Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:03, контрольная работа
Одна из древнейших мировых цивилизаций возникла на территории современных Пакистана и Индии. Следы наиболее древней цивилизации ученые относят ко 2-му тысячелетию до н. э. С древнейших времен сохранилось множество памятников культуры, по которым можно судить о богатой духовной жизни общества. И это несмотря на многочисленных завоевателей, которые грабили и разоряли ее землю, порой беспощадно уничтожали ее культуру. Войско персидского царя Дария I, армия Александра Македонского, завоеватели из Бактрии, Кушан, тысячи гуннов — всех завоевателей Индии не перечесть. Затем пришли арабы и другие мусульманские народы, наконец, в XVII в. началась колонизация Индии европейцами. Все завоеватели пытались на свой лад изменить хозяйство, религии, культуру населявших ее народов.
I. Введение 3
II. Культура Древней Индии 4-21
Индская, или Хараппская, культура 4
Переселение Ариев 4
Веды 5
Упанишады 5-6
Йога 6
Касты 6-7
Законы Ману 7
«Махабхарата» и «Рамаяна» 8
Жизнь и учение Сиддхартхи Гаутамы-Будды 8-10
Империя Маурьев 10
Распространение буддизма 11
Памятники древнеиндийской архитектуры искусства 12-13
Индуизм 13-14
Литература 14
Золотой век Гупта 14-15
Храмы, живопись и скульптура 15-16
Развитие науки 16-17
Исламское вторжение 17-18
Кришнаизм 18-19
Сикхизм 19
Индо-мусульанскаякультура 19-20
Правление Великих Монголов 20-21
III. Заключение 22
IV. Список литературы…………………………… 23
КАЛИНИНГРАДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Контрольная
работа
по
дисциплине: «Культурология»
на
тему: «Культура
Древней Индии»
Руководитель работы
Работа защищена с оценкой
“____” _____________
200_г.
Калининград
2008г.
Содержание
I.
Введение 3
II. Культура Древней Индии 4-21
III. Заключение 22
IV.
Список литературы…………………………… 23
I.
Введение
Одна
из древнейших мировых цивилизаций
возникла на территории современных Пакистана
и Индии. Следы наиболее древней цивилизации
ученые относят ко 2-му тысячелетию до
н. э. С древнейших времен сохранилось
множество памятников культуры, по которым
можно судить о богатой духовной жизни
общества. И это несмотря на многочисленных
завоевателей, которые грабили и разоряли
ее землю, порой беспощадно уничтожали
ее культуру. Войско персидского царя
Дария I, армия Александра Македонского,
завоеватели из Бактрии, Кушан, тысячи
гуннов — всех завоевателей Индии не перечесть.
Затем пришли арабы и другие мусульманские
народы, наконец, в XVII в. началась колонизация
Индии европейцами. Все завоеватели пытались
на свой лад изменить хозяйство, религии,
культуру населявших ее народов.
II. Культура Древней Индии
1. Индская, или Хараппская, культура
Уже в 3—2 тысячелетиях до н. э. в бассейне реки Инд (на территории нынешнего Пакистана) существовала древняя цивилизация. Основными ее центрами были крупные города, известные под названием Хараппа и Мохенджо-Даро. Города имели четкую планировку, прямые, широкие улицы, шедшие параллельно друг другу, налаженную систему водоснабжения и канализации. Великолепные капитальные, нередко многоэтажные дома были выстроены из хорошо обожженного кирпича и имели такие удобства, как комната для омовений и уборная. При раскопках были найдены художественно выполненные предметы домашнего обихода, расписная керамика, искусно вырезанные из камня печати со знаками письменности и изображениями животных. Встречается изображение трехликого божества, окруженного животными, напоминающее позднейшего индуистского бога Шиву. Велась торговля с соседними народами, например месопотамцами.
В первой половине 2-го тысячелетия до н. э. хараппская цивилизация пришла в упадок, города — по причинам, и сегодня неизвестным ученым, — были покинуты жителями и вскоре поглощены джунглями. Их развалины обнаружили лишь в 20-е годы нашего столетия.
