Культурология в системе гуманитарного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:45, реферат

Описание работы

Культура должна в жизни любого человека занимать играть важную роль. Войны, отсутствие порядка, бездействие законов, ощущение вседозволенности у людей, наделенных властью или обладающих большими финансовыми возможностями, обессмысливают жизнь многих людей, ставят ее в зависимость от создаваемых обстоятельств, воли случая или чьих-то непродуманных решений.

Содержание

Введение………………………………………………………………2
Становление культурологии в России………………………………3
Культурология в системе гуманитарного образования…………….5
Заключение ……………………………………………………………8
Список использованной литературы………………………………...11

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 35.56 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………2

Становление культурологии  в России………………………………3

Культурология в системе гуманитарного образования…………….5

Заключение ……………………………………………………………8

Список использованной литературы………………………………...11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Научно-технический  прогресс не принесет счастья, если он не будет дополняться  чрезвычайно глубокими  изменениями в  социальной, нравственной и культурной жизни  человечества.

А.Д. Сахаров

      В настоящее время перед нашим  обществом встала проблема реформы  образования, на первом месте  – реформа высшего образования,  которое из узкоспециализированного должно стать трансдисциплинарным. Люди, получающие высшее образование, прежде всего, должны быть интеллигентными, толерантными, свободные, умеющими впитывать опыт предыдущих поколений. В данный момент, мы наблюдаем духовный кризис культуры российских граждан.  

    Культура должна в жизни любого  человека занимать играть важную  роль.  Войны, отсутствие порядка,  бездействие законов, ощущение  вседозволенности у людей, наделенных  властью или обладающих большими  финансовыми возможностями, обессмысливают  жизнь многих людей, ставят  ее в зависимость от создаваемых  обстоятельств, воли случая или  чьих-то непродуманных решений.1

   На сегодняшний день культура  считается чем – то второстепенным, значительно больше внимания  уделяется более «важным» вопросам, таким как- экономика,  политика, строительство правового государства, выборы президента, модернизация производства, инновации и т.п.

     Культура – это определенный  уровень любой человеческой деятельности. Без культуры труда не может  быть создано высокоразвитое  производство. Без политической  культуры невозможно решение  жизненно важных проблем государства  и общества. Без культуры человеческих  отношений, в основе которых  лежит понимание самоценности каждого человека, не будут решены социальные проблемы. И вообще нормальное функционирование как общества в целом, так и любого его подразделения невозможно, если не будет достигнут определенный уровень культуры, не сформируется понимание того, что высокоразвитая культура является фундаментом цивилизованного общества. Понимание этого – один из показателей культуры общества и культуры личности.2

      Культурология образования в  современной России является  актуальной темой в связи с  тем, что в нашей стране происходят  стремительные изменения в обществе. В наше время весьма актуально звучат слова Н. А. Бердяева, высказанные им еще в начале 20в. Он говорит, что в условиях демократизации культура «становится дешевой, доступной, плоской и пониженной в своем статусе.»3 

Становление культурологии в России 

    Советский Союз распался, а вместе с ним «рухнула» и идеология, и культура, и другие жизненные ценности людей. Россию наших дней можно считать исторической провинцией по отношению к своему Золотому веку.4

      В 80-90-е шло развитие и становление  культурологии как учебной дисциплины  в системе среднего и высшего  образования. Изучение культурологии  в тот момент сводилось к  тому, чтобы восполнить пробелы  в полноценном гуманитарном образовании, сформировать объем  гуманитарного знания для освоения специальных профессиональных дисциплин, в итоге - переориентации обучения на духовный рост личности. Предназначение культурологии - преодолеть дробность, частичность знаний, ставшую бичом образовательной практики, предполагало суммирование знания посредством опоры на основное духовное содержание совокупного человеческого опыта.5

     Со временем накапливался опыт, выстраивалась структура, содержание  культурологии. На данном этапе задача культурологии - дать знания о сущности культуры, ее структуре и функциях, закономерностях развития и многообразии проявления, об основных исторических типах культурного процесса. Эти знания дадут понимание того, что только культура сделала и делает человека человеком, помогут определить общечеловеческие ценности и идеалы и их место в жизни современного общества.

