Культура Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Южная Азия - одна из тех областей древнего мира, для которых особенно характерна преемственность развития. В древности и в средние века здесь не было резкой смены населения, устойчивостью отличались как социальные отношения (кастовый строй), так и культурные традиции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
КУЛЬТУРА ИНДИИ «ИНДСКИЙ ПЕРИОДА»…………………………...3
КУЛЬТУРА ИНДИИ «ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД»………………………….7
КУЛЬТУРА ИНДИИ «БУДДИЙСКИЙ ПЕРИОД»…………………….....10
КУЛЬТУРА ИНДИИ «КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА»…………………..…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..25

Работа содержит 1 файл

истор готов.docx

— 53.18 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2

КУЛЬТУРА ИНДИИ  «ИНДСКИЙ ПЕРИОДА»…………………………...3

КУЛЬТУРА ИНДИИ  «ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД»………………………….7

КУЛЬТУРА ИНДИИ  «БУДДИЙСКИЙ ПЕРИОД»…………………….....10

КУЛЬТУРА ИНДИИ  «КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА»…………………..…15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Древнюю историю Южной  Азии можно условно разделить  на следующие периоды:

  1. Древнейшая цивилизация (Индская) датируется примерно XXIII- XVIII вв. до х.э. (возникновение первых городов, образование ранних государств).
  2. Ко второй половине II тысячелетия до х.э. относится появление индоевропейских племен, так называемых ариев. Период с конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до х.э. именуется "ведийским" - по созданной в это время священной литературе вед. Можно выделить два его основных этапа: ранний (XIII-Х вв. до х.э.) характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии, поздний - социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (IX- VI вв. до х.э.), главным образом в долине Ганга.
  3. "Буддийский период" (V-III вв. до х.э.) - время возникновения и распространения буддийской религии. Памятники, связанные с буддизмом, являются наиболее важными историческими источниками. С точки зрения социально-экономической и политической истории данный период отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств - вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.
  4. II в. до х.э. - V в. х.э. можно рассматривать как "классическую эпоху" древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и культуры Южной Азии.

Южная Азия - одна из тех областей древнего мира, для которых особенно характерна преемственность развития. В древности и в средние  века здесь не было резкой смены  населения, устойчивостью отличались как социальные отношения (кастовый строй), так и культурные традиции.

 

КУЛЬТУРА ИНДИИ  «ИНДСКИЙ ПЕРИОДА»

Индская цивилизация (XXIII — XVIII вв. до н.э.)

Возникновение

Древнейшая в Южной Азии цивилизация  называется Индской, так как она  возникла в районе р. Инд в Северо-Западной Индии (ныне, в основном, территория Пакистана). Она может считаться  третьей по времени появления  древневосточной цивилизацией. Как  и первые две — в Месопотамии  и Египте — расположена она  в бассейне великой реки, и, очевидно, становление ее было связано с  организацией высокоурожайного поливного  земледелия.

Открытие культуры долины Инда произошло  сравнительно недавно (с 20-х годов  нашего века), и по разным причинам известна она хуже, чем существовавшие одновременно Египетское и Аккадское государства. Однако можно утверждать, что для  нее было характерно использование  бронзы, строительство городов, а  также изобретение письменности. Эти основные признаки и позволяют  говорить о возникновении цивилизации.

На территории к западу от р. Инд  уже в эпоху неолита, в VI (а возможно, и в VII) тысячелетии до н.э., население  стало заниматься земледелием. К  концу IV тысячелетия до н. э. выделяется несколько типов энеолитических земледельческих культур. Небольшие  поселки с домами из сырцового  кирпича располагались в долинах, орошаемых разливами мелких рек. Глиняные фигурки и изображения  на керамике свидетельствуют о типичных культах плодородия — богини-матери и быка. Отдельные черты материальной культуры (форма и орнаментация сосудов, строительные приемы) позволяют проследить черты сходства и преемственности  между городами Индской цивилизации  и теми энеолитическими поселениями, которые частично предшествовали им, а частично с ними сосуществовали.

Ранние земледельческие культуры Северо-Западной Индии не были изолированы  от близлежащих областей, и есть основания говорить о связях их даже с территорией далекого Элама. Важно подчеркнуть, однако, что, несмотря на любые возможные миграции населения или заимствование каких-либо достижений, возникновение городской цивилизации в долине Инда было подготовлено многовековым развитием самого этого региона.

Первыми были исследованы два наиболее крупных городских центра — Мохенджо-Даро и Хараппа (по названию последнего и  вся археологическая культура именуется  иногда Хараппской). Затем были открыты  менее значительные городища — Чанху-Даро, Калибанган. Особенно большой интерес  представляет Лотхал — важный форпост  южной зоны цивилизации, бывший, возможно, морским портом. Об этом свидетельствуют  раскопки верфи, связанной каналами с рекой, впадающей в Камбейский залив.

