Научная культура Западной Европы XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:40, реферат

Описание работы

Основным критерием выбора темы реферата «Научная культура Западной Европы XIX века» является моя личная заинтересованность в разработке данного вопроса, т.к. немаловажным фактором окультуривания науки «золотого века» заключается в придании гласности (публичности) научным открытиям. Представляя данное исследование, я довольно подробно изучил тематический материал, изложенный в научной и публицистической литературе, а также в интернет-изданиях.
Целью моего реферата является изучение развития естествознания XIX в. и выяснение как постепенное и неуклонное накопление данных для установления идеи закономерного развития, идеи всеобщей взаимосвязи явлений объективного мира и его материальности повлияло на дальнейшую научную культуру. Предшествующий период был периодом аналитическим, когда ученые, изучая природу, «рассекали ее на части». В рассматриваемую эпоху углубляется знание этих частей, познаются их внутренние связи с тем, чтобы затем синтезировать их и установить единство мира в пространстве и времени.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……….……….3
1. Основные черты, социально-экономические процессы и система научных ценностей западноевропейской культуры XIX в……………………..………...…5
2. Научная культура Западной Европы XIX века……………………………………7
2.1Математика………………………………………………………………………….7
2.2 Астрономия…………………………………………………………………………9
2.3 Механика…………………………………………………………………………..12
2.4 Термодинамика……………………………………………………………………15
2.5 Электричество, магнетизм………………………...……………………………...16
2.6 Химия………………………………………………………………………………19
2.7 Геология……………………………………………………………………………22
2.8 Биология…………………………………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы…………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Титульный лист.docx

— 63.64 Кб (Скачать)

      Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

      Южно-Российский Государственный Технический Университет (НПИ)

      Шахтинский  Институт (филиал) 
     
     
     
     

    Реферат № 81 на тему:

    «Научная культура Западной Европы XIX века» 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил: студент группы 1-3     Зач. кн  08-0dsdasdsads181                     dsdssdsadada.

    Принял: преподаватель                                                                  Губанова Е. В. 
 
 
 
 
 
 

    2009

    Содержание

Введение…………………………………………………………….……….……….3

1.  Основные черты, социально-экономические процессы и система научных ценностей западноевропейской культуры XIX в……………………..………...…5

2. Научная культура  Западной Европы XIX века……………………………………7

2.1Математика………………………………………………………………………….7

2.2 Астрономия…………………………………………………………………………9

2.3 Механика…………………………………………………………………………..12

2.4 Термодинамика……………………………………………………………………15

2.5 Электричество,  магнетизм………………………...……………………………...16

2.6 Химия………………………………………………………………………………19

2.7 Геология……………………………………………………………………………22

2.8 Биология…………………………………………………………………………...24

Заключение…………………………………………………………………………….29

Список используемой литературы…………………………………………………...32

    Введение

    Основным  критерием выбора темы реферата «Научная культура Западной Европы XIX века» является моя личная заинтересованность в  разработке данного вопроса, т.к. немаловажным фактором окультуривания науки «золотого века» заключается в придании гласности (публичности) научным открытиям. Представляя данное исследование, я довольно подробно изучил тематический материал, изложенный в научной и публицистической литературе, а также в интернет-изданиях.

    Целью моего реферата является изучение развития естествознания XIX в. и выяснение как постепенное и неуклонное накопление данных для установления идеи закономерного развития, идеи всеобщей взаимосвязи явлений объективного мира и его материальности повлияло на дальнейшую научную культуру. Предшествующий период был периодом аналитическим, когда ученые, изучая природу, «рассекали ее на части». В рассматриваемую эпоху углубляется знание этих частей, познаются их внутренние связи с тем, чтобы затем синтезировать их и установить единство мира в пространстве и времени.

    Культура XIX в. является культурой сложившихся  буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью  сформировался. Он охватил все отрасли  материального производства, что  повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).

