Культура Западной Европы в XVI-XVII вв.: утопии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:21, реферат

Описание работы

Мы ставим следующую цель: рассказать о культуре Европы XVI-XVII вв. через призму утопического романа.

Именно здесь, на Западе, в это время зарождается утопическая мысль как

альтернатива существующей социальной реальности. Такое критическое отношение

к действительному порядку вещей развилось в европейской культуре благодаря

признанию трансцендентного бытия, высшего и независимого начала. В связи с

этим задачами нашей работы явились:

- рассмотрение исторических условий возникновения возрожденческой

культуры, а также идейной основы Ренессанса.

- выявление основных тенденций в культурной жизни Европы в XVI-

XVII вв.

- изучение утопического учения Макиавелли и других авторов.

Содержание

1. Введение.

2. Причины возникновения культуры Возрождения.

3. Культура Ренессанса в XVI-XVII вв.

3.1. Развитие естествознания и кризис гуманистического мировоззрения.

3.2. Учение Макиавелли.

3.3. Социальные утопии.

4. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Реферат Культура Западной Европы в XVI-XVII вв. утопии.docx

— 38.73 Кб (Скачать)

Реферат: Культура Западной Европы в XVI-XVII вв.: утопии 

Содержание 

1.    Введение.

2.    Причины  возникновения культуры Возрождения.

3.    Культура  Ренессанса в XVI-XVII вв.

3.1.        Развитие естествознания и кризис  гуманистического мировоззрения.

3.2.        Учение Макиавелли.­

3.3.        Социальные утопии.

4.    Заключение.

     1.     Введение.

Жизнь Европы XVI-XVI вв. ознаменована огромным культурным движением, которое

принято называть Возрождением или Ренессансом.

Это была эпоха титанов  и великих свершений во всех областях человеческого

знания. Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да

Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Учения Коперника, Джордано Бруно, Бэкона,

Галилея, Декарта  знаменовали собой переворот  в естествознании. Среди

замечательных философов  и общественных деятелей того времени  можно назвать

Эразма Роттердамского, Макиавелли и Томаса Мора. И это  будет далеко не полный

список имен. Но, к  сожалению, объем данной работы не позволяет  нам

рассмотреть каждую область в отдельности. Поэтому  мы ставим следующую цель:

рассказать о культуре Европы XVI-XVII вв. через призму утопического романа.

Именно здесь, на Западе, в это время зарождается  утопическая мысль как

альтернатива существующей социальной реальности. Такое критическое  отношение

к действительному  порядку вещей развилось в  европейской культуре благодаря

признанию трансцендентного бытия, высшего и независимого начала. В связи с

этим задачами нашей  работы явились:

-            рассмотрение исторических условий  возникновения возрожденческой

культуры, а также  идейной основы Ренессанса.

-            выявление основных тенденций  в культурной жизни Европы  в XVI-

XVII вв.

-            изучение утопического учения  Макиавелли и других авторов.

     Обзор  литературы

При работе над этим рефератом были использованы следующие  книги:

Утопия и утопическое  мышление, антология зарубежной литературы. Под редакцией

Чаликовой В.А.

Это сборник работ  зарубежных авторов по проблемам  утопии, где анализируются

различные концепции  предвосхищающие будущее развитие общества. В ряде стаей

изложены наиболее выдающиеся по своему значению утопические  проекты.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.

Книга выдающегося  философа и крупнейшего специалиста  в области эстетики А. Ф.

Лосева. Здесь он осмысливает жизнь эпохи Возрождения, ее быт, нравы,

творчество и деятельность ее ярчайших представителей: великих  мыслителей,

правителей и художников.

Соколов В.В. Европейская  философия XVI-XVII вв.

Книга является учебным  пособием по истории философии. В  ней рассмотрены

основные направления  философской мысли эпохи Возрождения  и XVI век в Европе,

исследуется творчество выдающихся философов этого времени.

Горфункель А.Х. Философия  эпохи Возрождения.

В книге анализируются  философские и социологические  взгляды различных

деятелей эпохи  Возрождения. Работа основана но многочисленных источниках,

прежде всего на подлинных текстах философов XIV-XVI вв. Она содержит

аргументированную критику буржуазно-идеалистических  и клерикальных

истолкований философского наследия эпохи Возрождения.

     Обзор  источников.

Антология мировой  философии в 4-х томах, том 2 (Европейская  мысль от эпохи

Возрождения по эпоху  Просвещения).

Этот том “Антологии мировой философии” содержит тексты европейский философов

XV-XVII вв. Они распределены  по трем разделам: философия эпохи  Возрождения,

которая представляла собой переход от феодального  к раннебуржуазному

обществу, философия XVII- начала XVIII века, то есть эпохи ранних буржуазных

революций и философия  эпохи Просвещения наибольшее место  уделено выдержкам из

произведений самых  значительных представителей философии  этих веков.

Кампанелла “Город Солнца”

Книга написана в  начале XVII в. на итальянском языке, в 1613 г. была

переведена самим  автором на латинский язык, опубликована в 1623 г. во

Франкфурте, за пределами  Италии. Это произведение возникло из программы

Калабрийского заговора против испанского владычества. Раскрытие  заговора в

1599 г. привело Кампанеллу  к длительному и мучительному  тюремному заключению,

продолжавшемуся  в общей сложности свыше 30 лет. В тяжелейших условиях

философ-борец, обладавший феноменальной памятью и огромной

целеустремленностью, создал за эти годы множество трудов. Важнейший из них –

знаменитый “Город Солнца”.

