Культура западной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:40, реферат

Описание работы

В Деяниях Апостолов есть место, где описывается встреча апостола Павла с эпикурейскими и стоическими философами в Афинах: «Что это за новое учение, проповедуемое тобою?» - спросили они. – «И став Павел среди ареопага, сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу».

Содержание

1. Средневековый менталитет………………………………………………...….3
2. Этапы развития западноевропейской культуры Средневековья……………5
3. Научная культура в Средние века……………………………………………11
4. Феномен средневекового карнавала………………………………………....12
Список использованных источников…………………………………………...14

Работа содержит 1 файл

реферат культурология.docx

— 43.31 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ ИМ. АКАДЕМИКА  Д.Н. ПРЯНИШНИКОВА

 

        

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: культурология

На тему: Культура западной Европы

 

                                                    

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка факультета заочного обучения по специальности

 «Экономика и управление  на  предприятии (в оценке недвижимости)» 

Миннуллин Р.Х.

Группа Эну-11

Руководитель: Бастричев С.Г.

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2012

Содержание

 

1. Средневековый менталитет………………………………………………...….3

2. Этапы развития западноевропейской  культуры Средневековья……………5

3. Научная культура в  Средние века……………………………………………11

4. Феномен средневекового  карнавала………………………………………....12

Список использованных источников…………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Средневековый менталитет

В Деяниях Апостолов есть место, где описывается встреча  апостола Павла с эпикурейскими  и стоическими философами в Афинах: «Что это за новое учение, проповедуемое  тобою?» - спросили они. – «И став Павел  среди ареопага, сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому  Богу». Сего-то, которого вы не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян 17: 22-23). Как Ветхий Завет был «детоводителем ко Христу», так и античная философия с ее морально-нравственными аспектами, отношением к мирозданию, материальному и идеальному началам была своеобразной подготовкой к восприятию христианского учения. Некоторые античные философы, например, Платон, Сократ, Зенон считались предтечами христианских богословов. В Архангельском соборе Московского Кремля они изображены с нимбами наряду с Отцами Церкви и Великими Святыми.

Рождение Средневековой  культуры, чудовищной и прекрасной одновременно, проходило в процессе крушения Средиземноморского эллинистического мира, столкновениях умирающей античности и варварского язычества. Это  было время войн, политической неопределенности, упадка культуры. Начало Средневековья  – V в. К этому времени были сформулированы основные каноны христианства, церковные  традиции, были приняты богословские догматы на церковных соборах. Это  время, когда жили Николай чудотворец Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Блаженный Августин, Бонавентура, Боэций – великие святители и философы христианства (Отцы церкви).

В 395 г. – со смертью императора Феодосия Великого (379-395) произошло  окончательное разделение Римской  империи на Восточную и Западную. Восточная империя продолжала жить самостоятельно (после падения Западной в 476 г.) и у не началась своя, ранневизантийская история. Византия продлила жизнь античной культуры до 1453 г., когда сама была завоевана турками.

Рассмотрим средневековую  культуру Западной Европы.

Неуверенность в материальной обеспеченности людей Средневековья  сопровождалась духовной неуверенностью, неуверенностью в будущей жизни, поскольку блаженство никому не было гарантировано. Ментальность, эмоции, поведение западноевропейского  человека формировались в первую очередь в связи с потребностью в самоуспокоении. Отсюда – особое значение авторитетов. Высший авторитет  – Писание, Отцы Церкви. К авторитетам  прибегали в той мере, в какой  они не противоречили собственным  воззрениям. «У авторитета нос из воска, и форму его можно изменить в любую сторону», - крылатая фраза, принадлежащая известному теологу  кон. XII в. Алену Лилльскому. Церковь спешила осудить новшества, которые рассматривались как грех. Изобретать считалось безнравственным. Средневековая этика преподавалась и проповедовалась при помощи стереотипных историй, неустанно повторявшихся моралистами и проповедниками. Эти сборники примеров (exempla) и составляют средневековую нравоучительную литературу. К доказательству авторитетом прибавлялось доказательство чудом. Средневекового человека привлекало все, что было необычно, сверхъестественно и ненормально. Наука же более охотно избирала своим предметом что-то исключительное, чудесное, например, затмения, землетрясения.

Парадоксальность Средневековья  заключается в том, что в это  тяжелое время, наполненное жестокостью  бесконечных войн и кострами инквизиции, человек был способен создать  прекрасные образы любви, преданности  и красоты. Образы прекрасных дам, рыцарского благородства и королевской справедливости. Средневековое мировоззрение построено  на амбивалентностях: постижение сути вещей, природ и причин, стремление к Богу, сочетается здесь с языческим  мистицизмом и суевериями. Средневековый  символ – это внешний шутовской  облик, с божественным содержанием. Символы средневекового сознания рождаются  в осмыслении Священного Писания. Осмысление духовных истин Священного Писания  было направлено, прежде всего, на познание природы вещей и осознание  их с духовной точки зрения. В  сознании возникли неведомые животные, волшебные страны, чудесные образы из потусторонней жизни. Мир для  человека стал наполнен различными существами – гномами, эльфами. «Физиолог» - текст-словарь, в котором давалось символическое определение природы зверей, их сущности, исходя из Священного Писания. Каждый материальный предмет рассматривался как изображение чего-то в духовном отношении более высокого, становясь тем самым символом. Мыслить означало открывать скрытые значения. Природа виделась огромным хранилищем символов. Минералы, растения, животные – все символично.