    В XIX в. происходит коренной переворот, связанный  с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные  представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое  от машины существо. В условиях интенсифицирующейся  механизации человек уходит на периферию  духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством  мастера, занял монотонный труд.

    Духовная  культура XIX в. развивалась и функционировала  под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии  и естествознания. Но ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.

    В индустриальной цивилизации, утвердившейся  в Европе в XIX столетии, главной ценностью  считали научно-технический прогресс. И это не случайно. Как показали подсчеты П. Сорокина, «лишь только один XIX век принес открытий и изобретений  больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые», а именно 8527.

    Весь  дальнейший период развития науки идет под знаменем становления исторического метода в естествознании. В борьбе с теологией и метафизикой наука должна была сделать решающий шаг: исключить из исследования природы понятие акта творения, согласно которому все было создано сразу и в высшем совершенстве. Одним из необходимых условий выработки исторического метода было исследование внутренней объективной связи между различными явлениями природы. Нужно было покончить с метафизической изоляцией различных областей природы, установить их взаимные связи. Это было второй важнейшей задачей, стоявшей перед теоретическим естествознанием.

    Задачи, поставленные передо мною, - изучить  естествознание XIX века по конкретным разделам науки. 
 
 
 

 
    
  1. Основные  черты, социально-экономические процессы и система научных ценностей западноевропейской культуры XIX в
 

    Духовная  культура XIX в. является продуктом сложившихся буржуазных отношений. К концу XYIII в капитализм как система сложился полностью. Он охватил не только все отрасли материального производства, но и осуществил соответствующие преобразования в непроизводственной сфере:  политической, правовой , быту, общественном сознании.

    Разнообразные ценностные ориентации духовной культуры XIX в. концентрировались вокруг двух исходных позиций

  • утверждение ценностной установки буржуазного образа жизни, культурных достижений быстро развивающегося капиталистического общества. Эта позиция пользовалась поддержкой официальных властей и представителей официального искусства;
  • критическое неприятие буржуазного общества. Это направление объединяло различные, весьма несходные явления.

    В XIX в. происходит коренной переворот в жизни человека, связанный с появлением машины.

    Происходит  дегуманизация труда. Место ремесленного, тесно связанного с личностью  работника, с его  индивидуальным умением, искусством творчества, занял  качественно однородный безликий труд как простая затрата рабочей  силы. Труд утрачивает черты положительной  творческой деятельности, оказывается  по ту сторону всякой духовности и  наступает период разочарования  и духовного опустошения.

    Духовная  культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием 2-х важнейших факторов: во-первых, успехов в области естествознания и, во-вторых, различных философских систем.

    Ведущей доминантой духовной культуры XIX в. была наука. Научные знания сами по себе явились важным структурным элементом духовной культуры. XIX в., но главное ее влияние состояло в том, что она способствовала формированию новой картины мира и обеспечивала техническую базу культуры. 

    Промышленная  революция XIX в. была тесно связана  с развитием науки. Она опиралась  на успешное развитие прикладных, точных и естественных наук и в свою очередь  стимулировала новые крупные  сдвиги в научных знаниях.

    XIX в. – это расцвет классического  естествознания, создания единой  системы наук. В то же время  связь естествознания с производством  становилась теснее. Появились первые  научные исследовательские лаборатории,  работавшие на промышленность. Новые  и новые научные открытия в  различных областях естествознания  все больше воздействовали на  развитие ведущих отраслей промышленности: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта, химической  промышленности.

    Простой практический опыт все больше дополнялся теоретическим осмыслением производственных процессов и точным инженерным расчетом. Так, результаты изучения природы электричества  явились теоретической основой  развития электротехники, сделав возможным  применение электроэнергии в системах связи, приводных устройствах рабочих  машин, во многих технологических процессах  различных предприятий, в создании ламп накаливания для освещения  помещений и улиц.

    Создание  паровоза, двигателя внутреннего  сгорания, телефона, радио, кино и много  другого составило переворот  в науке и технике и имело  громадное историческое значение. 
 
