Культура Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Южная Азия - одна из тех областей древнего мира, для которых особенно характерна преемственность развития. В древности и в средние века здесь не было резкой смены населения, устойчивостью отличались как социальные отношения (кастовый строй), так и культурные традиции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
КУЛЬТУРА ИНДИИ «ИНДСКИЙ ПЕРИОДА»…………………………...3
КУЛЬТУРА ИНДИИ «ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД»………………………….7
КУЛЬТУРА ИНДИИ «БУДДИЙСКИЙ ПЕРИОД»…………………….....10
КУЛЬТУРА ИНДИИ «КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА»…………………..…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..25

Работа содержит 1 файл

истор готов.docx

— 53.18 Кб (Скачать)

 

Возникновение буддизма VI- II вв. до н. э. 

Основным источником исторических сведений об этом периоде является буддийская каноническая литература, а также памятники архитектуры. В северной Индии начинается строительство  городов, осваивается изготовление железных орудий труда, совершенствуется сельское хозяйство, строятся ирригационные  сооружения. Развитие сельского хозяйства  приводит к росту населения. Происходит разделение труда между сельским и городским населением.

Жители городов - купцы, ростовщики, ремесленники, группировались по роду своего занятия и образовывали внутри городов общины со своими обычаями, нормами поведения и культурой, передающейся из поколения в поколение. Главы профессиональных кланов пользовались большим влиянием и участвовали  в городском самоуправлении.

В сельской местности основу социальной структуры составляла семья –  большая, разросшаяся, с представителями  нескольких поколений. Семья владела  домом, полями, скотом. Имуществом от имени  семьи распоряжался ее глава, как  правило, старший мужчина. Наиболее важные вопросы решались на собраниях  родственников. Был широко развит культ  почитания предков, ритуалы.

К началу этого периода на территории северной Индии вдоль течения  Ганга существовало около двух десятков государств, наиболее влиятельное из них именовалось Магадха. Важнейшей  опорой правителей государств была армия, к этому времени уже профессиональная, состоявшая на царском довольствии. На вооружении была конница, тяжелые  колесницы, боевые слоны.

К этому периоду относится возникновение  первой империи. Основателем правящей династии был Чандрагупта. Известно, что по рождению он принадлежал к шудрам и всего добился благодаря собственным способностям. Чандрагупта был личным слугой при дворе правящего в Магадхе царя из династии Нандов. Вследствие конфликта с ним, он был вынужден скрываться, и бежал в Пенджаб.

Это событие совпало с походом  Александра Македонского. В 327-325 гг. до н. э. Александр предпринял индийский поход. Придя в северо-западные территории, он провел ряд успешных операций, в результате которых был захвачен Пенджаб. Чандрагупта имел встречу с Александром с целью убедить его продолжать поход вглубь долины Ганга, однако этот поход не состоялся. Считается, что основным препятствием тому было нежелание солдат и военачальников. Завоевательный поход армии Александра длился к тому времени уже не менее восьми лет, было захвачено достаточно добычи, в столкновениях с армиями индусов македоняне встретили ожесточенное сопротивление, большинство предпочитало вернуться на родину. Понимая, что без должной моральной поддержки дальнейший поход не возможен, Александр отказался от продвижения вглубь страны и направил войска вниз по течению Инда, оставив на завоеванных землях наместников. На этот раз Чандрагупта организовал повстанческое движение против наместников Александра а затем, опираясь на ополчение, отправился в поход на Магадху и занял царский престол, положив начало династии Маурьев.

С VII в до н. э. в течение нескольких столетий в Индии происходил интенсивный культурно-творческий процесс. В этот период возникают философские школы.

В основе всех систем лежали примерно одни фундаментальные идеи. Источник происхождения Вселенной и всех существ – вечный, неуничтожимый  Абсолют или Брахман. Мир делится  на феноменальный - проявленный, познаваемый  органами чувств и разумом. Феноменальный  мир изменчив, непостоянен и по сути фиктивен и нереален. За ним  стоит не проявленная истинная реальность, вечная, бесконечная, неизменная. Она  выше всяких качеств, атрибутов и наименований и потому не может быть познана полностью обычным человеческим разумом. Для ее обозначения использовалось санскритское слово «Tаt», чему соответствует русское местоимение «то».

