Влияние крестовых походов на развитие художественной культуры Западной Европы 12-13 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:11, реферат

Описание работы

Из соприкосновения на Востоке западноевропейской культуры с византийской и особенно с мусульманской вытекли чрезвычайно благотворные последствия для первой. Во всех областях материальной и духовной жизни встречаются в эпоху крестовых Походов или прямые заимствования с Востока, или явления, обязанные своим происхождением влиянию этих заимствований и тех новых условий, в какие стала тогда Западная Европа.

Работа содержит 1 файл

курсовая история без картинок.docx

— 43.86 Кб (Скачать)

ФГАОУ ВПО  «Сибирский федеральный университет»

Гуманитарный  институт

Факультет искусствоведения и культурологии

Кафедра искусствоведения 
 
 
 
 

Реферат на тему: «Влияние крестовых походов  на развитие художественной культуры Западной Европы 12-13 вв.» 
 
 
 

Выполнил:

Горелкин А.Д

студент группы И-27 

Проверила: Тарасова М.В

доцент  кафедры искусствоведения,

кандидат  философских наук 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2011

Введение

Из соприкосновения  на Востоке западноевропейской культуры с византийской и особенно с мусульманской  вытекли чрезвычайно благотворные последствия для первой. Во всех областях материальной и духовной жизни встречаются в эпоху крестовых Походов или прямые заимствования с Востока, или явления, обязанные своим происхождением влиянию этих заимствований и тех новых условий, в какие стала тогда Западная Европа. Крестовые походы повлияли на все сферы искусства, внеся новые сюжеты, символику, в каком-то смысле даже мироотношение. Этот период ознаменовался чередой взлетов и падений для западной Европы. Появился образ благородного рыцаря-эталонного христианина, воина Христова.Последующие неудачи в ходе крестовых походов, способствовали появлению нового, преимущественно энтузиазного стиля-Готика.В общем, знакомство западных народов с новыми странами, с иными чем на Западе политическими и общественными формами, со множеством новых явлений и продуктов, с новыми формами в искусстве, с другими религиозными и научными взглядами — должно было чрезвычайно расширить умственный кругозор западных народов, сообщить ему небывалую дотоле широту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 глава: История  Крестовых походов

В конце 11 столетия западноевропейскими народами овладело сильное движение, конечной целью которого было освобождение из рук мусульман священных мест вообще и гроба Господня в частности. Сначала предприятие увенчалось успехом; сохранить приобретенное, а потом вновь завоевать места, доставшиеся опять мусульманам, побуждало все классы населения разных национальностей предпринимать новые и новые походы на отдалённый восток в течение XII и XIII ст. Эта двухсотлетняя борьба христианского запада с мусульманским востоком известна в истории под именем крестовых походов, потому что предприятия совершались под знаменем церкви, знаменем креста. Но религиозные побуждения, руководившие исключительно многими на первых порах и направлявшие отдельных лиц и впоследствии, не были единственной причиной, двигавшей народные массы в неведомые, отдаленные страны. Лишения и неудачи, неразрывно связанные с далекими походами и постоянными битвами, гибель многих крестоносцев, не достигавших заветной цели—помолиться у гроба Господня,— эти и подобные им обстоятельства охлаждали мало по малу религиозный порыв и люди, принимавшие крест, стали руководиться иными, чисто мирскими интересами. В этих-то интересах, вытекавших из современного общественного строя, и коренятся другие причины крестовых походов. Вассалы и рыцари искали на востоке военной славы и новых владений; приморские города заинтересованы были в тех выгодах, которые они извлекали от перевозки крестоносцев на своих кораблях и от обмена произведений востока и запада; жители других городов и крестьяне рассчитывали на новых местах избавиться от экономического и юридического гнета. Церковь давала крестоносцам отсрочку уплаты долгов, отпущение грехов. Эпоха крестовых походов была временем полного развития всех главных сторон средневековой жизни. С одной стороны церковная иерархия с папством, которое располагало целой армией монахов, нищенствующих и

воинствующих; с другой рыцарство с его подвигами, приключениями, турнирами, с его служением церкви и прекрасному полу. Рядом с этими явлениями борьба горожан за права и образование городских общин и республик. Архитектура воздвигает храмы, которые своими размерами выражают могущество церкви, она же создает здания, достойные быть жилищами рыцарей или местом собрания городских представителей. Главных крестовых походов было семь; другие имеют в общем ходе событий меньшее значение.

