Лингвокультурологический потенциал школьных словарей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 04:51, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: лингвокультурологические словари как источник обогащения словарного запаса школьников на уроках русского языка.
Цель исследования: изучение содержания и приемов формирования лингвокультурологической компетенции на уроках русского языка с использованием лингвокультурологических словарей.

Содержание

Введение…………………………………………………………….....3 стр.
Глава I. Виды лингвистических словарей………………………...…5 стр.
Классификация словарей………………………………………….5 стр.
Школьные словари русского языка……………………………..13 стр.
Словари лингвокультурологического типа……………………..18 стр.
Глава II. Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников………………………………………………...22 стр.
2.1. Приемы работы с разными видами словарей (Из опыта работы Николаевой З.А., учителя русского языка и литературы Ибресинской СОШ № 2)………………………………………………………………………….22 стр.
2.2. Лингвокультурологический проект «Энциклопедия Зимы» на уроках русского языка в 7 классе……………………………………………….…28 стр.
Заключение…………………………………………………….……..44 стр.
Библиография…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 83.13 Кб (Скачать)

     Колесников  Н.П. Толковый словарь названия женщин – М., 2002г.

     Словарь содержит более 7000 слов, называющих женщин. По этим названиям можно судить о  месте женщины в крепостной России, Советском Союзе и в нашем  демократическом государстве, о  ее духовном мире, интересах, профессии, семейном положении, внешности, характере, поведении.

     Построен  по алфавитному принципу. Каждое слово  имеет толкование и снабжено стилистической пометой. В приложениях приводятся названия жительниц России, имена  героинь Библии с краткими сведениями об их роли в жизни библейских персонажей и др.

  1. Функционально-когнитивные словари.

     Убийко  В.И. Консептосфера внутреннего мира человека в русском языке –  Уфа, 1998г.        Когнитивность - это свойство языка представлять в обобщенном виде познанные человеком явления и свойства окружающей действительности и обеспечивать потребности речемыслительного процесса.

     В когнитивной науке одним из ключевых является понятие ментальной репрезентации  знаний в определенных структурах внутреннего  лексикона в памяти индивида. Не случайно не ослабевает интерес к  проблемам организации знаний и  типологии способов их представления  в языке.

     Поведение лексических единиц в речевой  коммуникации обусловлено наличием разнообразных типов знаний, заложенных в их семантике.

     В настоящее время активно разрабатывается  методика когнитивного анализа языкового  материала, позволяющего обнаружить взаимодействие знаний о мире и языковой семантики.

     В лингвистических работах исследуется  проблема «картины мира», т.е. целостного, глобального образа действительности, являющегося результатом всех контактов  человека с миром.

  1. Лингвострановедческие словари.

     «Лингвострановедение (от лат. lingua + страноведение) – аспект в практическом курсе иностранного языка и теоретическом курсе  методики его преподавания. Возникнув в методике преподавания русского языка как иностранного в 70-80-х гг., лингвострановедение первоначально трактовалось как область методики, связанная с исследованием путей и способов ознакомления иностранных учащихся с действительностью страны изучаемого языка в процессе изучения иностранного языка и через посредство этого языка. В 90-е годы произошло уточнение содержания лингвострановедения, которое стало трактоваться как методическая дисциплина, реализующая практику отбора и презентации в учебном процессе сведений о национально-культурной специфике речевого общения языковой личности с целью обеспечения коммуникативной компетенции иностранцев, изучающих русский язык». [2]

     Лингвокультурологические  словари.

     «Лингвокультурология (от лат.lingua – язык, cultura – культура, logos учение) – научная дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового содержания. Объектом лингвокультурологии является исследование взаимосвязи и взаимодействия культуры и языка в процессе их функционирования, а предметом – материальная и духовная культура, созданная человеком, т.е. всё то, что составляет „языковую картину мира“. Находится в кругу смежных наук: социолингвистики, этнолингвистики, психолингвистики,лингвострановедения, культурологии».

     Современная школа призвана решать проблему совершенствования  речевой деятельности учащихся и  повышения их речевой культуры, которая  является не только основой общей  культуры, но и средством формирования социально успешной личности, свободно ориентирующейся в культурологическом пространстве, способной к эффективному речевому взаимодействию. 

   Глава II. Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников.

2.1 Приемы работы  с разными видами  словарей.

(Из  опыта работы Николаевой  З.А., учителя русского  языка и литературы  Ибресинской СОШ  № 2)

      Весь урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому очень важно, чтобы урок был подчинен главной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

     В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления словарной работы.

     А.М. Пешковский утверждал, что «нужно сперва услышать, а затем смотреть, как это слово писано». Но мне кажется, что нужно вначале знакомиться с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово обязательно должно прозвучать. Ученики должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем мы пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно, а потом уже с помощью толкового словаря. И только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова.

     К каким словарям мы на уроках русского языка и литературы обращаемся чаще всего? В каких случаях они  приходят нам на помощь?

       Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. С V класса начинаем систематическое его использование. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Пользоваться словарем, мне кажется, можно разрешать во время любой классной работы (диктантов, изложений, сочинений). Умение пользоваться словарем – это уже показатель степени орфографической успешности.

     Приведу примеры заданий, которые могут  быть даны учащимся.

     1. Используя словарь, выберите 10 трудных  в орфографическом отношении  слов и расположите их в  строгом алфавитном порядке. Экспедиция, терраса, оппозиция, иллюминация,  транспарант, пессимизм, документ, агрессор, бюллетень, компрометировать, привилегия, авантюра, симметрия.