    Культурология еще совсем  молодая   наука , вокруг нее не утихают споры, в частности вопрос об ее объекте. Существуют различные точки зрения относительно этой проблемы. С одной стороны, определение, данное американским учёным Л. Уайтом, который является "отцом" её названия, то культурология - это наука о культуре. Если проанализировать всё то, что сегодня относится к области культуры (религия, искусство, политика, экономические и правовые отношения, быт, этническое своеобразие, социально-общественные устои, языки и, наконец, человек), то вывод напрашивается сам собой, что культурология - это наука обо всём. Если же она обо всём, значит другие науки теперь не нужны, и человечество обречено  на познание мира лишь с позиций одной науки, а это просто невозможно.6

     Другая точка зрения -  культурология  - это наука о всеобщей ценностно-смысловой  связи, обеспечивающей возможность  человечеству выстраивать гармоничные  отношения с миром и самим  собой и осуществления совместной  коллективной деятельности в  целях существования человечества  как ноосферы Земли (А.Я.Флиер).7   

      Культурология дает новый метод  образования, который заключается  в том, что явления познаются не в качестве отдельных частей, а изучаются с позиций их ценностно-смысловой значимости как единой системе. Этот метод даёт научное обоснование не только возможности, но необходимости применения междисциплинарной связей в образовании. Изучение событий в культурологическом аспекте помогает «вплести» полученного знания в общую картину мировосприятия. Это является не только результатом образовательного процесса, но стимулом, толчком, необходимой предпосылкой для дальнейшего познания. 

Культурология в системе гуманитарного  знания 

     Культурология как наука тесно  связана с социально-гуманитарными, т. е. изучающими общество и человека. Это взаимосвязь необходимо, так как позволяет глубоко и многогранно анализировать изучаемые культурологами проблемы.

   Философия является общеметодологической основой для всех частных наук. В процессе взаимодействия с культурологией разрабатываются философия культуры, а также такие сферы как: философские проблемы творчества, философия искусства, философия религии. Такие философские науки, как этика, эстетика, религиоведение, создают основы для изучения морали, искусства, религии в системе культуры.

        Этика дает представление о теоретической основе различных культур. С другой стороны, культурология позволяет понять, чем были обусловлены нравственные нормы в конкретной культурно-исторической среде, как шла эволюция этических ценностей и категорий. Даже в рамках одного культурно-исторического типа содержание какого-либо понятия могло меняться (изучая историю античной культуры, нельзя не обратить внимание на то, как менялось представление об «аретэ» – «доблести» на разных этапах истории – от патриархальной до классической Греции).8

      Эстетика необходима для понимания основных характеристик и закономерностей развития художественной культуры, а культурологические исследования показывают, какую роль играют эстетические представления и ценности в духовной культуре человечества, как они меняются со временем. Каждая исторической эпохе присуще свои критерии возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного, трагического и комического и т. д. Анализ историко-культурной ситуации необходим, чтобы понять, почему в античную эпоху красивым считалось то, что пропорционально, в Средние века – то, что соответствует Священному Писанию, а в XX веке красивым стало то, что философично.

       Религиоведение тесным образом связано с культурологией. Одна из важнейших религиоведческих проблем – место и роль религии в системе духовной культуры, взаимодействие религии с другими элементами культуры. Рассматривая любую культуру необходимо, учитывать особенности вероучений и деятельности религиозных организаций, которые характерны для данной культуры. С другой стороны и люди, изучающие религию, опираясь на культурологическое знание, способны понять, каким образом и в силу каких причин и обстоятельств сформировалось и эволюционировало какое-то религиозное учение. Например, при изучении эволюции буддизма - понять его «многоликость» в различных регионах Азии возможно только при рассмотрении специфики культуры каждого из этих регионов – принципиальные отличия культуры Древнего Китая от культуры Древней Индии обусловили коренные отличия в догматике и культовой практике чань-буддизма в Китае от первоначального, возникшего в Индии.9

     Для социальной философии культурологи дают необходимый фактический материал, а она в свою очередь, предоставляет необходимые выводы о закономерностях взаимодействия личности и общества, что позволяет выносить определенные оценки деятельности тех или иных исторических персонажей.