Начало  и первый крестовый  поход .

Ближайшим поводом к первому крестовому походу были притеснения, которым стали  подвергаться пилигримы в Палестине. Положить конец этому и вырвать святые места из рук неверных —эти желания овладели сердцами и умами людей, когда в лице Петра Амиенского или Пустынника явился истолкователь их (т.е. желаний). По поручению папы Урбана II Петр объехал Италию и Прирейнские земли, всюду проповедуя священную войну. Вслед за тем папа созвал собор в Клермоне и здесь при общем возгласе духовных, рыцарей и простолюдинов: „Бог так хочет" решена была война с неверными. Все, изъявившие желание идти в поход, прикалывали к правому плечу крест из красной материи— от сюда и название крестоносцев. Обстоятельства благоприятствовали задуманному предприятию: греческий император Алексей Комнин просил помощи против Сельджуков и обещал содействие. Рыцари и вассалы, принявшие крест, решили выступить летом 1096 г., но простой люд не хотел так долго ждать. Десятки тысяч крестьян, предводимые Петром Амиенским и одним бедным рыцарем (Вальтером Неимущим), пошли через Германию, Венгрию и Болгарию. Когда они достигли Константинополя, Алекеей поторопился переправить их в Малую Азию, где большая часть крестоносцев погибла от меча и голода. В исходе лета 1096 г. выступили стройные ополчения, предводимые сильными вассалами, в числе 100 тысяч всадников и 300 тыс. пехотинцев; к ним примкнуло до 200 тыс. богомольцев. Крестоносны двинулись тремя путями: один отряд из фландрцев, лотарингцев и прирейнцев пошел через Германию и Венгрию под главным предводительством Готфрида Буйльонского, герцога Лотарингского, и его двух братьев; второй из Французов и Норманнов отправился морем под начальством Гуго Вермандоа (брата францусского короля Филиппа I), Роберта, герцога нормандского, и Боэмунда Тарентского, третий отряд, главным образом из южной Франции, пустился вдоль побережья Адриатики под начальством Раймунда, графа Тулузского. Сборным пунктом назначен был Константинополь. Алексей Комнин недоверчиво встретил крестоносцев, он боялся, чтобы они не обратили оружия против империи; но, в конце концов, дело было улажено и вожди успокоили императора тем, что дали ему ленную присягу на те земли, которые будут завоеваны. После переправы в Малую Азию крестоносцы взяли Никею и отдали город Грекам. Голод и меч поубавили ряды крестоносцев, многие бросали общее дело и возвращались в Европу; к этому присоединились еще раздоры и пресдедования личных целей. Между тем главные силы крестоносцев придвинулись к Антиохии на р. Оронте. Боэмуид, расширив свои владения, основал княжество Антиохийское. Сильно поредевшее крестоносное ополчение, под предводительством Готфрида Буйльонского пошло к главной цели похода Иерусалиму. Египетский халиф предлагал христианам сделку, но Готфрид не принял ее и подступил к Иерусалиму. После 30-дневной осады и двухдневного штурма Иерусалим пал 15 июля 1099 г. Месть заглушила на первых порах другие чувства: по ступеням мечети Омара струилась кровь мусульман. Когда порядок был восстановлен, приступили к избранию правителя; выбор пал на Готфрида, который приобрел общее уважение, как рыцарскими доблестями, так и христианским смирением. Готфрид не захотел носить королевской короны там, где Спаситель мира носил терновый венец, и принял титул „защитника гроба Господня". Но в следующем году (1100) его уже не стало; ему наследовал, с титулом короля, Балдуин Эдесский, передавший свое графство племяннику, тоже Балдуину. 

Иерусалимское королевство и  духовно-рыцарские

ордена.

Из Иерусалима и других городов и земель, отнятых  у мусульман, образовано было иерусалимское  королевство. Окруженное врагами, оно  страдало от раздоров и страсти к приключениям рыцарей. Только благодаря беспрерывным войнам между мусульманскими эмирами, Иерусалимское королевство держалось. Оно устроилось по образцу западно-европейских феодальных государств; во главе стоял король, окруженный дворянством. Главной опорой Иерусалимского королевства были духовно-рыцарские ордена. Эти ордена представляют своеобразное явление средневековой жизни—рыцарство и монашество- подали друг другу руки для совместного дела; духовные рыцари соединяли с монашескими обетами  обет защищать пилигримов и бороться с неверными. Итальянцы—орден иоаннитов, Французы— тамплиеров, Немцы— тевтонский. Первые два образовались вскоре после 1-го крестового похода, последний во время третьего. Папы наделили ордена большими привилегиями.

