Лингвокультурологический потенциал школьных словарей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 04:51, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: лингвокультурологические словари как источник обогащения словарного запаса школьников на уроках русского языка.
Цель исследования: изучение содержания и приемов формирования лингвокультурологической компетенции на уроках русского языка с использованием лингвокультурологических словарей.

Содержание

Введение…………………………………………………………….....3 стр.
Глава I. Виды лингвистических словарей………………………...…5 стр.
Классификация словарей………………………………………….5 стр.
Школьные словари русского языка……………………………..13 стр.
Словари лингвокультурологического типа……………………..18 стр.
Глава II. Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников………………………………………………...22 стр.
2.1. Приемы работы с разными видами словарей (Из опыта работы Николаевой З.А., учителя русского языка и литературы Ибресинской СОШ № 2)………………………………………………………………………….22 стр.
2.2. Лингвокультурологический проект «Энциклопедия Зимы» на уроках русского языка в 7 классе……………………………………………….…28 стр.
Заключение…………………………………………………….……..44 стр.
Библиография…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 83.13 Кб (Скачать)

        Ты  богат, я очень беден.

        Ты  прозаик – я поэт.

              (А.С.  Пушкин.)

     5.  В следующих поэтических строчках выделите фразеологизмы, объяснив их значение. Проверьте правильность своих ответов по словарю.

        Его почуя, конь дорожный

        Храпит  – и путник осторожный

        Несется в гору во весь дух

               (А.С. Пушкин. «Евгений  Онегин».) 

         Видал он виды всякие,

         Изъездил  всю губернию

         И вдоль и поперек.

               (Н.А. Некрасов. «Кому  на Руси жить хорошо?»)

     6.   Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, глаза, нос, ноги).

     Голова  – морочить голову, …

     Ноги  – уносить ноги, …

     Глаза – мозолить глаза, …

     Нос – задирать нос, …

    Можно вести учащимся личные тематические словари. Это небольшая записная книжечка, которую удобно хранить  в учебнике, значит, она всегда будет  под рукой. Использование такой  книжечки приводит словарную работу в какую – то систему.

    Слова можно давать на уроках по темам: литература , театр, искусство, наука, спорт

    Литература: эссе, пьеса, диалог, рецензия, прототип, эпилог …

    Наука: доцент, приоритет, диплом, стипендия, кандидат, деканат …

    Сначала учащиеся пишут словарный диктант, затем идет объяснение значений новых  слов (и по словарю!) , дальше ученики  записывают их в свои словари, придумывают  с ними предложения. Так новые  слова входят в сознание учащихся.

    Словари можно начать в 5 классе и продолжать его до 9 класса, дополняя начатые  списки по темам. Такой словарь может  принести ощутимую пользу и учителю, и ученикам: их можно повторять  на уроках развития речи при подготовке к сочинениям.

      Таким образом, работа со словарем  – важная часть урока. Обращение  к словарю должно стать для  ученика необходимостью, рефлексом.  Причём, к любому словарю, начиная  с орфографического и заканчивая  любым специализированным изданием.

      Работа со словарём не только  обогащает словарный запас учащихся, но способствует повышению их  грамотности. Поэтому словарная  работа должна присутствовать  на каждом уроке, являясь основным  моментом в его структуре. Нужно,  чтобы учащиеся к словарям  обращались постоянно. Важно,  чтобы словари были у каждого  ученика и на каждой парте.  А интуиция учителю подскажет,  на каком этапе урока и сколько  времени (не менее 5 – 7 минут)  отводить словарной работе. Только  такое обучение может дать  положительные результаты.

    В заключение добавлю, что целенаправленная, тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает выработать орфографическую грамотность, развивать речь учащихся, прививать  любовь к русскому языку.  