               2.     Причины возникновения  культуры Возрождения. 

Развитие культуры как материальной, так и духовной сложно заключить в какие-

то точные хронологические  рамки. Эпоха Возрождения охватывает период примерно

от 40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в. В эволюции возрожденческой

философской мысли  можно выделить три характерных  этапа:  1.Гуманистический,

противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес  к человеку в его

отношениях с миром (XIV-XV вв.)

2.Неоплатонический, определивший дальнейшее развитие  философской мысли и уже

с ним не отождествляемый (XVI-XVI вв.)

3.Натурфилософский, характеризуется естественным подходом  к познанию законов

мироустройства.(XVI-XVII вв.)

В данной работе мы уделим внимание преимущественно третьему этапу.

В разных странах  Возрождение зарождалось и достигало  расцвета  в разное

время. Раньше всего  оно началось в Италии – XIV в., а  в XVI в. культура

Ренессанса стала  общеевропейским явлением: Германия, Нидерланды, Франция,

Испания, Португалия, Англия – во всех этих странах происходил культурный

переворот. Колоссальные достижения духовной культуры в эту  эпоху широко

известны, они давно  стали предметом самого пристального внимания, восхищения,

изучения и осмысления. [3, стр. 5]

Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом  общеевропейских и

локальных исторических условий. По своей сущности культура возрождения была

культурой переходной эпохи от феодального строя к  капиталистическому. В это

время складываются национальные государства и абсолютные монархии;

возвышается буржуазия  в борьбе с феодальной реакцией; происходят глубокие

социальные конфликты  – Крестьянская война в Германии, религиозные войны во

Франции,  Нидерландская  буржуазная революция.

Творцами возрожденческой  культуры были выходцы из самых разных социальных

слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, искусстве, архитектуре стали

достоянием всего  общества, хотя в большей мере –  образованной и состоятельной

его части. К новой  культуре проявили интерес и материально  стимулировали ее

развитие представители  крупного купечества, феодальной знати, правители

европейских государств и папский двор. Однако, далеко не во всех случаях

высшие слои привлекала идейная сторона Возрождения, несравненно  большее

значение имели  для них высокий уровень образованности, художественные

достоинства литературы и искусства, новые формы архитектуры, мода [4].

Идейной основой  Ренессанса был гуманизм, светски- рационалистическое

мировоззрение. Слово  “humanitas” (человечность) итальянские  гуманисты

заимствовали у  Цицерона (I в. до н. э.), который в свое время хотел им

подчеркнуть, что  понятие “человечность”, как важнейший  результат культуры,

выработанной в  древнегреческих полисах, привилось  на римской почве.

Следовательно уже  в понимании Цицерона гуманизм означал  своего рода

возрождение человека. [3, стр. 6] Античное наследие сыграло  решающую роль в

формировании ренессансной культуры. Достижения древних явились  точкой отсчета

для возрожденцев. Итальянские  гуманисты, а вслед за ними и гуманисты  других

стран нашли в  классической древности самостоятельную, независимую от религии

философию и науку, замечательную светскую поэзию и  искусство, достигшие

беспримерной художественной высоты и совершенства, общественные учреждения,

построенные на демократических  принципах. [5,стр. 151]. Вместе с тем, речь

шла всякий раз не только об усвоении, но и об оригинальной переработке

античной традиции. Происходит ассимиляция античной и  средневековой культур.

Складывание новой  культуры было подготовлено общественным сознанием. Сильно

возрастает роль умственного труда, что нашло  свое выражение в большом росте

числа лиц свободных  профессий. Это связано с распадом корпоративно-цеховых

связей в городах  и усилением в них роли индивидуального  начала. Эти процессы

закономерно сопровождались тем, что наиболее способные сыновья  купцов,

торговцев, преподавателей, нотариусов, представителей знати, реже – сыновья

ремесленников и  крестьян в соответствии со своими склонностями становились

художниками, архитекторами, скульпторами, врачами, писателями. Наиболее

выдающиеся гуманисты  становились учеными и философами.

Ослабляются связи  с церковью, так как многие гуманисты  жили на доходы,

получаемые от своей  профессиональной деятельности, усиливается  неприязнь к

официальной учености, пропитанной церковно-схоластическим духом. Одновременно

происходит упадок морально-политического авторитета папства, связанного с

событиями его “авиньонского  пленения” (1309-1375), нередкими расколами

католической церкви. [3, с.8-9].

    

    

     3.     Культура Ренессанса в XVI-XVII вв.

Однако, несмотря на столь вдохновляющее начало, конец XV-нач. XVI века были

ознаменованы глубоким кризисом гуманистической культуры, павшей жертвой

социальных и национальных конфликтов. Мечты  возрожденцев о  скором

наступлении “золотого  века” столкнулись с трагической  реальностью войн, на

смену которым шла  католическая реакция, направленная не только против

реформационных движений, но и против светской гуманистической  культуры.

Многие из гуманистов подверглись инквизиционным преследованиям.

     3.1 Развитие  естествознания и кризис гуманистического  мировоззрения. 

В этот период происходят важные сдвиги в естествознании.

Информация о работе Культура Западной Европы в XVI-XVII вв.: утопии