      История как наука вносит определенный вклад в изучение достижения различных народов, составляет хронологию событий и их периодизацию. Для историка интересны конкретные события, их отражение в общественном сознании и психологии, и это составляет эмпирическую базу для культурологии. Основоположниками культурологии являются историки – А. Тойнби, К. Ясперс.  То, как отразились социально-политические изменения на духовной жизни людей, как изменились сам человек, его повседневный мир, который его окружает – это культурологический аспект, в свою очередь необходимый историкам.

      Литературоведение и искусствознание показывают, как происходит через художественную среду отражение и постижение основных социально-психологических характеристик культурно-исторического контекста, нравственных ценностей, мировоззренческих ориентации и особенностей повседневной жизни эпохи.  В работах М.М. Бахтина (1895–1975) сложилась концепция диалога – культура проявляется только через событие с другими культурами как на уровне личности, так и на уровне истории, она многопланова и многоаспектна. Поэтому через литературу, архитектуру, живопись, музыку проступают основные закономерности существования многообразных форм культуры и формирования ее различных духовных элементов, в свою очередь тесно взаимодействующих между собой. Особое место литература и искусство занимают в трудах Ю. Лотмана (1922–1993), основавшего особую, семиотическую школу в культурологии (семиотика – наука, изучающая знаки и знаковые системы). В исследованиях по русской культуре XVIII–XIX веков он рассматривает литературу и другие виды искусства как знаковые системы, которые и являются тем языком, на котором пишется книга культуры.10

       В рамках социологии проводится исследование структуры общества, что является основой для выделения различных субкультур; применение конкретно-социологических методов помогает проследить динамику процессов, которые происходят в культуре, а использование прикладных методов и количественного анализа дает возможность получить теоретические выводы. Для социолога культурологическое исследование может быть источником важных сведений об отражении в различных сферах повседневной жизни, в разных духовных областях тех общественных процессов, которые исследуют социологи.

        Психология и культурология могут соприкасаться при изучении процессов творчества или при исследовании механизмов распространения в обществе каких-то явных или латентных идей, или настроений. Социальная психология, называя эти механизмы «внушением», «подражанием» или «заражением», может объяснить причины и сущность целого ряда процессов и явлений – массовизацию культуры, рост или, наоборот, спад религиозности, проникнуть в суть такого заметного в культуре и многообразного в проявлениях феномена, как мода. Психология личности помогает понять процессы, идущие на уровне индивидуального сознания и восприятия, дать психологическую характеристику личности, представляющей различные временные и культурные пласты. Культурология же дает психологам те данные, которые необходимы для понимания того, как и почему идет формирование у личности какого-то актуального набора ценностей, навыков и даже индивидуальных особенностей.11 

Заключение 

        В настоящее время, когда «сломаны» прежние устои общества, а новые находятся в стадии формирования, порой представляя из себя хаотическую, противоречивую совокупность политических взглядов, социальных и индивидуальных установок, моральных позиций, современный человек нуждаются в знакомстве с исторически сложившимися общественными непреходящими ценностями, которые помогут ему создать собственное мировоззрение, убеждения, позиции. Сегодня крайне необходимо определиться  в главных ориентирах и научиться доносить их до общества, для того чтобы, не возникло опасности сменить крайности идеологизации на крайности прагматизма, который формируется личностью в результате поспешного ментального освоения близких и дальних реалий с целью найти себе экологическую нишу, определиться и преуспеть в жизни, достичь (при этом иногда допускается использование каких угодно средств) высоких вершин благосостояния. Переориентация от крайностей идеологизации на общечеловеческие ценности требует, в первую очередь, утверждения в общественном мнении нового отношения к историческому прошлому России, русской и мировой культуре.12

Информация о работе Культурология в системе гуманитарного образования