Культура древнейших цивилизаций Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе поставлена цель изучить культуру древнейших цивилизаций Востока, для решения этой цели были выделены такие задачи:
Дать понятие цивилизации
Узнать общие черты древнейших цивилизаций
Изучить духовную культуру Древнего Востока
Узнать где возникли и как возникли древнейшие цивилизации в Индии, Египте, междуречье.

Содержание

Введение 4
1. Понятие цивилизаций. Возникновение древнейших цивилизаций в Индии (Хараппская культура), Египте и Междуречье (Шумер, Вавилон, Ассирия).
Общие черты древнейших цивилизаций. 6
2. Духовная культура Древнего Востока. Своеобразие восточного типа миропонимания и символизм. Тотамичность религии и каноничность
искусства. 13
Заключение 24
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Культурлогия.docx

— 64.46 Кб (Скачать)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: Культурология

 

Вариант 8

Тема: Культура древнейших цивилизаций  Востока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр.УК-12

Уразмухаметова Ф.Ф.

Проверил: Завальников В.П.

 

 

 

 

Омск.

2012

 

Содержание

Введение             4 

  1. Понятие цивилизаций. Возникновение древнейших цивилизаций в Индии (Хараппская культура), Египте и Междуречье (Шумер, Вавилон, Ассирия).

Общие черты  древнейших цивилизаций.       6

  1. . Духовная культура Древнего Востока. Своеобразие восточного типа миропонимания и символизм. Тотамичность  религии и каноничность

искусства.            13

Заключение            24

Список литературы           26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

У культуры, как и у всякого процесса, имеется  две стороны — устойчивая, консервативная и развивающая, новаторская. Устойчивая сторона культуры — это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление человеческого опыта в истории.

Понятие традиционное общество или общество традиционного типа — одно из определяющих в культурологии. Традиционным называется общество, подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени. Разложение социальности традиционного типа произошло лишь в Греции, поэтому античность и рассматривается как начало европейской цивилизации. Общественное же устройство во всех других цивилизациях можно считать традиционным по своему типу. Для взаимоотношений человека и социума в обществах традиционного типа характерны следующие черты:

Во-первых, традиционализм, т. е. отсутствие исторического динамизма, неизменность социально-экономического уклада. Новаторство здесь играет подчиненную роль, что обеспечивает жизнестойкость социума. Приверженность традиционному типу отношений гарантирует стабильность цивилизации, отсутствие тех изменений, которые могут привести к ее гибели. Жизни устойчивость культур Востока — это следствие традиционализма. Тысячи лет, на протяжении которых существуют восточные цивилизации, позволяют судить об их устойчивости.

Во-вторых, в обществах традиционного типа человек связан со своей социальной группой и подчинен ей. От рождения судьба человека, возможности личностного развития почти всецело определяются принадлежностью к социальной группе (каста, род, клан, сословие, община и т. п.), за которой закрепляется определенный вид трудовой деятельности и профессия.

В-третьих, мировосприятие человека в обществах традиционного типа характеризуется неотделимостью его от окружающей природы, так и от собственной телесной природы. Данная черта этого типа личности также связана с восточным стилем мышления. В традиционном обществе отсутствует противопоставление субъекта и объекта, общественное и природное воспринимается как нечто единое, неразрывное и гармоничное. Общество характеризуется особым типом экологического сознания. Существовавшие в течение тысячелетий цивилизации не сталкивались с экологической проблемой, не нарушали хрупкого природного равновесия. В понятие «природа» входило и понятие человеческой природы. Отсюда то огромное внимание, которое в этих культурах уделяется самому человеку: его физическому состоянию, гармонизации сексуальных отношений и совершенствованию возможностей психорегуляции. Все эти проблемы оказались гораздо более разработанными в мировоззрениях восточных цивилизаций (например, в даосизме, йоге, чань и дзен-буддизме), нежели в европейской культуре.

В-четвертых, мировосприятие человека в традиционном обществе определяется существующим типом мировоззрения (мифология, религия). Основой духовной культуры восточных цивилизаций является миф. Изучение широкого круга мифов и различных мифологических систем позволило установить, что у разных народов повторяются ряды образов, тем и мотивов. На этом основании были выделены различные типы мифов: космогонические (мифы о происхождении мира), теогонические (мифы о появлении богов), антропогонические (о возникновении человека), мифы о культурном герое (персонаже, с которым связаны культурные умения и навыки) и т. д.

