Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 08:30, контрольная работа
Культурология сегодня наряду с философией выступает в качестве основания гуманитарных наук. Именно культурологи предложили новые оригинальные трактовки истории, известных, но трудных для понимания произведений искусства, а также личности их творцов.
Введение 3
Понятия «культурология», «теория культуры», «культура»:
Понятие «культурология» 4
1.2. Понятие «теория культуры» 4
1.3. Понятие «культура» 6
2. Общие задачи культуры и содержание науки о культуре:
2.1. Понятие «культура» 8
2.2. Структура культуры 10
2.3. Задачи и функции культуры 13
2.4. Механизм действия культуры 14
3. Культурный человек - кто он? 18
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Введение
1.2.
Понятие «теория культуры»
1.3.
Понятие «культура»
2. Общие задачи культуры и содержание науки о культуре:
2.1. Понятие «культура»
2.2. Структура культуры
2.3. Задачи и функции культуры
2.4. Механизм действия культуры
3. Культурный
человек - кто он?
Заключение
Список используемой
ВВЕДЕНИЕ
Культур
всегда много и каждая из них, как
нечто единственное и неповторимое,
как целое изучается
Культурология — относительно новая научная дисциплина, изучающая, во-первых, культуры в целом, во-вторых, отдельные явления культуры (материальную культуру, духовную, быт, искусство, религию, семью и т.д.).
Культурология сегодня наряду с философией выступает в качестве основания гуманитарных наук. Именно культурологи предложили новые оригинальные трактовки истории, известных, но трудных для понимания произведений искусства, а также личности их творцов.
Поэтому
я поставила перед собой
Понятия «культурология», «теория культуры», «культура»
Термин "Культурология" утвердился к середине XX века. Его употребление стало необходимым в связи с возникновением новой науки, изучающей такие закономерности - стороны культуры, которые не могут быть предметом исследования других социально-гуманитарных дисциплин (политология, социология, психология, демография, история...).
Культурология - наука о множестве культур.
Культурология - дисциплина, объединяющая различные знания и подходы к культуре, выработанные другими общественно-гуманитарными дисциплинами (философия, история, антропология, семиотика - наука о знаках и символах, лингвистика...).
В культурологии выделяют следующие подразделы:
— теория культуры (философия культуры);
— история культуры (мировая художественная культура);
— прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры).
Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Объектом ее являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения.
В культурологии выделяются две ориентации:
Один
из подразделов культурологии
Философия культуры — это обозначение подходов к изучению сущности, цели и ценности культуры, ее условий и форм проявления. Она имеет огромное количество форм и часто оказывается тождественной философии истории...
Неокантианцы, как В. Виндельбанд и Э. Кассирер, заложившие фундамент философии культуры, обсуждали два основных вопроса: что конституирует культуру как целое в отличие от отдельных проявлений культуры и в чем смысл культуры. Виндельбанд и вслед за ним и другие неокантианцы на оба вопроса отвечают так: и смысл и целое культуре придает Разум. Раскрывая неокантианское понимание Разума, Кассирер связывает идею Разума с идеями Свободы и Морали.
Для Канта смысл культуры задается идеями Разума, Свободы и Морали, он надеялся, что победа этих начал, работа над их культивированием и приведет человечество к культурному состоянию. Как сегодня видится эта проблема? Безусловно, в истории и культуре действуют разумные силы, имеют место тенденции к свободе и морали. Без этих тенденций культура вообще бы не состоялась. Однако было бы неправильным думать, что в культуре действуют только такие, так сказать, осмысленные, разумные тенденции. Этим тенденциям, как известно, противостоят другие: наряду с Разумом не меньшее значение в культуре имеют бессознательные, стихийные процессы, моральным тенденциям противостоят тенденции эгоистические и даже демонические, разные силы стремятся подавить свободу. В этом плане нельзя указать смысл культуры и истории. Есть цель и смысл в деятельности отдельных людей или движений, но Смысла всей культуры или истории, вероятно, не существует. И вряд ли подобный смысл возникнет, даже если человечеством будет управлять, как о том мечтал Д. Андреев, всемирная этическая организация «Роза Мира».
