Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:06, реферат
Крупный исторический период, именуемый «Средними веками», не имеет общепринятых хронологических рамок. Во многом определяется различием взглядов на своеобразие и место данной эпохи в истории западноевропейских стран, культуру их народов. Так, до настоящего времени еще сохраняется взгляд на Средние века как период некого провала в культурном развитии между античностью и Новым временем.
Памятник скандинавского эпоса - «Старшая Эда» представляет сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях. Эти произведения исполнялись певцами-музыкантами.
Еще одно крупное направление художественного творчества - рыцарская литература, получившая повсеместное развитие в период Классического Средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известны «Песнь о Роланде» (Франция), рыцарский стихотворный роман «Тристан и Изольда» (Германия), «Песнь о Нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» и «Родриго» (Испания) и др.
Весьма значительным явлением в литературном творчестве средневековой Европы была поэзия ватангов (от лат. vagary- бродить), родиной которой считается Франция. Вместе с появлением нецерковных школ в XII в. и возникает данная субкультура - в форме поэтического творчества учащихся этих школ, бродивших по городам и весям. Особенностью творчества ватангов была его яркая антиклерикальная направленность, что, безусловно, вызывало ответные репрессивные меры со стороны церкви.
Городская культура. С развитием городской культуры связано творчество жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия), которые выступали в XI-XII вв. на площадях городов как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Среди шпильманов (spilman - букв. игрец) можно было встретить и небогатого рыцаря, и школяра, и подмастерья. Церковь, как и светская власть, издавна преследовала шпильманов. Например, по судебнику («Саксоновское зерцало», VIII-IX вв.) шпильманы, как преступники, стоят вне закона. Однако, когда в XII в. среди шпильманов стали появляться странствующие клирики,… отношение к игрецам стало меняться. Известно достаточно много случаев, когда знатные особы не только принимали их на службу, но и доверяли шпильманам посольские поручения в силу специфики из образа жизни и достаточно высокого образовательного уровня. В целом для эпического искусства шпильманов были характерны анонимность, то есть автор не называл своего имени и не давал собственных оценок действующим лицам своих произведений, а также гиперболизм (намеренное преувеличение числа или силы).
Искусство. Переходя к средневековому искусству Западной Европы, нам придется вернуться к концу античного мира, к тем временам, когда на обломках единой Римской империи образовались, с одной стороны, Византийское государство, а с другой - молодые государства варваров: остготское (а затем лангобардское) на Апеннинском полуострове, королевство вестготов на Пиринейском полуострове, англо-саксонское королевство Британии, государство франков на Рейне и другие. Франкский вождь Хлодвиг, принявший христианство, и его преемники расширили границы государства, оттеснили вестготов и вскоре стали гегемонами на территории Западной Европы. Но франки еще оставались настоящими «варварами», обществом земледельцев и воинов, не знавших ни роскоши, ни чинопочитания, ни придворных церемоний, не имевших понятия о философии и науках, не умевших читать, не ценивших памятники античной культуры. В то время как византийские государи (басилевсы) восседали на золотом коне, окруженном позолоченными статуями львов и золотыми поющими птицами, короли франков ездили в деревянных повозках, запряженных парой волов, которыми правил пастух.
Эти «варвары» сделали большое историческое дело: они омолодили и оживили мир. Сметя одряхлевшую римскую цивилизацию, покончив с рабовладением, они установили строй (еще префеодальный), где основой был труд свободного крестьянина. Мы берем слово «варвары» в кавычки, так как позднейшая традиция сделала его синонимом безжалостного разрушения культуры, а настоящие, исторические варвары были не только разрушителями, но и родоначальниками новой культуры.
Полихромный стиль. На ранней стадии, до середины VI века, преобладал так называемый полихромный стиль: золотые предметы украшались перегородчатой эмалью или инкрустировались драгоценными камнями, преимущественно альмандинами, а иногда красным стеклом. Эти предметы из драгоценных материалов служили в то время народом, не ведшим денежного обмена, вместо денег.