 
 
 

    2. Научная культура Западной Европы  XIX века.

    2.1 Математика

    Развитие  естествознания и техники конца XVIII и начала XIX в. поставило перед  математикой новые задачи. В этот период происходит расширение области  применения математического анализа. Использование математического аппарата становится непременным условием развития механики непрерывных сред, термодинамики, теории электричества и магнетизма, теории упругости и т. д. Разработка математической физики оказала большое влияние на развитие всего математического анализа в целом, включая его теоретические основания. В связи с этим развивается теория дифференциальных уравнений в частных производных и особенно теория потенциала. Крупную роль в разработке этих разделов математики сыграли выдающиеся ученые-математики: немец К. Ф. Гаусс (1777—1855), французы О. Коши (1789—1857), Ж. Б. Фурье (1768-1830) и С. Д. Пуассон (1781—1840), англичанин Д. Грин (1793—1841), немец П. Дирихле (1805—1859).

    На  основе углубленной теории пределов возникло строгое обоснование математического анализа. Необходимо подчеркнуть, что обоснование математического анализа помимо своего чисто теоретического значения имело также влияние на успешное приложение математики к естествознанию. Важные результаты были достигнуты Коши, чешским математиком Б. Больцано (1781—1848), норвежцем Н. Г. Абелем (1802—1829), и позднее немецким математиком К. Вейерштрассом (1815—1897) и др.

    Еще в самом конце XVIII в. датский ученый К. Вессель (1745—1818) и независимо от него в 1806 г. французский математик Ж. Арган (1768—?) дали, геометрическое истолкование комплексного числа. Вначале это  обосновывалось чисто арифметически, и только в дальнейшем возникло систематическое  развитие общей теории функции комплексного переменного. Здесь важнейшее значение имеют работы Коши, а также немецких ученых Г. Римана (1826—1866) и Вейерштрасса. Разработанная ими методика начиная с середины второй половины XIX в. приобретает все большую важность для решения задач математического естествознания, в частности в области аэро- и гидродинамики, а также электротехники и др.

    В середине XIX в. оформляется новая  математическая дисциплина векторное  исчисление, отвечавшее в первую очередь  потребностям механики и физики. Значительная роль в развитии векторного исчисления принадлежит  английскому ученому У.  Р.  Гамильтону (1805—1865), а также немецкому математику Г. Грассману (1809—1877).

    Наряду  с развитием разделов математики, связанных с запросами техники  и естествознания, XIX в. характеризуется  созданием ряда новых разделов математики, которые на первых этапах не были связаны  с какими-либо практическими потребностями. Позднее эти новые разделы  становятся основой развития новых отраслей науки и техники. Ярким примером является создание великим русским математиком Н. И. Лобачевским (1792—1856) так называемой «воображаемой геометрии». Лобачевский отверг возможность доказательства так называемой «аксиомы Эвклида о параллельных линиях» с помощью прочих аксиом. Эта аксиома гласила, что «через точку, не лежащую на данной прямой, проходит не больше чем одна прямая, лежащая с данной прямой в одной плоскости и не пересекающая ее».

    Отвергнув аксиому Эвклида, Лобачевский детально разработал новую геометрическую систему, в которой эвклидова аксиома  о параллельных прямых заменена следующим  положением: «Через одну точку, не лежащую  на данной прямой, проходят по крайней  мере две прямые, лежащие с данной прямой в одной плоскости и  не пересекающие ее».

    Свои  идеи Лобачевский изложил на заседании  физико-математического отделения  Казанского университета в феврале 1826 г., а в 1829—4830 гг. напечатал в  журнале «Казанский вестник» свой мемуар «О началах геометрии», в котором изложил свое открытие. Несколько позднее, в 1832 г., с такой же теорией, независимо от Лобачевского выступил венгерский математик Я. Больяи (1802—1860). Следует отметить, что к этим же выводам самостоятельно пришел еще ранее Гаусс.

Информация о работе Научная культура Западной Европы XIX века