Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:04, реферат
Культуру Индии отличает колоссальная духовная традиция, основы которой были заложены в далекой древности, начиная с2500 г. до н.э. Система ценностей, которая складывалась в ведический период, и сегодня является определяющей образ жизни и ментальный строй индо-буддийского типа культуры. Это ведический комплекс, включающий в себя самхиты, брахмхны, араньяки, упанишады, образующие священный канон брахманизма, именуемый термином шрути. Вторая традиция смрити, в широком смысле к смрити примыкают сакрально значимые тексты не только ведийской, но и эпической традиции (махабхарата). Говоря о социальном устройстве, необходимо отметить наличие сословной системы (варны), тесно связанной с таким общеиндийским понятием как карма. Заканчивается ведический период формированием нового концепта – буддизм.
4.4.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ
ИНДИИ
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Культуру Индии отличает колоссальная духовная традиция, основы которой были заложены в далекой древности, начиная с2500 г. до н.э. Система ценностей, которая складывалась в ведический период, и сегодня является определяющей образ жизни и ментальный строй индо-буддийского типа культуры. Это ведический комплекс, включающий в себя самхиты, брахмхны, араньяки, упанишады, образующие священный канон брахманизма, именуемый термином шрути. Вторая традиция смрити, в широком смысле к смрити примыкают сакрально значимые тексты не только ведийской, но и эпической традиции (махабхарата). Говоря о социальном устройстве, необходимо отметить наличие сословной системы (варны), тесно связанной с таким общеиндийским понятием как карма. Заканчивается ведический период формированием нового концепта – буддизм. Его основоположник – Будда принадлежал к варне кшатриев и был принцем царствующего дома. Параллельно с буддизмом развивается и джайнизм, с ним связано имя Махавира. В Индии без политических потрясений и религиозных войн буддизм уступил место индуизму. Длительное время различные традиции существовали параллельно, вплоть до ухода буддизма из Индии в XI в., хотя сам Будда никуда не исчез, а стал одним из воплощений (аватара) бога Вишну. Такое мирное разрешение противоречий могло быть возможным благодаря варно-кастовой системе, укоренившейся в индийском менталитете настолько, что тот концепт, который предлагался буддизмом, о вневарновом достижении нирваны, не оказался достаточным стимулом и аргументом в соперничестве брахманизма и буддизма. В конце концов, возобладал индуизм как образ жизни индийского народа, вобравший в себя всю накопленную духовную традицию и религиозно представленный в тримурти. Риши, брахманы, аскеты, гуру, мудрецы выражали такой способ существования и картину мира, какой можно охарактеризовать, как стратегию ухода от жизни, явленную в единении индивидуальной души с брахманом (мокша), или освобождение сознания (нирвана). Различные школы индийской философии, а также архитектура, иконография, музыка непосредственно связаны с религиозным сознанием и культом.
Вишну
и его 12 аватар. Статуя
в Сингапуре
Тысячелетняя культурная традиция, сформировавшаяся главным образом на территории Индии, сложилась в тесной связи с религиозными представлениями ее народа. Пришедшие в Индию арии принесли с собой Веды, создание которых относится ко второй половине или к середине 2000 г. до н.э. Книги представляют собой смесь гимнов, молитв, описаний жертвоприношений, поэтических образов природы. В гимне «Песнь творения» говорится, что в начале был бесформенный хаос, потом возникло стремление, и в нем прорезался свет, оформилось небо и царство воды. Из небытия вышло бытие. Так возник мир. Боги появились позже сотворения этого мира.
Веды (букв. знание, с глаголом vid – знать ассоциируются такие слова русского языка, как ведать, ведение, ведовство) – это древнейшие памятники индийской культуры, составляющие канон откровения, которому традиция приписывает божественное происхождение. По приданию священное знание Вед легендарные древние провидцы-поэты риши обрели внутренним прозрением и передали их смертным. Это знание заключает в себе непреложную истину, и Веды на всем протяжении истории индуизма пользовались наивысшим авторитетом. Это 4 книги священного знания, составляющие самую древнюю часть канона, самхиты, собрание священных речений (мантр), которым приписывается магическая сила:«Ригведа» (веда гимнов), «Самаведа» (веда напевов),«Яджурведа» (веда жертвенных формул), «Атхарваведа» (веда заклинаний, или веда атхарванов – Атхарван – имя мифического жреца огня). Последняя веда сложилась и была канонизирована позднее остальных. Веды составляют всю совокупность знаний древнего индийца о мире, в котором он живет: мир богов, мир людей и жертвоприношение как связующее звено между этими двумя мирами. Ригведа является самой древней из вед, поскольку она не предполагает никакого санскритского памятника, в то время как вся остальная литература предполагает ее. Ригведа – это великое начало индийской культуры.
Приблизительно
в середине II тыс. до н.э. в северо-западную
Индию, в район современного Пенджаба,
с запада, через перевалы Гиндукуша,
начали вторгаться воинствующие племена,
называвшие себя ариями. Они говорили
на одном из древних языков индоевропейского
происхождения, близком к языку соседних
племен, населявших древний Иран. Они обладали
не только воинскими талантами, но и отличались
даром поэтического слова. И главным сокровищем
этих племен стали гимны, легшие в основу
будущего их собрания – Ригведы.
Индская
цивилизация
Во
второй половине III – второй половине
II тысячелетия до н.э. в долине реки
Инд процветала высокоразвитая городская
цивилизация. В результате археологических
раскопок, ведущихся начиная с 30-х годов XX века,
были обнаружены следы многочисленных
поселений городского типа по течению
Инда от подножия гор Симла на севере до
побережья Аравийского моря на юге, протянувшиеся
через территорию современных Пакистана
и Индии с наиболее крупными центрами
в Мохенджо-даро (Синд) и Хараппе (Пенджаб).
По территории распространения хараппская цив
Статуэтка
жреца из Мохенджо-Даро
Раскопки
обнаруживают сооружения ритуального
назначения. На печатях воспроизведены
сцены жертвоприношений богам, священным
животным и растениям, праздничные и ритуальные
церемонии. Найдено большое количество
изображений из обоженной глины богине-матери
в тяжеловесных головных уборах и с массивными
украшениями на плечах и груди.
Образец письма Индской цивилизации
и стеатитовая печать (стеатит
— мягкий камень). Мохенджо-Даро. Середина
III тысячелетия до н. э.
Судя
по скелетам людей, валяющимся на улицах,
города подверглись вторжению
Агни
Так или иначе,
археологические раскопки в долине
Инда показали самобытность и автохтонность
Индской культуры, сложившейся задолго
до появления здесь индоарийских племен.
На территории Индостана процветала уникальная
культура, которая стала одним из прототипов
более поздней ведической культуры, впитавшей
в себя также очень многое из того, что
принесли с собой арийские племена. Так
начинает складываться индо-буддийский
тип культуры.
Печать
с изображением Прото-Шивы