К настоящему времени памятники  Индской цивилизации найдены  более чем в 200 пунктах Западной и Северной Индии, в Синде, Белуджистане и на побережье Аравийского моря — на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с севера на юг и на полторы тысячи километров с  запада на восток. Она сохраняет  все же условное наименование Индской, ибо основные ее центры находились в бассейне этой великой реки.

Такие города, как Мохенджо-Даро, Хараппа  и Калибанган, имеют характерную  двухчастную планировку. Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Это так называемая “цитадель”, которая была предназначена для  общегородских построек — административных и религиозных. Крупное здание, обнаруженное в цитадели Мохенджо-Даро, исследователи  считают храмом или дворцом правителя. Неподалеку от него находится бассейн, предназначавшийся для ритуальных омовений (и в настоящее время  бассейны составляют существенную часть  индуистских храмовых комплексов). В крытой аркаде вокруг бассейна, вероятно, находились жрецы, совершавшие религиозные  обряды. В цитадели Хараппы найдено  огромное зернохранилище. Имеется аналогичное  сооружение и в Мохенджо-Даро. Возле кирпичной площадки для помола зерна расположены параллельными рядами небольшие помещения, в которых могли жить работники.

Собственно городское поселение  занимает в Мохенджо-Даро площадь  около двух квадратных километров —  здесь могло проживать несколько  десятков тысяч человек. Прямые улицы, до десяти метров шириной, использовались для проезда колесных повозок  и, возможно, для религиозных процессий. Пересекаясь под прямым углом, они  делят город на большие кварталы. Внутри этих кварталов четкой планировки нет, и дома разделены лишь узкими, часто извилистыми, переулками. Большая  часть городских построек возведена  из обожженного кирпича стандартных  размеров. Дома были нередко высотой  в два этажа и состояли из десятков помещений. В жаркое время жители, видимо, спали на плоских крышах. Окна выходили во внутренний двор, где  на очаге готовилась пища.

Более всего поражает исследователей уровень городского благоустройства. Во многих домах находят специальные  комнаты для омовения. Грязная  вода по водостокам и выложенным кирпичом каналам выводилась в специальные  отстойники. Система канализации  в городах долины Инда кажется  более совершенной, чем в других странах древнего мира.

Более полное представление можно  составить о городском ремесле. В строительстве так широко применялся обожженный кирпич, что его изготовление должно было стать важной отраслью производства. Разнообразием форм отличается характерная хараппская керамика. Роспись  сосудов, в основном, воспроизводит  растительные орнаменты. Находки пряслиц  свидетельствуют о развитии ткачества. Найдено некоторое количество изделий  из бронзы, золота и серебра.

Упадок

Примерно к концу XVIII в. до н. э. Хараппская культура перестала существовать. Можно  утверждать с достаточной уверенностью, что она не погибла в результате внезапной катастрофы. Обширный материал, накопленный к настоящему времени археологами, показывает, как постепенно, в течение столетий, приходили в упадок некогда цветущие города. Происходила смена городов сельскими поселениями и варваризация культуры. В периферийных областях на севере и на юге — на полуострове Катхиявар — позднее других колонизованных жителями долины Инда, дольше сохранялись характерные черты Хараппской культуры, постепенно сменявшейся позднехараппской и послехараппскими.

Выдвигалось множество гипотез  для объяснения того, почему перестала  существовать Индская цивилизация. Упадок городов сопровождался проникновением в долину Инда более отсталых племен с северо-запада, однако не эти набеги явились причиной гибели Хараппской культуры. Некоторые области Северо-Западной Индии к настоящему времени превратились в пустыни и полупустыни, и  вполне возможно, что в результате нерационального ведения поливного  земледелия и вырубки лесов природные  условия района стали менее благоприятными. Огромный разрыв между немногочисленными  развитыми центрами и обширной сельской периферией способствовал хрупкости  цивилизации бронзового века. Но подлинные  причины гибели хараппских городов  должны быть прежде всего связаны  с их историей, а ее-то мы пока и  не знаем.