Второй  крестовый поход  и Саладин.

Иерусалимское королевство подвергалось большой  опасности; его положение ухудшилось, когда мосульский эмир Нуреддин соединил под своей властью значительную часть Сирии и Месопотамии. Наступательные движения эмира на владения христиан завершились взятием Эдессы. Событие это послужило поводом к второму крестовому походу. Папа Евгений III поручил проповедь знаменитому св. Бернарду. Французский король Людовик VII и многие рыцари приняли крест из рук аббата, ему же удалось убедить и германского императора Конрада III. Оба государя отправились порознь; в Малой Азии большая часть крестоносцев погибла от голода и турецкого оружия. В Палестине они не встретили сочувствия, только иоанниты и тамплиеры примкнули к ним. Была неудачная попытка захватить Дамаск; Конрад и Людовик возвратились в Европу. Так неудачно кончился второй крестовый поход, длившийся около двух лет (1147 —149). Воспользовавшись усобицами между двумя соискателями султанского достоинства, Нуреддин послал своих полководцев, которые и покорили весь Египет (1169 г.). Один из этих полководцев Саладин, свергнул халифа и, в качестве наместника Нуреддинова, стал управлять страной. Когда же Нуреддин умер, то Саладин, устранив его наследников, соединил под своей властью Египет, Сирию и Месопотамию и провозгласил себя султаном. Так образовалась сильная держава, подчиненная государю, который с умом и храбростью соединял правосудие и веротерпимость к христианам. Христиане одержали победу при Рамле, но затем последовал целый ряд неудач и заключен был мир. Мир однако продолжался недолго; его нарушили сами христиане тем, что ограбили караван, в котором ехала сестра султана. Главная битва произошла при Хиттиме в 1187 г. Соединенные силы всех христианских князей и духовных рыцарей потерпели страшное поражение. В торжественном шествии Саладин завладел многими городами, после чего и Иерусалим сдался.

Третий  крестовый поход.

Весть о падении Иерусалима произвела огромное впечатление в западной Европе, но религиозного воодушевления, как в конце предыдущего века, мы не видим более. Желающих, чтобы Иерусалимом опять овладели христиане, было не мало, но у большинства преобладали побуждения чисто мирские. В третьем крестовом походе (1189—192) приняли участие: Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август и Ричард Львиное Сердце. Первым отправился в путь германский император. Сыновья султана Иконийского вступили в союз с Саладином; поразив их в жаркой битве, Фридрих дошел уже до границ Сирии, но в Киликии он нашел смерть в волнах небольшой реки (Селеф), когда пустился через нее вплавь. Многие вернулись в Европу, остальных привел младший сын Фридриха, тоже Фридрих, к городу Акре. К этому городу пришли и главные силы французские и английские под предводительством своих королей. После пребывания в Сицилии, где не обошлось без столкновения с островитянами, короли пошли дальше порознь и, когда Филипп был уже под Акрою, Ричард занялся завоеванием Кипра. Вскоре после прибытия английского короля к Акре, город сдался крестоносцам. Ричард оставался в Палестине еще более года и в частых битвах с мусульманами прославился рыцарскими подвигами и мужеством, но и запятнал себя жестокостью. Был заключен договор с Саладином, о том что христиане могут посещать Иерусалим.

Четвертый крестовый поход (1202—204).

Печальный исход третьего крестового похода немало способствовал охлаждению религиозного рвения. Но прошло несколько лет и папский престол занял Иннокентий III. Знаменитый папа, доведший власть свою до небывалой высоты и проповедовавший крестовые походы на еретиков и

язычников в Европе, не мог оставить без  внимания востока. Первое место между  участниками 4-го крестового похода занимали Балдуин граф Фландрский и Бонифаций граф Монферратский. В лагерь под Зарой (которой крестоносцы завладели) явился греческий царевич Алексей Ангел с просьбой о помощи против дяди, тоже Алексея, который сверг с престола Исаака, ослепил его и заточил. За восстановление прав отца и своих Алексей обещал щедрое пособие для завоевания Иерусалима. Они двинулись к Константинополю и осадили его. Город был взят. Но согласие продолжалось не долго. В столице вспыхнул мятеж, во время которого погибли оба Ангела, а народ провозгласил нового императора. Крестоносцы воспользовались этим и взяли приступом Константинополь в 1204.После падения Константинополя, вожди крестоносцы приступили к дележу греческой империи. С согласия других, большую часть государства со столицей получил Балдуин Фландрский и, под именем Балдуина I, назвался латинским императором.

