Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:42, реферат
Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук.
ВВЕДЕНИЕ
Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии. Следование научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как объект, так и предмет и метод концептуального изложения. Необходимый эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их применения. Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира, эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать социальные формы жизни человека в культуре, или, напротив, хотим понять индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов, выбирается и аспект культурологии - либо социальный либо гуманитарный.
Слово cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие", иначе говоря - это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания. В самом понятии заложено противопоставление естественного хода развития природных процессов и явлений и искусственно созданной человеком "второй природы" - культуры. Культура, таким образом, есть особая форма жизнедеятельности человека, качественно новая по отношению к предшествующим формам организации живого на земле.
В истории и в современную
эпоху в мире существовало и существует
огромное разнообразие видов культур
как локально-исторических форм общностей
людей. Каждая культура со своими пространственными
и временными параметрами тесно
связана со своим творцом - народом
(этносом, этноконфессиональной общностью).
Любая культура делится на составные
части (элементы) и выполняет определенные
функции. Развитие и функционирование
культур обеспечивает особый способ
деятельности человека - социальный (или
культурный), главное отличие которого
- действия не только с предметно-вещественными
образованиями, но и с идеально-образными
сущностями, символическими формами. Культура
выражает специфику уклада жизни, поведение
отдельных народов, их особый способ
мировосприятия в мифах, легендах, системе
религиозных верований и
Структурно культура включает:
особенности способов поддержания
жизнедеятельности общности (экономика);
специфику способов поведения; модели
взаимодействия людей; организационные
формы (культурные институты), обеспечивающие
единство общности; формирование человека
как культурного существа; часть
или подразделение, связанные с "производством",
созданием и функционированием
идей, символов, идеальных сущностей,
придающих смысл
После эпохи "великих географических открытий" перед взором изумленных европейцев, только что проснувшихся от "средневековой спячки", открылся целый новый мир, полный многообразия культурных форм и особенностей образа жизни. В XIX в. разнообразные виды культур, описание специфических обрядов и верований, существовавших в Африке, Северной и Южной Америке, Океании и ряде азиатских стран, составили основу для развития культурной и социальной антропологии. Эти дисциплины составляют широкий спектр исследований локальных культур, их взаимодействие друг с другом, особенностей влияния на них природных условий. Множество локальных культур было представлено тогда в виде культурно-исторического процесса двух форм :
В 30-е годы XX в. из культурной
антропологии выделилась особая антропологическая
дисциплина - психологическая антропология,
сделавшая предметом своего рассмотрения
взаимодействие личности и культуры
различных типов. Иначе говоря, в
культурологии стал учитываться
личностной фактор. Необходимо заметить,
что все культурно-
Термин "антропология"
используется автором в двух основных
смыслах. Во-первых, этим термином обозначается
общая наука о культуре и человеке.
В таком значении его использовали
исследователи культур в XIX в. Кроме
того, антропологией называли культурную
антропологию, психологическую антропологию
и социальную антропологию. Существует
также физическая антропология, предмет
которой - биологическая изменчивость
организма, внешние "расовые" особенности
человека, специфика его
Антропологическое изучение
культур является ядром, стержнем культурологического
знания в целом. Такое изучение органично
связано с исследованием
Объектом исследования культурной
антропологии являются прежде всего
традиционные общества, а предметом
изучения - системы родства, взаимоотношения
языка и культуры, особенности
пищи, жилища, брака, семьи, разнообразие
экономических систем, социальной стратификации,
значение религии и искусства
в этнокультурных общностях. Социальной
антропологией называется культурно-антропологическое
знание в Европе, прежде всего в
Англии и Франции. В качестве ее отличительного
признака можно выделить повышенное
внимание к социальной структуре, политической
организации, управлению и применению
структурно-функционального
Предметом же культурологии могут быть различные формы культур, основанием для выделения которых являются время, место распространения или религиозная ориентация. Кроме этого, предметом культурологии могут быть теории культуры, разработанные в художественной форме (изобразительное искусство, скульптура, музыка), в литературе, в качестве элементов философских систем. Культурологические исследования могут базироваться на анализе текста, отдельных аспектов развития духовной культуры, прежде всего различных форм искусства.