«Абстрактный звериный орнамент». С середины VI века «полихромный стиль» сменился «абстрактным звериным орнаментом», плоскотным, линейным, составленным из плетенки, в которую включалось изображения отдельных частей тел животных - головы или пасти, лапы или сустава ноги. Скорее всего, плетенка имела магический смысл, так же как и «звериные» компоненты орнамента.
Изображение человека. Изображения человека появляются в искусстве варваров с VII века, причем вначале это были образы не христианской, а германской мифологии. Так, на знаменитом рельефе из Хорнхаузена представлен воин с копьем, едущий на коне. Вдоль нижнего края рельефа тянется плетеный орнамент, означающий попираемое воином змеевидное чудовище. Такие фигуры воинов часто встречаются также на протяжках VII века. Они свидетельствуют о том, как медленно и на первых порах поверхностно христианизировались варварские народы, но также и том, что в VII веке их искусство уже подошло к стадии изобразительности, и приближалось то время, когда оно, как некогда античное искусство, могло быть использовано библейских персонажей и событий.
Но это случилось лишь через сто лет. Еще в VIII веке даже в наиболее основательно христианизированной части Европы, в Ирландии и Англии, орнаментика одерживала верх над антропоморфными христианскими образцами.
Искусство Ирландии и Англии.
В VII-VIII веках в Ирландии и Англии
церковная культура достигала высокого
уровня. Там существовали монастыри,
где знали греческий язык и
латынь, где переписывались и украшались
миниатюрами богослужебные
Искусство каролингской эпохи
В 800 году король франков Карл Великий был коронован в Риме папой Львом III и стал императором. Уже в 40-х годах IX века империя Карла Великого оказалась разделенной между его потомками. Впервые Европа, объединенная властью одного правителя, представляла как нечто целостное и единое. Карл Великий опирался в своем правлении на две социальные силы - военное сословие и церковь, и этим он заложил основы будущего общественного развития. Наделяя своих военачальников, формирование класса феодалов, а, основывая и укрепляя монастыри, превращая их в административные и военные центры, он ввел церковь в государственную систему и заключил на многие века ее союз со светской властью.
Авторитетом, который бы поддерживал начинания Карла Великого, был древний христианский Рим. Поэтому он сознательно культивировал среди приближенной к нему знати античные формы образованности: при его дворе создавались хроники и жизнеописания, латынь очищалась от варварских примесей, становясь ближе к языку римлян. Искусство следовало римским образцам. Центрическая дворцовая капелла в Аехане, любимой резиденции Карла Великого, во многом подражает византийской церкви Сан Витале в Равенне. Карл Великий строил резиденции, украшая фресками, изображавшими деяние древних полководцев и франкских королей. В монастырских скрипториях копировались римские миниатюры с изображениями античных философов. В евангелиях и библиях IX века и черты унаследовали евангелисты.
Антикизирующее изображения евангелистов в каролингской миниатюре были важным и перспективным новшеством для европейского искусства. Они означали переход от варварской орнаментики к изобразительному и антропоморфному искусству. Каролингское искусство, как и раннехристианское, нуждалось в античной одежде, но по существу служило уже новым целям и отражало потребности новой, средневековой действительности. В эпоху Карла Великого каменное строительство стало нормой. Правда, отчасти это было подражанием архитектуре Рима. Церковные здания каролигской эпохи обладают чертами, которые не восходят к античности, но порождены новыми социальными и культовыми потребностями и указывают в будущее. Большое распространение получили в каролингскую эпоху крипты, предназначавшиеся для хранения реликвий и погребения знатных духовных и светских лиц. Именно в криптах впервые появляется в эту эпоху элемент, получивший впоследствии большое значение в наземных частях романских церквей - кольцевой обход вокруг апсиды, позволявший паломникам обозревать реликвии.
Самым важным новшеством каролингской
архитектуры являлись башни, почти
не встречавшиеся в
Благодаря разнообразию объемов, сочетавшихся в одном здании наружный облик каролингского храма пластически обогащается, можно даже сказать, что с этого времени он начинает играть важную роль в эстетическом впечатлении, производимом архитектурой.