 

Образ Единорога уподобляли Христу, прозрачный берилл, пропускающий свет, - образ христианина, озаренного светом Христа. Красный сардоникс  означал Христа, проливающего свою кровь на кресте. Яблоко – символ зла (яблоко по-латыни malum – «зло»), мандрагора, как считалось, возбуждает чувственность и одержимость; когда ее вырывают, она кричит, и тот, кто слышит крик, умирает или сходит с ума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этапы развития западноевропейской  культуры Средневековья

Раннее Средневековье (V-X вв.). Охватывает время после падения  Рима под натиском варваров, которые  восприняли от римлян христианство. На территории Рима образовались новые  государства – франков, готов  и др. Племенные вожди стали  королями, герцогами. Позднее священная  Римская империя распалась на множество мелких государств, которые  вели между собой опустошительные  войны.

Крупнейшим культурным событием раннего Средневековья считается  Каролингское Возрождение (VIII-IX вв.), названное  по имени короля франков Карла  Великого, который был коронован  Папой в 800 г. как император всей Западной Европы. При его дворе  была создана «Дворцовая академия» - первое в средневековой Европе международное интеллектуальное сообщество ученых, куда входили теолог, поэт и  автор житийной литературы Алкуин (англосакс по национальности); историк, автор «Истории лангобардов» Павел Диакон (италик-лангобард), поэт Теодульф (вестгот), автор «Жизнеописания Карла Великого» Эйнхард (франк) и другие ученые времени. В ходе Каролингского Возрождения была реформирована система образования на основе развития латинской учености и христианской набожности. Наряду с теологическими дисциплинами в школе изучали риторику, грамматику, искусства, поощрялся интерес к античной культуре.

Это был период формирования основных ступеней развития средневекового богословия через попытку переосмысления античного прошлого, рассмотрения соотношений  между верой и разумом, свободы  человека и Божьего предопределения, противопоставления Града Божьего  и Града Земного. Первые попытки  толкования христианского вероучения были предприняты апологетами –  мыслителями и писателями, защищавшими  авторитет христианства против нападок  язычников. Это - Ориген (185-253/54) и Тертуллиан (160-220). Крупнейшие западноевропейские богословы Аврелий Августин (354-430), Иероним Блаженный (ок.1371-1416), Альберт Великий (между 1193 и 1206-1280), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Фома Аквинский (1225/1226-1274).

Церковная система образования, в которой доминирует христианская литература на латинском языке, ставшая  цементирующим культурным и образовательным  феноменом.

Складываются своды народно-эпической  литературы: ирландские саги, сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, исландский эпос («Старшая Эдда»  и «Младшая Эдда»), англо-саксонская поэма «Беовульф»; «Песня о Нибелунгах», «Песнь о Сиде», «Песнь о Роланде».

Высокое (классическое) средневековье  – X-XIV вв. Период постепенного возрождения  Западной Европы. Это период быстрого экономического подъема. В классический период европейское общество стало  более богатым, чем римское. Осев на земле и превратившись в  класс крупных землевладельцев, феодалы начали поощрять развитие сельскохозяйственного  производства: расширяется площадь обрабатываемых земель и ассортимент сельскохозкультур, вводится трехпольный севооборот, распространяются железные орудия труда. Растут города, развиваются ранние формы предпринимательства. И в наше время основные города Европы сохранили свою торговую специализацию XII-XIII вв. Шерсть вывозилась из Англии, железо – из Германии, кожа и лошади – из Испании и т.д. Появляются технические новинки: изобретение очков (XIII в.), механических часов (XIV в.), артиллерии, печатного пресса (станка) Гуттенберга (XV в.), развивается кораблестроительная техника.

