Культура Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Южная Азия - одна из тех областей древнего мира, для которых особенно характерна преемственность развития. В древности и в средние века здесь не было резкой смены населения, устойчивостью отличались как социальные отношения (кастовый строй), так и культурные традиции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
КУЛЬТУРА ИНДИИ «ИНДСКИЙ ПЕРИОДА»…………………………...3
КУЛЬТУРА ИНДИИ «ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД»………………………….7
КУЛЬТУРА ИНДИИ «БУДДИЙСКИЙ ПЕРИОД»…………………….....10
КУЛЬТУРА ИНДИИ «КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА»…………………..…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..25

Работа содержит 1 файл

истор готов.docx

— 53.18 Кб (Скачать)

Рассматриваемый период — конец I тысячелетия до н. э. и первые века новой эры — был временем расцвета древнеиндийской экономики. Индийцы  научились плавить высококачественную сталь, которая славилась не только в ближайших странах, но и в  далеком Средиземноморье. Свидетельством искусства металлургов может  служить знаменитая железная колонна  с надписью царя Чандры (видимо, Чандра-гупты II) — за полторы тысячи лет на ней практически не появилось  ржавчины. Крепости строились уже  не из дерева, а из кирпича и камня, для их штурма использовались стенобитные  машины и другие военные механизмы. К послемаурийской эпохе относятся  буддийские пещерные монастыри и  храмы и другие монументальные сооружения. Огромное количество памятников скульптуры первых веков новой эры позволяет  судить не только о религиозных верованиях и художественных вкусах населения, но и о технике работы, высоком  мастерстве ремесленников — резчиков и каменотесов.

Произведениями искусства являются и монеты, появившиеся под влиянием эллинистических образцов — с  изображениями правителей и надписями  на различных языках. Обилие монет  — золотых, серебряных и медных —  показывает довольно высокую степень  развития денежного обращения. Оживленные торговые пути связывали между собою  крупнейшие города, такие, как Таксила, Матхура, Уджаин, Варанаси. Наметилась некоторая областная специализация: Варанаси и Матхура, например, славились  хлопчатобумажными тканями, северо-западные районы — шерстяными тканями, вином и лошадьми, Уджаин — изделиями из драгоценных камней и слоновой кости, Южная Индия — пряностями. Образование Кушанской державы способствовало оживлению контактов Индии с областями Центральной Азии. Пролегавший через территорию Кушан Великий шелковый путь связывал Китай со странами Средиземноморья, входившими в состав Римской империи. В этой международной торговле индийцы принимали активное участие.

Уже во II—I вв. до н. э. в Западной и  Южной Индии появились торговцы из эллинистического Египта. Морское  сообщение между этими странами значительно расширилось, когда  стали использоваться периодические  попутные ветры (муссоны и пассаты) для плавания через Индийский  океан. На крайнем юге Индии возникла даже римская торговая фактория Арикамеду. Плиний Старший жаловался на то, что товары привозимые с Востока  — из Индии, Китая и Аравии, —  ежегодно обходились Римской империи  в 100 млн. сестерциев. Это показывает, что баланс торговли с Римом для  Индии был активным. Развивалось  и собственное судостроение и  морское судоходство. В первые века новой эры индийцы не только поддерживали тесные связи по морю с Юго-Восточной  Азией и островами Индонезии, но и начали в' этом направлении широкую  колонизацию.

Основу социальной организации  древнеиндийской деревни составляла соседская община. Вероятно, она  имела те или иные особенности  в различных районах страны, но источники позволяют представить  лишь строй общинной организации  наиболее развитых районов Северной Индии, который сложился к концу  древности. Пахотная земля была разделена  между отдельными семьями, силами которых  и велось каждое хозяйство. В нераздельной собственности, находились лишь некоторые  угодья, пустыри и пастбища. Глава  семьи мог продать свой участок, но преимущественное право покупки  при этом принадлежало родственникам  и соседям продавца. Все частные  земельные владения входили в  состав общинной территории, и, покупая дом и поле, новый хозяин приобретал также членство в общинной организации. Община обеспечивала коллективную помощь своим сочленам, но в свою очередь требовала от них участия в совместных работах на строительстве дорог, каналов, по поддержанию деревенских святилищ, а также в празднествах и обрядах. Полноправные члены общины принимали участие в сходах. Споры между жителями деревни решались обычно родственниками и соседями на основе обычного права. Во главе деревни стоял староста, представлявший общину перед государственной властью.

