Культурология как область гуманитарного знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:42, реферат

Описание работы

Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук.

Работа содержит 1 файл

Культурология как область гуманитарного знания.docx

— 51.58 Кб (Скачать)

Как же разрешается данное противоречие? Во-первых, каждая из сторон отстаивает свою правоту, исходя из собственных  определений культуры. В этом смысле в обеих позициях есть доля истины. Правда, остается проблема соотнесения  понятия и живой многообразной  действительности. Сторонники понимания  культуры как логического конструкта обычно спрашивают: покажите эту культуру, объясните, как ее воспринимать опытным  путем. Естественно, что культуру как  форму организации человеческого  опыта, образ жизни отдельного народа, трудно увидеть, потрогать, как материальную вещь. Культурные стереотипы существуют только в действиях человека и  в культурной традиции. Кроме этого, здесь есть одно обстоятельство, весьма существенное для культурологии и для наук о человеке в целом.

Особенность культуры как  раз в том и состоит, что  некоторые ее элементы и феномены существуют как идеи (идеальные образования), разделяемые всеми членами данной этнокультурной общности. Идеи или  образы могут объективироваться, овеществляться в словах, сказаниях, в письменной форме в виде эпоса или произведений художественной литературы и т. д. Само понятие "есть" или "существовать" в применении к культуре означает не только вещественно-материальное бытие, но идеальное, образное функционирование. Культура предполагает наличие особой субъективной реальности, самым простым  примером которой является особое мироощущение, или менталитет. Поэтому, рассматривая, в принципе очень сложный, вопрос соотношения понятия культуры с  исторической действительностью, надо помнить, что социальная реальность человека имеет два измерения - предметно-вещественное и идеально-образное.

 

    1. Формирование культурологии как науки.

Культурология - это гуманитарная наука о  сущности, закономерностях  существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.  Тэйлор ввел термин культурология Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической  сферы гуманитарного знания относится  к Новому времени и связано  с философскими концепциями истории  Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и  Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей,  О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей  взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и  концепции культурологии XX в. связаны  также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология  представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева.   Метод культурологии  есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т.е. обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них.  В культурологии есть не только система рационального знания, но и система  внерационального понимания, и обе эти системы внутренне  согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры.  Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру.  Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д., и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной  наукой.

 

    1. Исторические этапы культурологии

Среди множества классов  предметов и явлений, рассматриваемых  современной наукой, есть одни, для  которого нет названия. Это класс  феноменов, связанных с присущей исключительно человеку способностью придавать символическое значение мыслям, действиям и предметам  и воспринимать символы. К этому  классу относятся идеи, верования, отношения, чувства, действия, модели поведения, обычаи, законы, институты, произведения и формы  искусства, язык, инструменты, орудия труда, механизмы утварь, орнаменты, фетиши, заговоры и т. д.

Так повелось, что эти  предметы и явления, связанные со способностью человека к символизированию, ученые рассматривали в двух различных  контекстах, которые можно обозначить как соматический и экстрасоматический. В первом случае для исследования важна взаимосвязь между этими  предметами и явлениями и организмом человека. Рассмотренные в соматическом контексте предметы и явления, связанные  с символической способностью человека, называются поведением человека; точнее, поведением являются идеи, отношения, действия: топоры и керамика непосредственно  не могут быть названы поведением, но они созданы трудом человека, т. е. они являются овеществлены поведением человека. В экстрасоматическом контексте  взаимосвязь этих предметов и  явлений друг с другом важнее, чем  их взаимосвязь с организмом человека. И в данном случае названием им будет культура.

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых  в современном языке. Но это говорит  скорее о многозначности и осмысленности  явления. Разнообразие обыденного словоупотребления  перекликается со множественностью научных определений. Такая неоднозначность  говорит прежде всего о многообразии самого феномена культуры. Мы привыкли говорить о материальной и духовной культуре и прекрасно понимаем, что  речь идет о музыке, театре, религии  в одном и о земледелии и  садоводчестве, компьютерном обеспечении  производства, в другом. Но классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура- это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях. Все, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понимание культуры), было когда- то открыто, осмысленно и введено в человеческую повседневность. Другое дело, что существуют разные национальные и исторические традиции, которые причудливо переплелись в современном облике культуры, определяя содержание наших представлений о культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и содержание научных теорий.

