Культура древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:04, реферат

Описание работы

Культуру Индии отличает колоссальная духовная традиция, основы которой были заложены в далекой древности, начиная с2500 г. до н.э. Система ценностей, которая складывалась в ведический период, и сегодня является определяющей образ жизни и ментальный строй индо-буддийского типа культуры. Это ведический комплекс, включающий в себя самхиты, брахмхны, араньяки, упанишады, образующие священный канон брахманизма, именуемый термином шрути. Вторая традиция смрити, в широком смысле к смрити примыкают сакрально значимые тексты не только ведийской, но и эпической традиции (махабхарата). Говоря о социальном устройстве, необходимо отметить наличие сословной системы (варны), тесно связанной с таким общеиндийским понятием как карма. Заканчивается ведический период формированием нового концепта – буддизм.

Работа содержит 1 файл

Культура древней Индии.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

      4.4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ  ИНДИИ  

      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  

      Культуру  Индии отличает колоссальная духовная традиция, основы которой были заложены в далекой древности, начиная  с2500 г. до н.э. Система ценностей, которая  складывалась в ведический период, и сегодня является определяющей образ жизни и ментальный строй индо-буддийского типа культуры. Это ведический комплекс, включающий в себя самхиты, брахмхны, араньяки, упанишады, образующие священный канон брахманизма, именуемый термином шрути. Вторая традиция смрити, в широком смысле к смрити примыкают сакрально значимые тексты не только ведийской, но и эпической традиции (махабхарата). Говоря о социальном устройстве, необходимо отметить наличие сословной системы (варны), тесно связанной с таким общеиндийским понятием как карма. Заканчивается ведический период формированием нового концепта – буддизм. Его основоположник – Будда принадлежал к варне кшатриев и был принцем царствующего дома. Параллельно с буддизмом развивается и джайнизм, с ним связано имя Махавира. В Индии без политических потрясений и религиозных войн буддизм уступил место индуизму. Длительное время различные традиции существовали параллельно, вплоть до ухода буддизма из Индии в XI в., хотя сам Будда никуда не исчез, а стал одним из воплощений (аватара) бога Вишну. Такое мирное разрешение противоречий могло быть возможным благодаря варно-кастовой системе, укоренившейся в индийском менталитете настолько, что тот концепт, который предлагался буддизмом, о вневарновом достижении нирваны, не оказался достаточным стимулом и аргументом в соперничестве брахманизма и буддизма.  В конце концов, возобладал индуизм как образ жизни индийского народа, вобравший в себя всю накопленную духовную традицию и религиозно представленный в тримурти. Риши, брахманы, аскеты, гуру, мудрецы выражали такой способ существования и картину мира, какой можно охарактеризовать, как стратегию ухода от жизни, явленную в единении индивидуальной души с брахманом (мокша), или освобождение сознания (нирвана). Различные школы индийской философии, а также архитектура, иконография, музыка непосредственно связаны с религиозным сознанием и культом.  

      

      Вишну и его 12 аватар. Статуя в Сингапуре  

      Тысячелетняя  культурная традиция, сформировавшаяся главным образом на территории Индии, сложилась в тесной связи с  религиозными представлениями ее народа. Пришедшие в Индию арии принесли с собой Веды, создание которых относится ко второй половине или к середине 2000 г. до н.э. Книги представляют собой смесь гимнов, молитв, описаний жертвоприношений, поэтических образов природы. В гимне «Песнь творения» говорится, что в начале был бесформенный хаос, потом возникло стремление, и в нем прорезался свет, оформилось небо и царство воды. Из небытия вышло бытие. Так возник мир. Боги появились позже сотворения этого мира.

      Веды (букв. знание, с глаголом vid – знать ассоциируются  такие слова русского языка, как ведать, ведение, ведовство) – это древнейшие памятники индийской культуры, составляющие канон откровения, которому традиция приписывает божественное происхождение. По приданию священное знание Вед легендарные древние провидцы-поэты риши обрели внутренним прозрением и передали их смертным. Это знание заключает в себе непреложную истину, и Веды на всем протяжении истории индуизма пользовались наивысшим авторитетом. Это 4 книги священного знания, составляющие самую древнюю часть канона, самхиты, собрание священных речений (мантр), которым приписывается магическая сила:«Ригведа» (веда гимнов), «Самаведа» (веда напевов),«Яджурведа» (веда жертвенных формул), «Атхарваведа» (веда заклинаний, или веда атхарванов – Атхарван – имя мифического жреца огня). Последняя веда сложилась и была канонизирована позднее остальных. Веды составляют всю совокупность знаний древнего индийца о мире, в котором он живет: мир богов, мир людей и жертвоприношение как связующее звено между этими двумя мирами. Ригведа является самой древней из вед, поскольку она не предполагает никакого санскритского памятника, в то время как вся остальная литература предполагает ее. Ригведа – это великое начало индийской культуры.

