Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:21, реферат
Мы ставим следующую цель: рассказать о культуре Европы XVI-XVII вв. через призму утопического романа.
Именно здесь, на Западе, в это время зарождается утопическая мысль как
альтернатива существующей социальной реальности. Такое критическое отношение
к действительному порядку вещей развилось в европейской культуре благодаря
признанию трансцендентного бытия, высшего и независимого начала. В связи с
этим задачами нашей работы явились:
- рассмотрение исторических условий возникновения возрожденческой
культуры, а также идейной основы Ренессанса.
- выявление основных тенденций в культурной жизни Европы в XVI-
XVII вв.
- изучение утопического учения Макиавелли и других авторов.
1. Введение.
2. Причины возникновения культуры Возрождения.
3. Культура Ренессанса в XVI-XVII вв.
3.1. Развитие естествознания и кризис гуманистического мировоззрения.
3.2. Учение Макиавелли.
3.3. Социальные утопии.
4. Заключение.
Реферат: Культура Западной Европы в XVI-XVII вв.: утопии
Содержание
1. Введение.
2. Причины
возникновения культуры
3. Культура Ренессанса в XVI-XVII вв.
3.1.
Развитие естествознания и
3.2. Учение Макиавелли.
3.3. Социальные утопии.
4. Заключение.
1. Введение.
Жизнь Европы XVI-XVI вв. ознаменована огромным культурным движением, которое
принято называть Возрождением или Ренессансом.
Это была эпоха титанов и великих свершений во всех областях человеческого
знания. Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да
Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Учения Коперника, Джордано Бруно, Бэкона,
Галилея, Декарта знаменовали собой переворот в естествознании. Среди
замечательных философов и общественных деятелей того времени можно назвать
Эразма Роттердамского, Макиавелли и Томаса Мора. И это будет далеко не полный
список имен. Но, к сожалению, объем данной работы не позволяет нам
рассмотреть каждую область в отдельности. Поэтому мы ставим следующую цель:
рассказать о культуре Европы XVI-XVII вв. через призму утопического романа.
Именно здесь, на Западе, в это время зарождается утопическая мысль как
альтернатива существующей социальной реальности. Такое критическое отношение
к действительному порядку вещей развилось в европейской культуре благодаря
признанию трансцендентного бытия, высшего и независимого начала. В связи с
этим задачами нашей работы явились:
-
рассмотрение исторических
культуры, а также идейной основы Ренессанса.
- выявление основных тенденций в культурной жизни Европы в XVI-
XVII вв.
- изучение утопического учения Макиавелли и других авторов.
Обзор литературы
При работе над этим рефератом были использованы следующие книги:
Утопия и утопическое мышление, антология зарубежной литературы. Под редакцией
Чаликовой В.А.
Это сборник работ зарубежных авторов по проблемам утопии, где анализируются
различные концепции
предвосхищающие будущее
изложены наиболее выдающиеся по своему значению утопические проекты.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.
Книга выдающегося философа и крупнейшего специалиста в области эстетики А. Ф.
Лосева. Здесь он
осмысливает жизнь эпохи
творчество и деятельность ее ярчайших представителей: великих мыслителей,
правителей и художников.
Соколов В.В. Европейская философия XVI-XVII вв.
Книга является учебным пособием по истории философии. В ней рассмотрены
основные направления
философской мысли эпохи
исследуется творчество выдающихся философов этого времени.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения.
В книге анализируются философские и социологические взгляды различных
деятелей эпохи Возрождения. Работа основана но многочисленных источниках,
прежде всего на подлинных текстах философов XIV-XVI вв. Она содержит
аргументированную
критику буржуазно-
истолкований философского наследия эпохи Возрождения.
Обзор источников.
Антология мировой философии в 4-х томах, том 2 (Европейская мысль от эпохи
Возрождения по эпоху Просвещения).
Этот том “Антологии мировой философии” содержит тексты европейский философов
XV-XVII вв. Они распределены по трем разделам: философия эпохи Возрождения,
которая представляла собой переход от феодального к раннебуржуазному
обществу, философия XVII- начала XVIII века, то есть эпохи ранних буржуазных
революций и философия эпохи Просвещения наибольшее место уделено выдержкам из
произведений самых значительных представителей философии этих веков.
Кампанелла “Город Солнца”
Книга написана в начале XVII в. на итальянском языке, в 1613 г. была
переведена самим автором на латинский язык, опубликована в 1623 г. во
Франкфурте, за пределами Италии. Это произведение возникло из программы
Калабрийского заговора против испанского владычества. Раскрытие заговора в
1599 г. привело Кампанеллу к длительному и мучительному тюремному заключению,
продолжавшемуся в общей сложности свыше 30 лет. В тяжелейших условиях
философ-борец, обладавший
феноменальной памятью и
целеустремленностью, создал за эти годы множество трудов. Важнейший из них –
знаменитый “Город Солнца”.