Очевидно, что культурология  как наука 20 века не просто сводит воедино  существующее многообразие представлений  о культуре и классифицирует бесчисленные дефинции своего главного понятия, она  опирается на определенную традицию. Для европейской культурологии  основные исторические этапы этой традиции (исторического развития представлений  о культуре и ее понимания) составляют античность, средние века, новое  время.

В понятии «культура», восходящем к римской античности, обычно подчеркивается фиксируемое им отличие «человеческой  жизнедеятельности от биологических  форм жизни». И действительно, первое значение этого термина это возделывание, обработка, уход. Наиболее же привычное  для нас значение «культуры» как  воспитания и образования в этом контексте воспринимается как нечто  дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию, и это  и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность  и традиции как форму коллективного  опыта во взаимоотношениях с природой.

Однако в этом случае контекст понятия «культура» невольно искажается. Не принимается в расчет еще одно важное обстоятельство: «культура» - это  поклонение, почет, культ. И прежде всего  религиозный культ. В древности  человек постоянно находился  в окружении богов: он встречался с ними в поле, роще, но боги жили и в доме человека, они жили в  городе, оберегали городские законы и безопасность граждан. В таком  городе культура была одновременно «воспитанием», «возделыванием» и «культом». И  этим сочетанием характеризуется процесс  подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка, что и обозначили греки  при помощи понятия «пайдейя» (pais- ребенок).

Греческий термин «пайдейя»  обозначает как непосредственно  воспитание, обучение так и в более  широком смысле: образование; образованность; просвещение; культуру. Основные ценности греческой пайдейи выходят за пределы собственно педагогической сферы и формируются как нормы  и образцы в контексте культуры.

Но уже в эпоху эллинизма, с потерей античным полисом своей  прежней самостоятельности разрушаются  идеалы греческой «пайдейи». Превратилась связь времен, общество перестало  нуждаться в гражданах. Сомнения во всех ценностях, крайний скепсис, цинизм, с одной стороны, и догматическая  вера в судьбу и предопределение, с другой, характеризуют растерянность  античного человека перед лицом  социальных катаклизмов. Как всегда в таких условиях страдает культура. Падает престиж образованности и  познания. Ядро греческой образованности оказывается невостребованным.

Средневековая культура –  культура христианская, отрицая языческое  отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры. Если в основе античного  понимания культуры лежало признание  без личностного абсолюта, то средневековая  культура осознает себя в постоянном стремлении к самоусовершенствованию и избавлению от греховности.

Единый и вездесущий бог  как сверхъестественная личность создает  мир и от мира не зависит, мир и  человек имеют свои основания  в боге. Божественная символика, разлитая в мире, заставляла человека вчитываться  в «письмена бога». «Природа виделась огромным хранилищем символов. Элементы различных природных классов- деревья  в лесу символов. Минералы, растения, животные все символично, и традиция довольствовалась тем, что некоторым  из них давала преимущество перед  другими» (Жак Ле Гофф).

Здесь обнаруживаются радикальные  изменения в понимании культуры, отличающие одну эпоху от другой. Античное понимание культуры, основанное на признании рационального поиска как пути к добродетели (совершенству в какой- либо области, в том числе  и этической), оказалось совершенно беспомощным, как только окружающий мир, природа потеряли свою суверенность, так только человек увидел, что  кроме вещественно телесного  мира, его земной родины, есть родина небесная, духовный мир, где человек  обретает подлинное блаженство, поскольку, хотя его тело принадлежит земному  миру, душа его бессмертна и принадлежит  миру небесному. Оказавшийся перед  лицом необозримого мира, человек  увидел, что в нем действуют  законы и нормы, неподвластные человеческому  разуму.

Культура вновь предстала  перед человеком как необходимость  «возделывания» собственных способностей, в том числе и разума, но «естественного разума», от природы не испорченного и дополненного верой. Новое понимание  культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу. Счастье  человека не в познании себя, а в  познании Бога. Познать себя невозможно, открываются глубины человеческой души, уникальности человека. Счастье  и свобода не в его независимости, а в осознании того духовного  родства, в котором он находится  со Всевышним. Тогда человек научится преодолевать себя, достигать недостижимого. Культура начинает осознаваться не как  воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности, как культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовное совершенствование.