По поводу социального и политического  строя Индской цивилизации могут  быть сделаны лишь самые общие  замечания. Наличие цитадели и городской  планировки, по-видимому, говорит о  существовании государственной  власти. Находки зернохранилищ и  помещений для работников вызывают ассоциации с храмово-государственным  хозяйством древней Месопотамии. Уровень  развития производства, наличие городов  и письменности заставляют думать о  социальном неравенстве, что подтверждается различиями в размерах и типах  жилых помещений.1

 

КУЛЬТУРА ИНДИИ «ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД»

 

С начала II тыс. до н.э. начался процесс миграции индоевропейских племен (из района Причерноморья и Прикаспия, может быть Малой Азии и Закавказья). Один из первых потоков мигрантов составили осевшие в Малой Азии хетты. Оснащенные боевыми колесницами индоевропейские племена быстро распространяются на запад (Балканы) и восток (Средняя Азия и Туркестан вплоть до монгольских степей). Южная ветвь индоевропейцев, заселившая Иран и Индию, часто именуется индоиранской (индоарийской). Результатом этих миграций явились распространение индоарийских языков, постепенное освоение долины Ганга и смещение основных центров формирования древнеиндийской культуры.

Процесс расселения индоарийских племен довольно часто изображался в  историографии как разрушительное завоевание, сопровождавшееся порабощением туземного населения. Оснований  для подобной концепции недостаточно. Появление индоевропейцев в Южной  Азии не было единовременным событием - так называемым арийским завоеванием. Это весьма длительный процесс. В  ведийской литературе, в частности Ригведе, представлена лишь одна из его волн. Вполне вероятно, что отношения групп индоевропейцев были не менее сложными, чем с местным населением. Нет оснований полагать, что сходство расовой принадлежности и близость языков сами по себе обеспечивали "арийскую" солидарность и провоцировали военные конфликты с аборигенами.

Проникновение индоариев в районы Северной Индии датируется примерно ХIV-ХIII вв. до н.э. В верховьях Ганга (область, именуемая Куру-Панчала) индоарии стали постепенно осваивать до того слабо заселенную долину реки, оттесняя или ассимилируя немногочисленные и сравнительно отсталые аборигенные племена. Для индоариев характерен высокий уровень культуры - знакомство с металлами, использование плуга, удобрений, ирригационных устройств, средств транспорта, развитое ремесло и т.п. Все это способствовало быстрому и успешному утверждению индоариев в долине Ганга. Именно их язык и культура, включая ее религиозно-мировоззренческую первооснову, на долгие тысячелетия определили исторический путь индийской цивилизации. Культурные влияния распространялись не только на восток или юг, но и на северо-запад, откуда шла первоначальная миграция.

Именно арии с их огромным вниманием  к религиозной символике и  мифологии, к культам и жертвоприношениям, с ведущей ролью жрецов-брахманов  и обожествлением священных текстов-самхит, выдвинули на первый план в этой цивилизации религиозно-духовные проблемы.

Магадхско-маурийский период. В ведах упоминается большое число древних династий и названий древнейших государств в долине Ганга, но насколько историчны приводимые сведения можно только догадываться, в большинстве случаев сведения не подтверждаются археологическими данными. Из большого числа государств долины Ганга: Кошала со столицей Варанаси, Видеха со столицей Митхила и др., первостепенное значение приобрела Магадха (на территории современного Южного Бихара). Государство со столицей в Раджагрихе занимало выгодное географическое, стратегическое и торговое положение, богато полезными ископаемыми (металлы). Велась активная торговля со многими областями Индии. При магадхском царе Удаине (461-445 гг. до н.э.) столица была перенесена в Паталипутру (современная Патна). На престоле утвердилась династия Нандов, была создана крупная империя, что в свою очередь подготовило почву для организации империи Маурьев.

Антимакедонское восстание возглавил Чандрагупта. Вполне достоверных данных о нем и его деятельности очень немного. Сохранилось предание, что он не отличался благородством происхождения, принадлежал к варне шудр и всем был обязан самому себе и своим выдающимся способностям. В молодости он служил у царя Магадхи Дхана Нанды, но в результате какого-то столкновения с царем бежал в Пенджаб, где встретился с Александром Македонским.

Чандрагупта вел войны с греко-македонскими гарнизонами и наместниками, посаженными в Индии Александром. Успех в военных действиях усилил позиции Чандрагупты. Возможно, еще до окончательного изгнания македонян (около 324 г. до н.э.) или вскоре после изгнания (мнения исследователей на этот счет расходятся) он организовал поход в Магадху и двинулся из Северо-Западной Индии к Паталипутре, где сверг Дхана Нанду и занял престол.

Около 314 г. до н.э. Чандрагупта стал полноправным правителем, положив начало династии, по родовому имени Чандрагупты носившей название Маурья. Сохранились сведения о том, что большую роль в свержении династии Нандов и воцарения Чандрагупты сыграл брахман Каутилья (Чанакья), занимавший впоследствии должность главного советника Чандрагупты, выдающийся государственный деятель, сторонник сильной царской власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРА ИНДИИ  «БУДДИЙСКИЙ ПЕРИОД»

Информация о работе Культура Индии