2. Причины возникновения культуры Возрождения.
Развитие культуры как материальной, так и духовной сложно заключить в какие-
то точные хронологические рамки. Эпоха Возрождения охватывает период примерно
от 40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в. В эволюции возрожденческой
философской мысли можно выделить три характерных этапа: 1.Гуманистический,
противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его
отношениях с миром (XIV-XV вв.)
2.Неоплатонический,
определивший дальнейшее
с ним не отождествляемый (XVI-XVI вв.)
3.Натурфилософский,
характеризуется естественным
мироустройства.(XVI-XVII вв.)
В данной работе мы уделим внимание преимущественно третьему этапу.
В разных странах
Возрождение зарождалось и
время. Раньше всего оно началось в Италии – XIV в., а в XVI в. культура
Ренессанса стала общеевропейским явлением: Германия, Нидерланды, Франция,
Испания, Португалия, Англия – во всех этих странах происходил культурный
переворот. Колоссальные достижения духовной культуры в эту эпоху широко
известны, они давно стали предметом самого пристального внимания, восхищения,
изучения и осмысления. [3, стр. 5]
Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и
локальных исторических условий. По своей сущности культура возрождения была
культурой переходной эпохи от феодального строя к капиталистическому. В это
время складываются национальные государства и абсолютные монархии;
возвышается буржуазия в борьбе с феодальной реакцией; происходят глубокие
социальные конфликты – Крестьянская война в Германии, религиозные войны во
Франции, Нидерландская буржуазная революция.
Творцами возрожденческой культуры были выходцы из самых разных социальных
слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, искусстве, архитектуре стали
достоянием всего общества, хотя в большей мере – образованной и состоятельной
его части. К новой культуре проявили интерес и материально стимулировали ее
развитие представители крупного купечества, феодальной знати, правители
европейских государств и папский двор. Однако, далеко не во всех случаях
высшие слои привлекала идейная сторона Возрождения, несравненно большее
значение имели
для них высокий уровень
достоинства литературы и искусства, новые формы архитектуры, мода [4].
Идейной основой Ренессанса был гуманизм, светски- рационалистическое
мировоззрение. Слово “humanitas” (человечность) итальянские гуманисты
заимствовали у Цицерона (I в. до н. э.), который в свое время хотел им
подчеркнуть, что понятие “человечность”, как важнейший результат культуры,
выработанной в древнегреческих полисах, привилось на римской почве.
Следовательно уже в понимании Цицерона гуманизм означал своего рода
возрождение человека. [3, стр. 6] Античное наследие сыграло решающую роль в
формировании ренессансной культуры. Достижения древних явились точкой отсчета
для возрожденцев. Итальянские гуманисты, а вслед за ними и гуманисты других
стран нашли в классической древности самостоятельную, независимую от религии
философию и науку, замечательную светскую поэзию и искусство, достигшие
беспримерной художественной высоты и совершенства, общественные учреждения,
построенные на демократических принципах. [5,стр. 151]. Вместе с тем, речь
шла всякий раз не только об усвоении, но и об оригинальной переработке
античной традиции. Происходит ассимиляция античной и средневековой культур.
Складывание новой культуры было подготовлено общественным сознанием. Сильно
возрастает роль умственного труда, что нашло свое выражение в большом росте
числа лиц свободных профессий. Это связано с распадом корпоративно-цеховых
связей в городах и усилением в них роли индивидуального начала. Эти процессы
закономерно сопровождались тем, что наиболее способные сыновья купцов,
торговцев, преподавателей, нотариусов, представителей знати, реже – сыновья
ремесленников и крестьян в соответствии со своими склонностями становились
художниками, архитекторами, скульпторами, врачами, писателями. Наиболее
выдающиеся гуманисты
становились учеными и
Ослабляются связи с церковью, так как многие гуманисты жили на доходы,
получаемые от своей профессиональной деятельности, усиливается неприязнь к
официальной учености,
пропитанной церковно-
происходит упадок
морально-политического
событиями его “авиньонского пленения” (1309-1375), нередкими расколами
католической церкви. [3, с.8-9].
3. Культура Ренессанса в XVI-XVII вв.
Однако, несмотря на столь вдохновляющее начало, конец XV-нач. XVI века были
ознаменованы глубоким кризисом гуманистической культуры, павшей жертвой
социальных и национальных конфликтов. Мечты возрожденцев о скором
наступлении “золотого
века” столкнулись с
смену которым шла католическая реакция, направленная не только против
реформационных движений, но и против светской гуманистической культуры.
Многие из гуманистов подверглись инквизиционным преследованиям.
3.1 Развитие
естествознания и кризис
В этот период происходят важные сдвиги в естествознании.
Информация о работе Культура Западной Европы в XVI-XVII вв.: утопии