Внутри деревни не было равенства  ни по имущественному положению, ни по сословному статусу, ни по степени участия  в решении деревенских дел.

Традиционные отношения между  жителями деревни оформлялись в  виде кастовой иерархии. Деревенские  ремесленники, например, были обязаны  обслуживать представителей земледельческих  каст, но в свою очередь имели  право на долю собранного последними урожая. Такая система разделения труда, взаимных прав и обязанностей не только придавала индийской деревне  необычайную устойчивость, но и гарантировала  господство высших каст. В экономическом  отношении каждая деревенская община

Сложившиеся и складывавшиеся к  концу древности многочисленные местные касты получали оценку в  свете старинных представлений  об обществе, разделенном на четыре варны. Высшие касты землевладельцев, как правило, причисляли себя к брахманам  или кшатриям. Вайшьями часто считались  городские торгово-ростовщические касты. Основная масса трудящихся, не только ремесленников, но и крестьян, к концу древности рассматривалась  как варна шудр. Еще.ниже шудр находились касты неприкасаемых, занятые самыми тяжелыми и ритуально нечистыми  работами. Жили они за пределами  деревни или на окраине города, чтобы своим присутствием не осквернять представителей высших каст.

Городские свободные ремесленники составляли корпорации. Наследственность занятий и положения и здесь способствовала появлению замкнутых профессиональных каст. Ремесленные объединения (порою принимавшие форму касты) осуществляли контроль не только за деятельностью, но и за образом жизни своих сочленов. Социальный престиж разных профессий, а также место, занимаемое в обществе той или иной кастой, были одинаковы — например, золотых дел мастера, некоторые оружейники, изготовители благовоний находились в более привилегированном положении, чем простые каменщики, кузнецы или ткачи.

Работали ремесленники, как правило, не на рынок, а на заказ. В качестве заказчика, впрочем, мог фигурировать и богатый торговец, скупавший  изделия для продажи в далеких  странах. В результате подобных операций купцы не только обогащались, но и  приобретали значительное влияние  на развитие городского ремесла. Трудно сказать, насколько широкими были экономические  связи города с сельской округой. По-видимому, городское ремесло обслуживало  прежде всего нужды политической элиты — царского двора, провинциальной знати, чиновников, а товарообмен  города и деревни оставался ограниченным. Внешняя торговля была значительно  более развитой, нежели внутренняя.5

В городе широко применялся наемный  и 'принудительный труд, рабство стало  повседневным явлением. Толпы рабов  сопровождали вельмож и занимались хозяйственными делами в их городских  особняках.

Рабов рассматривали как собственность  хозяина и потому передавали по наследству, продавали, дарили, закладывали, проигрывали; освобождение рабы могли получить лишь по воле хозяина. Закон почти не вмешивался в отношения хозяина и раба, и если были ограничения произвола, то преимущественно неписанным обычаем.

Помимо полного рабства были распространены и другие формы эксплуатации. К рабам в широком смысле слова  часто причисляли и лиц, отрабатывавших долг в течение определенного срока. В период пребывания в кабале должники работали на хозяина вместе с урожденными рабами, однако их положение несколько отличалось от собственно рабского. Хозяин не мог их продать или заложить, не мог наказывать по своему произволу или заставить выполнять нечистые работы, если выполнение таковых было запрещено их кастой. Семейство такого должника оставалось свободным, а сам он не терял принадлежности к своей касте.

В данный период широко распространен  был и наемный труд. Многие наемники — поденщики, батраки — почти  не отличались по своему социально-экономическому положению от кабальных должников  и других лиц, выполнявших рабскую  службу. Использование их представляло особые выгоды во время сезонных работ. Систематический труд по найму являлся  уделом низших каст, не имевших собственных  средств производства, и для них  это стало не только экономической  необходимостью, но и религиозным, кастовым долгом.