2. Переселение Ариев
В конце 2-го тысячелетия до н. э. из Ирана
в северную и западную Индию начали переселяться
древнеперсидские племена, называемые
индоиранскими, или индоарийскими (от
слова «арья» — «благородный», как называли
себя члены племени, занимавшие руководящее
положение). Вероятно, продвижение индоиранцев
было поэтапным, разделенным поколениями.
Пришельцы стояли на более низкой ступени
общественного и культурного развития,
чем доарийское население. Они были носителями
новой, так называемой ведической, культуры.
3. Веды
Древнейшим памятником индийской словесности и главным источником изучения мифологии, верований, жизни и быта населявших страну племен являются веды (конец 2-го — начало 1-го тысячелетия до н. э.). Веды — это сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа и др.), трактаты. В них содержатся сведения по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии. Веды отражают господство политеизма в религии индийцев. Они содержат имена более трех десятков богов. Боги были подобны людям, но обладали сверхъестественным могуществом и олицетворяли явления природы. Центральную роль в культе ведического периода играло жертвоприношение. Оно было главным способом сношения людей с богами. По представлениям древних индийцев (и современных индуистов), тело смертно, а душа вечна; после смерти тела она переселяется в другое тело, какое — зависит от поведения человека в прошлой жизни. Понятие «карма» («действие») означает и «поведение», и «воздаяние». «Закон кармы» означает, что все поступки человека, хорошие или плохие, вызывают и соответствующие им последствия в его жизни. Хороший поступок влечет за собой награду для человека, а каждый дурной - указание, но, как правило, не в этой жизни, а в будущем воплощении.
4. Упанишады
Стремление привести в систему древние верования отразилось в религиозно-философских памятниках конца ведийского периода - Упанишадах. Первые из них были созданы VII-III вв. до н. э. Особую роль в них играет учение об особом диетическом знании, достигаемом медитативной практикой. Конечной целью, к которой должен стремиться каждый истинно разумный, является «освобождение» от «странствий» души, т. е. избавление от новых рождений, а значит, и смертей. Этой цели - достижения «мира Брахмы» - нельзя добиться с помощью обычных ритуальных средств: нужны особые усилия духовного познания.
Упанишады
оказали значительное влияние на
развитие индийской мысли. Наряду с ведантой
они послужили источником идей для самых
различных философских и религиозных
направлений.
5. Йога
Особое место в дальнейшем духовном развитии заняла йога - аскетическое учение, выработавшее целый комплекс практических приемов для самоусовершенствования и достижение особого духовного состояния - освобождения. Первое дошедшее до нас описание йоги - классический труд «Йога-сутра» написанный мудрецом Патанджали примерно во II в. до н. э. Патанджали обобщил опыт многих предшествующих поколений, по крупицам собиравших эти знания. Средства йоги Патанджали представил в виде восьми ступеней поиска души. Первая ступень - яма - состоит в соблюдении всеобщих моральных заповедей и воздержания, вторая - нияма - предполагает внешнее и внутреннее очищение тела и души через самодисциплину; третья - асана-обеспечивает достижение физического здоровья посредством физических упражнений; четвертая - пранаяма - обозначает контроль над дыханием; пятая - пратьяхара - управление чувствами; шестая - дхарана - состоит в сосредоточении и концентрации; седьмая - дхьана - в медитации и восьмая - самадхи - достигает слияния с Духом Вселенной
6. Касты
В ведийскую эпоху сложились основы кастового строя Индии, который почти до наших дней был специфической чертой общественной жизни этой страны. В ведах уже зафиксирована начальная форма общественного расслоения — между рабовладельцами и рабами, завоевателями и пленными. Позже кастовое деление усложнилось. Кастовая система в древне-индийском обществе утверждалась достаточно долго, примерно в 1000—500 гг. до н. э. В это же время происходил и процесс отчуждения от старых племенных норм и особенностей жизни, значительная часть которых нашла отражение в мифологии.