      Приблизительно  в середине II тыс. до н.э. в северо-западную Индию, в район современного Пенджаба, с запада, через перевалы Гиндукуша, начали вторгаться воинствующие племена, называвшие себя ариями. Они говорили на одном из древних языков индоевропейского происхождения, близком к языку соседних племен, населявших древний Иран. Они обладали не только воинскими талантами, но и отличались даром поэтического слова. И главным сокровищем этих племен стали гимны, легшие в основу будущего их собрания – Ригведы 

      Индская цивилизация  

      

  

      Во  второй половине III – второй половине II тысячелетия до н.э. в долине реки Инд процветала высокоразвитая городская цивилизация. В результате археологических раскопок, ведущихся начиная с 30-х годов XX  века, были обнаружены следы многочисленных поселений городского типа по течению Инда от подножия гор Симла на севере до побережья Аравийского моря на юге, протянувшиеся через территорию современных Пакистана и Индии с наиболее крупными центрами в Мохенджо-даро (Синд) и Хараппе (Пенджаб). По территории распространения хараппская цивилизация превосходила цивилизации Египта и Двуречья. Это были укрепленные города с правильной планировкой, со стенами и зданиями из обоженного кирпича, с храмами, общественными постройками, банями, жилыми двух- и трехэтажными домами, кварталами ремесленников, мощными ирригационными каналами. В комнаты по глиняным трубам подавалась вода, стоки для нечистот проходили под улицами, технически великолепно были сооружены огромные бассейны. Жилые дома имели несколько комнат, хозяйственные помещения, места для омовения. Вместо окон в верхней части стены устраивались небольшие отверстия для освещения. Пищу готовили во дворе дома в круглых печах. При раскопках в Мохенджо-даро обнаружено большое количество предметов быта из меди и бронзы, гончарные изделия и глазурованная керамика, изделия из слоновой кости, оружие из бронзы. Тонким вкусом и разнообразием отличались украшения: ожерелья, браслеты, запястья, кольца, шпильки, головные уборы из золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней и раковин. Найдены зеркала из бронзы, косметические инструменты и кусочки косметики, доски для игры в кости, детские игрушки из обожженной глины, выполненные с высоким мастерством в точной, реалистической манере передачи оригинала, что говорит об острой наблюдательности и художественном чутье. В Хараппе найдены подлинные шедевры скульптуры и глиптика. По сохранившимся скульптурным произведениям и печаткам можно представить одежду, прически, украшения людей древней культуры. Раскопки в этих и других центрах показывают, что города Индской цивилизации, благодаря налаженным устойчивым торговым связям, входили в обширную зону древнейших цивилизаций человечества и имели тесные контакты с Двуречьм и Египтом. Исследования позволяют говорить о высоком уровне медицины и астрономии в городах. Были найдены образцы письменности, которые пока не расшифрованы, однако установлено, что жители Хараппы писали справа налево. Вопрос о языке окончательно не решен, видимо, это был один из дравидских языков. Изображенные на печатях божества, по мнению специалистов, являются прототипом одного из богов индуизма Шивы, поскольку сходство между ними очень значительно. Соотнесение отдельных мотивов и сюжетов, отражающих мифологические представления Хараппы, с более поздними свидетельствами, зафиксированными в памятниках изобразительного искусства и в текстах, позволяют сделать вывод, что протоиндийские представления в измененном виде влились в более поздние религиозные учения, и, прежде всего индуизма, а также в буддизми джайнизм 

      

      Статуэтка жреца из Мохенджо-Даро  

      Раскопки  обнаруживают сооружения ритуального назначения. На печатях воспроизведены сцены жертвоприношений богам, священным животным и растениям, праздничные и ритуальные церемонии. Найдено большое количество изображений из обоженной глины богине-матери в тяжеловесных головных уборах и с массивными украшениями на плечах и груди.  

        Образец письма Индской цивилизации  и стеатитовая печать (стеатит  — мягкий камень). Мохенджо-Даро. Середина III тысячелетия до н. э.  

         

      Судя  по скелетам людей, валяющимся на улицах, города подверглись вторжению захватчиков. На одном из кладбищ были обнаружены скелеты людей иного физического  типа, чем основное население и  высказано предположение о том, что это было кладбище завоевателей. В 1947 г. было высказано мнение, что города долины Инда были разрушены ведийскими ариями. Мнение основывалось на том, что глава пантеона Ригведы – бог грозы и войны Индра славился разрушением крепостей своих врагов (дасов/дасью, под которыми подразумевались как враждебные племена местного населения, так и демоны).«Разрушитель крепостей» Индра своей дубиной грома пробивал вражеские крепости, а бог огня Агни сжигал их своим пламенем. В Пенджабе не было обнаружено других укрепленных городов, кроме Хараппы. Из этого делали вывод, что описания дасов/дасью, которые есть в Ригведе: низкорослые, с плоскими носами, чернокожие («черная кожа»), с враждебной речью, лишенные богов и жертвоприношений (т.е. не поклоняются арийским богам), нужно относить к населению Хараппы и других индских городов. Как считают приверженцы гипотезы об ариях-разрушителях, ведийские тексты свидетельствуют о том, что именно арии разрушили городскую цивилизацию, поскольку имели преимущество в военной сфере, благодаря легким конным колесницам. Они разрушили города, не испытывая потребности в их использовании и не будучи в состоянии ими управлять (сами они жили в небольших временных поселениях, вели полукочевой образ жизни). Но вопрос о гибели городов Индской цивилизации остается открытым. Помимо возможности периодических набегов, высказывались различные предположения о внутренних причинах гибели: наводнения, нарушение ирригационной системы, эпидемии.   

      

      Агни

Так или иначе, археологические раскопки в долине Инда показали самобытность и автохтонность Индской культуры, сложившейся задолго до появления здесь индоарийских племен. На территории Индостана процветала уникальная культура, которая стала одним из прототипов более поздней ведической культуры, впитавшей в себя также очень многое из того, что принесли с собой арийские племена. Так начинает складываться индо-буддийский тип культуры.  

  

Печать  с изображением Прото-Шивы  

Информация о работе Культура древней Индии