Новое время (17 – 19 в.в.) демонстрирует  целый ряд философских теорий культуры. понятие культуры разрабатывается  в контексте философского рассмотрения вопросов познания и метода, рационального  устройства общества и т. д. И постепенно перемещается в центр философский  интересов. В философии нового времени  переосмысливается античное и средневековое  понимание культуры, в плане философии  культуры наиболее интересные идеи выдвигаются  в философии Просвещения. Просвещение  – особый исторический период, предшествующий буржуазным преобразованиям, в частности, в Англии, Франции, Германии. Это  восемнадцатое столетие (в Англии- Толанд, во Франции – Вольтер, в  Германии – Гетте, Шиллер), которое  отнимает у религии монопольное  право на истину о мире и человеке и весьма решительно настаивает на суверенности человеческого разума. Совершенно очевидно, что философия  Просвещения оперирует с категориями, которые позволяют развивать  учение о культуре: природа, общество, человек, разум, познание. Но эти категории  одновременно являются и общефилософскими. Они позволили просветителям 18 века развить идеи исторического процесса и сформулировать вопросы о целях, движущих силах и смысле исторического  развития. Естественно, что и ответ  на эти вопросы выводился из принятых общефилософских посылок. Так формируется  «классическая модель культуры», которая  позволяет рассматривать культуру как результат исторического  развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и  гуманных общественных отношений. В  качестве главного приобретения Просвещения 18 века исследователи называют рассмотрение культуры. имея в виду французского философа Жан- Жака- Руссо, итальянского мыслителя Джамбаттиста Вико и немецкого  философа Иоганна Готфрида Гердера. Этими мыслителями преодолевается установка 17 века на автономного (самостоятельного и независимого от других) познающего субъекта, как и «вытекающая из нее ориентация на «очищение», «совершенствование»  человеческого разума».

«Классическая модель культуры»  с ее фундаментальными ориентациями на рационализм, историзм и гуманизм получила важные дополнения в философии  романтизма, в частности немецкого. Именно романтикам и Шеллингу принадлежит разработка проблемы различия и соотношения различных национальных культур и рассмотрения общечеловеческой культуры как национального, надысторического целого. Именно романтики обратились к систематическому изучению культуры прошлых эпох и, в частности, культуры средневековья, который придавал, в отличии от просветителей, большое значение.

И все же «классическая  модель культуры» не только не исчерпала  своих потенций, но и получила фундаментальное  обоснование в немецкой классической философии, в частности, в наиболее полном виде в трудах Г. Гегеля. В трудах Гегеля основные формообразования культуры (религия, искусство, философия, право) предстают, как и вся духовная культура человечества в целом, закономерными этапами в развитии «духа», «мирового разума». Создается универсальная схема развития «мирового духа», реальными воплощениями которой выступают культуры разных народов, подчиняющиеся всеобщим нормам творческого самопознания мирового духа: та или иная культура воплощает в себе определенный этап самопознания «духа», т. е. каждая культура различается лишь стадиально на пути исторического шествия «духа», «разума».

Гегель обосновывает важнейшие  черты культуры, ее общественный характер: человек приобщается к миру культуры, лишь входя в сферу всеобщего. Культура превращается в форму предметно-  практической деятельности людей, в  то же время она выступает и  относительно самостоятельной, специфической  сферой, поскольку человек действует  целесообразно, обосновывает свои цели и идеалы, отпечаток которых несут  результаты его деятельности.

 

    1. Современное понимание культурологии

В 20 веке культурология конституируется  как самостоятельная наука, стоящая  вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через  философию культуры. связь эта  имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Ведь сама проблематика теории культуры сформировалась как  часть философского знания или в  отдельных культурологических дисциплинах, под сильнейшим воздействием философии. С другой стороны, методы конкретно- культурологических исследований подчас воспринимаются философией и используются при решении чисто философских  вопросов. Немаловажно и то, что  философия и теория культуры весьма часто соприсутствуют и тесно  переплетаются в творчестве многих ученых.

Информация о работе Культурология как область гуманитарного знания