Культура: понятие,виды,формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 14:08, реферат

Описание работы

Целью написания данного реферата является рассмотрение культуры.

При работе над данной темой ставились следующие задачи:

-рассмотреть понятие слова «Культура» и её основные элементы;

-виды, формы и функции культуры.

Работа содержит 1 файл

введение культурология.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Понятие «культура» применяют буквально  к каждой человече способности —  телесной или духовной (психической).

Человек — это кристалл культуры, ее концентрированное  выражение. Но он же является и душой культуры, ее источником. Это предполагает его всестороннюю развитость, гармонию разума и чувств, души и тела. Для достижения такой цели необходима культура воспитания.

     Предметный и личностный виды культуры.

Предметный  вид культуры — ее видимость. Разумеется, культура не может

существовать  без этой видимости, но она, и не сводима  к ней. Культура имеет еще и личностный вид, который запечатлен в вещах. По вещи можно судить об уровне интеллектуального, эстетического, нравственного развития ее создателя, об отношениях между людьми, о характере эпохи. Но чтобы увидеть личностное выражение куль, нужно быть личностью. Каждый из нас видит

личностный  мир культуры ровно настолько, насколько сам является личностью. 

       Формы культуры. 

    Материальная  культура – предметно-объектная деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей, т.е. «человек в вещи».

   К материальной культуре относятся: здания, сооружения, транспорт, коммуникации, виды животных, сорта растений, воспроизводство человека, производственные процессы, орудия и средства труда, деньги, физкультура (спорт), экология и др.

   Духовная  культура – эмоционально-чувственная сторона деятельности человека.

   Формы духовной культуры: 

  1. Одна из ранних – миф – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через природу, ее обожествления и наделения ее сверхъестественной силой.

В процессе перехода от формы 1 к форме 2 (в течение 30 000 лет) возникают:

Тотемизм – поклонение животному миру.

Фетишизм – поклонение неживой природе.

Анимизм – одухотворение живой и неживой природы.

    Язычество – многобожие.

  1. Религия – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через бога и наделения его сверхъестественной силой.
  2. Философия (примерно VI до н.э.) – наука о всеобщих законах развития и движения природы, общества и мышления.
  3. Наука – система знаний о закономерностях становления, формирования, развития природы, общества, человека.
  4. Искусство – деятельность человека по законам красоты и гармонии.
  5. Нравственность – деятельность человека, которая регулируется правилами и нормами, принятыми в обществ.
 

Массовая  и элитарная культуры.

   Массовая (общедоступная) культура – рассчитана на широкий круг потребителей. К жанрам массовой культуры относятся мелодрамы, боевики, стили ненаучной фантастики, развлекательные шоу, шлягеры, разновидности легких жанров музыки, «желтая» пресса. Оно должно иметь легкий сюжет, действия должны происходить в экзотической местности.

   Элитарная культура – культура для избранных и созданная самими избранными: балет, опера, театральный жанр, симфоническая и классическая музыка, живопись. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         3.Функции культуры 

   Функциональный  анализ культуры предполагает наличие явлений, которые выполняют определенные функции (нормы, ритуалы, общение, производство и т.п.). 

   Преобразующая функция культуры.

    Освоение  и преобразование окружающей  действительности являются фундаментальной  потребностью человека, поскольку «сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу».

   Если  рассматривать человека только как  существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда  на каком-то историческом этапе его  экспансия во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

   Защитная  функция культуры.

   Является  следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической защиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств культурной защиты — не только совершенствование техники безопасности — очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы.

   Коммуникативная функция культуры.

   Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

  Познавательная  функция культуры.

  Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

Информационная  функция культуры

 Обеспечивает  процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит доение информации. Станислав Лем обращал внимание на то, что объем изученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация "информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологии.

Нормативная функция культуры.

Обусловлена необходимостью " поддерживать равновесие и порядок  в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями  и интересами действия различных  социальных групп и индивидов. Функция  общезначимых норм, признанных в той  или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой, этические нормы регламентации повседневной жизни, экологические нормы и др. Многие нормы

тесно связаны  с культурной традицией и укладом  жизни народа.

Нами рассмотрены  лишь основные функции культуры.

Особое внимание следует  обратить на то, что каждому  элементу культуры

(морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны

различные функции. Так, мораль, регулируя человеческое поведение пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры. Например, искусство, наряду с художественно-эстетической, гедонистической, выполняет и духовно-нравственную, воспитательную роль. Нравственность становится основой построения религиозных систем. В экономической культуре, предпринимательстве, политике также существуют свои "моральные заповеди". 
 
 
 

                                            Заключение 

     Культура  в целом неразрывно развивается, меняет свой облик, отражая облик  неизменяющегося мира, потребности  новой жизни. Нынешняя культура использует огромные достижения науки и техники. Она создает уют и благоденствие.

     Современная культура стремительно преображает окружающую среду, общество, быт людей, поэтому она оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений.

          Мир человека – это мир культуры. В своём первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» - природному, «дикому» и означает всё то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца, создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и природному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.

          Можно сказать, что культура  в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определённые санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционного предупреждения. 
 
 
 
 
 

                       Список использованной литературы 

  1. Культурология. / Под ред. Драча Г.Н. – Р./на Дону, 1995.

     

  1. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.
 
  1. Культурология. История мировой культуры. / Под  ред. А.Н. Марковой. М., 1998.
  2. Философский энциклопедический словарь. М.,  1993.
 
  1. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.
 

     6. Радугин А.А. Философия. М., 1998 

     7.Рождественский Ю.В. Введение  в культуроведение. М., 1996 

     8. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных

         заведений. М.: Феникс. 1995. - 576 с. 

      

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Культура: понятие,виды,формы