С Х в. государства укрупнились  и создали сильные армии. Началась эпоха крестовых походов – 1099 г. – захват Израиля у мусульман, 1291 г. – потеря. Католическое христианство распространилось на Скандинавию, Польшу, Прибалтику, Богемию, Венгрию. Официальной  целью крестовых походов было обратить неверные народы в христианство, на самом же деле это были завоевательные походы, результатом которых были бесчинства и грабежи владений мелких феодалов, прикрывающиеся именем Христа. Церковь сосредоточила в своих  руках власть над всей Европой  и над некоторыми европейскими колониями  на Востоке. В V в. еще собирались Вселенские соборы, на которых обсуждались вопросы  духовного понимания мира, предназначения человека, вопросы веры, ни о власти, ни о чем-либо социальном речи не шло. И уже к VIII веку отделившаяся Западная церковь во главе с Папой отвоевывает  себе земли на юге Италии, и получает мощный государственный аппарат, существовавший в Римской империи. Уже в IX веке Папа имеет право оспаривать указы  императора, вмешиваться в его  правление. В XIII Папа издает указ, который  должен входить в законодательство любой европейской страны – закон  «Двух мечей». 2 меча – 2 начала власти – власти церковной и власти королевской. Благодаря этому указу Папа уже  может отменять законы, принятые сенатом  и самим императором. Коронование  без Папы невозможно, и только Папа может лишить власти несостоятельного короля. Сам Папа избирается советом  кардиналов. Неограниченная королевская  власть ограничена только властью Папы, но эта власть тотальна и повсеместна. Разделение Церкви на Западную и Восточную (окончательно и официально в 1054 г.) было обусловлено множеством причин. Но самой, пожалуй, главной, было вмешательство  в управление государством, чему противилась  Восточная церковь и за что  ратовала Западная. Стремление к господству над всей Европой было характерно для Западной Церкви. И возможно именно тяготение к власти и деньгам  объясняет появление такой странной формы отпущения грехов, как индульгенций (лат. – indulgentia – «милость, прощение – полное или частичное отпущение грехов, которое оформлялось в виде специальных грамот от имени римского Папы») и жестокую расправу над мнимыми еретиками – костры.

На Западе монашество возникло позже, чем на Востоке. Его основателем  можно считать итальянца Бенедикта  Нурсийского (ок.480-545), который основал Бенедиктинский орден (объединение монастырей с единым уставом). Главными особенностями монахов-бенедиктинцев было не только воздержание, молитва, но и возделывание земли, разведение садов и т.п. Этот орден противоречив, как и вся эпоха: одной рукой монахи раздавали милостыню, делали это открыто и прилюдно на больших празднествах, чем и заработали себе славу, а другой – забирали деньги у народа и богатых дворян. Они прославились изобретением индульгенций – прощением грехов за деньги. Бенедиктинцы фактически захватили власть в Европе, ни один король не имел права короноваться без их разрешения. К XII в. их власть ослабла, и их место в политической жизни Европы занял Доминиканский орден (основатель – испанский монах Доминик Гусман (1170-1221), прославившийся чрезвычайной жестокостью и борьбой с еретиками. Инквизиция (от лат. inquisitio – «розыск, расследование») – специальные трибуналы католической церкви, созданные для борьбы с еретиками. До этого еретиков либо изгоняли из города, либо публично обвиняли в еретичестве и проклинали. Костер, как мера, избавляющая якобы грешную душу от страшного греха, стал единственным средством борьбы с еретиками с приходом Доминиканского ордена к власти. Достаточно было просто сказать, что твоя соседка ведьма – и ее сожгут без суда и следствия, а ее имущество достанется тому, кто распознал неверную. Можно себе представить масштаб инквизиции, если имущество человека стало единственной мерой его виновности перед Богом.

Между тем, повышается уровень  светского образования. В XII в. появляются университеты. Основные факультеты: богословский, юридический и медицинский. Каждый университет имел специализацию: Парижский  готовил интеллектуальную элиту  в области философии и богословия, изучение древнегреческих текстов, Аристотеля; Болонский университет  специализировался на римском и  церковном праве; университеты в  Монпелье и Салерно готовили медиков. Создается действенная правовая система.

Художественная культура. Романский стиль, романика (от лат. romanum – «римский») – стиль европейского искусства X-XII вв. возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и культуры варварских племен. До Х в. господствовал прароманский стиль. Здания отличались простотой, создавались из элементов римских построек или декорировались ими, в основном это были круглые или многоугольные церкви, заимствованные у византийской архитектуры. Например, собор Сан-Витало в Равенне 526-548 г., строился византийским императором Юстинианом, Дворцовая капелла в Ахене (792-805), построенная Карлом Великим. Романский стиль представлен суровой архитектурой крепостного характера: замки, монастыри, церкви на возвышенных местах. Он прост, тяжеловесен, монументален. Главный тип романского храма – трехнефная базилика. Это храм-крепость с толстыми мощными стенами, узкими оконными и дверными проемами, полуциркульными арками. В плане напоминал латинский крест. Золотой век романской архитектуры – XII в. В романских храмах воплощение красоты было призвано приблизить человека к Богу, погрузить в мир религиозных переживаний. В убранстве интерьере значительно е место отводилось фрескам и витражам, заполнявшим оконные проемы. Многоцветные росписи покрывали поверхности стен и сводов; использовался экспрессивный, динамичный рисунок, передающий драматизм библейских сцен. На порталах романских соборов обычно громоздились неуклюжие фигуры с заметно искаженными пропорциями, схематично. Приблизительно передающие черты лица. Каменная резьба, украшавшая наружные стены соборов, нередко из растительного и зооморфного орнаментов, изображений мифологических чудовищ, экзотических животных, птиц, почерпнутых из различных источников: хроник, басен, фольклора и т.д. Архитектурные памятники разбросаны по всей западной Европе, особенно во Франции (соборы в Клюни, Пуатье) и Германии (Майнц, Шпейер, Вормс).

Информация о работе Культура западной Европы