Основой благосостояния высшей части  господствующего класса были налоги, собираемые главным образом с  сельской местности. Традиционный размер налога составлял шестую долю урожая, однако разного рода дополнительные и экстраординарные сборы значительно  повышали эту норму. Земли, принадлежавшие ученым брахманам, храмам и монастырям, как правило, от уплаты налогов были освобождены.

Конец эпохи древности характеризуется  ростом крупного землевладения. Деревни  — путем пожалований или покупки  — переходили в собственность  монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать  и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие  в своих руках землю деревенские  старосты из представителей самоуправления превращались в мелких помещиков, в  деревне распространялось кабальное  должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и  расширения крестьянской зависимости  в конце периода древности  рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новой социально-экономической формации — феодальной.

Послемаурийский период характеризовался расцветом экономики и довольно широким развитием рабовладельческих  отношений. Классовые общества и  самостоятельные государства складывались в отсталых прежде областях Декана, а также на крайнем юге Индостана. Оформившаяся к концу древности  общинно-кастовая структура деревни  послужила основой социального  развития Индии в средние века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Можно отметить, что Индийская культура - одна из первых культур Востока, которая не прекратила своего существования, а остается живой культурой с глубокой древности и до наших дней. В ней удивительным образом переплетаются древнейшие традиции и современные взгляды. Это предполагает возможности не только дальнейшего изучения ее особенностей, но и переосмысления их с позиции современности. Индия так же является страной, где удачно сочетаются различные виды и направления искусства. Те обычаи и направления искусства, которые есть в Индии не существуют больше ни в какой другой стране мира.

Религия оказала огромное влияние на становление культуры Индии. Так как в Индии исповедуется масса религий, это и индуизм, и ислам, и буддизм, и т.д., а  религии откладывают свои традиции на развитие культуры, то в культуре Индии великолепно переплелись  те религиозные традиции, которые  существуют там. И это сделало  культуру Индии непохожей ни на одну другую культуру в мире. 

Древнеиндийская культура обладала разнообразием, характерной чертой её была развитая духовность. Это проявлялось  в преобладании интереса к внутреннему  миру человека, отсутствовали однозначные  решения тех или иных проблем, наблюдался слабый интерес к вопросам мироздания.

Но в центр множества  учений, начиная от мифологических и кончая философскими, поставлен  человек, его путь к самосознанию и самосовершенствованию, несмотря на то, что вся восточная культура не знает проблемы человека, как  предмета для анализа. Поэтому в  Индии, как и во многих последующих  культурах, так сильна этическая  сторона жизни человека и общества, такое большое значение имеют  традиции.

Некоторые черты индийской  традиции и культуры поражают западного  человека, поскольку они свойственны  восточному мировосприятию, но несвойственны  западному менталитету.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов / под. ред. проф.А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 224с
  2. Чернокозов А.И. Мировая художественная культура. - М., «Феникс», 2004. – 574с.
  3. http://ifni.ru/topics/data/india/articles/india_article_02.htm
  4. Низовский А.Ю. Все чудеса света. Древний мир. М.: Вече, 2006 г.
  5. Антология мировой философии: Древний Восток. - Мн.:Харвест;  М.:ООО «Издательство АСТ», 2004г.
  6. Гуревич, П.С. Культурология: Учебник / П.С. Гуревич. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Проект», 2009. - 336с.
  7. Культурология: Учебное пособие / Составитель и отв. ред.А. А. Радугин. - М.: Центр, 2006. - 304с.

1 http://ifni.ru/topics/data/india/articles/india_article_02.htm

2  Низовский А.Ю. Все чудеса света. Древний мир. М.: Вече, 2006 г.

3 Антология мировой философии: Древний Восток. - Мн.:Харвест;  М.:ООО «Издательство АСТ», 2004 г.

4 Гуревич, П.С. Культурология: Учебник / П.С. Гуревич. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Проект», 2009. - 336с.

5 Культурология: Учебное пособие / Составитель и отв. ред.А. А. Радугин. - М.: Центр, 2006. - 304с.

 


Информация о работе Культура Индии