Сознание  в традиционных культурах Востока  являлось религиозно-мифологическим по своей сути. Религии были чрезвычайно разнообразны. Для Востока характерно необыкновенное разнообразие верований, смена нескольких типов религии (как в Индии) или же сосуществование их (как в Китае или Японии).

Картина мира человека традиционных культур  задавалась именно мифологией и религией. Мифологическая картина мироздания не выделяет человека из окружающего мира, а, напротив, одушевляет последний, очеловечивая его. Мифологическая культура интересуется не законом, а индивидуальными событиями, не причинно-следственными связями, а материальными изменениями. Хотя разрешение конфликтов в мифе иллюзорно, оно гармонизирует личностное существование человека.

Обществу  традиционного типа соответствует  и особый способ мышления, получивший название восточного. При сравнении его с западным (европейским) способом мышления обнаруживается, по сути дела, различие в общественном и индивидуальном сознании традиционного и нетрадиционного обществ.

Для характеристики западного (европейского) и восточного (традиционного) стиля мышления можно предложить следующую схему:

Западный  стиль мышления:

  • Активное (познавательное и преобразовательное) отношение человека к миру
  • Доминирующее значение логического мышления (понятие)
  • Тенденция рациональности в искусстве

Восточный стиль  мышления:

  • Созерцательное отношение человека к миру
  • Доминирующе значение образного мышления (образ, миф, притча)
  • Образность и символичность искусства

Особенности западного и восточного мышления отражаются в свойственных им типах философствования.

Ко времени  встречи с европейской цивилизацией Индия, Китай и Япония были преуспевающими и стабильными обществами. Восток превосходил Европу не только численностью населения, но и богатством. Современные методики подсчета дохода на душу населения показывают, что и по этому показателю Восток в конце XVIII в. обгонял Европу, тогда еще отнюдь не достигшую того уровня богатства, который затмевал бы другие страны мира.

В данной контрольной работе поставлена цель изучить культуру древнейших цивилизаций Востока, для решения этой цели были выделены такие задачи:

  • Дать понятие цивилизации
  • Узнать общие черты древнейших цивилизаций
  • Изучить духовную культуру Древнего Востока
  • Узнать где возникли и как возникли древнейшие цивилизации в Индии, Египте, междуречье.

Выполнив  и изучив данные задачи мы сможем сделать обобщенный вывод о Древнейших цивилизациях.

 

 

 

 

1. Понятие цивилизаций. Возникновение  древнейших цивилизаций в Индии  (Хараппская культура), Египте и Междуречье (Шумер, Вавилон, Ассирия). Общие черты древнейших цивилизаций.

Цивилизация (от лат. — гражданский) — межэтническая культурно-историческая общность людей, основания и критерии для выделения которой, как правило, разнятся в зависимости от контекста и целей применения этого термина. Понятие цивилизации появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., термин «цивилизация» также использовался как характеристика высшей стадии социокультурного развития («дикость — варварство — цивилизация»).

В XX в. в трудах О. Шпенглера, а затем А. Тойнби сформировалось иное значение этого термина как локальной моно-или полиэтнической общности с выраженной социокультурной спецификой, т.е. концепция «исторической цивилизации» (древнеегипетская, вавилонская, греческая, римская, китайская, индийская, византийская, мусульманская, средневековая, западноевропейская цивилизации и т.п.).

Были  разработаны различные теории и  концепции исторического процесса на основе идей саморазвития и саморазрушения автономных и самодостаточных локальных цивилизаций, противопоставляемые теориям глобальной исторической эволюции всего человечества. Именно в подобном значении термин «цивилизация», как правило, использовался в современной научной литературе.

Вместе  с тем, несмотря на наличие определенных эмпирических оснований для выделения локальных цивилизаций, в науке до сих пор не разработаны единые методологические принципы и критерии для классификации той или иной исторической области в качестве автономной цивилизации, что представляется наиболее очевидной слабостью всех теорий цивилизаций.