Не менее существенно, как неокантианские философы понимали назначение и природу самой философии. С одной стороны, вслед за Аристотелем философия рассматривалась как законодатель мышления, как гарант истинности и общезначимости знания, с другой стороны, вслед за Кантом — как разумная, направляющая инстанция человечества. В настоящее время претензии философии на всеобщность, нормативность и общезначимость не могут быть приняты, время глобальных философских систем и аристотелевской презумпции относительно руководящей роли со стороны философии ушло в прошлое.
Да, чего нет, того нет: сегодня, в частности, это обусловлено другим пониманием культуры, философия не рассматривается как универсальный нормативный разум (эту роль совместно с философией берут на себя ряд других дисциплин и практик — наука, искусство, идеология и др.) и не сводится к одной всеохватывающей философской системе. Однако через философию по-прежнему осуществляется разработка и проведение таких трансцендентальных идей и ценностей, которые призваны ориентировать и направлять мышление, а также сохранять культуру и жизнь человека. Только и мышление, и жизнь в настоящее время понимаются иначе.
Культура - это связующее звено между обществом и природой. Основой этой связи выступает человек, как субъект деятельности, познания, общения, переживания и т.д.
Человек - это биосоциальное существо. Как социальное существо, человек в значительной мере преодолел свою зависимость от природы. Поэтому культура выступает, как способ и метод овладения человеком естественным и социальным мирами. Создавая культурные ценности, человек является творцом и даёт новые формы развития природы и общества.
В культуре и благодаря культуре, человеку удаётся преодолеть рамки своего временного биологического существования. В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура выступает, как «мера человека».
Культура служит благу человека, его физическому и духовному здоровью, т.е. это деятельность, отмеченная знаком «+».
Достоевский: «Путь к великому лежит через малое, ко всему человеческому через национальное». Общечеловеческое не иначе достигается, как упором в свою национальность. Таким образом, культура - это единство общечеловеческого и национального. Высшие достижения национальной культуры становятся достижениями всего человечества. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур.
Национальная
культура в свою очередь - синтез народной
и учённой культуры, культуры различных
классов и слоёв. Но не всё в культуре классово
(язык, культура труда, экономическая культура,
наука и т.д.). Поэтому классовое в культуре
нельзя противопоставлять общенациональному,
а классовый подход к оценке деятельности
людей, поступков, нельзя преувеличивать,
что может привести к самоизоляции данной
культуры от общего развития мировой культуры.
Связь с прошлым, традиция - одна из фундаментальных
характеристик культуры. Вопрос о соотношении
традиции и новаторства - одна из вечных
проблем культуры.
Традиции - формы сохранения ранее достигнутого. Между традицией и новаторством всегда должно сохраняться определённое равновесие. Преобладание традиций ведёт к консервативному застою, а увлечение всем новым - к разрушительному нигилизму. Резкое нарушение традиций, не всегда оправданное, происходит в периоды революционных обновлений общества или отдельных его сфер.
Для современной культуры существенным является соотношение массовой и элитарной культуры.
Массовая культура - коммерческий характер, серийность примитивизация отношений между людьми, развлекательность, сентиментальность, культ личности, условность примитивной символики, натуралистическое смакование насилия и секса, жажда обладания вещами...
2. Общие задачи культуры и содержание науки о культуре
2.1. Понятие «культура»
Поведение животных, насекомых, птиц запрограммировано системой инстинктов: им от природы дана установка, как и что есть, как выживать, как вить гнезда, когда и куда лететь и т.д. В человеке система инстинктов угасла, хотя исследователи спорят относительно того, до какой степени. Ту функцию, которую в природе выполняют инстинкты, в человеческом обществе выполняет культура. Она дает каждому индивиду примерную программу его жизни, определяя при этом набор вариантов. Масса людей живет с иллюзией, что они сами выбрали цели своей жизни, формы потребления. Между тем при сравнении жизни людей в разных культурах трудно не поражаться однотипности «свободного» выбора в одной стране и эпохе, в то время как та же потребность в другой культуре удовлетворяется в совершенно иных формах. Причина состоит в том, что культура - это среда, предопределяющая выбор вариантов нашего поведения. Как в воде набор вариантов поведения одних и тех же людей отличается от вариантов их движения на суше, в болоте и т.д., так и культура диктует наш «свободный» выбор.
Информация о работе Культурология в системе гуманитарного знания