РЯШ - 1940. -№!.- с. 83-86.      7. Виноградов В.В. Русская наука о русском литературном языке. Учен. зап. Моск. Университета. Вып. 106., т. III, кн. 1 М., 1949, 615 с.   8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1979. - 548 с.    9. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке / К. С. Горбачевич. — СПб., 2002.   10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус яз., 1999. - Т. 1: А-3. - 1999. - 699 с.      11. Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.   12. Звегинцев В.А. Социальное и лингвистическое в социолингвистике //Известия СССР. - 1982. - Вып. 3. - с. 256.      13.Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. — М., 2006.     14. Иванова А.М. Урок, посвященный словарям //РЯШ. - 1991. № 6. -с. 33-34.            15.Иванова Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. — М., 2009.              16. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка // РЯШ. - 1991. - М 2. - с. 41-44.          17. Кацнельсон С.Д. Типология языков и речевое мышление. - Л., 1972. - 415 с.             18. Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. - М., 1961. - 319 с.           19. Колесников Н.П. Словарь неологизмов В.В. Маяковского / Под ред. КМ. Шанского. - Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1991. — 346 с.  

     20. Колесников Н.П. Толковый словарь  названия женщин – М., 2002г.

     21. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. — М., 2010.

     22. Лоськова Т.Н. Лингвокультурологические проекты на уроках русского языка в средней школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.festival.1september.ru/articles/607921/

     23. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка – М.,2009г.            24. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М., 1955. -Т. 4.-560с.  25. Матвеев Б.И. Малый толковый словарь русского языка / Б.И. Матвеев, В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина //РЯШ. - 1991. - № 6. - с. 84-88.   26. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. - М.:Просвещение, 1990. - 366 с.           27. Николаева З.А. Приемы работы с разными видами словарей учителя русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.korunb.nlr.ru

     28. Новые словари // РЯШ - 1995. - № 3. - с. 102-106.    29. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М., 2002.         30. Пешковскии А.М. Как вести занятия по синтаксису и стилистике в школах взрослых? - В кн.: Вопросы методики русского языка, лингвистики, стилистики. - М.; 1930. - 216 с.        31. Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка / З. А. Потиха. — М., 1987.          32. Рогожникова Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. / Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская. — М., 2005.       33. Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. — М., 2009.       34. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А. Современный русский язык: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения, 1994. - 560 с.  35.Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века – М., 2001г.

     36. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. — М., 2010.        37. Тихонов А.Н.Орфографический словарь русского языка. — М.,2009. 38. Убийко В.И. Консептосфера внутреннего мира человека в русском языке – Уфа, 1998г.

     39. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. - М.; 1972. - 469 с.            40. Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — М., 2000. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Лингвокультурологический потенциал школьных словарей