     2. Игра «Эстафета». Напиши правильно.  Стюарде…а, гри …аса, инте…игенция, а…ликация, су…огат, а…улировать,  ко…ерсант.

     3. Выпишите из словаря 10 слов  с приставками пре- и при- , в  которых можно четко разграничить  значения этих приставок.

      4. Выпишите из словаря 10 наречий с приставкой по -, которые пишутся через дефис. (по-видимому, по-волчьи, по-русски)

     Разумеется, орфографический словарь нужен  всем, чтобы не допустить произвола  в написании слов, в особенности  в тех случаях, когда написание  не подчиняется правилам, а определяется словарем. В результате частого обращения  к словарю у учащихся тренируется  зрительная память.

     Определить  значение любого слова нам помогает толковый словарь. Пользуясь толковым словарем («Словарь русского языка» С.И.Ожегова, четырехтомный «Толковый словарь  живого великорусского языка» В.И.Даля, «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией М.С. Лапатухина и других), ученики могут узнать, как пишется и как произносится интересующее его слово, каковы его  фонетические и морфологические  признаки, какие грамматические формы  ему свойственны, какие части  речи от него образуются.

     Рассмотрим  примеры, позволяющие наглядно представить  построение словарных статьи.

     Милосердие – я, ср. Готовность помочь кому – нибудь, или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия.

    Проявить  милосердие.

    Нравственность  – и, ж. Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение всех этих правил, поведение.

    Высокая нравственность. // прил. нравственный, -ая, -ое.

    Особо следует отметить, что школьный толковый словарь ценен не только как справочник, но и как учебное пособие по русскому языку и литературе. Приведу  несколько примеров возможных заданий.

    1.Используя толковый словарь, выпишите значения слов «патриот», «милосердие», «нравственность».

    2. Игра «Эрудит». Раскрой значение выделенных слов.  

    Как музыка звучат сейчас полузабытые слова  – милосердие, покаяние, достоинство, совесть.           (В.Г. Костомаров).

    3. Диктант «Угадай словечко!»

    Учитель дает толкование, дети записывают само слово.

    4. Лексический диктант. Учитель диктует слова, а ученики должны дать толкование.

    Кроме толкового и орфографического словаря, нам необходим на уроках также  и словообразовательный словарь. В  «Школьном словообразовательном словаре  русского языка» А.Н. Тихонова слова  размещены по гнездам. В необходимых  случаях приводятся грамматические сведения о словах.

    На  нескольких примерах покажем, каким  образом, используя словарь А.Н.Тихонова, можно выработать у учеников навык  подбора однокоренных слов.

    1. Выясните по словарю, какой морфемой является конечный – ий в прилагательных лисий, синий, свежий.  (лис - ий, син – ий, свеж - ий )

    2. Выясните по словарю, какие приставочные глаголы можно образовать от глагола писать.

    3. От глагола жить образуйте три словарных гнезда. Правильность выполнения задания проверьте по словообразовательному словарю.

     Учащиеся  сталкиваются с трудностями, а это  заставляет их думать, анализировать.

    Опыт  показывает, что необходимы на уроках русского языка и литературы орфоэпические  словари («Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И. Аванесова, «Русское литературное произношение и  ударение» под редакцией Р.И.Аванесова  и С.И. Ожегова, «Словарь ударений русского языка» Р.В. Крыловой и другие).

     Для выработки и закрепления орфоэпических  навыков у учащихся можно предложить такие задания.

     1. Игра «Диктор». Расставь ударения, произнеси правильно. Диспансер, хаос, партер, договор, тефтели… .

     2. Орфоэпический диктант: правильное произнесение записанных на доске слов.

     3. Поставьте ударения в приводимых ниже словах и проверьте по словарю.            Баловать, апостроф, камбала, еретик, коклюш, ломоть, ржаветь, позвонишь.

     Отмечу, что набор слов с трудным произношением  не очень велик, поэтому он не меняется из урока в урок, и многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносительных норм. 

    Известно, что в словах иноязычного происхождения (кофе, алое, такси …) учащиеся часто  ошибочно определяют род. И здесь  может помочь «Школьный словарь  иностранных слов» В.В. Одинцова, Г.П. Смолицкой и других. Он предназначен для учащихся старших классов. В  него включены наиболее распространенные заимствования. Эти слова можно  услышать по радио и телевидению, встретить в произведениях художественной литературы, которые изучаются в  школе.

    Рекомендуемые задания.

    1. Игра «Определи словарь!»         «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

    2. Найдите в словаре следующие заимствования и обратите внимание на их произношение: музей, турне, детектив, декада … .

    3. Определите по словарю род существительных: ранчо, импресарио, алиби, жюри … .

     Большую помощь учащимся в овладении богатством русского языка могут оказать  «Школьный словарь синонимов  русского языка» , «Школьный словарь  антонимов русского языка» М.Р. Львова, «Школьный фразеологический словарь  русского языка» В.П. Жукова. Умение пользоваться этими словарями формирует у  учащихся стремление к самообразованию, воспитывает у них стремление употреблять слова в точном соответствии с их значением и стилистической характеристикой.

     Возможны  такие виды упражнений:

  1. Игра «Кто быстрее?»

     Выпишите  из словаря синонимы к словам доброта, совесть, любовь, авторитет и другие.

     2. Образуйте синонимический ряд к слову милосердие. После выполнения задания обратитесь к словарю, чтобы самостоятельно проверить себя, свой активный словарный запас.

     3.   Игра «Кто больше?» Приведите примеры, когда антонимы входят в заглавие произведений.

     4.   Спишите отрывки из различных художественных произведений и подчеркните антонимы.

Информация о работе Лингвокультурологический потенциал школьных словарей