Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:45, реферат
Культура должна в жизни любого человека занимать играть важную роль. Войны, отсутствие порядка, бездействие законов, ощущение вседозволенности у людей, наделенных властью или обладающих большими финансовыми возможностями, обессмысливают жизнь многих людей, ставят ее в зависимость от создаваемых обстоятельств, воли случая или чьих-то непродуманных решений.
Введение………………………………………………………………2
Становление культурологии в России………………………………3
Культурология в системе гуманитарного образования…………….5
Заключение ……………………………………………………………8
Список использованной литературы………………………………...11
Содержание
Введение…………………………………………………………
Становление культурологии в России………………………………3
Культурология
в системе гуманитарного
Заключение …………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………...11
Введение
Научно-технический прогресс не принесет счастья, если он не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в социальной, нравственной и культурной жизни человечества.
А.Д. Сахаров
В настоящее время перед нашим
обществом встала проблема
Культура должна в жизни
На сегодняшний день культура
считается чем – то
Культура – это определенный
уровень любой человеческой
Культурология образования в
современной России является
актуальной темой в связи с
тем, что в нашей стране
Становление
культурологии в
России
Советский Союз распался, а вместе с ним «рухнула» и идеология, и культура, и другие жизненные ценности людей. Россию наших дней можно считать исторической провинцией по отношению к своему Золотому веку.4
В 80-90-е шло развитие и
Со временем накапливался опыт,
выстраивалась структура,
Культурология еще совсем молодая наука , вокруг нее не утихают споры, в частности вопрос об ее объекте. Существуют различные точки зрения относительно этой проблемы. С одной стороны, определение, данное американским учёным Л. Уайтом, который является "отцом" её названия, то культурология - это наука о культуре. Если проанализировать всё то, что сегодня относится к области культуры (религия, искусство, политика, экономические и правовые отношения, быт, этническое своеобразие, социально-общественные устои, языки и, наконец, человек), то вывод напрашивается сам собой, что культурология - это наука обо всём. Если же она обо всём, значит другие науки теперь не нужны, и человечество обречено на познание мира лишь с позиций одной науки, а это просто невозможно.6
Другая точка зрения - культурология
- это наука о всеобщей
Культурология дает новый
Культурология
в системе гуманитарного
знания
Культурология как наука тесно
связана с социально-
Философия является общеметодологической основой для всех частных наук. В процессе взаимодействия с культурологией разрабатываются философия культуры, а также такие сферы как: философские проблемы творчества, философия искусства, философия религии. Такие философские науки, как этика, эстетика, религиоведение, создают основы для изучения морали, искусства, религии в системе культуры.
Этика дает представление о теоретической основе различных культур. С другой стороны, культурология позволяет понять, чем были обусловлены нравственные нормы в конкретной культурно-исторической среде, как шла эволюция этических ценностей и категорий. Даже в рамках одного культурно-исторического типа содержание какого-либо понятия могло меняться (изучая историю античной культуры, нельзя не обратить внимание на то, как менялось представление об «аретэ» – «доблести» на разных этапах истории – от патриархальной до классической Греции).8
Эстетика необходима для понимания основных характеристик и закономерностей развития художественной культуры, а культурологические исследования показывают, какую роль играют эстетические представления и ценности в духовной культуре человечества, как они меняются со временем. Каждая исторической эпохе присуще свои критерии возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного, трагического и комического и т. д. Анализ историко-культурной ситуации необходим, чтобы понять, почему в античную эпоху красивым считалось то, что пропорционально, в Средние века – то, что соответствует Священному Писанию, а в XX веке красивым стало то, что философично.
Религиоведение тесным образом связано с культурологией. Одна из важнейших религиоведческих проблем – место и роль религии в системе духовной культуры, взаимодействие религии с другими элементами культуры. Рассматривая любую культуру необходимо, учитывать особенности вероучений и деятельности религиозных организаций, которые характерны для данной культуры. С другой стороны и люди, изучающие религию, опираясь на культурологическое знание, способны понять, каким образом и в силу каких причин и обстоятельств сформировалось и эволюционировало какое-то религиозное учение. Например, при изучении эволюции буддизма - понять его «многоликость» в различных регионах Азии возможно только при рассмотрении специфики культуры каждого из этих регионов – принципиальные отличия культуры Древнего Китая от культуры Древней Индии обусловили коренные отличия в догматике и культовой практике чань-буддизма в Китае от первоначального, возникшего в Индии.9
Для социальной философии культурологи дают необходимый фактический материал, а она в свою очередь, предоставляет необходимые выводы о закономерностях взаимодействия личности и общества, что позволяет выносить определенные оценки деятельности тех или иных исторических персонажей.