В последние  годы получает распространение определение цивилизации как локальной межэтнической общности, формирующейся на основе единства исторической судьбы народов, проживающих в одном регионе, длительного и тесного культурного взаимодействия и культурного обмена между ними, в результате чего складывается высокий уровень сходства в институциональных формах и механизмах их социальной организации и регуляции (правовых и политических системах, специализированных компонентах форм хозяйственного уклада, религиозно-конфессиональных институтах, в философии, науке, системах образования, стилистике литературного и художественного творчества и т.п.), при сохранении большего или меньшего разнообразия в чертах этнографических культур народов, составляющих ту или иную цивилизаци. Чаще всего такого рода цивилизации складываются на основании длительного вхождения разных народов в состав единого многонационального государства, что задает всем им однотипную традицию институтов социальной регуляции (например, цивилизация «римского мира», китайская цивилизация, российская цивилизация) или на основании религиозного единства, формирующего такого же рода единообразие системы ценностей и механизмов регуляции социальной практики (мусульманская цивилизация, восточная и западнохристианская цивилизации) и т.п. Так или иначе, но во всех перечисленных случаях элементы культурного единообразия складывались не стихийно, а под воздействием именно институциональных средств социальной организации и регуляции, детерминировавших уже и специфику ценностных ориентации, и принципы социальной консолидации, и пр.

Искусство Индии

Искусство древней Индии связано с религиозно-мифологическими  представлениями, но при этом отражает и жизнь своего времени. Если в политическом отношении Индия редко была единой, в культурном отношении она представляла целостность на протяжении веков. Начальным периодом культуры Индии является доарийская культура, о которой до 1921 года ничего не было известно. Заслуга открытия протоиндийской цивилизации принадлежит индийским археологам. К настоящему времени обнаружено около тысячи поселений, среди которых лучше всего раскопаны два главных центра — Хараппа и Мохенджо-Даро. Все поселения имеют различную площадь, им свойственна двучленная структура: они состоят из цитадели и нижнего города. Строения цитадели воздвигались на платформе высотой до 6 м для защиты от наводнений, фасад комплекса укреплялся мощными кладками. В цитадели Мохенджо-Даро находился огромный бассейн длиной 12 м, а зал собраний, зернохранилище были скомпонованы в единый массив. Нижний город имел регулярную застройку. Некоторые городские дома достигали трех этажей, свет и воздух проникали в помещения через отверстия под потолком. Двумя наиболее крупными городами являются Хараппа и Мохенджо-Даро, общая площадь которого составляла 848 кв. м, а число жителей определяется в 35-40 тыс. человек. Протоиндийский город имел в среднем 12 блоков, образуемых пересечением улиц. Такое расположение улиц было приспособлено для сведения к минимуму разрушительных последствий муссонных ливней, а ориентация улиц по направлению ветров обеспечивала их естественную вентиляцию. На уличных магистралях под мостовой находились покрытые плитами и выложенные кирпичом каналы, вода по специально устроенным водоотводам устремлялась к окраинам, где были водостоки. Дома отличались великолепной кирпичной кладкой, простотой форм. Найдено множество гончарных изделий, которые оформлялись при помощи гончарного круга и покрывались красной

охрой. После  этого черной краской наносили узоры  — треугольники, круги. Перед обжигом  изделия полировались. В числе находок большое количество игрушек, которые выделывались главным образом из терракоты (трещотки, свистульки, зайцы, быки), выполненных с различной степенью мастерства. В противоположность животным, фигурки людей выполнены схематично и условно.

В Мохенджо-Даро среди предметов мелкой пластики обнаружена статуэтка из бронзы обнаженной молодой танцовщицы с коротким туловищем и худыми, удлиненными конечностями. Широкое лицо негроидного типа контрастирует с юными неразвитыми формами тела. Другой образец скульптуры представляет бюст мужчины из белого стеатита, облаченный в мантию, перекинутую через левое плечо и пропущенную под правое. Уже в этот период отмечаются черты, которые будут характерны для изображения человека на всем протяжении истории индийской культуры. Это так называемая трибханга (поза «двух поворотов») со своеобразной лепкой тела, называемой «набухающая плоть», много-рукость и многоногость. Найдены каменные печати прямоугольной формы с нерасшифрованными по настоящее время текстами, на которых изображены животные, особо почитаемые в Индии — слон, лев, горбатый бык, обезьяна. Примерно с ХУШ-ХУП вв. до н.э. Хараппская цивилизация переживает упадок и гибнет. Причины гибели цивилизации Хараппы до сих пор неясны.

Информация о работе Культура древнейших цивилизаций Востока