Общение: понятие, виды, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:15, реферат

Описание работы

Общение – одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Его формы и виды чрезвычайно многообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте до задушевного разговора с близким человеком.

Работа содержит 1 файл

Общение.docx

— 27.83 Кб (Скачать)

Общение – одно из наиболее необходимых условий существования  человеческого общества. Его формы  и виды чрезвычайно многообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте  до задушевного разговора с близким  человеком. 

Общаемся мы всегда. Даже когда грустим в одиночестве, мы ведем диалог с воображаемым собеседником; даже когда отворачиваемся от случайного попутчика мы «говорим» ему: «Ты  мне не интересен». 

Наш век характеризуется  скоплением огромного числа людей  в больших городах, избыточностью  и принудительностью ежедневных контактов. В таких случаях анонимность  выступает в роли щита, предохраняющего  психику человека от эмоциональных  перегрузок. 

В то же время роль безымянного винтика перестает  удовлетворять человека, все сильнее  и настойчивее заявляет о себе потребность в неформальных, «сердечных»  контактах. И тогда вдруг оказывается, что стремясь к контакту, мы не в  состоянии его установить и поддержать, то есть обнаруживается то, что А. Б. Добрович обозначил как «коммуникативная беспомощность». 

В большой степени  эта беспомощность характерна и  для выпускников-сирот из школ-интернатов, где крайне важно создание структурных  подразделений, которые должны максимально  эффективно помочь и поддержать выпускников-сирот  в их постинтернатной жизни. 

Или проблема коммуникаций и адаптации военнослужащих, выполняющих  служебно-боевые задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики или Афганистана. 

Своего рода беспомощность  может проявляться и в сфере  делового общения. Если во время переговоров  вам не удается убедить своих  партнеров, если рвутся деловые связи, если осложнились отношения с  начальством или возникли конфликты  с подчиненными – это говорит  о наличии коммуникативных проблем. 

 Общение между  супругами в семье, между родителями  и детьми также требует в  немалой степени определенных  коммуникативных навыков. 

Разрешение коммуникативных  проблем представляет особый интерес  для представителей так называемых «коммуникативных» профессий: политических деятелей, руководителей разного  ранга, менеджеров, педагогов, врачей, социальных работников, юристов, журналистов  и многих других. 

 Источниками коммуникативной  компетентности являются: врожденные  особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция  и специальные методы обучения.

Виды общения 

 Контакт масок  - формальное общение, когда отсутствует  стремление понять и учитывать  особенности личности собеседника.  Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. 

 Светское общение  – его суть в беспредметности,  т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение. 

 Формально-ролевое  общение – когда регламентированы  и содержание, и средства общения  и вместо знания личности собеседника  обходятся знанием его социальной  роли. 

 Деловое общение  – это процесс взаимодействия  в общении, при котором происходит  обмен информацией для достижения  определенного результата. Т.е. это  общение целенаправленное. Оно возникает  на основе и по поводу определенного  вида деятельности. При деловом  общении учитывают особенности  личности, характера, настроения  собеседника, но интересы дела  более значимы, чем возможные  личностные расхождения. 

 Духовное межличностное  общение (интимно-личностное) – раскрываются  глубинные структуры личности. 

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ —  типологические составляющие, позволяющие  правильно оценить его сущность, содержание и полноту проявления. Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов. 

Различают межличностное  и массовое общение. Межличностное  общение связано с непосредственными  контактами людей в группах или  парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество  непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. 

Выделяют также  межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник—подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия. 
 

Общение может быть личным и деловым. Личное общение  — это обмен неофициальной  информацией. А деловое общение  — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности  или включенных в одну и ту же деятельность. 

Общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние  периоды развития цивилизации возникают  различные виды опосредованного  общения. Опосредованное общение —  это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники). 

В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам. Императивное общение — это авторитарная, директивная  форма взаимодействия с партнером  по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками  и мыслями, принуждения его к  определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает  пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения — принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения "начальник—подчиненный", воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений. 

Манипулятивное общение — это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция "черной" и "серой" пропаганды. При этом владение и использование средств манипуля-тивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности. 

Объединенные вместе на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность. В свою очередь, диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития. 

 В жизни человека  практически нет периода, когда  он находится вне общения. Общение  классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам  и формам. 

Специалисты выделяют следующие формы общения. 

Непосредственное  общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью  органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На основе непосредственного общения  на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные  формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более  современных средств для организации общения и обмена информацией. 

Прямое общение  – это естественный контакт "лицом  к лицу", при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: "ты – мне, я – тебе". Косвенное общение  предполагает участие в процессе общения "посредника", через которого передается информация. 

Межличностное общение  связано с непосредственными  контактами людей в группах или  парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта  деятельности, сопереживания и понимания. 

Массовое общение  – это множественные связи  и контакты незнакомых людей в  обществе, а также общение с  помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и  т. д.). 

 Специалисты в  сфере торговли и обслуживания  в своей повседневной деятельности  сталкиваются с проблемами межличностного  общения. 

В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое. 

Императивное общение  – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его  поведением, мыслями, а также принуждение  к определенным действия и решениям. В данном случае партнер по общению  рассматривается как бездушный  объект воздействия, как механизм, которым  надо управлять; он выступает пассивной, "страдательной" стороной. Особенность  императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т. п. 

Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими. 

 При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к нарушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности. 

 Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его, то есть человек видит вокруг себя не людей, а своих "двойников". 

Диалогическое общение  является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению. 

 Диалог возможет  лишь в случае соблюдения ряда  правил взаимоотношений: 

 · психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу "здесь и сейчас", т. е. с учетом чувств, желаний, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент); 

Информация о работе Общение: понятие, виды, формы