Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:40, реферат
В Деяниях Апостолов есть место, где описывается встреча апостола Павла с эпикурейскими и стоическими философами в Афинах: «Что это за новое учение, проповедуемое тобою?» - спросили они. – «И став Павел среди ареопага, сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу».
1. Средневековый менталитет………………………………………………...….3
2. Этапы развития западноевропейской культуры Средневековья……………5
3. Научная культура в Средние века……………………………………………11
4. Феномен средневекового карнавала………………………………………....12
Список использованных источников…………………………………………...14
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ИМ. АКАДЕМИКА Д.Н. ПРЯНИШНИКОВА
РЕФЕРАТ
По дисциплине: культурология
На тему: Культура западной Европы
Выполнила: студентка факультета заочного обучения по специальности
«Экономика и управление
на предприятии (в оценке
Миннуллин Р.Х.
Группа Эну-11
Руководитель: Бастричев С.Г.
Пермь 2012
Содержание
1. Средневековый менталитет………………
2. Этапы развития
3. Научная культура в
Средние века……………………………………………
4. Феномен средневекового карнавала………………………………………....12
Список использованных источников…………………………………………...
1. Средневековый менталитет
В Деяниях Апостолов есть место, где описывается встреча апостола Павла с эпикурейскими и стоическими философами в Афинах: «Что это за новое учение, проповедуемое тобою?» - спросили они. – «И став Павел среди ареопага, сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, которого вы не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян 17: 22-23). Как Ветхий Завет был «детоводителем ко Христу», так и античная философия с ее морально-нравственными аспектами, отношением к мирозданию, материальному и идеальному началам была своеобразной подготовкой к восприятию христианского учения. Некоторые античные философы, например, Платон, Сократ, Зенон считались предтечами христианских богословов. В Архангельском соборе Московского Кремля они изображены с нимбами наряду с Отцами Церкви и Великими Святыми.
Рождение Средневековой
культуры, чудовищной и прекрасной
одновременно, проходило в процессе
крушения Средиземноморского эллинистического
мира, столкновениях умирающей
В 395 г. – со смертью императора Феодосия Великого (379-395) произошло окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную. Восточная империя продолжала жить самостоятельно (после падения Западной в 476 г.) и у не началась своя, ранневизантийская история. Византия продлила жизнь античной культуры до 1453 г., когда сама была завоевана турками.
Рассмотрим средневековую культуру Западной Европы.
Неуверенность в материальной обеспеченности людей Средневековья сопровождалась духовной неуверенностью, неуверенностью в будущей жизни, поскольку блаженство никому не было гарантировано. Ментальность, эмоции, поведение западноевропейского человека формировались в первую очередь в связи с потребностью в самоуспокоении. Отсюда – особое значение авторитетов. Высший авторитет – Писание, Отцы Церкви. К авторитетам прибегали в той мере, в какой они не противоречили собственным воззрениям. «У авторитета нос из воска, и форму его можно изменить в любую сторону», - крылатая фраза, принадлежащая известному теологу кон. XII в. Алену Лилльскому. Церковь спешила осудить новшества, которые рассматривались как грех. Изобретать считалось безнравственным. Средневековая этика преподавалась и проповедовалась при помощи стереотипных историй, неустанно повторявшихся моралистами и проповедниками. Эти сборники примеров (exempla) и составляют средневековую нравоучительную литературу. К доказательству авторитетом прибавлялось доказательство чудом. Средневекового человека привлекало все, что было необычно, сверхъестественно и ненормально. Наука же более охотно избирала своим предметом что-то исключительное, чудесное, например, затмения, землетрясения.
Парадоксальность
Образ Единорога уподобляли Христу, прозрачный берилл, пропускающий свет, - образ христианина, озаренного светом Христа. Красный сардоникс означал Христа, проливающего свою кровь на кресте. Яблоко – символ зла (яблоко по-латыни malum – «зло»), мандрагора, как считалось, возбуждает чувственность и одержимость; когда ее вырывают, она кричит, и тот, кто слышит крик, умирает или сходит с ума.
2. Этапы развития
Раннее Средневековье (V-X вв.). Охватывает время после падения Рима под натиском варваров, которые восприняли от римлян христианство. На территории Рима образовались новые государства – франков, готов и др. Племенные вожди стали королями, герцогами. Позднее священная Римская империя распалась на множество мелких государств, которые вели между собой опустошительные войны.
Крупнейшим культурным событием
раннего Средневековья
Это был период формирования основных ступеней развития средневекового богословия через попытку переосмысления античного прошлого, рассмотрения соотношений между верой и разумом, свободы человека и Божьего предопределения, противопоставления Града Божьего и Града Земного. Первые попытки толкования христианского вероучения были предприняты апологетами – мыслителями и писателями, защищавшими авторитет христианства против нападок язычников. Это - Ориген (185-253/54) и Тертуллиан (160-220). Крупнейшие западноевропейские богословы Аврелий Августин (354-430), Иероним Блаженный (ок.1371-1416), Альберт Великий (между 1193 и 1206-1280), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Фома Аквинский (1225/1226-1274).