История как наука вносит определенный вклад в изучение достижения различных народов, составляет хронологию событий и их периодизацию. Для историка интересны конкретные события, их отражение в общественном сознании и психологии, и это составляет эмпирическую базу для культурологии. Основоположниками культурологии являются историки – А. Тойнби, К. Ясперс. То, как отразились социально-политические изменения на духовной жизни людей, как изменились сам человек, его повседневный мир, который его окружает – это культурологический аспект, в свою очередь необходимый историкам.
Литературоведение и искусствознание показывают, как происходит через художественную среду отражение и постижение основных социально-психологических характеристик культурно-исторического контекста, нравственных ценностей, мировоззренческих ориентации и особенностей повседневной жизни эпохи. В работах М.М. Бахтина (1895–1975) сложилась концепция диалога – культура проявляется только через событие с другими культурами как на уровне личности, так и на уровне истории, она многопланова и многоаспектна. Поэтому через литературу, архитектуру, живопись, музыку проступают основные закономерности существования многообразных форм культуры и формирования ее различных духовных элементов, в свою очередь тесно взаимодействующих между собой. Особое место литература и искусство занимают в трудах Ю. Лотмана (1922–1993), основавшего особую, семиотическую школу в культурологии (семиотика – наука, изучающая знаки и знаковые системы). В исследованиях по русской культуре XVIII–XIX веков он рассматривает литературу и другие виды искусства как знаковые системы, которые и являются тем языком, на котором пишется книга культуры.10
В рамках социологии проводится исследование структуры общества, что является основой для выделения различных субкультур; применение конкретно-социологических методов помогает проследить динамику процессов, которые происходят в культуре, а использование прикладных методов и количественного анализа дает возможность получить теоретические выводы. Для социолога культурологическое исследование может быть источником важных сведений об отражении в различных сферах повседневной жизни, в разных духовных областях тех общественных процессов, которые исследуют социологи.
Психология и культурология могут соприкасаться
при изучении процессов творчества или
при исследовании механизмов распространения
в обществе каких-то явных или латентных
идей, или настроений. Социальная психология,
называя эти механизмы «внушением», «подражанием»
или «заражением», может объяснить причины
и сущность целого ряда процессов и явлений
– массовизацию культуры, рост или, наоборот,
спад религиозности, проникнуть в суть
такого заметного в культуре и многообразного
в проявлениях феномена, как мода. Психология
личности помогает понять процессы, идущие
на уровне индивидуального сознания и
восприятия, дать психологическую характеристику
личности, представляющей различные временные
и культурные пласты. Культурология же
дает психологам те данные, которые необходимы
для понимания того, как и почему идет
формирование у личности какого-то актуального
набора ценностей, навыков и даже индивидуальных
особенностей.11
Заключение
В настоящее время, когда «сломаны» прежние устои общества, а новые находятся в стадии формирования, порой представляя из себя хаотическую, противоречивую совокупность политических взглядов, социальных и индивидуальных установок, моральных позиций, современный человек нуждаются в знакомстве с исторически сложившимися общественными непреходящими ценностями, которые помогут ему создать собственное мировоззрение, убеждения, позиции. Сегодня крайне необходимо определиться в главных ориентирах и научиться доносить их до общества, для того чтобы, не возникло опасности сменить крайности идеологизации на крайности прагматизма, который формируется личностью в результате поспешного ментального освоения близких и дальних реалий с целью найти себе экологическую нишу, определиться и преуспеть в жизни, достичь (при этом иногда допускается использование каких угодно средств) высоких вершин благосостояния. Переориентация от крайностей идеологизации на общечеловеческие ценности требует, в первую очередь, утверждения в общественном мнении нового отношения к историческому прошлому России, русской и мировой культуре.12
Информация о работе Культурология в системе гуманитарного образования