Хотя каролингская эпоха
заложила основы будущего общественного
и культурного развития Европы, после
ее распада это развитие на целое
столетие приостановилось. В X веке новая
волна вторжений - норманнов с
севера, арабов - с юга и венгров
- с востока подвергла
Искусство оттоновской эпохи
В наиболее благоприятном положении оказалась в то время восточная часть Германии - Саксония, далекая от больших рек, по которым норманны пускались в свои разбойничьи набеги. Здесь с начала X века воцарилась саксонская династия королей, и уже в 962 году один из них - Оттон I получил в Риме императорскую корону.
Опираясь на авторитет Рима, Оттон I и его последователи не имели последовательной программы возрождения античных традиций. Саксонские земли были очень удалены от Рима, и никаких следов античной цивилизации там не существовало. С другой стороны, каролингская эпоха оставила в наследство искусству X века достаточное количество ценных художественных идей. Дальнейшее укрепление позиций церкви привело к расширению церковного строительства.
Лучшими саксонскими церквями являются: монастырская церковь св. Кириака в Гернроде и церковь св. Михаила в Гильдесгейме. Эти церкви с гладкими толстыми стенами и массивными башнями имеют суровый грозный вид. Сохраняя основные черты раннехристианской базилики, трехнефную структуру и деревянные покрытия, они в то же время унаследовали и развили то новое, что содержалось в каролингской архитектуре - четкость наружных, прямоугольных и цилиндрических объемов трансептов, апсид, башен и главное, сами башни у фасадов и над средокрестием.
Изобразительное искусство «оттоновской», как ее называют, эпохи было еще более новаторским, чем архитектура. В нем труднее заметить следы воздействия античных форм, зато можно видеть вполне определившимися многие специфические черты средневекового искусства. Они особенно заметны в бронзовых рельефах.
Стремлению сделать цикл легко читаемым подчинена и образная система этих рельефов. Фигурки, большеголовые, неуклюжие, с едва намеченными чертами лиц и мешковатыми телами казались бы примитивными, если бы не удивительная красноречивость их жестов. Жест, а также поза становятся в этих рельефах главными средствами выразительности.
В немецких миниатюрах X века появляются сцены, иллюстрирующие эпизоды Священного писания, причем фигуры в этих сценах обладают той же выразительностью жеста, что и в гильдесгеймских рельефах. Руки и пальцы персонажей даже чрезмерно удивляются, чтобы смысл жеста легче воспринимался зрителем.
Миниатюры «оттоновской» эпохи, выполняющиеся в монастырских скрипториях с двух- или трехвековой традицией переписывания и украшения книг, к тому же предназначавшиеся для глаз императора и высшего духовенства, отличает гораздо большая сложность художественного языка. Их образы ярко свидетельствуют о духовной силе церкви. Все эти миниатюры исполнены мрачного пафоса. Фигуры в них полностью утрачивают объемность, унаследованную каролингской эпохой от античности. Они рисуются на непроницаемой плоскости золотого фона. В этих миниатюрах почт нет ни зданий, ни растений, которые бы характеризовали место действия. В этом искусстве нет и намека на человечность, задушевность. Оно категорично и непреклонно утверждает догматы веры.
Романский стиль. Все черты «оттоновскогго» искусства - тяжесть масс и ясность объемов в архитектуре, выразительность жеста, систематическая последовательность повествования и пафос духовности в изобразительном искусстве - являются уже чертами романского стиля, особенно получившего развитие с конца X в. Сам же термин «романский» был введен в научный оборот в начале XIX в. французскими археологами, которые увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками и т. д. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи - фрески, а снаружи - ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь - основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орствале, Оксфорде, Винчестере и др. Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.
Готический стиль. К концу XII в. романский стиль сменяется готическим (от итал. gotico - готский, по названию германского племени готов). Расцвет его относится к XII-XV вв. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период Классического Средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются стройными колоннами, собранными как бы в пучки; огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе готического храма лежит форма латинского креста.