В X—VII вв. до н. э. в Индии стали складываться рабовладельческие государства. К середине 1-го тысячелетия до н. э. их было несколько десятков. Самым крупным из них было Магадха, владевшее почти всей долиной Ганга. Это время ознаменовалось подъемом экономики и расцветом культуры. В городах вырастали дворцы и храмы, развивались ремесла. Значительные перемены произошли и в духовной жизни страны. Власть постепенно перешла в руки жрецов — брахманов, — а религия, получившая название брахманизма, стала отличаться от более ранних форм ярко выраженным кастовым характером и утверждением разделения людей на сословия — варны. Высшей считалась варна жрецов — брахманов, затем шли кшатрии (воины, из среды которых выходили князья и цари); вайшьи (свободные общинники-земледельцы, скотоводы и торговцы) и шудры (слуги). Первые три касты считались благородными, они назывались также дважды рожденными. Шудры же воплощали все низменные душевные качества, они не проходили в детстве обряда посвящения (второго рождения), поэтому им запрещалось участвовать в религиозных ритуалах, занимать ответственные должности, владеть землей.
Принадлежность индивида к касте определялась его рождением и была вечной. Только смерть могла освободить человека от принадлежности к касте. Кастовая принадлежность определяла, как правило, круг общения человека, за пределы которого выходить было нельзя.
7. Законы Ману
Кастовый строй Индии впоследствии был закреплен в памятнике законодательства и религии Индии — законах Ману.
Этот сборник правовых норм, составленный, как полагают, около V в. до н. э. (но записанный гораздо позже), сделался кодексом социального строя Индии на все последующие столетия. В нем кастовая структура индийского общества закреплялась и освящалась религией.
Брахманы
ввели и новых богов, оттеснивших
старых: Брахму — созидателя мира, Вишну
— бога солнца, Индру — покровителя царской
власти и Шиву — божество страшной разрушительной
силы, направленной против зла. Эти боги
вошли также в круг традиционных образов
индийского искусства.
8. «Махабхарата» и «Рамаяна»
Легенды и героические сказания, передаваемые из поколения в поколение, стали основой индийских героических поэм «Махабхарата» и «Рамаяна», сложившихся, по-видимому, во второй половине 1-го тысячелетия до н. э. «Махабхарата» описывает великую войну за власть между двумя древними родами Кауравов и Пандавов. В этой грандиозной битве участвует всё живущее на земле и небе — боги и духи, люди и звери. «Рамаяна» — сказание о приключениях царя Рамы, повествующее о событиях еще более древних. Предполагают, что ее окончательная редакция была осуществлена в III—IV вв. сказителем, близким к придворным кругам. На протяжении дальнейших столетий индийской истории сложилась традиция устной передачи поэм. Миллионы людей передавали их из уст в уста во всех уголках страны. Индийская народная мудрость гласит: «Чего нет в "Махабхарате", того нет и во всей Индии».
9. Жизнь и учение Сиддхартхи Гаутамы-Будды
Развитие городов, ремесел и торговли приходило в противоречие с кастовой структурой общества, требующей изолированности каст. Привилегии жрецов будили зависть и неодобрение, иногда доходившие до ненависти. Крайнее неудовольствие вызывали поборы под видом жертвоприношений богам. Особенно страдали от них крестьяне, которых вынуждали отдавать даже тягловый скот. Вера в незыблемость кастового строя, установленного будто бы самим Брахмой, начала колебаться. Широко распространились отшельничество, аскетизм, бродячее монашество. Возникали еретические учения, секты.
Одним из новых вероучений, в котором нашло свое выражение недовольство существующим порядком, был буддизм. Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама (563/6—483/6 гг. до н. э.) — сын князя из знатного племени шакьев, жившего на границе Индий и Непала. Жизнь в аристократическом кругу не удовлетворяла его. Узнав о страданиях людей, он в возрасте 29 лет покинул отчий дом, жену и сына и присоединился к группе странствующих аскетов, чтобы найти избавление от земных грехов. После шести лет скитаний и жизни с аскетами Гаутама понял, что добровольные страдания лишь усложняют жизнь, но не ведут к прозрению. И тогда он обратился к медитации. Семь недель сидел он под деревом, погрузившись в глубокую медитацию. И на него сошло просветление. С этого момента он становится Буддой — «Просветленным». Чтобы привести в порядок мысли, открывшиеся ему в момент просветления, он еще семь недель сидел под деревом и, упорядочив новое учение, пошел по деревням Индии проповедовать. Сорок лет бродил он по долине Ганга с проповедью и умер в возрасте 80 лет, оставив множество учеников и последователей.