2.2. Лингвокультурологический проект «Энциклопедия Зимы» на уроках русского языка в 7 классе

      В своей курсовой работе выделяю статью Тамары Анатольевны Лоськовой – учителя русского языка, литературы и МХК высшей категории, в данной работе  освещается лингвокультурологический проект «Энциклопедия зимы».          Она разработала проектную деятельность на уроках русского языка. Обучая такой тип урока ученики смогут интегрировать свои знания  и по русской литературе, и по русскому языку, и  по изобразительному искусству,  и по культуре,  и по истории.          Тема «Энциклопедия зимы» была бы близкой для учеников именно нашей республики, так как наша родина известна по всему миру как регион с самыми суровыми климатическими условиями. Следуя этому материалу, в дальнейшем можно разработать свой проект по всем временам года.   «Проектная деятельность учащихся, направленная на создание лингвокультурологических энциклопедий, эффективна на уроках русского языка в 5-9 классах, поскольку не только обогащает речь детей, но и учит видеть текст  включенным в культурологическую среду, способствует знакомству с произведениями разных видов искусства.     В 7 классе предметом проектной деятельности может стать создание лингвокультурологической «Энциклопедии Зимы». Выбор закономерен, поскольку на уроках русского языка  дети сталкиваются с произведениями искусства, в которых звучит тема зимы: ряд текстов упражнений,  работа над сочинением    в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег» и написание текста для телепередачи по картине К. Ф. Юона по картине «Конец зимы. Полдень». Используется  учебник «Русский язык», 7 класс. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, О. М. Александрова, Л. Т. Григорьян, И. И. Кулибаба.     Выбор проекта обоснован и особым эмоциональным настроем на «зимнюю» тему: чувства детей, наблюдающих первый снег, ожидание светлых зимних праздников, предчувствие весны.   «Энциклопедия Зимы» может включать несколько разделов:

     1.«Зимние» слова.

     2. Цветовая лексика  зимы.

     3. Лингвокультурологические словари к художественным текстам. ( «Зимняя» лексика в произведениях русских писателей и поэтов).

     4. Словарь зимних праздников.

     5. Зимняя тема в живописи. Сочинения по картинам русских художников.

     При создании раздела ««Зимние» слова» дети не только подбирают слова данной тематической группы, работают со словарями, но и изучают семантические поля слов, находят примеры использования слов в произведениях русских писателей и поэтов. Составление «цветового» словарика поможет в работе с картинами при анализе колорита. Третья часть проекта – основная, поскольку при реализации проекта дети практикуются в лингвокультурологическом анализе текста. Работа над четвертым разделом позволяет ребятам окунуться в культурные традиции нашей страны. Знакомство с произведениями  живописи способствует расширению кругозора учащихся, развитию у них культуроведческой компетенции.

     Деятельность по реализации проекта может строиться по-разному: система занятий, когда каждый учащийся примет участие в создании всех разделов Энциклопедии, или работа в группах, когда ребенок составляет один из разделов.

     Первый этап реализации проекта – создание раздела, включающего «зимние» слова. Учащиеся развивают наблюдательность, расширяют словарный запас, формируют навыки работы с различными словарями, готовятся к созданию собственных текстов. Настроиться на работу поможет выполнение рисунков на тему «Зимняя природа». Дети рассказывают о том, какой зимний месяц они изобразили и почему, какая погода, какое время суток показаны на рисунке.

     Затем предлагаются следующие задания.

     - Запишите на карточках слова на тему «Зима». Сгруппируйте их по частям речи, по подтемам. Составьте словосочетания и предложения с данными словами.

     - Сформулируйте значения слов.

     - Рассмотрите, как данные слова представлены в различных словарях.

     - Подберите синонимы ко всем или нескольким словам.

     - Можно предложить поработать с текстом, в котором используются синонимы, например, со стихотворением С. Я. Маршака «Вьюга».

     Вьюга снежная, пурга,

     Напряди нам пряжи,

     Взбей пушистые снега

     Словно пух лебяжий.

     Вы, проворные ткачи –

     Вихри и метели,

     Дайте радужной парчи

     Для косматой ели.  

     - Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат?

     Дети отмечают различные оттенки синонимов, составляют свои предложения со словами, развивая языковое чутье.