Церковная система образования, в которой доминирует христианская литература на латинском языке, ставшая цементирующим культурным и образовательным феноменом.
Складываются своды народно-
Высокое (классическое) средневековье – X-XIV вв. Период постепенного возрождения Западной Европы. Это период быстрого экономического подъема. В классический период европейское общество стало более богатым, чем римское. Осев на земле и превратившись в класс крупных землевладельцев, феодалы начали поощрять развитие сельскохозяйственного производства: расширяется площадь обрабатываемых земель и ассортимент сельскохозкультур, вводится трехпольный севооборот, распространяются железные орудия труда. Растут города, развиваются ранние формы предпринимательства. И в наше время основные города Европы сохранили свою торговую специализацию XII-XIII вв. Шерсть вывозилась из Англии, железо – из Германии, кожа и лошади – из Испании и т.д. Появляются технические новинки: изобретение очков (XIII в.), механических часов (XIV в.), артиллерии, печатного пресса (станка) Гуттенберга (XV в.), развивается кораблестроительная техника.
С Х в. государства укрупнились
и создали сильные армии. Началась
эпоха крестовых походов – 1099
г. – захват Израиля у мусульман,
1291 г. – потеря. Католическое христианство
распространилось на Скандинавию, Польшу,
Прибалтику, Богемию, Венгрию. Официальной
целью крестовых походов было
обратить неверные народы в христианство,
на самом же деле это были завоевательные
походы, результатом которых были
бесчинства и грабежи владений мелких
феодалов, прикрывающиеся именем Христа.
Церковь сосредоточила в своих
руках власть над всей Европой
и над некоторыми европейскими колониями
на Востоке. В V в. еще собирались Вселенские
соборы, на которых обсуждались вопросы
духовного понимания мира, предназначения
человека, вопросы веры, ни о власти,
ни о чем-либо социальном речи не шло.
И уже к VIII веку отделившаяся Западная
церковь во главе с Папой отвоевывает
себе земли на юге Италии, и получает
мощный государственный аппарат, существовавший
в Римской империи. Уже в IX веке
Папа имеет право оспаривать указы
императора, вмешиваться в его
правление. В XIII Папа издает указ, который
должен входить в законодательство
любой европейской страны – закон
«Двух мечей». 2 меча – 2 начала власти
– власти церковной и власти королевской.
Благодаря этому указу Папа уже
может отменять законы, принятые сенатом
и самим императором. Коронование
без Папы невозможно, и только Папа
может лишить власти несостоятельного
короля. Сам Папа избирается советом
кардиналов. Неограниченная королевская
власть ограничена только властью Папы,
но эта власть тотальна и повсеместна.
Разделение Церкви на Западную и Восточную
(окончательно и официально в 1054 г.)
было обусловлено множеством причин.
Но самой, пожалуй, главной, было вмешательство
в управление государством, чему противилась
Восточная церковь и за что
ратовала Западная. Стремление к господству
над всей Европой было характерно
для Западной Церкви. И возможно
именно тяготение к власти и деньгам
объясняет появление такой
На Западе монашество возникло
позже, чем на Востоке. Его основателем
можно считать итальянца
Между тем, повышается уровень
светского образования. В XII в. появляются
университеты. Основные факультеты: богословский,
юридический и медицинский. Каждый
университет имел специализацию: Парижский
готовил интеллектуальную элиту
в области философии и
Художественная культура. Романский стиль, романика (от лат. romanum – «римский») – стиль европейского искусства X-XII вв. возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и культуры варварских племен. До Х в. господствовал прароманский стиль. Здания отличались простотой, создавались из элементов римских построек или декорировались ими, в основном это были круглые или многоугольные церкви, заимствованные у византийской архитектуры. Например, собор Сан-Витало в Равенне 526-548 г., строился византийским императором Юстинианом, Дворцовая капелла в Ахене (792-805), построенная Карлом Великим. Романский стиль представлен суровой архитектурой крепостного характера: замки, монастыри, церкви на возвышенных местах. Он прост, тяжеловесен, монументален. Главный тип романского храма – трехнефная базилика. Это храм-крепость с толстыми мощными стенами, узкими оконными и дверными проемами, полуциркульными арками. В плане напоминал латинский крест. Золотой век романской архитектуры – XII в. В романских храмах воплощение красоты было призвано приблизить человека к Богу, погрузить в мир религиозных переживаний. В убранстве интерьере значительно е место отводилось фрескам и витражам, заполнявшим оконные проемы. Многоцветные росписи покрывали поверхности стен и сводов; использовался экспрессивный, динамичный рисунок, передающий драматизм библейских сцен. На порталах романских соборов обычно громоздились неуклюжие фигуры с заметно искаженными пропорциями, схематично. Приблизительно передающие черты лица. Каменная резьба, украшавшая наружные стены соборов, нередко из растительного и зооморфного орнаментов, изображений мифологических чудовищ, экзотических животных, птиц, почерпнутых из различных источников: хроник, басен, фольклора и т.д. Архитектурные памятники разбросаны по всей западной Европе, особенно во Франции (соборы в Клюни, Пуатье) и Германии (Майнц, Шпейер, Вормс).