Опираясь на эти идеи, философские  школы строили картины происхождения  Вселенной, пытались объяснить суть Абсолюта, выдвигали концепции человека, его места в мире, его назначения.2

Около 600 г. до н. э. в Индии возникло такое философское направление, как буддизм. Установлено, что Будда не миф, а историческое лицо. Он родился в семье одного из князей, кшатриев, из рода Шакья, владеющего группой деревень в предгорьях Гималаев и по рождению носил имя Сиддхартха, у него было также прозвище Гаутама. Жизнь Будды разделяют на три периода. Первые годы он провел во дворце своего отца в обстановке изысканной роскоши, готовился к карьере кшатрия, женился, однако продолжать обычный жизненный путь, принятый в среде его сословия, он не стал. Покинув дворец, он сделался аскетом, жил среди лесных отшельников, познавал их учения, поэтому Будду именуют также Шакьямуни, что означает отшельник из рода Шакья. Причина его поисков - сострадание к людям, терпящим нищету, болезни, физические и нравственные лишения, связанные со старостью, одиночеством, приближающейся смертью. Не найдя ответов в учениях отшельников, на пути духовного подвижничества и самоистязаний, он стал искать решение силой собственного ума. Результатом стало создание учения, вскрывающего внутренние причины страданий и указывающего пути к их преодолению. На протяжении третьего периода своей жизни он странствовал с целью проповеди своего учения и приобрел множество учеников и последователей.

Суть основной структуры буддийской доктрины составляют «четыре благородные  истины». Первая - признание того, что  в жизни неотъемлемо существует страдание и оно подлинно. Вторая - классификация видов страданий и установление причин, их вызывающих. Третья - обоснование возможности устранения внутренних причин страдания. Четвертая – пути прекращения страданий.

По преданию, первых учеников Гаутама  Будда встретил в г. Сарнатхе, где  произнес первую проповедь о «четырех благородных истинах» и «восьмеричном  пути спасения», впоследствии это место  стало одной из святынь буддизма. Его учение получило широкое распространение  сначала в Индии, а впоследствии переросло рамки философской  школы и превратилось в мировую  религию.

Будда, не отрицая существования  бога, намеренно отказался от каких-либо умозрений относительно того, какова его природа, каков его закон, в каком отношении к богу находится  человек, но указал своим ученикам путь к достижению такого состояния, в  котором сознание каждого становится открытым для познания бога. Жрецы - брахманы претендовали на исключительное право выступать в роли посредников  между человеком и божествами, а зачастую ставили себя наравне  с богами.

Существование кастовой иерархии не отрицалось, но для достижения спасения в буддизме первостепенным считалась  не кастовая принадлежность, а способность  отказаться от мирской жизни, от собственности, внешних уз, душевных привязанностей. Путь вступления в буддийскую общину не был закрыт ни для кого, тогда  как брахманы тщательно скрывали свои учения от низших сословий.

Способом освобождения от желаний  как от причины страданий, Будда  считал не насильственное их подавление, а использование жизненной энергии  на благо других, отказ от эгоистических  поступков, что приводит к очищению ума и он, по-видимому, был первым в Индии, кто выступил с подобной идеей.

Особо покровительствовал буддизму царь Ашока (273-232 гг. до н. э.) – третий представитель династии Маурьев, внук Чандрагупты. Во время его правления происходит зарождение буддийской архитектуры, было построено около восьми тысяч сооружений. В ранней традиции не было принято изображать Будду в скульптурных или живописных образах, вероятно в связи с тем, что он был первым, указавшим путь к состоянию бытия, свободного от каких-либо личностных атрибутов, к которым относится и облик физического тела, поэтому ранняя буддийская скульптура посвящена, как правило, изображению символики учения.

С целью проповеди буддизма, Ашока  рассылал гонцов в разные части света, в том числе и на Цейлон, где  и до нашего времени господствует буддийская религия.

Буддизм, как преобладающая религия, просуществовал в Индии около  девятисот лет, последующие направления, опирающиеся на ведийскую традицию, заимствовали из него идеал освобожденности - мокша.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРА ИНДИИ  «КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА»

В начале II в. до н. э. последний представитель  династии Маурьев был убит собственным  военачальником. С этого времени  начался длительный период политической неустойчивости и постепенного распада  державы. В I в. до н. э. власть правителей Магадхи уже не распространялась за ее пределами.

Между тем Северо-Западная Индия  испытывала мощный напор извне —  вторжение иноземцев. Первыми появились  греко-бактрийцы, прочно обосновавшиеся в Гандхаре. Подробности истории  греко-индийских государств неизвестны — лишь в общих чертах удается  восстановить последовательность правлений  царей по выпускавшимся ими монетам. В индийской литературе о греках сохранилась память как о жестоких завоевателях, походы которых достигали  бывшей маурийской столицы Паталипутры. В качестве свидетельства культурной ассимиляции можно рассматривать  сведения об их обращении к индийским  религиям, главным образом к буддизму.