Практически все определения культуры едины в одном - это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных. Культура - основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей. Понятие "общество" многие, хотя и не все, исследователи культур трактуют как совокупность или агрегат совместно проживающих индивидов. Этим понятием описывается жизнь как животных, так и человека. Можно, конечно, оспаривать такую трактовку, однако она весьма распространена в культурно-антропологической традиции, прежде всего США. Поэтому более целесообразно использовать понятие "культура" для выражения специфики человеческого бытия.
В данном учебном пособии
понятия "общество" и "культура"
нередко выступают как
Разноплановые определения
понятия "культура" связаны с
тем или иным направлением в изучении
теоретической концепции, используемой
различными исследователями. Первым определение
понятию дал классик
Кроме описательного определения, в культурологии конкурировали два подхода к анализу понятия "культура" и соответственно к ее определению. Первый принадлежит А. Крёберу и К. Клакхону. "Культура состоит - согласно им,- из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в [материальных] средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой - как ее регуляторы". В данном определении культура есть результат деятельности людей; поведенческие стереотипы и их особенности занимают существенное место в исследовании культур в соответствии с таким подходом к определению.
Л. Уайт же в определении
культуры прибегал к предметно-вещественному
толкованию. Культура, считал он, представляет
собой класс предметов и
Проблеме определения культуры была специально посвящена книга А. Крёбера и К. Клакхона "Культура, критический обзор определений" (1952), в которой авторы привели около 150 определений культуры. Успех книги был огромный, поэтому во второе издание этого труда вошло уже более 200 определений культуры. Хотелось бы подчеркнуть, что каждый тип определения выделяет свою грань в изучении культур, подчас становящуюся исходной установкой для того или иного типа культурологической теории. Наряду с определениями культуры Л. Уайта, А. Крёбера и Э. Тайлора существует еще ряд типов определений.
Так называемые нормативные определения культуры связаны с образом жизни общности. Так, согласно К. Уисслеру, "образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность верований и практик..."
Большую группу составляют
психологические определения
Особое место занимают
структурные определения
а) Культура - это, в конечном счете, не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества;
б) Культура - это сочетание приобретенного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества.
К структурным можно отнести также определение, данное Дж. Хонигманом. Он полагал, что культура состоит из двух типов явлений.
Первый - "социально стандартизованное поведение-действие, мышление, чувства некоторой группы".
Второй - "материальные продукты... поведения некоторой группы".
В последующих главах будет
показано, как реализуются исходные
положения, заложенные в некоторых
типах определений в реальной
ткани культурологической теории. В
результате краткого обзора типов определений
(на самом деле типов существует
еще больше: генетическое, функциональные
определения) можно сделать вывод,
что речь в них все же идет о
форме организации жизни
В современной культурологии (так же, как и в антропологии 50-60-х годов) существует одна важная дискуссионная проблема - о статусе понятия "культура": как понятие "культура" соотносится с явлениями, объектами действительности, которые оно описывает. Одни считают, что понятие культуры (так же, как понятие этноса и некоторые другие общие категории-универсалии) есть лишь чистые идеальные типы, абстракции, существующие в головах индивидов (в данном случае культурологов), логические конструкты, с трудом поддающиеся соотнесению с конкретной исторической реальностью. Другие (среди них в первую очередь следует назвать основателя культурологии Л. Уайта) придерживаются мнения о предметно-вещественном характере культуры, что, кстати, и выражают в определениях, рассматривая культуру как класс предметов, явлений... и соотносят тип культуры непосредственно с соответствующими явлениями социальной действительности.
Информация о работе Культурология как область гуманитарного знания