Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:42, реферат
Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук.
Как же разрешается данное
противоречие? Во-первых, каждая из сторон
отстаивает свою правоту, исходя из собственных
определений культуры. В этом смысле
в обеих позициях есть доля истины.
Правда, остается проблема соотнесения
понятия и живой многообразной
действительности. Сторонники понимания
культуры как логического конструкта
обычно спрашивают: покажите эту культуру,
объясните, как ее воспринимать опытным
путем. Естественно, что культуру как
форму организации
Особенность культуры как
раз в том и состоит, что
некоторые ее элементы и феномены
существуют как идеи (идеальные образования),
разделяемые всеми членами
Культурология - это гуманитарная
наука о сущности, закономерностях
существования и развития, человеческом
значении и способах постижения культуры.
Тэйлор ввел термин культурология Хотя
культура стала предметом познания
с момента возникновения
Среди множества классов
предметов и явлений, рассматриваемых
современной наукой, есть одни, для
которого нет названия. Это класс
феноменов, связанных с присущей
исключительно человеку способностью
придавать символическое
Так повелось, что эти предметы и явления, связанные со способностью человека к символизированию, ученые рассматривали в двух различных контекстах, которые можно обозначить как соматический и экстрасоматический. В первом случае для исследования важна взаимосвязь между этими предметами и явлениями и организмом человека. Рассмотренные в соматическом контексте предметы и явления, связанные с символической способностью человека, называются поведением человека; точнее, поведением являются идеи, отношения, действия: топоры и керамика непосредственно не могут быть названы поведением, но они созданы трудом человека, т. е. они являются овеществлены поведением человека. В экстрасоматическом контексте взаимосвязь этих предметов и явлений друг с другом важнее, чем их взаимосвязь с организмом человека. И в данном случае названием им будет культура.
Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о многозначности и осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит прежде всего о многообразии самого феномена культуры. Мы привыкли говорить о материальной и духовной культуре и прекрасно понимаем, что речь идет о музыке, театре, религии в одном и о земледелии и садоводчестве, компьютерном обеспечении производства, в другом. Но классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура- это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях. Все, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понимание культуры), было когда- то открыто, осмысленно и введено в человеческую повседневность. Другое дело, что существуют разные национальные и исторические традиции, которые причудливо переплелись в современном облике культуры, определяя содержание наших представлений о культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и содержание научных теорий.
Очевидно, что культурология как наука 20 века не просто сводит воедино существующее многообразие представлений о культуре и классифицирует бесчисленные дефинции своего главного понятия, она опирается на определенную традицию. Для европейской культурологии основные исторические этапы этой традиции (исторического развития представлений о культуре и ее понимания) составляют античность, средние века, новое время.
В понятии «культура», восходящем
к римской античности, обычно подчеркивается
фиксируемое им отличие «человеческой
жизнедеятельности от биологических
форм жизни». И действительно, первое
значение этого термина это
Однако в этом случае контекст понятия «культура» невольно искажается. Не принимается в расчет еще одно важное обстоятельство: «культура» - это поклонение, почет, культ. И прежде всего религиозный культ. В древности человек постоянно находился в окружении богов: он встречался с ними в поле, роще, но боги жили и в доме человека, они жили в городе, оберегали городские законы и безопасность граждан. В таком городе культура была одновременно «воспитанием», «возделыванием» и «культом». И этим сочетанием характеризуется процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка, что и обозначили греки при помощи понятия «пайдейя» (pais- ребенок).
Греческий термин «пайдейя»
обозначает как непосредственно
воспитание, обучение так и в более
широком смысле: образование; образованность;
просвещение; культуру. Основные ценности
греческой пайдейи выходят за
пределы собственно педагогической
сферы и формируются как нормы
и образцы в контексте
Но уже в эпоху эллинизма,
с потерей античным полисом своей
прежней самостоятельности
Средневековая культура – культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры. Если в основе античного понимания культуры лежало признание без личностного абсолюта, то средневековая культура осознает себя в постоянном стремлении к самоусовершенствованию и избавлению от греховности.
Единый и вездесущий бог как сверхъестественная личность создает мир и от мира не зависит, мир и человек имеют свои основания в боге. Божественная символика, разлитая в мире, заставляла человека вчитываться в «письмена бога». «Природа виделась огромным хранилищем символов. Элементы различных природных классов- деревья в лесу символов. Минералы, растения, животные все символично, и традиция довольствовалась тем, что некоторым из них давала преимущество перед другими» (Жак Ле Гофф).
Здесь обнаруживаются радикальные
изменения в понимании
Культура вновь предстала
перед человеком как
Новое время (17 – 19 в.в.) демонстрирует
целый ряд философских теорий
культуры. понятие культуры разрабатывается
в контексте философского рассмотрения
вопросов познания и метода, рационального
устройства общества и т. д. И постепенно
перемещается в центр философский
интересов. В философии нового времени
переосмысливается античное и средневековое
понимание культуры, в плане философии
культуры наиболее интересные идеи выдвигаются
в философии Просвещения. Просвещение
– особый исторический период, предшествующий
буржуазным преобразованиям, в частности,
в Англии, Франции, Германии. Это
восемнадцатое столетие (в Англии-
Толанд, во Франции – Вольтер, в
Германии – Гетте, Шиллер), которое
отнимает у религии монопольное
право на истину о мире и человеке
и весьма решительно настаивает на
суверенности человеческого разума.
Совершенно очевидно, что философия
Просвещения оперирует с
«Классическая модель культуры» с ее фундаментальными ориентациями на рационализм, историзм и гуманизм получила важные дополнения в философии романтизма, в частности немецкого. Именно романтикам и Шеллингу принадлежит разработка проблемы различия и соотношения различных национальных культур и рассмотрения общечеловеческой культуры как национального, надысторического целого. Именно романтики обратились к систематическому изучению культуры прошлых эпох и, в частности, культуры средневековья, который придавал, в отличии от просветителей, большое значение.
И все же «классическая модель культуры» не только не исчерпала своих потенций, но и получила фундаментальное обоснование в немецкой классической философии, в частности, в наиболее полном виде в трудах Г. Гегеля. В трудах Гегеля основные формообразования культуры (религия, искусство, философия, право) предстают, как и вся духовная культура человечества в целом, закономерными этапами в развитии «духа», «мирового разума». Создается универсальная схема развития «мирового духа», реальными воплощениями которой выступают культуры разных народов, подчиняющиеся всеобщим нормам творческого самопознания мирового духа: та или иная культура воплощает в себе определенный этап самопознания «духа», т. е. каждая культура различается лишь стадиально на пути исторического шествия «духа», «разума».
Гегель обосновывает важнейшие черты культуры, ее общественный характер: человек приобщается к миру культуры, лишь входя в сферу всеобщего. Культура превращается в форму предметно- практической деятельности людей, в то же время она выступает и относительно самостоятельной, специфической сферой, поскольку человек действует целесообразно, обосновывает свои цели и идеалы, отпечаток которых несут результаты его деятельности.
В 20 веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через философию культуры. связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Ведь сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания или в отдельных культурологических дисциплинах, под сильнейшим воздействием философии. С другой стороны, методы конкретно- культурологических исследований подчас воспринимаются философией и используются при решении чисто философских вопросов. Немаловажно и то, что философия и теория культуры весьма часто соприсутствуют и тесно переплетаются в творчестве многих ученых.
Информация о работе Культурология как область гуманитарного знания