Вслед за греко-бактрийцами в I в. до н. э. в Индию проникли восточноиранские племена — саки (шаки). На северо-западе образовалось несколько мелких индо-сакских  государств. Сакские правители, получавшие гегемонию над небольшими соседними  царствами, начинали именовать себя «великими» и «царями царей». В  более крупных государственных  образованиях вводилась система  наместничеств — сатрапий. Сатрапы (кшатрапы) пользовались значительной самостоятельностью и довольно быстро добивались полной независимости. Анализ изображений и надписей на монетах  сакских царей и кшатрапов  показывает смешение собственно индийских  черт с иранскими и греческими.

На рубеже новой эры некоторые  области Северо-Западной Индии покорились парфянам. Среди индо-парфянских царьков  наибольшей известностью пользовался  правивший в Таксиле Гондофар. Позднейшая легенда повествует о том, что он был обращен в христианство апостолом Фомою. Индийские христиане впоследствии относились с особым почтением к святому Фоме. В легенде о его миссионерской деятельности, очевидно, нашли отражение активные связи между Индией и Римской империей.

Первые века новой эры характеризуются  политическим преобладанием в Центральной  Азии Кушанской державы. По настоящему прочно Кушаны обосновались лишь в  северо-западной части Индии, но в  некоторые периоды, возможно, распространяли свою власть и на значительные территории в долине Ганга (например, надпись  с именем знаменитого кушанского царя Канишки обнаружена возле города Варанаси).

Находки кушанских монет вплоть до Ориссы свидетельствуют о широте экономических связей в Кушанский  период. Существование этой огромной державы способствовало культурному  взаимодействию Индии с восточнойранским и эллинистическо-рим-ским миром.

Власть кушанских правителей в  Западной Индии была в значительной мере номинальной. Сакские кшатрапы этого региона нередко именовали  себя царями. К первым векам новой  эры далеко зашел процесс культурной ассимиляции саков — на монетах  постепенно перестали помещать «надписи на каких-либо иных языках, кроме индийских. Резиденция «великих кша-трапов» находилась в старинном городе Уджайне —  бывшей столице царства Аванти. В  другом древнем городе — Матхуре  пришла к власти династия индийского происхождения.

Наконец, в IV—V вв. новый подъем переживала Магадха под властью династии Гуптрв (все правители этой династии носили имена, оканчивающиеся на гупта,—  очевидно, обозначение всего рода). Один из первых Гуптов в начале IV в. заключил союз с самым могущественным немонархическим объединением Северной Индии (государством личчхавов). Настоящим  основателем крупной державы  был Самудрагупта, правивший в  середине IV в. О его военных подвигах подробно говорится в высеченном на камне панегирике. В нем утверждается, что Самудрагупта «искоренил» в  Северной Индии власть девяти правителей, а в Декане — пятнадцати. В своем южном походе царь достиг тамильского города Канчи, на севере зависимость от него признавали пограничные области Непала и Ассама. Следует учитывать, впрочем, что автор составленной по царскому приказу надписи допускает значительные преувеличения. Явно недостоверны, например, сведения о том, что гуптскому царю подчинялись Кушаны и даже Ланка. Видимо, и Декан, несмотря на победоносный поход Самудра-гупты, не вошел в состав его державы. Тем не менее впервые после Маурьев основная территория Северной Индии была объединена, а ядром государства вновь стала Магадха.

Расцвет Гуптской державы относится  ко времени правления Чандрагупты II (380— 415 гг.), но уже вскоре после  смерти этого царя усилилась тенденция  к ее распаду. Ослабленное внутренними  усобицами государство не могло' противостоять внешней опасности. В конце V — начале VI в. страшное разорение  было вызвано нашествием так называемых гуннов-эфталитов, пришедших из Центральной  Азии. Северная Индия затем распалась  на множество мелких государств, в  которых правили местные династии (одной из таких династий оставались и Гупты).

Описание политической истории  большинства древнеиндийских государств основано на случайно сохранившихся  источниках, главным образом немногочисленных царских надписях. Запечатленные  в них отдельные яркие эпизоды  не всегда могут быть представлены в виде последовательных событий.4

В истории стран Декана центральное  место принадлежало династии Сатаваханов. Основана она была, очевидно, вскоре после распада Маурийской державы, а затем какое-то время соперничала  с царями Калинги. Средневековые  индийские предания о древности (пураны) позволяют отождествить Сатаваханов с династией Андхры (совр. штат Андхра-прадеш), указывая таким образом на их связь с районом Восточного Декана. Однако находки многочисленных надписей Сатаваханов позволяют говорить, что в период расцвета государства во II в. н. э. его основные центры находились в Западном Декане. Уже в III в. держава распалась. Местная ветвь династии сохраняла власть лишь на небольшой территории, а гегемония в регионе перешла к государствам Вакатаков и Паллавов (которые будут рассмотрены в курсе истории Индии средних веков).

Информация о работе Культура Индии