Пятый крестовый поход  Фридриха II.

Распавшееся царство Эйюбидов сплотилось снова в одних руках. Напрасно Иннокентий III и его преемники взывали к верующим, отдельные толпы, отправлявшиеся на восток, не могли помочь делу. К числу таких бесплодных предприятий, не говоря уже о безрассудном „походе детей", относится поход венгерского короля Андрея II в союзе с несколькими князьями (баварским, голландским)с берегов Иордана он вернулся назад. Успех в начале, но также плачевный исход, имел поход короля иерусалимского Иоанна Бриенского, который отправился с крестоносцами из разных стран и с духовными рыцарями в Египет. Христианам удалось после больших усилий взять Дамиетту, но дальнейший поход к Каиру представил такие опасности, что крестоносцы должны были удалиться из нильской страны на условиях. После стольких неудач снарядился в поход император Фридрих II и возвратил без кровопролития Иерусалим (пятый крестовый поход 1228—229). Султан Камель уступил Вифлеем, Назарет и Иерусалим (за исключением омаровой мечети). Папа на каждом шагу противодействовал императору. Григорий IX, поразивший Фридриха проклятием, не только не снял его, когда тот отправился в поход, но запретил духовным рыцарям и всем христианам помогать отлученному от церкви. Этого мало, договор, заключенный с султаном, папа обозвал коварным и вредным для христиан, а когда Фридрих в церкви гроба Господня возложил на свою голову иерусалимскую корону, то Григорий разразился интердиктом на самый храм гроба. Из Иерусалима Фридрих возвратился в Европу бороться с папой. В королевстве Иерусалимском происходили раздоры; венециане и рыцарские ордена не повиновались наместнику Фридриха II. Когда христиане заключили союз с султаном Дамаскским, султан египетский нанял в свою службу ховарезмцев, которые грабили королевства крестоносцев. Дикая орда, нанесшая рыцарям поражение (при Газе), овладела Ирусалимом. Таким образом, Иерусалим опять достался египетскому султану (1244) и христианские владения по прежнему ограничились береговой полосой. 
 
 

Походы  Людовика IX Св. и конец крестовых походов.

Весть о новой потере Иерусалима побудила набожного Людовика IX предпринять крестовый поход. Сначала король имел успех, крестоносцы взяли Дамиетту. Между каналами и Нилом войско, запертое со всех сторон значительными силами неприятеля, должно было положить оружие. Сам Людовик попался в плен; хотя он и знатнейшие вельможи получили за большой выкуп свободу, но значительная часть крестоносцев сделалась жертвою фанатизма мамелюков (1250 г.). После четырехлетнего пребывания в разных городах иерусалимского королевства Людовик IX возвратился в Европу. Между тем в Египте пало владычество Эйюбидов. Еще во время пребывания там Людовика, предводитель мамелюков Бибарс убил султана—победителя французского короля. Десять лет спустя тот же Бибарс, забрызгав себя вторично кровью другого султана, сам занял египетский престол. С тех пор водворилось в Египте господство мамелюкской династии. Владея и частью Сирии, Бибарс направил оружие против христиан и в несколько лет овладел городами Цезареей, Иоппе и Антиохией. Тогда Людовик IX задумал новый крестовый поход. Прежде чем идти в Египет, он помог брату Карлу Анжуйскому, королю Неаполитанскому, наказать разбойничье гнездо Тунис; но во время осады города умер от моровой язвы (1270 г.). Разбив и принудив тунисского бея к миру и платежу дани, крестоносцы возвратились домой. Это была последняя попытка помочь сирийским христианам, если не считать некоторых мелких предприятий (напр. английского принца, впоследствии короля Эдуарда I). Начатые Бибарсом наступательные движения на владения христиан в Сирии продолжали его преемники и один город за другим падал под ударами мамелюков. После взятия Триполи и Птолемаиды(1291 г.) остальные города сдались почти без всякого сопротивления. Христиане, оставшиеся в Сирии, сделались данниками султанов египетских, а крестовые походы кончились. 
 

Информация о работе Влияние крестовых походов на развитие художественной культуры Западной Европы 12-13 вв