Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:55, реферат
В IV-III тысячелетии до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигр
и Евфрат – возникла и утвердилась культура древних шумерийцев и аккадцев
(жителей Месопотамии), которая стала одной из древнейших очагов
человеческой цивилизации. Здесь стремительно (по историческим меркам)
сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад,
Вавилония, Ассирия, Иран.
1. Культура Передней Азии (Шумеро-Вавилонская культура) 3
2. Культура Древнего Египта 7
3. Культура Древней Индии 10
4. Культура Древнего Китая
было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему
классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта,
были ее незыблемость и непостижимость.
Протест против смерти является важнейшей чертой культуры Древнего
Египта. Египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия
определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль
Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. (3, с.22(
Стремление к бессмертию
культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта –
и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической,
военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти
родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная
жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение.
Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь
соединиться со своим телом. Поэтому живым надо было позаботиться, чтобы
тело умершего было сохранено. Средством для этого было бальзамирование.
Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства
изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также
было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела.
Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в
свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света
и посторонних взглядов усыпальнице – пирамиде. (3, с.22(
Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских
жрецов всякий человек, а не только фараон или вельможа, обладал вечной
жизненной силой – ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью
соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались, т.к.
это было слишком дорого. Их просто заворачивали в циновки и сваливали в рвы
на окраине кладбищ. (3, с.23(
Пирамиды сооружали не рабы, а крестьяне в период наводнений и засухи,
когда они были свободны от полевых работ. Работа на постройке пирамиды была
религиозной обязательностью. В III-II тысячелетиях до н.э. и пирамиды, и
храмы – постройки для богов – строились из камня. Строительство пирамид
было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало
колоссальных и многочисленных жертв со стороны народа. Поэтому позднее, во
II тысячелетии до н.э пирамиды стали строить их кирпича, а не из камня –
это было менее разорительно, а сами пирамиды становились меньше. К началу I
тысячелетия до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц
фараонов стали отводить глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники.
(3, с.23( Это было связано с тем, что усыпальницы фараонов грабились на
протяжении всего периода древнеегипетской истории, хотя древние египтяне
боялись и боготворили своих фараонов.
Древнейшие египетские
Самая ранняя из египетских пирамид – пирамида фараона Джосера,
воздвигнутая около 5 тысяч лет назад, ступенчатая и возвышается , как
лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам
– пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей.
Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский
собор: высота 147м (сейчас 137м), площадь – около 55 000кв.м. Пирамида
Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба
весит 2-3 тонны. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды
пошло 2 300 000 таких камней. Удивительно и строительное искусство древних
мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что
между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса была
облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами. (3, с.23(
Религия.
Египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечной жизни
открыла потаенные (сакральные) страницы культурной истории Древнего Египта.
В системе заупокойных представлений все заметней становится этический
элемент религиозной культуры египтян. Но он не развился в систему
личностных ориентаций: идеалом осталось не будущее, и высшей ценностью не
настоящее, а блаженное прошлое, когда сами боги правили людьми, было и
идеалом, и высшей ценностью. В этой системе взглядов содержатся попытки
связать воедино
этические размышления о
на блаженную жизнь в потустороннем мире («Беседа разочарованного со своей
душой»). Земная жизнь полна жестокости и неправды, о загробной никто из
смертных ничего не знает. Сомнения, скепсис свидетельствуют о потребности в
этической рефлексии, но гарантии существующего миропорядка находились не в
этом мире, а принадлежали потусторонним силам, на которые можно было
воздействовать лишь с помощью магических заклинаний. (6, с.108-109(
Обожествление фараонов
Египта: египтяне считали, что фараон – это живое подобие Солнца (Ра) и
после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье
ночью. (3, с.23-24(
Боги в изображении древних египтян – это существа с человеческим телом
и головами животных. Их божественность здесь изображается через образы
существ, населяющих священную природу. (2, с.119( Богов в Древнем Египте
было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог
Солнца – Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис – бог
смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Египтяне считали,
что после смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. В
царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы
обрести вечную и блаженную жизнь. (6, с.107( Важнейшей богиней была Исида,
жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны
был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась
Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения,
предметы. (3, с. 24(
Египетское многобожие не
государства, усилию верховной власти и подчинения покоренных Египтом
племен. Фараон Аменхотеп IV, который правил в 1419-ок.1400гг. до н.э.,
выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога.
Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он
ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск
под именем бога Атона, трактуемый жрецами как «тело Ра». Столицей
государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амарна) и
сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону». Он пытался
сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех богов были
отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы
Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя
жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре
были вынуждены пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были
восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились. (3, с.24(
Литература.
Самые древние египетские
и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы,
сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тысячелетия до н.э.
Художественная литература представлена различными жанрами – это поучения
царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях,
повести. Одно из самых
отвлеченных и абстрактных
литературы – «Беседа разочарованного со своей душой». Человек,
разуверившись в смысле жизни начинает искать смерти. Душа, однако, пытается
отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную
жизнь, советует сполна насладиться земным бытием (3, с.24(
Искусство.
Изобразительное и
египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтян воздвигались
высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами – рисуночным символическим
письмом, ставшим важнейшей частью культуры Древнего Египта. Перед
заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение существа с
телом льва и головой человека-фараона. Сфинкс олицетворял мудрость,
загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс,
выполненный в первой половине III тысячелетия до н.э., до сих пор стережет
пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз
больше человеческой, а длина тела 57м. Шедевром древнеегипетского
изобразительного искусства периода II тысячелетия до н.э. искусствоведы
считают выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараона
Тутанхамона с его юной женой в саду. Подтверждением высокой культуры Египта
I тысячелетия до
н.э. является всемирно
Аменхотепа IV Нефертити – одно из самых прелестных женских изображений в
истории человечества. (3, с.25(
Изобразительному искусству
плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища
и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора,
строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы
условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось