Структура и состав культурологического знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 12:30, контрольная работа

Описание работы

Признаки современной культуры: динамизм, эклектичность, многозначность, мозаичность, пестрота общей картины, полицентричность, разрыв ее структуры и целостной иерархии организации ее пространства.

Работа содержит 1 файл

структура и состав культурологического знания.docx

— 21.06 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

     1. Общая характеристика современной  культуры

     Признаки  современной культуры: динамизм, эклектичность, многозначность, мозаичность, пестрота общей картины, полицентричность, разрыв ее структуры и целостной иерархии организации ее пространства.

     Развитие  информационных технологий, утверждение  СМИ формируют общественное мнение и общественный настрой. СМИ отражают внешнюю, потребительскую, бездуховную  жизнь, создают определенные представления  о мире, формируют разрушение традиционно  ценимых качеств, обеспечивают эффект внушения.

     Маршал  Мак-Люэн (1911–1980) в своей работе «Галактика Гутенберга» делит историю на три этапа:

     1) дописьменный этап коммуникации;

     2) кодифицированная письменная коммуникация;

     3) кудивизуальная.

     Современное общество называется информационным, т. к. информация обеспечивает в нем  связь разных уровней и планов его существования и деятельности. Информационные процессы лежат в  основе функционирования всех его систем. Развитие средств массовой коммуникации усилило качество массовости, придало  ему определенные черты социокультурного феномена. Прибыль обеспечивается не через производство, а через обращение  капитала, власть осуществляется путем  специальных информационных операций, сама информация приобретает статус товара, становясь ценным объектом бизнеса.

     Постиндустриальная  цивилизация – это цивилизация  новых технологий. Средства коммуникации начинают не просто влиять на массы, но и производить их.

     Последние десятилетия развития современного общества привели к становлению  феномена массового человека. Для  феномена массового человека характерно:

     1) человек массы представляет собой по численности большую группу, которая оказывает влияние на социокультурные процессы;

     2) фактор объединения в массу  обусловлен наличием информационного  поля, воздействием СМИ;

     3) современный массовый человек  не ощущает какой-либо культурной  недостаточности в плане уровня своего развития и т. д.;

     4) массовый человек сегодня востребован  современным укладом жизни и  приспособлен к нему.

     Массовый  человек – человек с массовым сознанием и в то же время индивидуалист.

     Человек воспринимает настоящую реальность посредством системы создания СМИ-мифов. Мифологизированность – характерная черта современной массовой культуры, пребывание в сфере мифов – характерная особенность жизни современного человека. 

     2. Состав и структура культурологического  знания

     Культурология как наука возникла в середине XX в. Одна из главных задач этой науки  – выявление закономерностей  развития культуры, отличающихся от законов  природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику  культуры как самоценной сферы бытия.

     Современные культурологические исследования являют собой большой комплекс научных  дисциплин, различных направлений  научной работы, разнообразных подходов к культурологическим проблемам, методологией, научных школ и т. д. Не приходится говорить о четкой или внятной  структуре культурологического  знания. Очень часто она носит  предварительный характер. И, тем не менее, сейчас мы можем выделить наиболее значительные составляющие структуры культурологического знания.

     Во-первых, это теория культуры, которая демонстрирует  нам все многообразие попыток  общего осмысления культуры, версии «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, при  помощи которых можно попытаться описать культуру и ее развитие.

     В этой сфере особое место занимает философия культуры, которая решает задачи создания теории культуры при  помощи свойственных философии методов  и понятий.

     Во-вторых, это социология культуры, представляющая собой союз социологии (изучающей  общественную систему) и культурологической науки.

     Исследования  в области социологии культуры имеют  как теоретическую, так и практическую направленность. В последнем случае можно указывать на концепции  культурной политики и деятельности культурных инстинктов (структур общества, связанных с культурой), социокультурное прогнозирование, проектирование и регулирование, изучение культурологического образования в России и других странах, проблемы социализации и инкультурации личности (вживания человека в общественно-культурную систему), охрану культурного наследия.

     В-третьих, это историко-культурные исследования, которые не только базируются на достижениях  гуманитарных наук (истории, филологии, литературоведения, искусствоведения, истории религии и др.), но и  используют новые культурологические подходы. Здесь мы можем выделить:

     1) историко-культурные исследования  общего профиля, исследования  культуры ментальностей (т. е. формировавшихся в различных культурах способов восприятия людьми мира);

     2) исследования религиозного аспекта  культуры;

     3) культурологические аспекты лингвистики,  семиотики (теории знаковых систем), искусствоведения и эстетики. В-четвертых,  это культурная антропология  – область культурологических  знаний, во многом близкая к  социологии культуры, но уделяющая  большее внимание этническим  элементам культуры, процессам взаимодействия  культур разных народов, изучающая  особенности языковых и иных  средств коммуникации (общения, обмена  информацией) в различных культурах.

     Интересы  культурной антропологии не ограничиваются выше означенными вопросами.

     В соответствии со своим названием (в  переводе с греческого антропология – «наука о человеке») она ставит своей главной задачей создание наиболее полной картины жизни человека в культурной среде, т. е. в среде, созданной самим человеком. Для решения этой задачи культурная антропология широко использует данные естественных наук, занимающихся жизнедеятельностью человека, а также археологии, этнографии, лингвистики, социологии, истории религии и мифологии, фольклористики, философии.

     Все эти направления культурологических наук можно назвать основными, или  базовыми. Однако, кроме них, складываются и другие специальные и нетрадиционные сферы исследований. Многие из них  приобретают особую важность.

     К примеру, в рамках теории культуры появились  детально разработанные теории динамики (изменения, развития) культуры, морфологии (образования системы видов и  форм) культуры, типологии (изучения типов) культур, герменевтики (науки об истолковании) культуры, культурных образцов и людей (архетипов, парадигм, цинверсалий). Здесь же отдельно изучаются методы культурологических исследований.

     Синтез  на базе культурологии, историко-культурных, социологических, психологических  знаний позволяет разрабатывать  проблемы ментальностей, психологических характеристик отдельных культур, «соматической» (телесной) культуры у разных народов и т. д. Большое значение для развития культурологии имеют сравнительные культурные (компаративные) исследования. В последние десятилетия динамично развивается эколого-культурологическое направление («культурологическая экология»), изучающее отношение различных культур к природной среде. Система культурологических знаний находится в постоянном развитии.

Информация о работе Структура и состав культурологического знания