     На первом этапе важно научить ребят видеть, что, слово, находясь в тесных семантических связях с другими словами, образует вокруг себя смысловое поле. Составление семантического поля поможет детям осознать системность лексики, ее взаимосвязь с другими разделами языка, это в дальнейшем облегчит работу над созданием словарной статьи для лингвокультурологического словаря. Например, семантическое поле слова «холодный». 

     Лексико-семантические отношения: мерзлый, студеный, морозный.

     Родственные отношения: холод, холодильник, охладитель, охлаждать, охлажденный.

     Синонимические отношения: низкотемпературный, морозный, студеный, мерзлый, ледяной, стылый, хладный.

     Антонимические отношения: горячий, теплый, жаркий, знойный.

     Далее предлагается поработать со словом «снег», являющимся ключевым в данной теме. На этом этапе дети учатся пользоваться словарями и справочными пособиями, чтобы узнать, как этот образ-символ рассматривается в фольклоре, мифологии, искусстве. После выяснения толкования слова в различных словарях выполняется анализ небольшого текста о зиме. Например, такого: «Снег искрится радужной пылью самоцветов, за лиловыми лысинами речки, на лугах лежал пышный парчовый покров.  А под ним – синяя тишина. Эта чуткая тишина обнимала все видимое, как бы ожидая, даже требуя, чтобы сказано было нечто особенно значительное» (М. Горький).

     Вопросы по тексту.

     - С помощью каких художественных средств создается образ снега?

     - Какой еще образ является значимым в этом отрывке?

     - Как соотносятся понятия снег и тишина в тексте?

     - Вспомните примеры из других произведений, где образы снега и тишины являются ведущими.

     При работе над первым разделом можно предложить и другие виды лексических упражнений: творческий словарный диктант, творческое дописывание или конструирование, подбор перифраз, сочинение загадок, объяснение секрета названия.

     Разная степень сложности поможет каждому ребенку справиться с тем или иным заданием, что является важным позитивным моментом.

     Заключительный вид работы на данном этапе – написание миниатюры с ключевым словом «снег».

     Второй раздел лингвокультурологической энциклопедии – «Цветовая лексика зимы». Следует отдельно выделить работу над словами данной тематической группы, так как учащиеся часто затрудняются в подборе слов, обозначающих цвет. Обращение к детским рисункам акцентирует внимание на том, какие использовали ребята. Рассмотрим и  репродукцию уже знакомой картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», поскольку полотно очень точно передает всевозможные оттенки снега.

     Дети отвечают на вопросы.

     - Какую цветовую лексику можно использовать и при создании рисунка и при описании зимнего дня?

     - Каким бывает снег? (Индивидуальная, а затем общая работа). Запишите прилагательные, обозначающие цвет.

     - Какие еще определения можно дать снегу?

     -Каким бывает зимнее небо?

     -Каким мы видим солнце? Подберите имена прилагательные для описания зимнего неба и солнца.

     - Составьте словарик эпитетов «Таким бывает снег».

     -Какова культурологическая значимость каждого образа? На данном этапе целесообразно обратиться к символике цвета в иконописи, в фольклоре, где цвет несет богатейшую смысловую нагрузку. Например, в фольклоре белый цвет – символ красоты, духовности, высших нравственных качеств, несет положительную оценку: белый день, белая лебедушка. В религии это знак чистоты, святости.

     Создание третьего раздела – «Лингвокультурологические словари к художественным текстам» - основной этап работы.

     Работа над созданием словаря предполагает следующие этапы.

     1.Этап ориентировки, на котором выдвигается проблема исследования, формулируются цели и задачи, выдвигается предварительная гипотеза о значимости слов лексико-семантической группы «Зима», определяются методы работы (чтение и анализ текстов, работа со словарями, анкетирование).

     2.На этапе планирования подбираются тексты для лингвокультурологического  анализа, словари, обсуждается план статьи, выбирается вариант оформления словаря

     3.Этап реализации предусматривает следующие  стадии:

Информация о работе Лингвокультурологический потенциал школьных словарей